МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Виктор Ющенко: "Я не считаю, что на оппозиционность нужно расходовать много сил..."

10/04/2001 | Спостерігач
Виктор Ющенко: "Я не считаю, что на оппозиционность нужно расходовать много сил..." “Голос Украины”, 04.10.01


На прошлой неделе лидер блока "Форум национального спасения" (ФНС) Юлия Тимошенко обратилась с открытым письмом к лидеру блока "Наша Украина" Виктору Ющенко с предложением об объединении в единую структуру во имя победы демократических сил на парламентских выборах.


Однако Ющенко не спешит с окончательным ответом, а его интервью "Голосу Украины" объясняет, почему так выходит.


- Господин Ющенко, вам не кажется, что Юлия Тимошенко в своем открытом письме к вам нашла ахиллесову пяту - она напоминает о том, что крах объединения демократических сил будет обернется также крахом демократических идей в Украине, а это отбросит ее на обочину мировых цивилизационных процессов?


- Я начну с того, что Юлия Тимошенко в современной политике очень значительная фигура, у которой, вполне возможно, есть будущее. Однако хотел бы подчеркнуть и свое видение проблемы. Что нужно Украине, чтобы она стала политически стабильной и что гарантировало бы ей демократию не на несколько месяцев, а на всю жизнь? Для понимания моего ответа на этот вопрос важны три момента. Во-первых, на мой взгляд, главная проблема заключается в том, что мы до сих пор не имеем политической системы, которая гарантировала бы принципы демократии. И потому каждые выборы нами воспринимаются как маленький Армагеддон: не дай, Боже, 7-8% голосов пойдут налево, тогда курс страны придется поворачивать назад на очень много градусов, а политика будет очень изменена в основных своих принципах. А это потому, что граница между идеологиями все еще остается слишком шаткой, а политическое равновесие очень нестабильное.


Во-вторых, мы нынче очень эмоционально говорим о различных политических силах. Так вот, давайте немножко охладим свои эмоции, потому что они, эти политические силы, не заслуживают того внимания, которое мы им уделяем. Политизация украинского общества очень низкая, а мы имеем сегодня 119 политических партий, с которых, кажется, 26 так или иначе представлены в парламенте. Иными словами, мы прожили десять лет, из них имели, возможно, полтора года демократическое большинство в парламенте. Остальное время в парламенте складывалась очень непростая даже для комментирования конфигурация. Сегодня мы снова стоим перед выбором. Для достижения каких-то тактических целей мы можем пойти небольшой группой партий, и это легче всего. И в этом есть резон.


- Какой, например?


- Очень просто: берем 4-5 партий, патриотических и их сателлитов - и идем на выборы. Что это даст? Ничего оригинального. И в основном потому, что так же думают наши оппоненты. Они очень хотят, чтобы я подвергся на этот упрощенный сценарий и создал блок, объединясь на узкой политической платформе с группкой людей, патриотов с чистой украинской душой и чистыми патриотическими помыслами. Формируя определенные позиции в обществе, и отвечая на уже установившиеся взгляды, эти силы могли бы завоевать не более чем 15-18% голосов в парламенте. И такая сила вполне устроила бы всех в этом парламенте, потому что она не способна что-то самостоятельно сделать, она не сформирует власть исполнительную, не сформирует и не отстоит свой курс, не обеспечит мониторинг и поддержку новой политики.


- Но почему не начать объединения с политически близких сил?


- Да потому, что мы сразу занижаем планку нашего задания. Мы сразу начинаем терять один из базовых принципов, который является единственно возможным и необходимым для победы. Если мы хотим победить в том понимании, что создадим в парламенте ведущий блок, во всяком случае, больший, чем у коммунистов, то должны усвоить - победа придет только вместе с консолидацией широких демократических и некоммунистических сил. Без консолидации получить 15-18% голосов - это, я сказал бы, будет последним поражением для украинских сил демократической ориентации.


- А что же нужно делать?


- Идти на следующий логический шаг. Понять, что широкая консолидация - это синоним слова "победа". А формализация очевидных связей только политически близких союзников - это не лучший ответ на вызовы современной ситуации в Украине. Это и не драматический ответ, но узкое объединение оставит политический спектр Украины таким, каким оно есть сегодня, без изменений.


- И как же вы будете пытаться объединить таких различных политиков? На критике?


- Нужно найти базу такой консолидации. Оппозиция или голая критика власти - то не такая база, в этом я глубоко убежден. Поэтому я и говорю, что задание моего блока - сформулировать позитивную конструктивную программу. К нам будут приходить силы, которые исповедуют различной глубины оппозиционность, но мы будем говорить о двух выборах - или бороться с властью, или формировать позитивную платформу и говорить людям: если хотите изменений и лучшей жизни, то вот вам пакет идей, которые это гарантирует. Если же вы хотите бороться и сетовать, что в Украине нет демократии, что мы всегда от всех отстаем, опаздываем на одну ночь в любых политических или экономичных процессах, то боритесь и оставайтесь на старых позициях, имея в парламенте незначительное меньшинство. Пусть это будет даже 20% голосов, но это будет и последняя граница политических возможностей этих сил.


