МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Гумор* та інше від Кінаха

05/28/2002 | Rost
*) - "экономические успехи стали одной из основ успеха пропрезидентского блока"...
--------------------------------------------------------


Интервью Анатолия Кинаха "Российской газете"

28 мая 2002

- Анатолий Кириллович, руководство вашей страны заявило на днях, что Украина намерена вступить в НАТО. Прозвучало это как сенсация. В чем смысл такого сближения с альянсом?

- Никакой сенсации здесь нет. Свое продвижение в НАТО мы рассматриваем как составляющую нашего интеграционного процесса в европейские и мировые институции. То есть это для нас не самоцель, а процесс, который имеет свою историю. В начале июля мы будем отмечать пятую годовщину подписания Хартии об особом партнерстве Украины с НАТО. Уверен, принятое руководством страны решение полностью отвечает национальным интересам.

- По сложившейся традиции как у нас, в России, так и у вас, на Украине, глава правительства сосредоточен в основном не на политике, а на экономике...

- ...Куда ж от политики денешься, ее выгоняешь в дверь, а она лезет в окно...

- ...Так вот, Анатолий Кириллович, за ходом парламентских выборов в России наблюдали прежде всего с точки зрения перспектив взаимоотношений между нашими странами. Каковы же, на ваш взгляд, эти перспективы?

- Начну все же с экономики. Впервые за последние годы в течение последних двух-трех лет в Украине наблюдается стабильный экономический рост. 2001 год мы закончили с достаточно высокими показателями: валовый внутренний продукт вырос на 9,1 процента, инфляция была на уровне 6 процентов, рост реальной заработной платы составил около 19 процентов.

Более того, начались позитивные структурные изменения. Прирост валового продукта в первую очередь обеспечен за счет опережающего роста машиностроения.Хорошая динамика в агропромышленном комплексе, перерабатывающей промышленности - рост до 12 процентов. А позитивные тенденции в нефтепереработке - результат успешной работы с российскими нефтяными компаниями.

Иными словами, мы вышли на тот параметр, когда государственная политика может опираться не только на количественные показатели объемов производства, но в первую очередь на качественные характеристики, которые определяют конкурентоспособность экономики и уровень жизни людей. Решить эту задачу можно только на основе политической стабильности в стране и эффективного, конструктивного взаимодействия различных ветвей власти.

Вот почему выборы имели принципиальное значение, нам нельзя было терять те позитивные результаты, которых добилась Украина.

Свою роль сыграл и внешний фактор. В ходе выборов проявилась важная вещь: общество, а вместе с ним политики и власть все глубже осознают, что рыночная экономика, интеграция - это прежде всего жесткая конкуренция между государствами. А значит, чтобы занять достойное место в мире, надо уметь быть конкурентоспособным, защищать национальные экономические и политические интересы. Безусловно, методами равноправной, честной рыночной конкуренции. Для этого нужен дееспособный парламент, который ставит вопросы общегосударственного значения над политическими, корпоративными интересами.

Выборы проходили в достаточно нервной обстановке. Учитывая все сложности, которые переживает общество, в нем ощущается недоверие к власти, к реформам. И в этом нет ничего удивительного. А самое трудное дело даже в стабильной стране - это агитировать за власть.

Я считаю, что в целом мы добились успеха, открывающего возможность формирования такого дееспособного парламента.

Сейчас в Верховной раде идут очень сложные процессы, связанные с выборами спикера, расстановкой сил в руководстве комитетами. От того, как разрешатся эти вопросы, во многом будет зависеть дальнейший сценарий развития событий в Украине. В парламент вошла и часть очень жесткой оппозиции. Умной, опытной, обладающей немалыми ресурсами. И желающей немедленно использовать голоса, набранные на парламентских выборах, для форсирования президентских выборов, которые должны состояться в 2004 году. Эти силы понимают, что скорость, набранная на выборах, может замедлиться, вот они и спешат.

Я считаю, что такие варианты недопустимы. Все должно происходить согласно Конституции. А попытки форсировать события будут иметь разрушающие последствия для Украины, потому что за этим последует снижение авторитета, доверия к стране, нежелание инвесторов сотрудничать на долгосрочной основе, потеря экономических темпов и, безусловно, снижение конкурентоспособности в мировом экономическом пространстве.

