МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Кость Бондаренко:Итоги недели

09/02/2002 | Спостерігач
Кость Бондаренко:
Итоги недели: внутренняя политика
31.08.2002
Специально для Part.org.ua о важнейших событиях минувшей недели в политической жизни страны рассказывает Кость Бондаренко, руководитель Центра исследований общественных процессов «Эксперт».


К.Бондаренко - На прошлой неделе политические обозреватели получили очередную порцию пищи для размышлений. Сезон политического затишья прошёл. Политики возвращаются после летней спячки к активной работе. Следствием этого стали несколько важных событий в общественно-политической жизни Украины.


Событие номер один. Обращение Президента к народу по случаю 11-й годовщины Независимости.


Президент Украины – внезапно для многих – в день, когда праздновалась 11-я годовщина Независимости государства, представил программу преобразований в украинской общественной и государственной модели.

Программа состоит из четырёх основных пунктов и предвидит следующие преобразования:

- превращение Украины из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику;

- принятие нового законодательства о выборах народных депутатов – исключительно на пропорциональной основе;

- реформа территориально-административной системы;

- обеспечение большей открытости украинской политики.

Интересно, что ещё совсем недавно все эти лозунги выдвигала оппозиция, а Президент постоянно твердил, что в современных условиях они практически далеки от реализации. Сейчас же – по словам одного из наиболее приближённых к Президенту политиков Дмитрия Табачника, ситуация в государстве изменилась. Прошли выборы. Левые не имеют в парламенте того представительства, которое наблюдалось в Верховной Раде 2-го и 3-го созывов.

То, что Президент согласился с предложениями своего окружения и добровольно предлагает ввести основы парламентско-президентской формы правления, свидетельствует о том, что нынешняя система в таком виде, в котором она существует, далее существовать уже не может. Кучма понимает, что переставлять фигуры и сталкивать лбами разнополюсных политиков он сможет лишь до поры, до времени. Он сам может при малейшей ошибке оказаться жертвой навязанных им же игровых комбинаций. Поэтому выход у Кучмы только один: сделать всё от него зависящее, чтобы пост Президента в последние годы его правления не был столь привлекательным, как сейчас. Кучма предлагает новые правила игры, согласно которым основная борьба будет вестись либо за власть над парламентом, либо за власть над правительством. Именно в эти плоскости переместится основная борьба нынешних кандидатов в наследники Кучмы. Сам же Кучма останется третейским судьёй, главным действующим лицом украинской политической комедии дель-арте – вплоть до 2004 года.

Логика подсказывает, что за это время Кучма должен обратиться к народу как минимум с несколькими инициативами в сфере политики.

Во-первых, он предложит принципы, на которых будет базироваться новое правительство и объяснит, как он представляет себе коалиционное правительство.

Во-вторых, он должен взять под свой личный контроль сферу реформирования армии и реформу угольной промышленности – те сферы, которые вызывают наибольший резонанс в общественности из-за участившихся трагедий с массовыми жертвами.

В-третьих, он должен инициировать «круглый стол» с оппозицией (именно теперь он может диктовать условия оппозиции, поскольку политическая инициатива теперь на его стороне, а оппозиция никак не может отойти от удара, нанесённого ей в связи с перехватом лозунгов и программных «изюминок»).

В-четвёртых, он предложит на пост премьер-министра сильную, волевую личность с авторитарными замашками – это должно вызвать уважение к исполнительной власти среди народа, особенно на фоне мягкого и безвольного Анатолия Кинаха.

В-пятых, он будет инициировать одновременные выборы президента и парламента в 2004 году.

В-шестых, ещё до середины следующего года будет разработан проект новой Конституции Украины и вынесен на всенародное обсуждение. Новая Конституция – самый простой способ ввести нововведения в политическую жизнь страны, не прибегая к услугам парламента. Ведь в Верховной Раде, как известно, у Кучмы достаточно много недругов, и набрать конституционное большинство для обеспечения прохождения основных положений, выдвинутых Президентом, будет весьма и весьма проблематично.

В новую Конституцию, очевидно, будут внесены такие пункты, как двухпалатный парламент, расширение прав местных органов самоуправления, прямые выборы глав местных администраций, коалиционная модель правительства, новое административно-территориальное деление Украины, отказ от унитарной модели государства и т.д.

