МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Адмін групі

03/17/2003 | Shooter
Варто розмістити (на першій стороніці?) текст останнього офіційного документу ЄС щодо України та решти нових сусдів ЄС.

Лінки:
http://www.delukr.cec.eu.int/data/doc/pr_030311c_eng.pdf
(англ.)
http://www.delukr.cec.eu.int/data/doc/pr_030312_ukr.pdf
(прес-реліз (витримка) укр.)

Відповіді

  • 2003.03.17 | Абу

    підтримую(-)

  • 2003.03.18 | Майдан-ІНФОРМ

    А текстова версія є?

    Або напишіть коротку передмову з лінками на ці ресурси, як новину, і ми поставимо.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2003.03.18 | Shooter

      Завтра поставлю (-)

  • 2003.03.18 | Йоссарриан

    Re: Адмін групі

    наверх


    Брюссель, 12 марта 2003

    БОЛЬШАЯ ЕВРОПА – СОСЕДИ: ПРЕДЛОЖЕНА НОВАЯ ОСНОВА ОТНОШЕНИЙ С ВОСТОЧНЫМИ И ЮЖНЫМИ СОСЕДЯМИ ЕС


    Сегодня Европейская Комиссия утвердила Сообщение, определяющее новую основу отношений на ближайшие десять лет с Россией, западными новыми независимыми государствами и Южным Средиземноморьем - странами, членство которых в ЕС в настоящее время не планируется, но у которых скоро появятся общие границы с Союзом. Как это было подтверждено Европейским Советом в Копенгагене, расширение предоставляет возможность укрепления стабильности и процветания за пределами новых границ Союза. В Сообщении содержится предложение поставить перед Европейским Союзом цель в ближайшие десять лет создать совместно с партнерами зону процветания и добрососедства – «кольцо друзей», с которыми ЕС поддерживает тесные, мирные и нацеленные на сотрудничество отношения. В Сообщении предлагается, что в ответ на реальный прогресс, демонстрирующий разделяемые всеми ценности и эффективное проведение политической, экономической и институциональной реформ, всем соседним странам должна быть предложена в будущем доля на внутреннем рынке ЕС. Это должно быть подкреплено конкретными предложениями, посредством которых в ближайшие 5-10 лет мог бы проходить процесс дальнейшей интеграции и либерализации, содействующий свободному движению людей, товаров, услуг и капитала (четыре свободы). Председатель Европейской Комиссии Проди сказал: «С глобализацией и созданием транснационального гражданского общества впредь будет невозможным проведение грани между внешними отношениями Союза и его внутренним развитием, особенно в том, что касается наших соседей. Не попытка установить новые разделительные линии, а более глубокая интеграция между ЕС и кольцом друзей придаст новый динамизм нашим взаимоотношениям в политической, экономической и культурной областях». Член Европейской Комиссии Паттен отметил: «В последние десять лет обещание членства в ЕС было одним из наиболее успешных инструментов внешней политики Союза. Но это не всегда будет так. В ближайшие десять лет мы должны найти новые и более современные пути экспорта стабильности, безопасности и процветания, которых мы достигли в рамках расширенного ЕС. Мы должны приступить к согласованию более четкого видения отношений с нашими соседями».

    В Сообщении, предложенном Председателем Европейской Комиссии Проди и членом Европейской Комиссии, отвечающим за внешние связи, Паттеном, отмечается, что Европейский Союз и граничащие с ним страны уже взаимозависимы в рамках существующих границ в том, что касается стабильности, безопасности и устойчивого развития. В Сообщении предлагается, чтобы Европейский Союз сформулировал широкое видение того, как должны строится отношения с восточными и южными соседями ЕС в ближайшие десять лет.

    В Сообщении в то же время отмечается, что различия между восточными и южными соседями – как с точки зрения уже достигнутого прогресса в ходе реформ, так и их различных стремлений и ожиданий, что касается членства в ЕС, - должны лежать в основе новой политики отношений с соседями. В этой связи предлагается в дальнейшем постепенная и последовательная реализация мер в ответ на конструктивные действия со стороны соседних стран.