Правительство сумело не допустить, чтобы экономика стала заложницей политических событий. Удалось отсечь попытки навязать популистские решения. И за четыре месяца текущего года рост ВВП составил 4,1 процента, а инфляция выросла всего на 0,3 процента. Продолжается рост качественных параметров. Так, уровень реальных доходов населения за первые три месяца по сравнению с первым кварталом 2001 года повысился на 16,6 процента. И я, когда обращаюсь к парламентариям, постоянно подчеркиваю, что нет у нас права вместо дальнейшего создания умных правил игры в экономике и в обществе углублять политическую конфронтацию между парламентом, президентом и правительством, теряя драгоценное время.

Вообще, фактор времени сегодня необычайно важен. Ситуация развивается очень динамично. Потеря месяца, года только усугубляет наше отставание. И в данной ситуации я как глава правительства при поддержке президента сделаю все, чтобы результаты парламентских выборов не раскололи, а, напротив, консолидировали общество и власть именно на основе общегосударственных интересов.

- Если я правильно вас понял, вы считаете, что экономические успехи стали одной из основ успеха пропрезидентского блока?

- Именно так.

- Но тогда с новым парламентом вам работать должно быть проще, чем с прежним.

- Нет, сложнее. Потому что существует фактор 2004 года, президентских выборов. Нетерпение же некоторых политических сил постоянно создает зону напряжения. Понимая, что добиться досрочных выборов конституционным путем невозможно, они, безусловно, будут усиливать попытки решить этот вопрос наращиванием морального, политического давления на общество, применяя определенные парламентские, уличные, информационные технологии. И нам крайне важно сделать все, чтобы не допустить такого сценария развития событий.

Кроме того, у парламента, президента, правительства немало долгов перед реальной экономикой, промышленниками, малым и средним бизнесом. Речь идет об эффективной налоговой системе, которая до сих пор не принята. У нас очень серьезные проблемы, связанные с защитой прав собственности, прав инвестора. То есть нужно более качественное законодательное поле, иначе мы никогда не добьемся стимулов для вложения средств в рыночную экономику.

Поэтому я прогнозирую достаточно сложные процессы взаимодействия с парламентом. Но мы будем делать все для создания дееспособных механизмов выработки компромиссных решений. В одиночку ни президент, ни парламент, ни правительство не справятся с этими задачами.

- Первым пробным камнем в ваших взаимоотношениях с парламентом станет программа деятельности правительства, которую должна утвердить Верховная рада.

- Предстоящее обсуждение, увы, опять же больше относится к политике, чем к экономике. По Конституции Украины, если реализуется разрушительный сценарий, о котором я уже говорил, то исполняющим обязанности президента назначается премьер-министр страны. Поэтому рассмотрение программы становится для определенных сил стартовой позицией для реализации своих политических целей. Ведь в случае ее принятия парламент лишается права в течение года ставить вопрос о вотуме недоверия к правительству. Но я не вижу альтернативы разработке программы, несмотря на все те риски, которые присутствуют. Стране крайне необходимо иметь хотя бы на год достаточно прогнозируемую ситуацию, чтобы можно было реализовывать и среднесрочную социально-экономическую политику.

Более того, в соответствии с Конституцией президент в ближайшие дни огласит свое послание Верховной раде, где будут изложены основы развития Украины на ближайшие 10 лет. Программа правительства является частью этого послания. Иными словами, у страны есть уникальная возможность выйти на такие долгосрочные параметры развития, которые не должны быть заложником рокировок правительства, изменений состава парламента и других политических колебаний. И мы сделаем все, чтобы документ качественно подготовить, на высоком профессиональном системном уровне. Сейчас закончилась его доработка. И как только парламент определится со своими структурами, будут избраны руководители парламента, председатели парламентских комитетов, оглашено послание президента, проект программы будет передан на рассмотрение депутатов. Исход же обсуждения зависит не столько от ее содержания, сколько от расклада политических сил.

- Не могу не задать неприятный вопрос. Что происходит с компенсациями родственникам погибших в авиакатастрофе летом прошлого года над Черным морем?

