МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Олег Рыбачук: "Я в кагэбистские игры не играю" (рекомендую)

08/28/2002 | Спостерігач
Олег Рыбачук: "Я в кагэбистские игры не играю"



Беседовала Галина Моисеева

В последнее время народный депутат от "Нашей Украины" и один из ближайших окруженцев Виктора Ющенко Олег Рыбачук стал чуть ли не самым активным игроком на информационном поле. Его высказывания о давлении на бизнес- структуры членов фракции "НУ" дали возможность журналистам "кормиться" на этой новости несколько дней. А слухи о том, что именно он управляет "контрразведкой фракции" и имеет в своем распоряжении новые распечатки пленок Мельниченко (см. статью "Охота на майора" ), придали имиджу Рыбачука- прагматика прямо-таки "штирлицовские" черты. Правда, слухи о наличии в своем распоряжении эксклюзивных пленок Олег Борисович категорически опроверг, но зато рассказал много интересного…



– Вы первым обнародовали информацию, что против двух десятков бизнесменов, которые входят в "НУ", возбуждены уголовные дела или на их коммерческие структуры оказывается давление. Каким образом их "трогают"?

– "Трогают" всех в разной форме. Самым активным инструментом "трогания" стала, кстати, не Генпрокуратура, а ведомство Юрия Смирнова и УБОП.

– Имеется в виду руководитель ОАО "Славутский рубероидный завод" Владимир Шандра?

– Не только…

– Владимир Скомаровский?

– Может быть. Примеров достаточно много, имена я смогу назвать позднее, пока мне легче говорить по схеме "наездов". Была применена почти типичная схема, которая повторилась в нескольких случаях. Сначала идет нескрываемое наблюдение, потом на фирму приходит УБОП в полной экипировке, как будто пришли ловить террористов "Аль-Кайеды". Причем, Вы понимаете, что эти группы захвата – не те люди, которые работают интеллектом. У них другая задача – психологически сломить противника. И в этом плане работают они старательно. Наезжают в основном на бизнес, который через акционирование или каким-то другим образом связан с депутатами из "Нашей Украины". Еще я знаю анекдотичные примеры, когда начинают проверять всех советников премьера Ющенко, которые были у него на общественных началах. Если у них есть бизнес, то на всякий случай "утюжат" и его.

– Каковы, по Вашему мнению, мотивы наездов?

– Мотивы для наездов на бизнесменов, которые поддерживают НУ, звучат приблизительно так: вычислить и уничтожить источники финансирования. Такая мотивация у меня лично вызывает лишь ироническую улыбку, ибо мне, как никому другому, известно, что "Нашу Украину" финансировало немало источников, и в парламенте присутствует только незначительная их часть. Это, во-первых. Во-вторых, финансирование "НУ" не является примитивной, понятной для власти схемой. В-третьих, легко задушить бизнес, когда тебя, условно говоря, пускают к трубе, когда ты берешь 100 единиц, 10 отдаешь, 90 тебе остается. У наших единомышленников другая приоритетность. Это люди, которые давно работают на рынке, которых уничтожить сложно хотя бы потому, что их никто к трубе не пускал. Это другой вид бизнеса, который развивается отдельно от власти. Но потоптать его можно сильно.

Есть еще один момент, о котором я говорил: желающих поддержать Ющенко в проекте "НУ" было намного больше, чем возможностей их принять. Ситуации с оттоком поддержки или поиском финансовых источников нет. У нас другая тема: мы можем обанкротить наших политических соперников, потому что наша поддержка не держится на деньгах. Грубо говоря, мы не платим за посещаемость наших митингов и встреч с Ющенко. Наше финансирование включает, например, печатание агитационной продукции, но это не такие колоссальные расходы, как оплата многотысячных митингов. Думаю, финансисты многих партий и предвыборных блоков со мной согласятся. Более того, все эти наезды просто помогают нам вести президентскую кампанию, поскольку сами по себе являются новостями, охотно ретранслируемыми прессой.

– Как Вы думаете, от кого идет заказ? Может, это личные проблемы во взаимоотношениях пострадавших с коллегами по бизнесу?

– Конечно, в бизнесе есть такое понятие, как нечестная конкуренция. И я не исключаю, что конкуренты вносят в "благодарные уши" информацию, что эта-де структура поддерживает Ющенко материально. И таким образом решают свои деловые проблемы неделовыми методами: хотя конкурент, не погибает, но его коммерческая деятельность временно останавливается. Но есть такая деталь: все эти процессы активизировались после определенных кадровых ротаций.

– Пискун?

– Нет, неприятности участились еще до назначения нового генпрокурора, и я бы связывал их с кадровыми перестановками в АП. Более того, например, по ситуации с ОАО "Славутский рубероидный завод" уже внесен прокурорский протест.

– Насколько массово давят на депутатов и где сами обиженные? Почему мы видим заявления лишь Шандры?

