Дом Молитвы с фарсом перерос в вертеп

В истории православия за более чем тысячелетнее его развитие такого еще не было: священник – клирик Луганской епархии, митрофорный протоирей Андрей Дубина в октябре 2011 г. подал в суд иск на своих прихожан за клевету. Дом Молитвы с фарсом перерос в вертеп

«Горе вам, законники, что вы

взяли ключ разумения: но сами не вошли

и входящим воспрепятствовали…»

(Евангелие от Луки, гл.11)

Каков поп Савва, такова о нем и слава

В истории православия за более чем тысячелетнее его развитие такого еще не было: священник – клирик Луганской епархии, митрофорный протоирей Андрей Дубина в октябре 2011 г. подал в суд иск на своих прихожан за клевету.

Он предъявил к ответчикам иск «о защите чести и достоинства, возмещении морального вреда» на 5000 грн., а также потребовал наложить арест на их имущество. В качестве «доказательства» отец Андрей приложил письмо к высокопреосвященному Иоанникию, Митрополиту Луганскому и Алчевскому с перечислением собственных заслуг и прошением у него заступничества от клеветнических наветов.

Под письмом стояло более 110 подписей прихожан Свято-Пантелеймоновского храма г. Луганска. В том послании упоминались и слова Макария Оптинского: «Овца пастыря не судит», и слова Иоанна Златоуста: «Кто презирает священника, тот дойдет и до оскорбления Бога».

В свою очередь, ответчики подали возражение на исковое заявление батюшки на необоснованность его требований. Они сообщили, что деятельность настоятеля храма противоречит действующим духовным и гражданским законам. Прихожане неоднократно обращались в местную епархию о неканонических действиях в духовнической практике А.Дубины, ставя вопрос об извержении из сана этого священника.

В качестве доказательств истинности своих обращений в духовный и правоохранительные органы верующие просили пригласить в суд свидетелей, подтверждающих факты, изложенные в их документах. По мнению ответчиков, истец не обосновал взыскание с них 5000 грн., из чего состоит заявленная сумма, и не предоставил доказательств, свидетельствующих о причинении ему морального вреда и надлежащего расчета его размера.

В марте 2012 г. суд закончился, так, по сути, и не начавшись. Адвокатом А.Дубины было подано заявление об отказе истца от своих требований. Парадоксально, но ответчики были против закрытия дела! У них было достаточно фактов для того, чтобы в судебном заседании поменяться с истцом ролями. Для верующих так и осталось загадкой: зачем отец Андрей обращался в мирской суд? Это было его очередное желание заработать или стремление запугать судом своим прихожан?

У всякого попишки свои делишки

На судебный иск протоирея прихожане обратились к Митрополиту Луганскому и Алчевскому Иоанникию. В своем письме они заявили, что все являются пострадавшими от духовнической практики отца Андрея, и просят разрешить возникшую проблему на церковном суде.

Прихожане в качестве доказательства вины своего пастыря приводили примеры о нарушении им тайны исповеди, назначении всем без исключения эпитимьи (т.е. наказания) за каждый грех – по 150-500 поклонов, отлучении из-за личной неприязни от святого причастия до 10 лет, использовании оккультных (т.е. таинственных) методов «лечения», использовании для запугивания несогласных с его мнением прихожан местных криминальных «авторитетов», понуждении к принятию монашества для последующих работ в личном «монастыре» на приватизированных им землях и т.д. Такие послания от паствы в последние годы митрополит получал неоднократно, только отсутствие решения вопроса по существу лишь обостряло ситуацию.

Еще в 2005 г. к митрополиту Иоанникию обращались более двадцати верующих храма Святого Пантелеимона Целителя (на территории луганского областного онкодиспансера) с жалобой на действия протоирея Андрея Дубины, которые выражались в «фарисейском отношении к таинствам, насилию в исповедании и исполнении его “пророческих советов“, жестокости, корыстолюбии и своеволии». Молитвенники просили митрополита «отправить в запрет протоиерея А. Дубину для покаяния и спасения не только его души, но и многих, ищущих спасения в Православной Церкви».

Уже тогда прихожане удивлялись пастырской практике настоятеля своего прихода. Отец Андрей предлагал повторные крещения с переменой имени, публично разглашал подробности исповедей кающихся, объявлял других православных священников «безблагодатными», заставлял разводиться с супругом и вступать в брак с другим малознакомым человеком, менять работу и место жительства, продавать имущество и жертвовать на его храм. Нередко в качестве «жертвы» на церковь были дома, квартиры, а жертвователи становились «монахами частного монастыря».

Хотя А. Дубина вел службы в ряде больничных храмов, он запрещал обращаться к врачам, предлагая свои методы «лечения». Порой батюшка «предсказывал» своим прихожанам смерть от рака, болезни от порчи и сглаза, которые «лечил» заговорами, «вправлениями позвонков», бинтованием голов, нелепыми послушаниями, запретами и эпитимиями. Процесс исцеления А. Дубина проводил лично: закапывал нос и уши «святой» водой, «заговаривал» вино на излечение и заставлял его употреблять, требовал подробной исповеди лично у себя, ходить на его отчитки бесноватых.