- Случилась величайшая трагедия, погибли люди, горе родных и близких не восполнишь никакими компенсациями. Но вопрос этот практически решен. Украина искренне хочет, чтобы все прошло в цивилизованной форме, без судебных разбирательств, без дополнительных морально-нравственных травм. Остаются в основном технические вопросы, связанные со сверкой данных.

- Спасибо. Это очень важно.

- Украина стала наблюдателем в ЕврАзЭС. Это решение политическое или экономическое? Каковы дальнейшие перспективы сотрудничества с этой организацией?

- Мы не видим альтернативы интеграции в европейское и мировое экономическое и политическое пространство. При этом нам надо понимать, что нигде никто нас не ждет с распростертыми объятиями. И интеграция - это жесточайшая конкуренция между товарами, услугами, предприятиями и в итоге - государствами. Все борются за свое место под солнцем.

Но если мы и говорим об интеграции, скажем, в Евросоюз, то она не должна быть самоцелью. Нужны четко просчитанные на профессиональном уровне, многовариантные процессы. Они определяются степенью открытости внутреннего рынка, адаптацией законодательства, нормативных требований к правилам Евросоюза, Всемирной торговой организации. То есть речь идет не об эмоционально-политической задаче, а о жесткой прагматичной цели, в том числе о необходимости совершенствования всех механизмов продвижения и защиты национального государства.

На эту цель мы и работаем. Когда же меня спрашивают о внешних приоритетах, я внутренне усмехаюсь. Что означают слова "проамериканская политика", "пророссийская" или "проевропейская"? Каждое правительство, будь то Украины, России, Соединенных Штатов, в первую очередь обязано защищать свои государственные, национальные интересы. Правительство Украины - проводить проукраинскую политику, правительство России - пророссийскую, США - проамериканскую. Главное, как это делать. Не с помощью железного занавеса, не административным, политическим, силовым давлением, а методами демократии, открытой политики и рыночной конкуренции.

Так что та работа, которую мы ведем с тем же Евросоюзом, ни в коей мере не должна снижать наши усилия по сотрудничеству с Россией. Хочу подчеркнуть, что наше стратегическое партнерство необходимо подкреплять реальными экономическими делами, созданием благоприятных условий для взаимовыгодного сотрудничества. Соответственно, и решения должны приниматься не эмоциональные, а прагматические, с учетом всех плюсов и минусов. И если это эффективно с точки зрения развития экономики, создания новых рабочих мест, кооперации, то такой форме интеграции надо говорить "да".

Мы на последней рабочей встрече с моим коллегой Михаилом Касьяновым обсуждали эти вопросы. Сейчас просчитываем все возможные варианты. Я рад, что Президент Российской Федерации четко сказал: ЕврАзЭС - это чисто экономическое сообщество. А то есть люди, которые начинают рассуждать, что мы потеряем или приобретем с точки зрения государственного суверенитета. Пора понять всем одну жесткую реалию: в рыночной экономике не бывает пустот. И если мы теряем в России свое экономическое пространство, то его тут же кто-то займет. То же самое произойдет, если Россия, Белоруссия или Казахстан уйдут из Украины. А вернуться потом бывает очень трудно.

Мы планируем провести 20 и 21 июня в Харькове заседание межгосударственной смешанной комиссии по вопросам экономического сотрудничества под председательством премьер-министров Украины и России. И я уверен, что это будет следующим качественным шагом к выстраиванию нашего равноправного сотрудничества.

Замечу, нам надо решать не только вопрос ЕврАзЭС. Необходимо довести до конкретного результата решение о создании зоны свободной торговли в СНГ. В Харькове мы рассмотрим в том числе двустороннее соглашение Украины и России о свободной торговле.

Речь пойдет и о важнейшей совместной программе обновления парка гражданской авиации наших стран с максимальным использованием наших научно-технических, промышленных возможностей. Ведь не так много стран, способных, как Украина и Россия, строить современные лайнеры. Учитывая, что физический и моральный износ парка гражданской авиации и в России, и у нас очень высокий, мы не хотели бы отдавать десятки тысяч рабочих мест, поступления в бюджет другим государствам.

