МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Минтранс не "настрадал" на 5000000

05/23/2003 | Спостерігач
Минтранс не "настрадал" на 5000000

20 мая Печерский суд Киева, руководствуясь статьей 10 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека, отказал Минтрансу в удовлетворении его иска к журналистам.

Игнат Свячишин


К сожалению, это только третий прецедент на всю Украину, когда в судебном процессе, где некая структура требовала опровержения сведений, опубликованных в средствах массовой информации, а также возмещения "морального ущерба" (5 миллионов гривень - тоже один из рекордов), судья в обоснование своего решения включила ссылку на Европейскую Конвенцию о правах и свободах человека. Автор прецедента - судья Лариса Цокол.

О сути этого иска Министерства транспорта к автору "Обкома" и газете "Вечерние вести" мы уже писали. Тем не менее, пребывая в полной убежденности в своей правоте, мы с опаской и недоверием ожидали рассмотрения иска в суде. Суд принял решение - оставить без удовлетворения все исковые требования истца. Без исключения.

Но еще, возможно, предстоит апелляция. А потому мы решили продолжить свою просветительско-подрывную деятельность в области украинского законодательства.

Кратко напомним предыдущую фабулу и добавим к ней некоторые пояснения, свидетельствующие о полной законодательной несостоятельности, как автора Указа, так и его исполнителей.

27 января сего года Президент издал Указ "Про передачу залiзничних вiйськ Збройних Сил України у пiдпорядкування Мiнiстерству транспорту України". Согласно этому документу, признавалось целесообразным вывести желдорвойска из состава Вооруженных сил и передать их в подчинении Минтранса.

Через два дня мы опубликовали статью, где говорили о незаконности и антиконституционности этого Указа и акцентировали внимание на печальных последствиях его реализации. 6 февраля эту же статью перепечатали "Вечерние вести".

По факту этих публикаций Минтранс подал в суд иск, требуя признать сведения, содержащиеся в статье, недостоверными и нанесшими моральный ущерб министерству на 5 миллионов.

Свою позицию по поводу этого иска "Обком" высказал в публикации 12 мая. Эта дата очень важна, так как в упомянутой статье содержался такой аргумент:

"А теперь самое смешное в иске Минтранса к Игнату Свячишину и "Вечерним Вестям". Как уже говорилось, транспортное ведомство обвинило журналистов в том, что те неверно трактуют Указ Президента и тем самым дискредитируют Минтранс, как орган центральной исполнительной власти. Но весь казус в том, что сам Указ Кучмы от 27 января 2003 года в пункте 3 содержит поручение Кабмину "подати у мiсячний строк на розгляд Верховної Ради України законопроект про створення у складi Мiнiстерства транспорту України вiйськового формування - залiзничних вiйськ".

Так вот, на момент написания данной статьи (12 мая 2003 года) Кабинет министров (и Минтранс иже с ним) так и не выполнили Указ Президента - то есть, так и не подали в Верховную Раду никаких законопроектов об изменении статуса желдорвойск".

Чтобы Минтранс не имел в суде "бледный вид", Кабмин все же расстарался и 15 мая (!) подал в Верховную Раду на рассмотрение проект закона "Про залiзничнi вiйська". От имени правительства его подписал Николай Янович Азаров.

Хорошо помня о том, что экс-глава ГНАУ духовно и административно воспитал такого "знаменитого" законника, как генпрокурор Пискун (научившегося арестовывать людей прямо в СИЗО), мы с большим вниманием отнеслись к данному законопроекту. Более того, мы его использовали в суде в качестве аргумента, доказывающего несостоятельность исковых претензий Минтранса. Решения суда напоминать не будем.

Не беремся утверждать однозначно, но, вполне возможно, наши комментарии к этому законопроекту стали одним из обоснований принятого судом решения. Потому эти комментарии с дополнениями мы решили довести до общественности, Кабмина и лично Николая Азарова.

Так вот, мы уже писали о противоречиях в самом Указе Президента, где в названии акта прямого действия содержалось противоречие с преамбулой и резолютивной частью. Чтобы избежать этого противоречия, Кабмин в своем законопроекте полностью проигнорировал требования Указа Кучмы о "выведении из состава Вооруженных сил" и "передаче" желдорвойск в подчинение Минтрансу.

Но транспортники, использовав наши аргументы, не смогли их применить по назначению. Мы писали: "Согласно Конституции, Верховная Рада имеет право принять закон о создании воинских формирований в структуре любого министерства, даже Минтранса. Но она не наделена правом передачи любых войсковых подразделений Вооруженных сил Украины в подчинение этим министерствам. Норма закона предусматривает, что парламент может упразднить любой вид Вооруженных сил Украины или любой специальный род войск, входящий в состав ВС для того, чтобы на их базе в другом министерстве были созданы новые воинские формирования. НО КОНСТИТУЦИЯ И ЗАКОНЫ НИКАК НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ПЕРЕДАЧУ ВОЙСК ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В ПОДЧИНЕНИЕ ЛЮБОМУ МИНИСТЕРСТВУ".

