76 лет назад в Бресте прошел “парад победы” советских и гитлеровских войск

Перемикач мов

22 сентября 1939 года в захваченном советской армией Бресте состоятся советско-немецкий парад. Затем город был торжественно передан СССР.

Polen, deutsch-sowjetische Siegesparade

76 лет назад, 22 сентября 1939 года, в Бресте прошел совместный парад немецких и советских войск. 17 сентября раненый генерал польской армии Константы Плисовский приказал войскам покинуть Брест. В город вошла немецкая армия под командованием Гейнца Гудериана. В соответствии с секретным приложением к пакту Молотова-Риббентропа Брест был передан Красной Армии. А Советский Союз, в свою очередь, включил его в состав Белорусской Cоветской Cоциалистической Pеспублики как административный центр новой Брестской области. «Польские помещики подчинили себе трудящихся Западной Беларуси, бросили их на поля империалистической войны. Мы идем не затем, чтобы захватывать, а затем, чтобы освобождать», – писала советская пропаганда. Плисовский, который защищал Брест перед лицом наступления вражеской армии, был арестован НКВД и расстрелян в Катыни.

Armia_Czerwona,Wehrmacht_23.09.1939_wspólna_parada

Чтобы утвердить передачу Бреста советским властям, армии союзников – Советского Союза и гитлеровской Германии – вместе прошли по захваченному городу, в котором уже поменяли государственные флаги, под звуки гимнов СССР и Третьего рейха. Парад начался в четыре часа дня от здания Воеводского управления Подляского воеводства. Его принимали главы немецких и советских войск, генерал Гейнц Гудериан и комбриг Семен Кривошеин, на построенной красноармейцами трибуне, которая была украшена свастиками и красными звездами.

Polen, deutsch-sowjetische Siegesparade

В соответствии с договоренностью, немецкие и советские солдаты должны были вместе пройти перед своими командирами, затем должны были быть сменены флаги, а также прозвучать гимны обоих государств-союзников. Однако советский командир Семен Кривошеин написал в своем дневнике, что не разрешил советским войскам идти плечом к плечу с немцами, потому что опасался, что красноармейцы, уставшие после долгого марш-броска в Брест, будут выглядеть хуже, чем гитлеровцы, которые находились на месте в течение нескольких дней. Вместо этого Кривошеин предлагал, чтобы колонны красноармейцев вошли в Брест и приветствовали немецкую армию, покидающую город. В окончательном варианте в параде приняла участие 29-ая танковая бригада Красной Армии.

Polen, deutsch-sowjetische Siegesparade, Panzer

По воспоминаниям очевидцев, парад был «дружелюбным и радостным». Как пишет «Новая газета», он должен был показать всему миру силу нового советско-гитлеровского союза. Подобные парады прошли также в Гродно и Пинске. По данным историка Михаила Семиряги, немцы называли их «парадами победы».

Polen, Siegesparade, Guderian, Kriwoschein

Очевидица этого исторического события Мария Магалинская, родившаяся в Бресте в 1929 году, вспоминала, что 22 сентября 1939 года «прошел парад немецкой и российской армии по случаю победы над поляками».

«Я была еще в Бресте. Потом нас выгнали из дома. Немцы прошли, как бы это сказать, потихоньку. Кофе, чай пили. А большевики прогнали нас в том, в чем мы были. А самое страшное было то, что на моих глазах во дворе – а мне было всего 9 лет – убили польского полковника за то, что он не хотел снять польскую военную форму. Этого невозможно забыть. Ему сказали: «Сними!» Он ответил: «Не сниму!» И они его убили. Я на уроках истории, когда говорили, что россияне нас спасли, всегда выступала и говорила, что я знаю, как это было – что вначале пришли немцы, а потом россияне пришли в Брест. Какая помощь! Это бред. Когда пришли россияне, в Бресте начался кошмар», – вспоминала женщина.

Джерело