В письме митрополиту Иоанникию бывшая прихожанка храма Святого Пантелеимона Целителя К. сообщала: «Только по прошествии времени, уйдя с Божьей помощью из этого храма, побывав в паломнических поездках по святым местам, я поняла, что была жертвой оккультной секты, и самое страшное то, что прикрывается весь этот шаманизм православной церковью, уводя людей от Бога и истинной веры». В другом письме Владыке верующая С. школу духовного воспитания отца Андрея сравнивала с «духовным гестапо». Она писала: «Православная церковь – это не место, где “исцеляют“ оккультными методами. Именно в этом храме – громадное количество одержимых, многие из которых стали духовно больными там благодаря методам отца Андрея, лишившись имущества по его указке».

Митрополит с 2005 г. не обращал внимания на многократные жалобы и обращения прихожан, на сомнения верующих. Лишь после обращения в июле 2011 г. в отдел религии ОГА, была организована встреча мирян с митрополитом Иоанникием. На той встрече верующие хотели получить у святого отца ответы на многие вопросы: можно ли заниматься целительская практикой на территории храма, имеет ли отец Андрей дар пророчества и целительства от Бога, являются ли храмы, находящиеся в ведении Дубины монастырями. На эти вопросы митрополит ответил отрицательно.

Монастырщина — что барщина.

В августе 2011 г. прокурору и начальнику милиции Краснодонского района от граждан В. и А. поступило заявление о том, что на территории храма с. Красное находится гражданин Т., 22 лет, уроженец Донецкой области, инвалид, которого насильно удерживают в стенах «монастыря», забрав паспорт, отобрав пенсию, заставляют выполнять непосильные функции подсобного рабочего. Граждане обратились в правоохранительные органы с просьбой принять меры к настоятелю храма А. Дубине по возврату документов и пенсии инвалиду Т.

Через некоторое время в правоохранительные органы Краснодонского района поступило обращение от гражданки Г. о том, что ее 13-летняя дочь, находясь на «послушании» в монастыре с. Красного, выполняла непосильную физическую работу, подвергалась избиениям от монахинь, в результате чего возникло нервно-психическое расстройство. Отец Андрей объяснял матери, что наказания дочери были вынуждеными, т.к. она не слушалась его и монахинь.

В дальнейшем под «зомбирование» священника попал и сын прихожанки Г. Он по совету А. Дубины продал свое жилье и дважды покупал втридорога квартиры, которые мошенническим путем были отобраны у пьющих людей. В заявлении Г. писала: «Андрей Дубина, прикрываясь священническим саном, умышленно наносит вред здоровью людей, семьям с целью подчинить самому себе, завладеть имуществом людей и поработить семьи для личного обогащения. На эти деньги он строит «храмы» и «монастыри», которые на самом деле построены на крови и костях тел и душ обманутых им людей».

Правоохранительные органы, видимо, не желая вмешиваться в церковные дела, закрывают глаза на очевидные факты нарушения прав человека, делая отписки заявителям.

А тем временем…

23.03.2012 г. состоялось заседание епархиального совета Луганской епархии УПЦ под председательством Высокопреосвященнейшего Иоанникия, митрополита Луганского и Алчевского. На заседании рассматривалась жалоба прихожанки Х. на вмешательство в ее семейную жизнь и недостойное поведение со стороны настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма г. Луганска протоиерея Андрея Дубины. Епархиальный совет постановил указать протоиерею Андрею Дубине на поведение не соответствующее православному пастырю. Ему было рекомендовано руководствоваться в своих пастырских действиях и духовном окормлении прихожан Священным Писанием, Священным преданием и святоотеческим учением. Ввиду неоднократных предупреждений Андрея Дубины епархиальный совет применил к нему меры канонического прещения (т.е. наказания): лишил его права ношения Митры и Креста с украшениями сроком на 6 месяцев.

Такое событие, когда священнослужитель вступает в конфликт со своей паствой не часто встречается в мирской жизни. Церковная практика протоиерея Андрея значительно шире и разнообразнее, чем позволяет формат настоящей публикации. Очевидно, что описанные выше события – это лишь верхушка «айсберга», которую не желают замечать правоохранительные органы, и пытаются «замять» святые отцы. Поэтому на этой теме мы не ставим точку. В последующих публикациях будут представлены новые факты и дана им оценка лиц, непосредственно причастных к описываемым событиям.

Продолжение следует…

Олег Перетяка

Відділ моніторингу ГІ» Права Справа»

Контроль якості інформації на сайті Майдан

Всі новини, статті та записки мають відповідати Інформаційній Політиці Майдану. Якщо ви бачите невідповідність - будь ласка повідомте нам на news@maidan.org.ua і вкажіть гіперлінк (URL) матеріалу. Приклад спростування інформації тут