Проговаривание интересов, мотивов и причин конфликта для обеих сторон, приближает его решение

В феврале в Киеве прошли занятия Украинской Миротворческой школы для журналистов региональных СМИ. Цель школы – преодоление конфликтов, возникающих на территории Украины. В рамках данной школы исследуются конфликты идентичностей, межэтнические, межрелигиозные конфликты, конфликты видения общего будущего, конфликты исторических нарративов.

Практика организации миротворческих школ в районе конфликтов в Европе используется уже давно. Такие школы учат нормам поведения во время конфликта с целью его ликвидации.

Практически все лекторы школы упомянули известную тезу Черчилля:

Любой кризис (или, в нашем случае, конфликт) – это новые возможности.

И наша задача сейчас ими воспользоваться.

Конфликт – это

а). всегда взаимодействие двух или более сторон

б). по поводу какого-то предмета (ресурсы, статусы и т.д.)

в). каждая из сторон воспринимает свои интересы как несовместимые с другой стороной.

«Мы приближаемся к решению, когда проговариваем интересы, мотивы и причины конфликта для обеих сторон. После этого люди начинают мыслить конструктивно. Таким образом, нужно упорядочить хаос, чтобы найти смыслы и обратить на них внимание» – советует одна из лекторов, Ольга Духнич, социальный психолог.

Некоторые лекторы предложили варианты преодоления конфликтов из своего опыта или опыта своих коллег.

Опытом Грузии поделилась Маргарита Ахвледиани, глава тбилисского НПО GoGroupMedia. Маргарита говорит, что проблема наших медиа в том, что в них нет простых людей. Там есть политики и певцы, то есть, 1% населения, а 99% – нет. Медиа должны повернуться к людям и сделать все, чтобы люди стали понятнее друг другу. Журналисту нужно учиться делать фокус не на том, что он хотел спросить у человека, а на том, что человек хотел сказать. Люди очень хотят говорить и ждут возможности выговориться. Нужно открыть этот клапан: брать у них интервью, спрашивать их мысли, судьбы, их мотивацию. Тогда люди с разных сторон не смогут убивать друг друга. В Грузии очень много информации о разных сторонах конфликта и отношение людей друг к другу начинает меняться.

Вот несколько вариантов эффективной работы с людьми, которыми делится Маргарита:

Радио-дневники. Человеку дают диктофон на три дня. В течение дня, когда происходит общение или когда он хочет высказаться – включает диктофон. Люди высказывают то, что их волнует, и вдруг оппоненты понимают, что их волнуют одни и те же вещи. Потом наиболее интересные моменты пускают в эфир на радио. Люди очень любят эти дневники.

Вопросы. Для того, чтобы людей разговорить, им предлагают опросники со множеством вопросов, которые заставляют задуматься о многих вещах. Любой вопрос может открыть человека и он начнет говорить что-то важное.

Вопросы, например, такие:
Какая у вас в жизни была самая большая обида?
Какой подарок в жизни запомнился больше всего?
Вы принимает решения сами или по советам других?
Какой у вас любимый фильм?
Какая любимая история из вашей жизни?

Обмен информацией. Журналисты ездят по деревням и снимают видео о жизни простых людей. Живут у местных жителей по 3-7 дней, едят вместе с ними за одним столом. Потом переезжают в другую деревню. Показывают там видео из других деревень и снимают снова. Журналисты из таких поездок возвращаются с измененным мозгом, многое переосмысливают. Они уже понимают, кто эти люди и чего они хотят.

«Мы даем людям возможность говорить и быть услышанными. В Грузии много таких проектов» – говорит Маргарита.

Опытом польских СМИ в решении проблем или конфликтов в обществе поделился поляк Гжегош Пехота, директор по развитию в «Gazeta Wyborcza». Гжегош говорит, что задача СМИ – развить внимание к какой-то проблеме или конфликту путем создания платформы в обществе для его решения.