    Данные меры включают:
    - Расширение внутреннего рынка и регулирующих структур
    - Преференциальные торговые отношения и открытость рынка
    - Перспективы законной миграции и передвижения людей
    - Активизация сотрудничества по предотвращению и борьбе с общими угрозами безопасности
    - Более широкое политическое участие ЕС в предотвращении конфликтов и управлении кризисами
    - Более активная работа по продвижению прав человека, развитию дальнейшего культурного сотрудничества и углубления взаимопонимания
    - Интеграция в транспортную, энергетическую и телекоммунакационную системы, а также в европейское исследовательское пространство
    - Новые механизмы содействия и защиты инвестиций
    - Поддержка интеграции в глобальную торговую систему
    - Увеличение содействия, более учитывающего потребности
    - Новые источники финансирования.

    Эта новая политика по отношению к соседним странам будет проводиться через стратегические Планы действий в стране и/или региональные Планы действий, разрабатываемые Европейской Комиссией в партнерстве с соседними странами. Планы действий включат политические и экономические показатели для определения достигнутого прогресса. В Сообщении предлагается, чтобы после согласования эти Планы действий могли заменить Общие стратегии и стать главным политическим документом ЕС в отношениях с соседними странами на среднесрочную перспективу.

    Что касается отражения процессов интеграции и либерализации в договорных отношениях, Сообщение открывает также перспективу для новых Соглашений о добрососедстве, дополняющих, где это необходимо, существующие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и Соглашения об ассоциации.

    На заседании, состоявшемся 12 и 13 декабря в Копенгагене, Европейский Совет приветствовал намерение Европейской Комиссии разработать предложения по укреплению отношений Союза с Россией, Украиной, Молдовой, Беларусью и государствами Южного Средиземноморья (Алжиром, Египтом, Израилем, Иорданией, Ливаном, Ливией, Марокко, Палестинской Автономией, Сирией и Тунисом). Европейский Совет выразил пожелание, чтобы эти предложения основывались на долгосрочном подходе, направленном на продвижение демократических и экономических реформ, устойчивое развитие и торговлю.

    Информационная справка

    Отношения с Россией, Украиной, Молдовой и Беларусью

    Начиная с 1992 года, Соглашение о торговле и сотрудничестве (СТС), заключенное Европейским Сообществом с СССР в 1989 году, применялось по отношению к каждому из новых независимых государств. СТС предоставляло, среди прочего, режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и давало возможность создавать совместные комитеты. Для России, Украины и Молдовы на смену СТС пришли Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), вступившие в силу в 1997 и 1998 годах. СПС с Беларусью было подписано в 1995 году, но соответствующие процессы ратификации и заключения не были завершены.

    Соглашения о партнерстве и сотрудничестве имеют всеобъемлющий характер и охватывают политический диалог, торговлю товарами и услугами, вопросы экономики, окружающей среды, науки и культуры. Сотрудничество в области юстиции и внутренних дел также включено в СПС, в частности, в том что касается предотвращения незаконной деятельности и сотрудничества в противодействии торговле наркотиками и отмыванию денег.

    Хотя СПС составлены с расчетом на перспективу и предусматривают эволюцию положений, связанных с торговлей, от применяемого в настоящее время РНБ к созданию двусторонних зон свободной торговли, они не устанавливают дальнейших уступок в области торговли, идущих далее положений, предусмотренных соглашениями ЕС с его партнерами по ВТО. Cо своей стороны, страны-партнеры соглашаются применять РНБ или национальные режимы, если они предоставляют более благоприятные условия.

    В СПС включено положение о «приостановлении действия», которое дает возможность каждой из сторон приостановить действие соглашения, если основные элементы партнерства (уважение демократических принципов и прав человека) были нарушены. СПС были заключены на десять лет с последующим ежегодным продлением по умолчанию. В настоящее время идет работа по улучшению положений СПС, заключенных с Россией и Украиной, о разрешении споров.

    За исполнением соглашений следят Совет сотрудничества на уровне министров, Комитет сотрудничества, в котором представлены старшие должностные лица, и Комитет парламентского сотрудничества, в котором соответствующая делегация Европейского Парламента представляет ЕС. Кроме того, дважды в год ЕС проводит саммиты с Россией и один раз в год – с Украиной.