Поэтому, продолжая разговор, напомню, что есть третий важный момент. Посмотрите внимательно на украинского избирателя, который, бесспорно, за десять лет стал другим. И я все время говорю об этом коллегам, которые находятся и налево, и направо в политическом спектре: сегодня избиратель - это не человек, чье самосознание опирается только исключительно на любви к Украине. Это чувство стало более естественным и не таким оригинальным, как десять лет назад. Десять лет назад такие люди были единичными героями, потому что могли сказать: "Я люблю Украину!" Прошло десять лет - мы стали мудрее. Люди поняли: без Украины, без любви к ней нет и семейного будущего.


- Т.е. вы хотите сказать, что любовь к Родине стала второстепенным чувством?


- Нет, нация, точнее народ, начал больше осознавать роль собственного государства. И сегодня говорить "Я люблю Украину" на востоке страны так же естественно, как и десять лет назад на Западной Украине. Но мы должны понять – единственное ли то чувство, единственная ли то база, опираясь на которую избиратель будет выбирать, за кого голосовать. Если национал - патриоты хотят сформировать свой блок и на этом чувстве любви к Родине победить, то многие могут спросить их: "Почему эта политически недоразвитая система так меня унижает и относит к какому-то лагерю, основываясь только на одном чувстве? Ведь я, кроме того, что люблю Родину, являюсь христианином, верю в Бога. Или, скажем, я - либерал, потому что верю в либеральную экономику. Или я - демократ". И нет ответа на тот вопрос. Выходит, что политики в Украине не хотят учитывать эти настроения граждан, не хотят их ценить, а в Германии, например, различные понятия можно объединить и сказать, что это один союз, снова-таки, скажем, христианско-демократический. Или одна партия. А у нас - кружево, мозаика с маленьких вождей, которые имеют собственные политические церквушки, собственные кооперативы и не желают ни с кем делиться собственным "имуществом". Потому что они не могут понять, что процесс консолидации - единственная форма для выживания тех политических идей, которые они вынашивают.


- Иначе говоря, вы хотите объединить всех патриотов, которые имеют различные политические взгляды?


- Если хотим получить голоса на востоке, вынуждены видеть того избирателя, который там есть. Я убежден, что это было бы вполне правильно и очень серьезно, если бы мы внимательнее отнеслись и к избирателю на западе, и даже там не надеялись бы на голый патриотизм. Ведь там люди тоже стали мудрее и более прагматичны в своих "заказах" к политикам. Поэтому, если мне предлагают строить политическую деятельность только на патриотических основах, я отвечаю: это важно, но этого маловато.


- Но блок Тимошенко также готов уступить некоторые свои постулаты ради блокировки с вами. Вы этого не хотите учитывать или вас отпугивает радикальная оппозиционность Тимошенко?


- Да, мы с Юлиею Владимировной об этом говорили. Мы говорили о том, что эти вопросы она, как лидер блока, должна оценить как-то по-другому. Я не считаю, что сегодня нужно тратить много сил на более глубокую оппозицию относительно власти. В ее действиях много неэффективного, но, как по мне, в такой ситуации сложнее всего- предложить формулу ответа на вопросы, какой должна быть власть и как выйти из того положения, в котором мы нынче находимся. Если речь идет о моделировании более эффективного курса, то, я убежден, платформа должна быть прагматичной. Это будет симпатичнее для людей.


- А что конкретно должен исправить в своей платформе блок Тимошенко, чтобы вы позволили ему присоединиться к вам?


- Нужно договариваться о конструктиве. Например, несколько недель назад я получил предложения относительно объединения. От Николая Азарова, например. Мол, подумайте об общих действиях. Выслушав мой тезис о том, что в Украине не должно быть западной и восточной внутренней политики, на востоке, мне кажется, начали понимать, что бывшая многолетняя спекуляция на том, что в Украине есть "восточник" и "западник" это различные люди, была выгодна бывшим вельможам. Им выгодно было разделить украинцев. Но ведь это большая трагедия для страны, когда есть не только почва для такого деления, но и политические образования, которые эксплуатируют такие идеи. А теперь, когда я говорю о невозможности продолжение такой политики, то мои восточные партнеры со мной уже соглашаются. И понимают, что на востоке страны нельзя проводить политику без учета запада. А мои партнеры, которые работают в Западной Украине, понимают, что им невозможно работать без восточной политики, что, без этого у них нет будущего. И мне приятно, что я свел этих людей, чтобы они могли пообщаться, хотя бы спросить друг друга о том, правильная ли политика, которая пропагандирует раздельное географическое и политическое построение и функционирование Украины. И я убежден, что когда будет понятна наша логика на востоке и на западе простому человеку, он станет нашим избирателем.