С целью изменения общества польские СМИ проводят интересные информационные кампании. Сначала делается срез проблемы. Журналисты вживаются в несколько семей, например, в течение недели журналист находится в семье с 8.00 до 20.00 и фиксирует все события, которые касаются заданного вопроса. Собранные данные предоставляются специалистам для анализа и выводов. После этого становится очевидным, какие изменения нужны. Все выводы и шаги по реформированию широко распространяются в СМИ. К процессу привлекается очень много специалистов и простых людей, желающих поучаствовать в процессе реформирования. После того, как внесенные изменения закреплялись, весь процесс повторялся сначала. Журналисты снова делали срез, который показывал, что изменилось и что еще требует изменений. И так несколько раз. В конце был проведен итоговый опрос, который показывает, насколько эффективной была кампания

В Польше таким образом делают много исследований, например, анализ жизни какой-то категории людей. Как проходит день этих людей? Как их встречают? Как и о чем с ними разговаривают? Цель таких проектов, дать возможность высказаться тем людям, которых никто не слышит. Найти возможность изменить общество, чтобы помочь этим людям. И это логично. Ведь общество, в котором максимальное количество людей чувствуют себя счастливыми и удовлетворенными, гармонично и безопасно. Кроме этого, очень полезно информировать разные категории людей друг о друге, ведь чем больше мы знаем друг о друге, тем лучше мы сможем друг друга понимать и тем меньше будет в обществе агрессии.

Все лекторы упомянули о советском мировоззрении, которое до сих пор накладывает отпечаток на поведение некоторых участников современных конфликтов в Украине. Это нужно учитывать, общаясь, в особенности, со старшим поколением.

Журналист Александр Зинченко предложил формулу общения с людьми советского воспитания: «Если говорить про их проблемы – они начинают вам доверять».

Кроме этого, на лекциях было подчеркнуто, что советские люди бояться выявить свой интерес, чтобы не показаться зависимыми, так как бояться, что ими будут манипулировать. Советская культура, в числе прочего, создавала некритическое восприятие информации, поэтому такие люди больше верят власти.

Александр Богомолов, президент Центра ближневосточных исследований, показал отличие западного общества от нашего, постсоветского: «Почему на Западе демократия? Там долго развивалась конкурентная среда. Там были постоянные конфликты, которые урегулировались мирным путем. Там существует система договоров. У нас был тоталитаризм, была убита социальная конкуренция. Мы имеем инфантильное общество. Постсоветское общество – как детсад, где сначала забрали все игрушки, а потом их кинули детям на голову и дети не знают, что с ними делать. Инфантильные люди получили взрослые инструменты».

Александр Зинченко рассказал об интересных исторических фактах, которые способствовали примирению между народами после Второй Мировой войны.

Начала это примирение Ирэн Лор, французский политик. Как-то во время ее выступления на международной конференции в зал вошла немецкая делегация. Когда Ирэн услышала немецкую речь, она тут же прервала выступление и вышла из зала не в силах ее терпеть. На войне погибли ее муж и сын. Делегация эта состояла из членов немецкой оппозиции. Эти люди боролись с гитлеровским режимом, но они тоже были немцами и говорили на немецком языке. Проходя по коридору она встретила одного из организаторов, который спросил ее: «А как вы собираетесь строить Европу без немцев?».

36 часов Ирэн не выходила из своей комнаты. Потом у нее состоялась встреча с женщиной, которая тоже потеряла семью на войне. Эта женщина была немкой. Они долго говорили и плакали вместе.

После этих событий Ирэн должна была произнести речь. Немецкая делегация приготовилась к обвинениям, потому подбирала аргументы в свою защиту и встречный список претензий.

Выйдя к микрофону Ирэн сказала только одну фразу: «Извините мне мою ненависть к вам. Я была неправа».

В зале воцарилось молчание. Через какое-то время вышел один человек из немецкой делегации и сказал: «Извините то зло, которое мой народ причинил вам». Потом вышел следующий, и следующий… И так все члены немецкой делегации по очереди.

Этот день в 1946 году начал историю Европейского Союза

Кроме этого, Александр упомянул Вилли Брандта. Он рассказывал о том, что Брандт, тогда канцлер ФРГ, встал на колени перед монументом жертвам нацизма в Варшавском гетто, хотя должен был только склонить голову. Когда у Брандта спросили, почему он это сделал, он ответил: «Когда я встал на это место, я понял, что склонить голову будет недостаточно».

 

Наталя Ляшенко, ИЦ “Майдан Мониторинг”