– Чтобы назвать точное число, я должен с переговорить каждым из подвергшихся наездам. Тем более, что среди пострадавших есть люди, которые надеются решить возникшие проблемы непубличными методами. Другими словами, "договориться" с теми, кто на них наезжает либо заказывает наезд, полюбовно, не выходя на пресс-конференцию и не привлекая внимания общественности. Скажем, когда Шандра встречался с госсекретарем МВД и начальником УБОПа, они ему сказали что-то в таком роде: "Наше право изымать документацию, а ваше право жаловаться. Жалуйтесь…". А когда он заметил, что происходящее на заводе может привести к социальному взрыву, ему ответили: "Бросьте, что вы такое говорите – 220 человек в Богом забытой Славуте, какой социальный взрыв, спуститесь на землю"...

Я уверен, что наоборот нужно выносить сор из избы, и готовлю в скором времени пресс-конференцию, чтобы собрать на нее всех пострадавших от наездов депутатов-предпринимателей. Не только в "НУ", но и в других фракциях.

– А Вы бы взяли на свою пресс-конференцию Юлию Тимошенко? В качестве самого яркого примера жертвы "наездов"?

– Почему у Юлии Владимировны проблемы возникли только тогда, когда она стала в политическую оппозицию? До нее руки у прокуратуры доходят, а до других лиц, зарабатывавших деньги тем же методом, почему-то нет. Именно поэтому "Наша Украина" сейчас занимает такую позицию, что против Тимошенко идет политический процесс, а не экономический. Если бы он был экономический, тогда давайте брать всех, кто работал в подобном бизнесе…

– Уже обсуждалось, как будет голосовать "НУ" по вопросу о лишении Тимошенко депутатской неприкосновенности?

– Нет.

– Тогда Ваш прогноз. Как проголосует "НУ"?

– Думаю, что в большинстве своем не поддержит.

– Сейчас муссируется тема, что "НУ" заинтересована в том, чтобы убрать с дистанции Юлию Владимировну, дабы она не была соперником Виктора Андреевича на президентских выборах. Как Вы думаете, они соперники?

– Я не думаю, что Юлия Тимошенко является соперницей Виктора Ющенко на президентских выборах. Более того, я уверен, что Юля не будет против того, чтобы Ющенко стал президентом. По-моему, она сама не раз об этом заявляла. Она прекрасно понимает, что в этой системе ее хотят уничтожить, ее семье угрожает уже физическая опасность. Поэтому она больше других хочет, чтобы Ющенко стал президентом и избавил ее от этих страхов. Хотя до выборов нужно еще дожить, и сейчас все делается для того, чтобы их не было вообще, во всяком случае, с участием Ющенко.

– В таком случае, как Вы оцениваете инициативы президента в части конституционной реформы? Сама по себе идея?

– Идея масштабной реформы всей вертикали власти выписана в проекте договора о совместных действиях, который "НУ" предложила еще 17 мая. Там были четко выписаны не только цели и приоритеты, а даже список законов, которые надо принимать. Все концепции взяты оттуда, и расчет сделан на то, что мы не будем возражать против внедрения в жизнь наших же идей. Единственное расхождение – сейчас усиленно муссируется слух, что в Договоре шлf речь о создании парламентско-президентской республики. Это не отвечает действительности. В Договоре шла речь об усилении роли парламента, что не означает изменения модели политической системы. Сейчас из АП пошла разнарядка в СМИ устроить "широкое обсуждение заявления президента всеми политическими силами и задекларировать поддержку". Но раз президент склонился к мысли о необходимости политической реформы, то почему бы не вернуться к теме подписания договора, которая сначала была благополучно похоронена пропрезидентскими силами. Начнется политическая осень, и все мы с удовольствием понаблюдаем, как поведут себя фракции, которые без разрешения с Банковой даже по нужде не ходят: если они вдруг проявят инициативу и поддержат ими же "закопанные" идеи, я готов снять шляпу перед некоторыми политтехнологами.

– Как Вы думаете, конституционная реформа осуществится в полном объеме или же останется нереализованной идеей?

– Я двумя руками за политическое реформирование, но скажите мне, почему к этой идее пришли, когда парламент, образно говоря, уже на шестом месяце беременности? Приблизительно это выглядит так, что сначала законодательный орган, извините, изнасиловали в грубой форме, потом обнаружилась беременность, а теперь пошли цветочки, стишки и предложения познакомиться. Не поздно ли?

– Так Вы все-таки поддержите или нет эту конституционную реформу?

– Мне кажется, что президент раздает не свои активы, радостно отказываясь от того, что ему не принадлежит. Еще давно было несколько идей нейтрализации "фактора Ющенко", в том числе – найти преемника, организовать третий срок президентских полномочий или сделать высший пост в государстве подобным "должности" британской королевы. И мне все эти подспудные намерения понятны. Но мы выступаем за изменения системы власти, потому что считаем, что это в интересах Украины. И, безусловно, Украине нужна другая модель, с меньшим присутствием президента во всех сферах жизни. Но почему обязательно с президентом – "английской королевой"?