Мы будем подписывать очень серьезные соглашения о долгосрочном контракте по объему транзита природного газа на ближайшие 10 лет. Хотели бы вообще выработать политику сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе, с тем чтобы за счет согласованных действий и укреплять энергетическую безопасность Украины, и, безусловно, учитывать экономические интересы России.

Поднимем и ряд других, не менее важных вопросов, связанных, в частности, с атомной энергетикой, военно-техническим сотрудничеством. Откровенно говоря, очень надеюсь, что в итоге удастся снять напряжение, возникшее с 1 июля 2001 года, когда согласно новому российскому Налоговому кодексу введен НДС...

Убежден, что задача правительства, вообще политиков - защищать национальные интересы таким образом, чтобы не создавать дополнительных искусственных проблем для экономической интеграции, чтобы никто не мешал бизнесменам, промышленникам.

- Судя по тому, что вы рассказываете, проблемы в торгово-экономических отношениях между Россией и Украиной, конечно же, сохраняются, но тем не менее впечатление, что решаются они конструктивнее, чем год-два назад.

- Я рад, что вы задали этот вопрос. У меня такое же впечатление. По-моему, мы вышли на такой уровень решения проблем, когда всем стало понятно: делать это только за счет таланта украинских и российских менеджеров невозможно. Речь должна идти - и идет! - о совершенствовании межгосударственных механизмов. О необходимости синхронизации законодательств, таможенных и прочих процедур, связанных с защитой внутренних рынков...

Более того, мы приходим к пониманию, что в условиях структурных изменений, происходящих как в российской экономике, так и в украинской, нам необходимо синхронно действовать, чтобы избегать двойных, дублирующих производств. Ведь многие задачи можно решать не на основе создания новых мощностей, тратя на это огромные материальные и финансовые ресурсы, а за счет более эффективной кооперации. Это и трубная промышленность, и металлургия в целом, и машиностроение, и транспорт... С учетом приватизации следовало бы выйти также на уровень серьезных согласований в сфере собственности, инвестиций.

Наконец, отметил бы, что мы с Михаилом Касьяновым договорились синхронизировать и процессы вступления Украины и России во Всемирную торговую организацию, этапы интеграции в Евросоюз. Учитывая взаимодополняемость наших экономик, пересечение очень многих наших интересов, нам это надо делать обязательно, чтобы, выходя на внешние рынки сбыта, не допускать ненужной и вредной конкуренции между собой. Сейчас идет переговорный процесс в рабочих группах по той или иной категории товаров, определению условий импорта и экспорта, и мы договорились максимально согласовывать там наши действия.

Мы исходим из того, что альтернативы вступлению в ВТО, интеграции с ЕС нет ни для Украины, ни для России. Но надо, чтобы это ни в коем случае не ухудшало условия двустороннего сотрудничества. Требуется качественная работа по созданию полноценных и ясных правил игры для реализации величайшего потенциала этого сотрудничества.

Я уже замечаю, что появилось понимание того, что у нас есть мощнейший фундамент, который надо сберечь, передать следующим поколениям. Это - доверие, те многовековые, исторические, культурные, духовные, родственные, дружеские связи, которые есть между нашими странами. Нам надо беречь славянское братство, духовное общение. И на этом фундаменте планировать и строить современные экономические отношения, отвечающие жестким требованиям рыночной экономики. Из добрых побуждений сегодня никто никому ничего не делает. Все это непросто. Мы проходим серьезную школу. Но я вижу, как постепенно накапливается положительный потенциал.

- И последний вопрос. Вы вступили в должность год назад, 29 мая 2001 года. Какое главное открытие вы сделали для себя в этом кабинете за истекшие месяцы?

- Особых откровений не было. Я ведь прошел почти всю властную вертикаль: был губернатором области, вице-премьером, первым вице-премьером. Знал технологию работы. Старался рассматривать ее, исходя не из желания как можно дольше удержаться в премьерском кресле, а как возможность реализовать свои профессиональные, гражданские, политические функции. Кажется, мне это удается. Как удается, надеюсь, оставаться человеком, ощущающим радость бытия, встречаться с друзьями, любить, воспитывать детей, самосовершенствоваться.

- Спасибо за беседу.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".