Кто должен нести ответственность за гуманитарную ситуацию в «ДНР-ЛНР»?

Россия постоянно пытается переложить ответственность за содержание территорий, находящихся под контролем «ДНР-ЛНР» на Украину. Как этот вопрос должен решаться с точки зрения международного гуманитарного права?

Однако вначале ответим на вопрос, чем по своей сути является «ДНР-ЛНР», поскольку рано или поздно об этом придется писать в юридических словарях.

Итак, мое определение «ДНР-ЛНР» с точки зрения международного права следующее: это военная террористическая организация, находящаяся под контролем РФ, и являющая фактическим органом государственной власти РФ.

Другими словами, с юридической точки зрения «ДНР-ЛНР» – это Россия, которая несет юридическую ответственность за все действия этой организации (прежде всего за ее преступления). Далее, раз так, то с точки зрения международного гуманитарного права территория Украины, контролируемая «ДНР-ЛНР», – это территория временно оккупированная Россией, которая выступает в роли «оккупирующей Державы» (с точки зрения Женевских конвенций 1949 года).

И вот самое интересное: согласно ст. 55 Женевской конвенции 1949 года о защите гражданского населения, «оккупирующая Держава обязана при помощи всех имеющихся средств обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами. Она должна, в частности, ввозить необходимые съестные припасы санитарные материалы и другие предметы в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны».

Кроме того, оккупирующая держава, согласно ст. 56 Конвенции, обязана обеспечивать и поддерживать деятельность санитарных и больничных учреждений и т.д.

В общем, на России, как оккупирующей державе, лежит довольно много обязанностей по отношению к населению оккупированных ею территорий. Коль скоро именно Россия оккупирует часть Донбасса, то она должна содержать местное население. Украина же, по-моему, должна поддерживать на оккупированных территориях тех людей (в том числе материально), которые сопротивляются режиму оккупации.

Разумеется, Россия не имеет права под видом «гумконвоя» ввозить не столько мешок соли и буханку хлеба, сколько оружие для террористов; а затем вывозить этим же «гумконвоем» «груз 200», попутно прихватив украинский завод и уголь.

А вообще, уже давно необходимо назвать вещи своими именами, т.е. войну войной, и при этом самим действовать соответственно и требовать от государства-агрессора выполнения своих обязательств по международному гуманитарному праву.

Александр Мережко, доктор юридических наук, профессор.

Источник