МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Кінахове інтерв"ю російським "Ведомостям"

06/21/2002 | Rost
http://www.vedomosti.ru/stories/2002/06/21-37-01.html

ИНТЕРВЬЮ: Анатолий Кинах, премьер-министр Украины
Олег Гавриш
Ведомости
21 июня 2002

ВТО интересует Украину больше, чем ЕврАзЭС.
Вчера российский и украинский премьеры Михаил Касьянов и Анатолий Кинах открыли еще один пограничный автопереезд. Сегодня они встретятся на мероприятии со скучнейшим названием - седьмое заседание Украинско-российской смешанной межгосударственной комиссии по сотрудничеству. Но помимо болезненных тем, кочующих от одного заседания к другому, - соглашения о свободной торговле, взаимных ограничений, долга Украины за российский газ - в этот раз премьеры обсудят создание газотранспортного консорциума. О том, что Россия и Украина должны создать компанию, управляющую магистральными газопроводами Украины, совсем недавно договорились президенты Владимир Путин, Леонид Кучма и канцлер Германии Герхард Шредер. Украинские чиновники сразу поспешили объявить о том, что теперь России незачем тянуть альтернативную трубу через Польшу. Их российские коллеги этого пока не подтвердили - ведь стороны еще не представляют, какую долю в консорциуме получит "Газпром". Кинах, впрочем, заранее убежден, что доминировать в управляющей структуре российский монополист не будет. В интервью "Ведомостям" премьер также дает понять, что полноценное участие в Евро-Азиатском экономическом сообществе, в котором доминирует Россия, Украину мало интересует.

- Наша беседа проходит в канун вашей встречи с главой российского правительства Михаилом Касьяновым. О чем у вас с ним пойдет разговор и можно ли ожидать, что в Харькове будут подписаны конкретные межправительственные соглашения?

- Основные вопросы, конечно же, будут решаться в сфере ТЭКа. Мы с Михаилом Касьяновым планируем подписать соглашение о транзите российского природного газа по территории Украины в объеме 110 млрд куб. м в Восточную и Западную Европу. Мы подпишем протокол об условиях транзита и поставок российского природного газа на Украину на 2003 г. и делаем это, как никогда, рано. Будет рассмотрено соглашение о достройке энергоблоков на Ровненской и Хмельницкой АЭС. Кроме того, будет затронут спектр проблем, связанных с нездоровой конкуренцией между Украиной и Россией в области ВПК на рынках третьих стран. Поскольку авиапарки двух стран изношены, мы обсудим совместную программу по развитию авиастроительной отрасли. Безусловно, мы постараемся закрыть вопросы, связанные с договором о зоне свободной торговли.

- Означает ли это, что Украина принимает приглашение России к вступлению в Евро-Азиатское экономическое сообщество?

- Украина готова сотрудничать с ЕврАзЭС, но только на основе принципов экономической свободы. Если речь идет о номинальном участии в очередном союзе, то Украина, учитывая свои шаги по интеграции в европейские структуры и ВТО, больше стремится к последнему. Зато в качестве свободной экономической зоны нас интересует работа с ЕврАзЭС, тем более что мы уже являемся наблюдателями в этой организации.

- Можно ли считать примером такого экономически взаимовыгодного сотрудничества Украины и России проект создания газотранспортного консорциума на базе украинского газопровода? Ведь раньше Украина не соглашалась на этот шаг?

- Что касается газотранспортного консорциума, то пока есть только трехстороннее соглашение глав государств Украины, России, Германии. Конечно, это событие стало важным политическим шагом, но еще предстоит наполнить его экономическим содержанием. Почему мы на это пошли? Потому что нам надо решать проблемы, связанные с техническим состоянием газотранспортной системы и диверсификацией экспортных газопроводов. Наши газопроводы способны транспортировать 170 млрд куб. м природного газа, мы по ним прогоняем до 130 млрд кубов. То есть у нас существует незадействованный резерв мощностей в 40 млрд куб. м в год. Мы посчитали, что в этих условиях России неразумно начинать строить новый трубопровод. И заявление глав государств прежде всего поставило точку в политическом давлении со стороны России в части строительства обходного газопровода. Экономическая цель созданного консорциума - сделать газотранспортную систему конкурентоспособной, надежной, чтобы все стороны остались довольны - и страна-транспортер [Украина], и Россия, и потребители в Европе.