    В 1999 и 2000 годах Совет принял Общие стратегии по отношению к России и по отношению к Украине, в которых уточняется список приоритетных направлений сотрудничества для нацеливания двусторонних отношений на осуществление стратегических приоритетов.

    Кроме того, ЕС заключил соглашения о текстиле со всеми четырьмя странами, соглашеие о стали с Россией, а также соглашения об исследованиях в области ядерной безопасности и термоядерного синтеза с Украиной. В настоящее время ЕС ведет новые переговоры с Россией по соглашению о научно-техническом сотрудничестве и обсуждает соглашения о борьбе с радиактивным загрязнением на северо-западе России, реадмиссии и сотрудничестве в области рыболовства.

    Основное финансовое содействие, предусмотренное СПС, осуществляется в рамках программы Тасис. Помимо Тасис, ЕС также оказывал содействие Молдове в рамках Программы продовольственной безопасности (ППБ). Россия и Молдова также участвовали в гуманитарных программах, осуществляемых в рамках ЕСНО. Молдова и Украина стали получателями макро-экономического содействия. В России осуществлялись специальные программы продовольственной помощи в 1992 году и в период между 1998 и 2000 гг. В 2001 году Европейский инвестиционный банк получил мандат выделить кредиты на сумму до €100 миллионов на экологические проекты в северо-западном регионе России. Все четыре страны получали содействие с рамках Европейской инициативы в области демократии и прав человека (ЕИДПЧ).

    Европейская Комиссия имеет представительства в Москве и Киеве (последнее представительство имеет также аккредитацию в Минске и Кишиневе).

    ****************************************************************************************************

    Вопросы и ответы

    Является ли сейчас Южное Средиземноморье частью Европы?

    Как было признано на заседании Европейского Совета в Копенгагене, соседями ЕС являются страны, имеющие с ним сухопутные или морские границы. Существует целый ряд причин, по которым расширенный ЕС должен подтвердить заинтересованность в сотрудничестве со своими южными соседями – от Марокко до Сирии. Эти причины, в частности, включают развитие двусторонней торговли и привлечение инвестиций с целью сокращения разрыва в уровнях благосостояния, а также содействие созданию новых источников законной миграции для обеспечения непрерывного экономического развития. В нынешней геополитической обстановке улучшение взаимопонимания с соседними исламскими государствами приобретает особое значение.

    Почему бы не включить в это число южный Кавказ? Ведь этот регион находится на Европейском континенте.

    В Сообщении Европейской Комиссии, как было согласовано в Копенгагене, речь идет в первую очередь о тех странах, которые непосредственно граничат с ЕС или станут его соседями в 2004 году и членство которых в ЕС в настоящее время не планируется (исключение составляет Молдова). После присоединения к Европейскому Союзу Турции, возможно, возникнет необходимость пересмотреть географический аспект.

    Вы хотите сказать, что Украине и Молдове не будет предложено членство в ЕС в ближайшее десятилетие? Или Европейская Комиссия предлагает также предоставить возможности для вступления в ЕС средиземноморским странам и России?

    В Сообщении речь идет о политике в отношении соседних государств, а не об определении окончательных пределов Европейского Союза. Хотя отмечается, что вопрос о вступлении в ЕС стран Средиземноморья был решен негативно (КОГДА?), но не предлагается ни положительных, ни отрицательных комментариев относительно перспектив членства для тех стран, которые проявили к этому серьезный интерес – Украины и Молдовы. Признавая стремление Украины и Молдовы вступить в ЕС, в Сообщении предлагается отложить принятие решения об окончательных пределах Европейского Союза до завершения текущего этапа расширения и обсудить этот вопрос с участием нынешних стран-кандидатов. Сообщение не устанавливает сроков этого процесса. Его основная мысль состоит в том, что вопросы, связанные с взаимоотношениями между соседними странами, должны быть решены сейчас: нельзя откладывать меры, направленные на развитие нашего взаимного процветания, безопасности и стабильности.

    Применение одинакового подхода ко всем соседним странам представляется поверхностным. Вряд ли интерес ЕС к развитию отношений, например, с Россией определяется только ее географическим положением.

