Светлана Снегирёва: «Психотерапия – одна из самых внушительных статей расходов миллионеров. Потому они и миллионеры».

Светлана Снегирёва: «Психотерапия – одна из самых внушительных статей расходов миллионеров. Потому они и миллионеры».

Светлана Снегирёва: «Психотерапия - одна из самых внушительных статей расходов миллионеров. Потому они и миллионеры».

Снегирева Светлана Владимировна
Действительный член Европейской Ассоциации транзактного анализа, член Украинского Союза психотерапевтов (УСП), мастер эриксоновского гипноза и НЛП программирования.

– Светлана Владимировна, растолкуйте, пожалуйста, суть метода транзактного анализа
– Транзактный анализ (ТА) – это теория личности, направленная на развитие и изменение личности. Основоположником данной теории личности является Э. Берн, более известный у нас, как автор книги « Игры, в которые играют люди» и « Люди, которые играют в игры». Данная теория базируется на следующих философский постулатах: основное –это то, что все люди рождаются «Ок»; Каждый человек умеет думать, осознавать свои проблемы и принимать решения. Следовательно, каждый человек сам решает свою судьбу и сам может изменять свои решения и свою жизнь. Фундаментальной позицией ТА является модель личности, основанная на состояниях – Я, т.е. это мысли, чувства, поведение человека в определенных жизненных ситуациях. Выделены три состояния – Я. Если Вы реагируете непосредственно на то, что происходит с Вами в данный момент, здесь и сейчас – это состояние Я – взрослого (В). Иногда Вы можете начать вести себя как кто-то из Ваших родителей или фигур, заменявших родителей, тогда это состояние Я – родительское (Р). В другой ситуации Вы можете возвращаться мыслями, чувствами и поведением в состояние ребенка, это состояние Я – детское (Д). Метод ТА направлен на глубокую проработку личности и ее изменения, на изменения межличностного общения, отношения к миру и к себе. Цель ТА дать человеку возможность осознавать причины его проблем, найти способы их решения, собственные возможности и силы, осмыслить то, что являлось подсознательным. Сила человека в том, что он четко знает что ему нужно делать и как и тогда человек становится не рабом ситуаций, а хозяином своей жизни. ТА имеет широкую область применения. Данный метод применим во всех отраслях психологической практики, в психотерапии и консультировании, в тренингах, бизнесе, образовании, и т.д.
– Воля человека – это врождённое или то, что поддаётся развитию, воспитанию в себе?
– Воля человека – это черта личности. И если смотреть с точки зрения ТА, учитывая, что человек хозяин своей жизни и сам может изменять свою личность (взгляды, реакции, черты характера, убеждения и т.п. ), то конечно же воля – это то что воспитывается и развивается человеком. Все люди рождаются с равными возможностями и изначально каждый человек – Ок, но каждый попадает в разные условия, разную среду и некоторые черты личности развиваются и усиливаются, а другие приглушаются. Так же и воля, как черта личности подлежит развитию, воспитанию или подавлению.
– В чём проявляется эффективность методов Эриксона и где потолок их применения?
– Эриксоновский гипноз, основанный Милтоном Эриксоном, является не классическим гипнозом, который Вы можете видеть в цирке или по ТВ. Это измененное состояние сознания, т.е. трансовое состояние. На протяжении своей жизни человек неосознанно и довольно часто пребывает в таком состоянии легкого транса. Вы, возможно, иногда ловили себя на том, что глубоко задумались или на какое-то время «ушли в себя», и реальность куда-то «ускользнула». Это и есть транс, когда Вы не осознаете и не понимаете, где Вы были и что происходит. Сон , дремота, интуиция – это также трансовое состояние. Это состояние человека, когда сознание «засыпает» и включается подсознание (Бессознательное ). Метод Эриксона основан на воздействии на подсознательные процессы и заключается в том, что бы использовать такое измененное состояние сознания для воздействия на Бессознательное. С целью изменить состояние человека в стрессовых ситуациях, депрессии, в болезни, энурез, заикание, помочь человеку найти ресурсы в принятии решений и т.п. Эриксоновский гипноз имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому не стоит переоцениваить возможность метода .Недостаток в том, что человек полностью не осознает своих ресурсов, все может происходить как-будто без усилий личности. А что может научить лучше собственного опыта, который был прожит осознанно и прочувствован, который подвергся тщательному анализу и взвешен? Гипнотерапевт имеет большую ответственность за то, какие внушения он делает и какие задачи решает, для этого необходимо иметь хорошую подготовку и быть достаточно хорошим профессионалом. Недостатком этого метода является и то, что не все люди гипнабельны, и не все поддаются внушениям. Не приятным есть и то, что это способ манипуляции и иногда используется он в корыстных целях, это – реклама, секты, бизнес, внушение зависимости и т.п.
– Одна из самых внушительных статей расходов миллионеров на Западе – это оплата услуг психотерапевтов. Как с этим обстоит дело в нашей стране?
– Согласна с тем, что на западе психотерапия – одна из самых высокооплачиваемых услуг и действительно, это одна из самых внушительных статей расходов миллионеров. Хочется ответить одной фразой: «потому они и миллионеры». Человеку самому достаточно сложно изменить в своей жизни то, о чем он догадывается, но не знает, что с этим делать и как изменить, а порой и не догадывается вовсе о том, отчего он не достигает благополучия и почему не успешен, часто болеет и т.д. Для этого и существуют психотерапевты. Что бы стать хозяином своей жизни и достигать своих целей, люди готовы тратить время и средства. В нашей стране, к сожалению, ситуация совершенно другая. Психотерапевт – это последняя инстанция, куда будут обращаться за помощью. Я думаю, это больше связано с ментальностью и с недостатком информации. Психолога часто путают с психиатром. И здесь начинает действовать принцип ложного стыда « А что люди скажут… что я ненормальный… что я сам(а) не справлюсь… я сам себе психолог и лучше всех все знаю…у меня все в порядке». Бесспорно, каждый человек все о себе знает сам и сам умеет обесценить свои знания, исказить реальность, лишить себя возможностей и ресурсов и задача психолога в том, что бы дать человеку возможность применять свои знания и силы для себя, а непротив.
– Как много среди Ваших коллег подалось в мистику? Часто ли психотерапевты «грешат» эзотерическими приёмами?
– В среде своих коллег, работающих методом ТА (транзактный анализ), я не сталкивалась с желающими «погрешить» мистическими приемами или эзотерическими методами. ТА направлен на то, что бы оставлять человека в реальности, в «здесь и сейчас» , вместо того, что бы уходить в иллюзии и фантазии. ТА- специалисты реалистичны и воздерживаются от мистического мышления, которое присуще каждому человеку в детстве, когда ребенок может думать, что весь мир принадлежит ему и фантазирует из своей грандиозности.