Естественно, даже несмотря на то, что инициативы Кучмы носят превентивный характер и призваны «возглавить пьянку в условиях, когда её невозможно предотвратить», предложенная Президентом система является настоящей «революцией сверху» в украинской политической жизни. Можно по-разному оценивать Кучму и его режим, можно критиковать его деятельность, но прогрессивный характер предложенных Кучмой реформ нельзя не заметить. Есть, правда, и нюансы: а почему бы не начать реформу просто сейчас? Почему бы не поделиться своими полномочиями с Верховной Радой? Зачем ждать именно наступления 2004 года и конца нынешних президентских полномочий?

Действия Кучмы напоминают действия испанского генерала Франсиско Франко, который в послевоенный период, желая избежать судьбы других европейских диктаторов, провозгласил курс на сближение с США, начал некое подобие демократических реформ, разрешил деятельность ранее запрещённых политических партий и т.д. Это продлило время Франко до середины 70-х годов – фактически диктатор пережил своё время на целых тридцать лет! Но режим Франко позволил созреть и укрепиться демократическим силам в Испании, которые после смерти диктатора восторжествовали и построили в государстве крепкую демократическую систему. Режим Франко стал своеобразным инкубатором для демократии, как это ни парадоксально звучит. Ведь сам Франко не был демократом по убеждениям. Если сравнить демократические силы в Испании до Франко (правительство Асаньи в 30-х годах) и после Франко (Гонсалес) то мы увидим огромную качественную разницу. Точно так же демократические силы в Украине до Кучмы (Черновол и диссиденты) качественно отличались (в худшую сторону) от нынешних, сформировавшихся на основе оппозиционности к Кучме.

И уже не важно, сможет ли Кучма воплотить эти реформы в жизнь. Существует немало сил, которые будут заинтересованы в скорейшем и реальном воплощении предложенных Кучмой инициатив. Заявление Кучмы не опережает время. Оно опережает действия оппозиции. А значит – Украина уже готова к глубинным реформам системы власти. И значит, что время идеи наступило – теперь её не сможет удержать даже нынешний режим. Поэтому он её озвучил и возглавил кампанию по воплощению в жизнь


Событие номер два. Кадровые перестановки в Администрации Президента и реформа АПУ.


Леонид Кучма при помощи Виктора Медведчука начал активную реорганизацию своей Администрации. При этом изменения коснутся не только верхнего эшелона власти – накануне нового политического сезона власть перетряхивает кадры и на местах, вплоть до районных администраций. Иначе нельзя – во-первых, Президент выступил с обращением к народу, в котором призвал к глубинной реформе системы власти в государстве. Во-вторых, в ожидании пресловутого «осеннего наступления оппозиции» необходимо максимально мобилизировать силы и превратить Администрацию Президента в своеобразный «Государственный комитет обороны».

20 августа Президент Украины подписал Указ «О мерах по усовершенствованию деятельности Администрации Президента Украины». Согласно Указу, в состав Администрации входят: глава Администрации, два его первых заместителя (зачем два первых – остаётся загадкой, но такая практика уже существовала в то время, когда первыми замами одновременно были Юрий Ехануров и Олег Дёмин), первый помощник Президента, заместитель главы администрации и ещё пять заместителей, возглавляющих соответствующие главные управления Администрации, а также пресс-секретарь Президента, группа советников и помощников главы государства.

Достаточно неожиданным было перемещение на пост первого заместителя главы Администрации Президента бывшего заместителя главы – руководителя главного управления администрации по вопросам внутренней политики Валерия Хорошковского. Сделавший стремительную карьеру, 32-летний Валерий Хорошковский рассматривается как представитель «клана Пинчука» в Администрации Президента. Теперь треугольник СДПУ (о) – «донецкий клан» - «Трудовая Украина» материализовался в более персонифицированном виде: Медведчук (глава Администрации) – Лёвочкин (первый помощник Президента) – Хорошковский (первый заместитель главы Администрации Президента). Естественно, у Президента есть ещё много кадровых предложений, и поэтому он будет вводить в Администрацию новых и новых лиц.

Некоторые наблюдатели связывают назначение Хорошковского с ситуативным усилением Медведчука: мол, Медведчук, используя молодость и отсутствие опыта у Хорошковского, просто подставляет его. При этом обращают внимание на то, что Хорошковский в последнее время сделал ряд заявлений, которые шли вразрез с заявлениями Президента. Но это никак не свидетельствует об игре Медведчука. Во-первых, не так страшен Медведчук, как его рисуют. Реальное влияние Медведчука на украинскую политику не так и велико. Он, конечно, хочет казаться всесильным и вездесущим, эдаким монстром. Но реально Медведчук не может сравняться по степени влияния на политический процесс ни с Дмитрием Табачником, ни с Владимиром Литвином – в их времена Администрация действительно была всесильной структурой. Поэтому не стоит рассматривать назначение Хорошковского как «медвежью услугу» со стороны конкурента. Во-вторых, Хорошковский вряд ли делал какие-либо заявления без предварительного согласования с близкими к Президенту людьми, в частности, с членами семьи Президента, и то, что заявления Хорошковского не совпадали с позицией Президента, скорее всего, связано с наличием разным мнений в «ближнем круге». Хорошковский выступает в роли ретранслятора идей одной из политических сил – и не более.