    В Сообщении России отводится особое место среди других соседних государств. И дело не только в том, что Россия уже имеет общую границу с ЕС и сотрудничает с ним по вопросам, представляющим взаимный интерес, в частности, в рамках программы Северного измерения. Достаточно активно развивается диалог и сотрудничество между ЕС и Россией по вопросам политики и безопасности, что отражает важную роль России на мировой арене. В связи с этим в Сообщении предлагается, чтобы новая политика отношений с соседними странами строилась на основе существующих отношений между ЕС и Россией, которые станут основой более широкого стратегического партнерства.

    Почему Европейская Комиссия не дождалась вступления новых членов в ЕС прежде, чем переходить к дебатам по поводу их ближайших соседей?

    В Сообщении однозначно отмечается, что новые государства-члены должны внести полный вклад в обсуждение вопроса «Большая Европа – соседние страны». Чехия, Польша, Эстония и Литва уже внесли некоторые очень полезные предложения; многие из их идей нашли отражение в Сообщении. Опыт и знания присоединяющихся стран и стран-кандидатов будут очень полезны, особенно когда речь идет о взаимоотношениях с Россией и «новыми» соседями (Украина, Беларусь и Молдова).

    Какие есть у Европейской Комиссии основания предполагать, что России, Египту и т.д. могут быть предоставлены четыре свободы в течение десятилетия?

    Сообщение ставит цель политики ЕС на предстоящее десятилетие: постепенная интеграция, сопровождаемая либерализацией передвижения людей, товаров, услуг и капитала. Достижение этой цели зависит от готовности стран-партнеров принять вызов и осуществить политические, экономические, институциональные и правовые реформы, и сближения с законодательством ЕС (acquis communautaire), что необходимо для того, чтобы углубление интеграции имело позитивное практическое значение.

    Зачем гражданам ЕС сближение с населением Ливии или Беларуси?

    После приостановления санкций ООН Ливия получила статус наблюдателя в рамках Барселонского процесса, и ей было предложено полноправное членство сразу после полной отмены санкций. Ливия выразила согласие со всеми правовыми нормами, выработанными в Барселоне. Хотя в отношениях Ливии и международного сообщества остается еще много открытых вопросов, наблюдаются и некоторые положительные сдвиги. У нас много общих интересов: торговля и инвестиции, прекращение незаконной иммиграции, борьба с загрязнением окружающей среды. Поэтому в контексте политики ЕС, направленной на развитие отношений с соседними странами, следует применять поэтапный подход к улучшению взаимоотношений, строящийся на определенных условиях.

    Если говорить о Беларуси, то Европейская Комиссия должна признать, что за последние 6 лет отношения с ней не оправдали наших ожиданий. Несмотря на это, интерес ЕС к сотрудничеству с Беларусью по вопросам, связанным с географической близостью, не меньше, чем с другими соседними странами. Поэтому в Сообщении содержится такое же предложение, и решение о том, как на него реагировать, остается за белорусским правительством. Европейская Комиссия также считает, что необходимо проводить различие между народом Беларуси и ее правительством. У белорусского населения уже существуют тесные контакты со странами ЕС (например, более 38 тысяч белорусских детей посетили Италию). Эти связи будут крепнуть после вступления в ЕС новых членов, поскольку зачастую речь идет о семейных узах. Нам не следует забывать, что белорусское правительство (не нынешнее) решительно поддержало страны Балтии в их стремлении выйти из СССР. Расширение ЕС предоставляет правительству Беларуси еще одну возможность продемонстрировать свою готовность к сотрудничеству с ЕС.

    Считает ли Европейская Комиссия, что открытие рынка и финансовая поддержка будут иметь место только после проведения реформ? Кто будет за это платить?

    В Сообщении содержится общее предложение. Превращение идеи в реальность зависит от заинтересованности наших восточных и южных соседей поддержать этот процесс. В случае необходимости расходы – например, затраты на оказание содействия странам в разработке и проведении реформ - могут быть, по предложению Европейской Комиссии, покрыты за счет перераспределения средств в рамках существующего бюджета ЕС. Это не означает, что соседние государства не получат никакой новой финансовой помощи до пересмотра перспективного финансового плана в 2006 году.

    В чем заключаются эти новые соглашения с соседними странами? Кто их получит и когда?

    Не является ли План действий еще одним бюрократическим инструментом, создающим помехи любым реальным действиям? В чем проблема с Общими стратегиями?


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".