– “Вам обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад”. Обман в рекламе. Он допустим? Можете ли Вы назвать наиболее удачные на Ваш взгляд рекламные продукты как эталон с позиции психологии?

– Мне бы не хотелось отвечать на данный вопрос в категорическом тоне без веских аргументов. Хочу начать с главного, реклама – это зомбирование и влияние на подсознание человека, включающее влияние на аудиальное, визуальное восприятие и на рецепторы человека, вызывающие рефлекторную реакцию. ( В жаркий летний день реклама напитка – бокал холодного пива, да и с пеной … слюноотделение повышается само собой, рефлекторно ) Это средство борьбы за потенциального потребителя, где «все средства хороши», когда речь идет о больших денежных капиталах, вложенных в рекламируемый товар и саму рекламу. И в чьих интересах думать и заботиться о последствиях использования интервентных психологических методик, зомбирующих массовое сознание и влиющий на ухудшение умственной
деятельности человека, на его самооценку, на изменения в поведении, возрастании агрессии и росту преступности.
– Есть мнение, что реклама должна, прежде всего, обращаться к чувствам и инстинктам, а уж потом с рациональности. Как проложить этот путь к
сердцу потребителя?

– Реклама несет в себе установки, вырабатывает привычки, дает готовые мыслительные схемы, готовые эмоциональные реакции. И конечно человек все меньше начинает использовать свои собственные интеллектуальные и волевые возможности, а так же меньше прибегает к анализу и синтезу. Зачем думать и анализировать, если человек точно знает, что фирма «Sony» – это показатель качества, т.к. уже срабатывает магическая сила стереотипов о высоком качестве. В этом случае психологическая задача рекламы по созданию «брэнда» выполнена, потребитель «привязан» к фирме. У человека же возникает «брэндомания», это навязчивая идея, когда человек уверен в том, что только эта фирма делает качественную продукцию и всем это доказывает и убеждает. Человек, видя, в рекламе дорогие вещи, эстетическую красоту, дорогие курорты, рестораны и т.п., осознанно или не осознанно, но хочет этим всем обладать и жить красиво, как в рекламе. Но далеко не всем это доступно и тогда наступает состояние депривации, это когда ожидания расходятся с возможностями. Это оказывает большое влияние на снижение самооценки, на возникновение гнева, зависти, агрессии к людям более успешным. Это сильный стресс для человека, который перерастает в
хронический и в депрессию или подталкивают к повышению своего социального уровня путем преступлений.
Кроме того, реклама воздействует на психику сходно с наркотиком.
Реклама мыла «Камей»: девушка моется мылом и уже видит себя в Париже… ну чем не морфинистка… Особенно сильное влияние реклама имеет на детей и подростков, у которых еще недостаточно хорошо развито критическое отношение к информации.

– Какую оценку Вы можете дать с позиции психологии современной рекламе доступной украинскому потребителю?

Все это, вышеизложенное, и понимание весьма негативных последствий для нации в целом, не дает мне возможности иметь позитивное отношение к
рекламе. Хотя, нельзя отрицать и ее пользу в плане того, что о новых товарах люди должны как-то знать, о том какие изменения происходят в
ценовых позициях и т.п. Но для этого необходимо воспитать правильное отношение к рекламной продукции, т.е. подвергать анализу, то, что Вам
предлагается и иметь нейтральное отношение к рекламе ( так называемое «мне безразлично» ), иметь свое мнение и не поддаваться ажиотажу, и
оставаться в реальной оценке того, что Вы себе можете позволить на сегодняшний день, т.е. реалистично взвешивать свои потребности и
возможности. Для того, что бы реклама достигла цели и была воспринята, в ход идет использование интервентных психологических методик влияющих на массовое сознание. Это и особое построение предложений ( больше всего запоминается то, что сказано вначале и в конце текста), и приятный тембр голоса, и воздействие фона, цветовой гаммы, музыки или звуков, конечно же эстетическая окраска ( красивые женщины и мужчины, с хорошими внешними данными . Реклама средства от прыщей «Oxy», какой подросток не хочет иметь красивую кожу..) и т.п.
Удачными, с точки зрения достижения психологической задачи рекламой, я считаю, любую «брэндовую» рекламу. Реклама и направлена на то, что бы покупатель хотел быть обладателем товара именно данной марки и верил в то, что это лучшее качество. Само слово «брэнд» говорит о том, что цель рекламы достигнута.

Беседу провёл
Валентин Торба