- Но пока вы ведете эти тайные переговоры, вас осуждают за медленность и неопределенность. Мало того, некоторые ваши партнеры уже публично выступают против блокировки с другими. Например, лидеры партии "Реформы и порядок" (ПРП) против Партии регионов Николая Азарова. Как с этим бороться?


- Открытостью. В переговорах с Партией регионов принимают участие лидеры Руха, ПРП, и ни каких закулисных переговоров я не веду. Я не сяду за стол вести сепаратные переговоры ни с одной партией, потому что я уважаю любых партийных лидеров, которые готовы к диалогу со мной. Я буду вести эти диалоги в кругу моих партнеров, которые уже определились. Это стиль. А если кто-то не хочет присутствовать в блоке из-за того, что там есть кто-то другой, то это их право. Я создаю свой блок, и моя задача - сделать такую мозаику, в которой бы избиратели относились к нашим решениям с максимальной симпатией. Это будет действительно победа, если так произойдет. Если же мы приходим и в парламенте набираем 7% голосов, то я буду жалеть о каждой минуте своей жизни, которую я потратил на политической дороге. Это просто бездарная и мелкая постановка вопроса.


- А чем вы можете объяснить слухи о том, что вы предложили возглавить предвыборный штаб "Нашей Украины" представителю Президента в парламенте народному депутату Украины Роману Бессмертному? Многие восприняли это как подтверждение того, что ваш блок спланирован в Администрации Президента и тоже рассчитывают на админресурс.


- Я встречался с некоторыми людьми, которым бы хотел предложить возглавить предвыборный штаб, в том числе и с господином Бессмертным. Но это не должно восприниматься как что-то особенное. Руководитель штаба - это человек, который сам по себе должен давать сигнал к консолидации. И дело не в том, кого на эту должность поставить. Вопрос в том, что от начальника штаба зависит и то, какой будет конфигурация блока. Руководитель штаба - это зависимая личность, которая должна симметрично отражать палитру идей, присущую лидерам политпартий в составе блока. Теперь для всех предвыборных игроков главная задача - получить партнера. Потом стоит вопрос сети и охвата избирателей. Если ко мне приходят люди, то они приходят со своей сетью, со своими кадрами и ресурсами. И это не только моя проблема, как строить теле- и радиосеть охватывать ли избирателей прессой. Это проблема и моих партнеров. При выборе руководителя штаба я исхожу из того, что раз мне приходится "сшивать" воедино симпатии десятков лидеров, значит таким "материалом" и должен быть этот руководитель. Для тех, у кого таких заданий нет, для тех, кто ставит за цель собрать три партии в блок и с ними распределить должности от спикера парламента до министерских портфелей, таких проблем нет. Но у них выходит и утопический блок, и утопическое распределение.


- А есть ли такие силы, которые вы априори хотели бы видеть в своем блоке?


- Скажу так: я хотел бы видеть больше молодых, незапятнанных предшествующей историей людей. Бизнесменов, политиков, общественных деятелей, представителей общественных организаций.


- Если вы готовы тянуть за собой многих, то почему бы ни взять в эту "повозку" и Юлию Тимошенко, которая тоже хочет быть с вами?


- Здесь важно знать такой вопрос: я вам скажу откровенно, что открытое письмо Тимошенко об объединении у меня лежит на рабочем столе, я над ним работаю, и совет лидеров блока это письмо рассмотрит. Более того, я хочу сказать, что мой принцип, независимо от того, как на это посмотрят мои коллеги, заключается в том, что каждая сила, которая хочет в блок, должна ответить на вопросы, какие она плюсы приносит, а какие минусы. И как мы с этими минусами локализуем их негативное влияние на людей. И, в конечном счете, выиграет ли от этого блок или проиграет? Поверьте, это очень непростая работа. Мы нынче проводим обстоятельное специальное аналитическое исследование, которое даст ответ на вопросы и относительно контингента блока, и относительно регионов, и относительно политических идей, и относительно политических партий. А также ответит на вопросы, какой должна быть оптимизация сил, которые наиболее гармоничные с моим именем, с моими идеями, с моей платформой. Другими словами, сейчас я не буду давать ответа "так" или "нет" на письмо Тимошенко. Я отвечаю, что это письмо, даю слово, пройдет ту процедуру обсуждений и принятие решений, с которым выходит мой блок, и на какой базируется моя позиция. Я ценю ту инициативу, с которой Юлия Владимировна выступила. Я понимаю мотивы ее действий, но сейчас мы говорим о чистоте некоторых вещей, которые нужно рассмотреть в формальном порядке.




Владимир Скачко

«Голос Украины»

Відповіді

  • 2001.10.04 | Shooter

    Re: Виктор Ющенко: "Я не считаю, что на оппозиционность нужно расходовать много сил..."

    >Если же мы приходим и в парламенте набираем 7% голосов, то я буду жалеть о каждой минуте своей жизни, которую я потратил на политической дороге. Это просто бездарная и мелкая постановка вопроса.

    Зате маючи 7% можна кричати "Кучму - геть!" скільки душі завгодно.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".