- Известно, что на днях в Брюсселе "Нефтегаз Украины" пригласил к участию в консорциуме кроме немецкого Ruhrgas и российского "Газпрома" англо-голландскую Shell, французский Gas de France, итальянскую ENI. Причем общая сумма кредитного портфеля для модернизации газотранспортной системы составляет порядка $720 млн. Не слишком ли это разношерстная компания, чтобы всех их звать в один консорциум, и пойдут ли они на такие вложения?

- Очевидно, что Россия и потребители газа в Европе максимально заинтересованы в снижении затрат и тарифов на транспортировку, а Украина, как страна, которая осуществляет транзит, наоборот, нуждается в высоких ставках. Мы постараемся оптимально учесть интересы всех сторон, которые по своей сути противоположны, и при таком балансе можно будет решать инвестиционные задачи. Пока же мы занимаемся тем, что готовим технико-экономическое обоснование работы консорциума, которого пока нет. При этом мы хотим усовершенствовать тарифную политику деятельности газотранспортной системы, создавая консорциум в существующем законодательном и юридическом поле Украины.

- Можно ли ожидать, что конечной целью консорциума станет приватизация газовой трубы?

- Украина не будет рассматривать вопрос приватизации, поскольку газопроводы - это национальное стратегическое достояние страны. Могу сказать определенно, что в ближайшие годы такой вопрос даже не стоит в повестке дня.

- В соглашении о создании консорциума говорится о том, что все стороны будут иметь равные доли в нем. А если, например, "Газпром", как основной владелец транспортируемого газа, захочет иметь контроль над транспортировкой? Возможно ли увеличение его доли в консорциуме?

- На мой взгляд, нельзя допускать монопольного влияния в деятельности консорциума ни одной из сторон.

- С чем вы связываете стремительный рост числа антидемпинговых расследований между Украиной и Россией за последний год - с тех пор, как вы возглавили украинское правительство?

- Прежде всего с тем, что на мировых рынках обострилась конкуренция по тем видам продукции, которые являются основными для украинского и российского экспорта, - это продукция горно-металлургического комплекса и химической промышленности. А что касается конкуренции в поставках продукции военно-промышленного комплекса между нашими странами, то она была всегда. Наши товары начали выжимать с внешних рынков, и многие государства, например США, страны Юго-Восточной Азии, ввели антидемпинговые меры. Следовательно, увеличились поставки этой продукции из России на Украину и наоборот. Мы начали защищаться уже от продукции соседей, и здесь немало классических примеров, например сахар, ликероводочные изделия, трубы. Хочу сказать, что вопрос антидемпинговых расследований всегда был очень сложным для любого правительства, так как он касается тысяч рабочих мест и бюджетных поступлений.

- Вы нашли в этом вопросе взаимопонимание с Михаилом Касьяновым? Можно ли ожидать, что число антидемпинговых расследований в ближайшее время снизится?

- Для нас важно, чтобы антидемпинговых расследований было меньше. Для этого мы с Михаилом Касьяновым прошлой осенью подписали совместный протокол об упреждающих мерах по наполнению рынков продукцией из других стран. Это было сделано для того, чтобы решать все проблемы без возбуждения антидемпинговых расследований. Думаю, что во многом разрешению антидемпинговых споров могла бы поспособствовать ратификация Государственной думой договора о свободной торговле от 1994 г. Или же подписание двухстороннего соглашения о свободной торговле. Это важно еще и для того, чтобы не применялись двойные стандарты в вопросах налогообложения. Например, когда нефть, газ, газоконденсат, отправляемые в дальнее зарубежье, не облагаются в России НДС, а экспортируемые на Украину обкладываются 20% -ным налогом.

