Короткое расследование большого обмана

За семь лет журналистской деятельности мне не раз доводилось на страницах газет вступать в дискуссии. Были споры с отдельными читателями моих статей на идеологические или мировоззренческие темы. Иногда, после реагирования руководителей коммунальных структур и органов местной власти в стиле святой наивности или злобного неприятия высказанных мной аргументов, брался дополнительно разъяснять суть критических публикаций. Так или иначе, это всегда был диалог, который способствовал положительному результату – выяснению истины.

И вот я впервые оказался в ситуации, когда меня разбирает возмущение, а восстановить справедливость нет возможности. По правде говоря, к ниже представленному факту не имею никакого отношения, и мог бы не обращать внимания на провокативный момент. Но необходимость отстоять свою репутацию требует ответить.

В один из дней середины августа мне показали некий печатный продукт, который распространяется в нашем крае среди населения. Изготовлен он на бумаге белого цвета формата А-3. Двусторонняя принтерная печать черного цвета имитирует газету под названием «Славянский Союз», давно издающуюся в Измаиле с определенной периодичностью. Дата выпуска проставлена – 24 июля, а номер указан 29(568). В разделе реквизитов и выходных данных внизу четвертой страницы значится обычная для этой газеты информация, где отмечены номер заказа, тираж 10000 экз., дата подписания к печати, и что набор и верстка произведены на компьютерном комплексе Измаильской городской типографии. Единственная нехарактерная данному изданию надпись гласила: «Материалы предоставлены Украинским центром социальной аналитики».

Весь номер так называемой газеты был посвящен Александру Федоровичу Дубовому, вернее был предназначен для очернения его личности как человека и народного депутата. Обширное обращение к читателю от имени общественной организации – учредителя газеты напечатано на первой странице, две средних размеров публикации и одна большая статья размещены были на внутреннем развороте, пять маленьких заметок покрывали последнюю страницу. Не будь здесь одной особенности, из-за которой мне собственно и показали эту размашистую листовку, я бы прошелся глазами по заголовкам, и выбросил или заложил бы ее подальше, как делаю с любым проявлением черного пиара в период предвыборной борьбы между противоборствующими политическими силами. Особенность состояла в том, что та самая, наибольшая статья была оказывается подписана моим именем с пометкой: «специально для газеты «Славянский союз».

Беглого взгляда по колонкам статьи под названием «Чудовищное состояние или история обогащения клана Дубовых» было достаточно, чтобы убедиться, что в ней нет ни единого предложения написанного мной. Не раздумывая, я из редакции своей газеты направился в типографию к главному технологу, через руки которого проходят все заказы и каждый экземпляр готовой продукции. Очевидный ответ: «Нет, мы такое не печатали» подтверждался аккуратной подшивкой всех номеров настоящего «Славянского Союза» в своем стандартном (большем) формате на обычной газетной бумаге. Среди подшитых газет не нашлось ни одной по верстке или по содержанию похожей на то, что я держал в руках.

Далее мой путь следовал к дому редактора газеты «Славянский Союз». Как коллеги мы никогда не пересекались, его газета занимает абсолютно неприемлемые мной позиции, более того, на ее страницах не раз упоминались моя фамилия и мои публикации в своеобразном, перекрученном контексте, на что я не считал необходимым реагировать. Но тут дело не терпело отлагательства. Мой визит и вопрос прогнозируемо озадачил и этого человека. Из того, что было напечатано, редактор узнал только одну статью, которую он когда-то публиковал за подписью известного в Измаиле депутата. Все остальное через него не проходило и никогда не направлялось в печать.