По непроверенным данным, на место, освобождённое Хорошковским, назначат нынешнего губернатора Черкасской области Владимира Лукьянца. Лукьянца некоторые аналитики связывали с СДПУ (о). На самом деле он не имеет отношения к «группе Медведчука». В своё время близкий к Александру Ткаченко, Лукьянец переориентировался и в разгар президентской кампании 1999 года через близкого к СДПУ (о) бывшего ткаченковского фаворита Богдана Губского засвидетельствовал своё почтение Леониду Кучме. Этого было достаточно, чтобы Лукьянец осенью 1999 года был назначен главой областной администрации. Богдан Губский вряд ли рискнул бы выставить свою кандидатуру по малоизвестному ему Золотоношскому району Черкасской области на парламентских выборах нынешнего года, если бы не чувствовал за спиной поддержки со стороны Лукьянца. Но известно, что теперь Губский дистанцировался от Медведчука, поэтому вряд ли можно считать возможное назначение Лукьянца усилением позиций СДПУ (о).


Событие номер три. Грузия.


Взоры политиков и политических обозревателей снова обращены к событиям в Грузии. Это вызвано несколькими факторами. Во-первых, российские войска предприняли ряд акций в Панкисском ущелье, которое территориально принадлежит Грузии. Это было расценено как акт агрессии против суверенного государства. Во-вторых, Россия была вынуждена признать свою неправоту относительно вторжения в Пакисское ущелье, а российская дипломатия не часто признаёт свои ошибки. В-третьих, Эдуард Шеварднадзе взял под свой контроль ситуацию в пограничной зоне, и сам срочно выехал для осмотра объектов и оценки ситуации в ущелье. В-четвёртых, парламент Грузии принял решении о начале процедуры выхода государства из состава СНГ.

Следует напомнить, что Украина и Грузия являются членами объединения ГУУАМ. И во время недавнего ялтинского саммита Леонид Кучма и Эдуард Шеварднадзе много говорили об укреплении партнёрских отношений между нашими государствами. В том числе – и в политической сфере.

Точно так же следует напомнить, что не в последнюю очередь от Грузии зависит то, будет ли наполнен каспийской нефтью нефтепровод Одесса – Броды – залог энергетической независимости Украины и превращения нашего государства в крупнейшего в Европе транспортёра-поставщика нефти.

Грузия возлагает огромные надежды на Украину в плане модернизации своих вооружений, в первую очередь – войск противовоздушной обороны, а украинские оборонные предприятия дорожат каждым военным заказом на вес золота.

Странно, но голос Министерства иностранных дел Украины относительно этой проблемы так и не был услышан. Ни одного заявления Министерства иностранных дел – не говоря уже о заявлениях Президента. Ведь у нас с Грузией существует договор об особом партнёрстве. Точно такой же договор существует у нас с Россией. И когда в конфликт втягиваются два особых партнёра Украины, не лучшая позиция – делать вид, что нас это не касается. По крайней мере, Украина могла бы если не открыто осудить действия России в Панкисском ущелье (такой смелости от украинского внешнеполитического ведомства вряд ли можно дождаться), то хотя бы продемонстрировать, что её эта тема волнует. Но – к сожалению – мы в очередной раз продемонстрировали собственную неповоротливость в дипломатической сфере.


Событие номер четыре. Оппозиция.


Заявление, сделанное Кучмой, внесло некий разброд в лагерь демократической оппозиции. Социалисты и коммунисты воздерживаются пока от каких-либо действий и осторожно комментируют предложения Президента. Виктор Ющенко обратился к Кучме с открытым письмом, в котором начертил целый ряд пунктов, вокруг которых возможно сотрудничество Президента и лидера наиболее популярной политической силы. Все эти требования сводятся к тому, что Кучма должен существенно снизить влияние Виктора Медведчука, главы президентской Администрации, на процесс принятия политических решений. Юлия Тимошенко, обратившаяся накануне к Кучме с открытым письмом, призывающим Президента добровольно идти в отставку, теперь заявляет о возможности переговоров с властью – на определённых условиях. Кучма пока празднует победу.