- Кстати, на какой стадии находится решение проблемы взимания НДС на нефть, газ, газоконденсат при экспорте этих товаров из России? Ведь, насколько известно, от этих мер страдают прежде всего российские нефтяные компании, работающие на Украине.

- Украина достаточно успешно провела приватизацию своих НПЗ. Важно, что их собственниками стали владельцы нефти - Тюменская нефтяная компания, "ЛУКОЙЛ", "Татнефть". Это позволило загрузить заводы, более чем в два раза увеличив объемы переработки, и сегодня 95 - 96% внутреннего потребления составляет топливо, произведенное на Украине, тогда как еще два года назад до 75% его импортировалось. Для нас это имеет большое значение. Еще несколько лет назад на законодательном уровне принимались решения, позволяющие создать максимально благоприятные условия для импорта ГСМ. Сегодня все изменилось, мы создаем благоприятные условия для импорта нефти и ее переработки на наших заводах. Проблемы с НДС на экспорт сырья действительно прежде всего бьют по интересам российских компаний, снижая их финансовые результаты работы. Это влияет на возможность российских нефтяников инвестировать в новые месторождения, повышать объемы добычи и т. д. Поэтому решение вопроса о снятии НДС инициируют именно российские нефтяники. Сегодня для окончательного решения этого вопроса нужно лишь понимание Россией того, что от таких методов налогообложения теряют обе стороны, в том числе и ее национальные нефтяные компании.

- Представители российских нефтяных компаний, работающих на Украине, в частности ТНК и "Татнефти", крайне негативно оценивают инициативу по введению правительством или Верховной радой льгот импортерам нефтепродуктов. Льготы по уплате акцизного сбора и НДС предлагается ввести только для импортных ГСМ, при том что НПЗ будут платить все налоги. Это еще больше усложнит работу российских нефтяных компаний на украинских НПЗ. Поддерживаете ли вы эту инициативу?

- У нас создана специальная межведомственная аналитическая группа, которую возглавляет министр экономики, в нее входят представители всех работающих на Украине российских нефтяных компаний. Между правительством и производителями существуют договоренности, что в качестве одной из мер адекватного реагирования, если нефтяные компании не будут выполнять свои инвестиционные условия по насыщению рынка и обоснованной цене, что может привести к дефициту на рынке ГСМ и спекулятивному росту цен, правительство может задействовать такой ресурс, как импорт нефтепродуктов. Но сегодня у правительства нет предпосылок и намерений открыть импорт нефтепродуктов, а, наоборот, есть желание создать еще более благоприятные условия для насыщения рынка нефтепродуктами собственного производства.

- Известно, что "Казмунайгаз" ушел с "Херсоннефтепереработки". Новые претенденты на приобретение пакета акций НПЗ - российские нефтяные компании "Роснефть", "Альянс", "Сургутнефтегаз". К1ого из них вы бы хотели видеть потенциальным инвестором предприятия?

- Правительство пока не рассматривало этот вопрос, потому что потенциальных обращений к нам не было. Приватизация ОАО "Херсоннефтепереработка" предполагала определенные инвестиционные обязательства, и мы будем приветствовать прежде всего того инвестора, который сможет наилучшим образом их выполнить.

- И последний болезненный для российско-украинских отношений "трубный" вопрос. Будете ли вы настаивать на увеличении квот на поставку украинских труб в Россию?

- Для нас важнее не увеличение квоты, а понимание Россией того, что создание на ее территории импортозамещающих производств труб - это неэффективные затраты финансовых ресурсов. Вместо того чтобы тратить огромные деньги на создание параллельных производств, мы предлагаем лучше объединить украинские трубные заводы и российские потребляющие предприятия. Это объединение может состояться, например, в виде финансово-промышленных групп. Кстати, особенно это актуально ввиду совместного сотрудничества в области нефтяной и газовой промышленности.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".