После проведения такого оперативного расследования я основательнее прочел «свою» статью. И, знаете, почти не удивился, когда по содержанию нашел ее очень схожей с тем, что когда-то читал в интернете, и даже вспомнил автора – уж очень было отложились в памяти некоторые, пусть и формальные нестыковки. Когда выдалось свободное время, я достаточно быстро нашел первоисточник, на основе которого кто-то состряпал якобы обличительный в адрес Дубового опус. То была статья под другим названием одной противоречивой столичной общественницы, занимающейся адвокатской деятельностью, в разделе «Блоги» на известном украинском информационно-аналитическом интернет-ресурсе, датированная еще январем 2010 года. А использована из нее для перепечатки в клонированном «Славянском Союзе» была примерно половина текста. Оригинальными (осовремененными) оказались только вступление к статье, некоторые обобщения и завершающий абзац.

Я умышленно не даю тут фамилии автора, наименование сайта и ссылку на размещенный в интернете материал. При том, что в нем как бы много фактажа, перечисляются коммерческие структуры и называются фамилии, аргументация не везде корректна, а некоторые выводы надуманны. Да и вообще, хочется таким образом хоть как-то ограничить эту развернувшуюся грязную борьбу против Александра Дубового, при всех его плюсах и минусах.

Что еще хочется отметить. Использование организаторами этой черной пиар кампании методов подстав и плагиата не удивительно. Других способов отвести внимание избирателей от просчетов партии власти и ее одиозных кандидатов в депутаты, у них нет. Появление моей фамилии под данной статьей можно считать даже позитивным сигналом. Наверное, оппоненты осознают, что мои реальные публикации в разных газетах имеют под собой основу, которой можно верить, поэтому и использовали подпись, чтобы придать неоднозначному содержанию больший вес.

Занимаясь журналистикой я никогда не позволял себе выдавать чужую работу за свою. За серьезные статьи берусь, только если я понимаю суть, если изучил материал, если оперирую аргументами, если могу сформулировать именно свои мысли, и если не повторяю уже кем-то озвученное. Поэтому за аналитическую статью о Дубовом я бы никогда не взялся. Ничего предосудительного в поле моего зрения он не делал, как и нет у меня документальных доказательств его якобы сомнительных деяний где-то на стороне.

А регионалы, или люди Крука, Барвиненко,… кто там пытается верстать эти агитки, прикрываясь другим изданием или чужими фамилиями, работают топорно. «Черную» статью после того, как ее тупо скопировали с сайта, перед тиражированием липовой газеты никто даже не перечитывал, и в нее перекочевали все ошибки, которые имели место на блоге настоящего автора. Она, будучи украиноязычным человеком, писала свой материал на украинском языке, а перед тем, как выложить в интернет, специально для населения Одесской области (так сказано во вступлении) перевела его на русский язык с помощью электронного (и это явно видно)  переводчика текстов. Вот и остались у там очевидные ляпы. Фамилию нашего покойного земляка Мындру автор, будучи не в теме, представила как Мындра. Далее в оригинале, например, хорошо известное измаильчанам ЧП «Родник» значится как ЧП «Джерело», а близкий нам пгт Затока фигурирует как пгт Залив. Просто компьютер в первом случае название предприятия оставил в авторском (в украинском) варианте, а в другом – посчитал правильным перевести на русский язык. Все эти огрехи я еще пару лет назад заметил. Теперь же, в пресловутой новой статье они стали первым напоминанием мне о том, откуда ноги растут у этой грязной работы.

Все выше представленное не оправдание и не «плач Ярославны». Это такой конкретный показательный пример того, какими методами кое-кто пытается усидеть в парламенте и в руководящих креслах. И если у кого-то еще остаются колебания, определяясь в своих политических предпочтениях, подумайте, изменятся ли они, оставшись при власти?

Валерий ПЕЙКОВ, Измаил.

Контроль якості інформації на сайті Майдан

Всі новини, статті та записки мають відповідати Інформаційній Політиці Майдану. Якщо ви бачите невідповідність - будь ласка повідомте нам на news@maidan.org.ua і вкажіть гіперлінк (URL) матеріалу. Приклад спростування інформації тут