В лагере «Нашей Украины» чувствуется лёгкая паника. Фактически «Наша Украина» поделилась на две «партии» относительно Президента и его окружения - «партию мира» и «партию войны». В то время как Роман Бессмертный, Олег Рыбачук, Тарас Черновол и прочие оппозиционеры настойчиво требуют продолжения акций протеста, НРУ и УНР заняли штрейкбрехерские позиции и выступают против проведения «осеннего наступления оппозиции». Это – по сути – настоящая агония Народного руха, не зависимо от того, УНР ли это, или НРУ (вспоминается Александр Олесь: «Друг чи ворог ти – міра одна. І стоїть УНР, як корова дурна”). Тарас Черновол справедливо указывает на то, что удельный вес Руха в «Нашей Украине» - не слишком велик для того, чтобы можно было паниковать из-за штрейкбрехерства Рухов. Более серьёзные опасения вызывают заявления Романа Зварыча о возможном выходе «НУ» из оппозиционной четвёрки и создания коалиции с омельченковской «Єдністю», а также интервью Евгения Червоненко. Сам же Ющенко пытается разорваться между «умными» и «красивыми» и то идёт на переговоры с Кучмой, то делает заявления, приближающие его к непримиримой части оппозиции.


Событие номер пять. Отставка Василия Дурдинца


По слухам, в ближайшее время состоится ряд важных перестановок. Долголетнего Министра по чрезвычайным ситуациям Василия Дурдинца отправляют послом в Венгрию. На его место прочат нынешнего губернатора Закарпатской области Геннадия Москаля. Ранее имя генерала Москаля связывалось с СДПУ (о). Реально сведущие люди говорят о том, что Москаль не был «человеком Медведчука». Слухи связывали его с бизнес-группой Константина Григоришина, отколовшейся весной этого года от Медведчука.


По прогнозам экспертов, наиболее весомые шансы на губернаторство в Закарпатье имеет нынешний первый заместитель губернатора Василий Линтур. Линтур не принадлежит ни к одной политической группе и сохраняет нормальные отношения со всеми политическими партиями. Профессиональный экономист, он не слишком углубляется в вопросы закулисных игр и больше предпочитает спокойно работать, чем манифестировать свои политические убеждения. Поэтому фигура Линтура может оказаться приемлемой для всех политических групп и лично для Президента – Линтур уже не раз доказывал свою преданность Леониду Даниловичу, равно как и профессионализм, а его нейтральная политическая позиция может вызвать повышенный интерес у разных групп влияния.

Відповіді

  • 2002.09.02 | franko

    Xто ставиться серйоозно до Бондаренка? П?сля того як

    в?н написав про Литвина xвалебну б?ограф?чну оду
    (див. Б?бл?отека), де н? слова про його участь в пл?вкаx Мельниченка.

    > Можно > по-разному оценивать Кучму и его режим, можно критиковать
    его деятельность, но прогрессивный характер предложенных Кучмой реформ нельзя не > заметить. > И значит, что время идеи наступило - теперь
    её не сможет удержать даже нынешний режим. Поэтому > он её озвучил и возглавил кампанию по воплощению в жизнь > Во-первых, не так страшен
    > Медведчук, как его рисуют. Реальное влияние Медведчука на украинскую политику не так и велико.

    Ура, тавар?щ?.

    P.S. Ja chuv shcho vin v jakyxos' ne to pinchukivs'kyx, ne too derkachivs'kyx media teper pracjuje. To pravda?
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2002.09.02 | Мартинюк

      Дійсно він напустив забагато розчулених слинок...

      Кучма прийняв попередні лозунги опозиції тому що вони були в цілопу пусті та несерйозні.

      Замість того аби висунути найсуттєвішву вимогу - реформа судової системи , або ще простіше - незалежна судова система і впровадження суду прияжних, опозиція оприлюднювала не сттратегічні а тактичні вимоги. Ну які можуть бути наприкладж пропорційні вибори до сільради? Гасло про пропорційність і парламентську державу було пустушкою. яка заманювала опозицію у чергову пастку - вибори а ля референдум квітня 2000 та 2молдавський варіант".

      Педалювання деякими опозиціонерами проблеми пропорційності та парламентарності як передумови демократизму було майже свідомим обманом громадян України - бо як тоді пояснити існування демократичних держав з президенською системою правління а мажоритатрним способом обрання парламентарів, конгресменів та верхівки судової влади?

      А пояснення було одне і дуже просте в цих державах існує міцна незалежна і формована демократичними механізмами судова влада, яка жорстко обмежує спроби інших гілок влад перевищувати свої повноження.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".