Один враг еврейского народа

«Когда ты выйдешь на войну на твоих врагов, и Господь, твой Б-г, предаст его в твои руки…» Нет, это не опечатка, а буквальный перевод слов Торы (Дварим 21:10, первый стих недельной главы Ки Теце). Слово «враги», употребленное во множественном числе в первой части предложения, во второй части заменяется на «его» — в единственном числе. 


Подбор слов в Письменной Торе предельно точен. Встречая, казалось бы, грамматически неверную конструкцию, подобную приведенной выше, комментаторы внимательно анализируют написанное, пытаясь найти в нем скрытый смысл и извлечь из этого определенный урок.

Египтяне, потомки Амалека, вавилоняне, римляне, христиане, альмохады, нацисты, коммунисты…. за 4000 лет у еврейского народа не было недостатка во врагах. В целом их можно разделить на две группы: духовных врагов и физических врагов.

Классическими представителями этих групп являются два исторических персонажа: сирийско-греческий император Антиох, который пытался насильно «эллинизировать» евреев (и каждый год на Хануку мы отмечаем его неудачу), и злодей Аман, решивший истребить всех евреев Персии (символом его неудавшегося плана стало празднование Пурима). Обратившись к современной истории, мы можем вспомнить 70-летнюю кампанию по искоренению иудаизма и еврейской культуры в Советском Союзе, а также непрерывный террор со стороны исламских фундаменталистов, цель которых — физическое уничтожение евреев.

Тем не менее эти два врага народа Израиля на самом деле едины. История еврейского народа снова и снова демонстрирует нам примеры того, как кризис духовной идентичности неминуемо ведет к физическому ослаблению. Враг еврейской «души» непременно угрожает и «телу», и наоборот.

В этом и заключается основная идея стиха Торы, открывающего недельную главу Ки Теце. Первая линия обороны в борьбе за выживание еврейского народа — осознание того, что наши множественные «враги», по сути, сливаются в одного-единственного. Что каждое покушение на жизнь еврея является покушением на вечный дух народа Израиля. Что любая опасность, грозящая нашей духовной идентичности, представляет собой угрозу и нашему физическому существованию.

Как же нам одержать победу в этой войне? Каким образом нужно ее вести, чтобы слова «Господь, твой Б-г, предаст его в твои руки» стали реальностью?

Ответ на этот вопрос кроется в другом грамматическом курьезе первого стиха этой главы Торы: «Когда выйдешь ты на войну на врагов твоих…»

В иврите предлог аль («на») в данном контексте может означать «против». То есть, выходя «на врагов» своих, народ вступает в войну «против» них. Однако это слово можно понимать и иначе, в значении «над»: нужно идти на войну не против врагов, а над ними.

Еврейский народ так часто убеждался в этом на собственном опыте, что сегодня необходимость вникать в двусмысленность этих строк отпадает сама собой. Идя на войну над врагами, будучи уверенными в своем моральном и духовном превосходстве, убежденными в праведности нашего дела, в конечном итоге мы выходим победителями, вне зависимости от того, насколько армия врага превосходит нас по числу солдат и мощи вооружения. Но как только мы начинаем сомневаться в своей правоте и смотреть на врагов как на равных себе с точки зрения морали, мы обрекаем себя на поражение, даже если во всем остальном не уступаем противнику.

Смысл этого урока так же прост, как и глубок: когда ты идешь войной на врагов, Всевышний отдает егов твои руки.

Янки Таубер

Материал подготовила Шейндл Кроль

Джерело

Контроль якості інформації на сайті Майдан

Всі новини, статті та записки мають відповідати Інформаційній Політиці Майдану. Якщо ви бачите невідповідність - будь ласка повідомте нам на news@maidan.org.ua і вкажіть гіперлінк (URL) матеріалу. Приклад спростування інформації тут

2 Comments on "Один враг еврейского народа"

Comments are closed.