– Вы допускаете такой сценарий, при котором президент предоставит право формирования большинства "НУ", как парламентской силе, получившей наибольшее количество голосов? Кто тогда будет вашими союзниками?

– В этом парламенте я знаю десятки людей, которые разделяют нашу точку зрения и понимают роль и место личности в истории. Но они по ряду соображений не могут быть в нашей фракции. Поэтому на ваш вопрос я могу ответить так: теоретически, да. Но я не думаю, что нынешний глава АП допустит принятие такого решения на самом высоком уровне. Есть еще один вопрос: вольны ли все эти создатели малых фракций на основе "За ЕДУ" в своих действиях? Позволят ли им стать участниками такой коалиции? Глубоко сомневаюсь. По сути, это вопрос психологического страха, а не политики: верят ли люди, которые пойдут на сотрудничество с нами, что их не вздуют? Или не верят. Им нужны гарантии безопасности от президента.

К слову, я согласен с президентом, что не нужно изобретать украинский велосипед. В том числе, в части формирования большинства. В президентско-парламентских республиках или в парламентско- президентских понятие большинства не закреплено в Конституции. Это – политическая традиция, что большинство создает победитель, на этой базе формируется правительство. Как правило, это партии, набравшие самый большой кредит доверия на выборах, или коалиция партий. Как она это сделает, с кем договорится – это ее проблема. В Индии, где я проработал 5 лет, 600 наций, 1 млн. племен и 1 млрд. населения. Там партия, которая держит золотую карточку, каких-то 18 голосов из 450, но она в коалиции. Она из какого-то специфического штата, но стоит ей взбрыкнуть и уйти, и большинство рушится. Тогда опять назначаются выборы. Вот так нужно делать большинство, а не сгонять под палкой в так называемое стабильное большинство.

– Скажите честно, Вы ездили в Форос 12 августа?

– Нет. Скажу больше, я как правая рука (или левая нога главы фракции, журналисты называют меня по-разному) формировал список: кто полетит поздравлять первое лицо государства. Я сам себя вычеркнул. Ну, не люблю я наш стиль проведения высокопоставленных дней рождения. И к тому же не пью. Мне скучно.

– Тогда Вы не знаете, что там было?

– Ну, как же я не знаю?! Знаю. По словам людей, которые регулярно ездят на поздравления, есть два типа поздравления: краткий (две-три минуты, зашел-вышел, до свидания) или расширенный (на пару часов). Не было ни того, не другого. У нас была встреча довольно продолжительная, но разговор, по сути, не больше 10 минут. Потом приглашение остаться, вежливое "спасибо", беседа "ни о чем". И все трезвые при своем мнении разошлись. Договорились, что будет повторная встреча с президентом, в рабочей обстановке, более конкретная. Ющенко тостов не говорил, но сказал приблизительно следующее: "Леонид Данилович, я знаю, что на меня, на членов моей семьи, на Порошенко и на других заведены уголовные дела. Мы понимаем, что это политика. Но мы с такой грязной политикой не согласны. Можно искусственно создать большинство, но эта система не имеет будущего. Подобная практика приведет к тому, что мы, как граждане Украины, не согласимся с подобным развитием событий и будем адекватно противодействовать". Вот, что я знаю о той встрече…

– Напоследок провокационный вопрос: говорят, что у Вас есть новые расшифровки пленок Мельниченко, которые Вы получили в обход майора и из источника, находящегося в Украине…

– У меня?

– У вас, Жира и Безсмертного.

– У меня ничего нет, честное слово.

– Такая вот стопка распечаток, а скраю написано, какая статья УК нарушена…

– Нет, не видел. Честно говоря, я в эти кагэбистские игры не играю. Вы задали прямой вопрос, я на него ответил: у меня таких распечаток нет.

– А в штабе видели?

– Не видел. Но я вообще не имею привычки подсматривать за сотрудниками штаба. Я готов пойти на детектор лжи и доказать, что не имею отношения к играм с записями в президентском кабинете. Маленький экскурс в историю. Я был руководителем службы премьера Ющенко, мы едем на "1+1" в прямой эфир, за несколько дней до отставки. Мне звонят на мобильный и говорят: вы знаете, что Мельниченко получил политическое убежище в Штатах? Я в полном ужасе сначала не поверил. Даже перезванивал в посольство США. А, когда сказал Ющенко, он изумился еще больше. Уже тогда нам стало ясно, что дело Мельниченко приведет к отставке Кабинета Ющенко. Задаю прямой, тупой вопрос: кому было выгодно, чтобы связать Ющенко и Мельниченко? Тому, кто хотел таким способом спихнуть правительство реформаторов. Логично? Логично. Люди, которые работают с майором Мельниченко, не работают на Ющенко. Слухи, что у нас есть распечатки пленок Мельниченко, распускают те, кто боится нашего прихода к власти.

Відповіді

  • 2002.08.28 | QV

    Pojasnit htos, z jakoji ce radosti "perVersii" opublikuvaly ...

    intervju z svojim najlipshym vorogom-"nudistom".
    Jaki taki sytuatyvni interesy spivpaly?


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".