Кабмин же сочинил следующее: "Залiзничнi вiйська - вiйськове формування, утворене на базi залiзничних вiйськ Збройних Сил України для забезпечення стiйкого функцiонування залiзниць у мирний та воєнний час, а також виконання завдань вiдповiдно до Конституцiї України, цього Закону та iнших актiв законодавства України".

При этом желдорвойска в составе ВС не упраздняются, не выводятся (как советует Кучма) из состава Вооруженных сил, а просто воинские формирования Минтранса "СОЗДАЮТСЯ НА БАЗЕ"... На каком основании? В соответствии с какими законами и нормами? Никто не знает. Но Конституцию Украины авторы законопроекта вместе с Азаровым явно никогда не читали.

Но и это не самое смешное в законопроекте. В разделе II "КЕРIВНИЦТВО ЗАЛIЗНИЧНИМИ ВIЙСЬКАМИ", после ритуальных экивоков о главковерхстве Президента, в статье 10 "Командування залiзничних вiйськ" содержится такой пассаж: "Управлiння залiзничними вiйськами у мирний та воєнний час здiйснюється Мiнiстром транспорту України через командування залiзничних вiйськ".

Но этот пассаж выглядит совершенно нелепо на фоне статьи 9 того же раздела "Генеральний штаб Збройних сил України". Ему в обязанности вменяется:

"Генеральний штаб Збройних сил України:

визначає потреби в озброєннi, вiйськовiй технiцi, матерiально-технiчних, енергетичних ресурсах, необхiдних для належного виконання завдань залiзничними вiйськами, контролює повноту i якiсть їх отримання;

доводить до залiзничних вiйськ директиви i накази Верховного Головнокомандувача Збройних Сил України з питань оборони, органiзовує їх виконання;
органiзовує розгортання залiзничних вiйськ;

здiйснює контроль за станом бойової та мобiлiзацiйної готовностi, боєздатностi залiзничних вiйськ;

органiзовує комплектування залiзничних вiйськ вiйськовослужбовцями, призов громадян на строкову вiйськову службу, навчальнi (або перевiрочнi) та спецiальнi збори, а також накопичення вiйськовонавчених людських ресурсiв;

погоджує рiшення щодо створення, реорганiзацiї та лiквiдацiї з'єднань, вiйськових частин, закладiв, установ та органiзацiй залiзничних вiйськ;

здiйснює iншi повноваження вiдповiдно до закону".

То есть, Генштаб должен быть эдакой "шестеркой" на побегушках у Минтранса и его министра. Ведь законопроект Кабмина предусматривает, чтобы Генштаб чуть ли не чай в поездах "Укрзализницы" разносил. Хотя Закон "О Вооруженных силах Украины" четко гласит:

"Стаття 3. Структура Збройних Сил України

Мiнiстерство оборони України є центральним органом виконавчої влади i вiйськового управлiння, у пiдпорядкуваннi якого перебувають Збройнi Сили України.

Збройнi Сили України мають таку загальну структуру:

Генеральний штаб Збройних Сил України як основний орган вiйськового управлiння;..."

Но какое отношение имеет структурное подразделение Министерства обороны к Минтрансу? Или Генштаб что-то должен еще войскам МинЧС и военизированным формированиям МВД? Ответа также нет.

Анализировать этот законопроект и его законодательные "ляпы" можно еще долго, но это все не изменяет главного принципа, который был изложен в наших предыдущих публикациях, но остался так и не понятым в правительстве. Потому разъясняем по буквам: "НЕЗАКОННЫЙ АНТИКОНСТИТУЦИОННЫЙ УКАЗ КУЧМЫ ЗАКОННЫМИ МЕТОДАМИ РЕАЛИЗОВАТЬ НЕВОЗМОЖНО".

В этой ситуации для Кабинета министров есть несколько выходов - либо добиваться отмены Указа Кучмы, либо отставка в полном составе в связи с нежеланием исполнять незаконные указы. Или же утешаться нашей фразой из самой первой статьи на эту тему: "Еще раз внимательно перечитав Указ Кучмы от 27 января надо признать, что в случае его реализации Георгий Кирпа (Министр транспорта) и Виктор Янукович (премьер-министр) попадают под действие пункта три статьи 260 Криминального Кодекса и вполне заслуживают 10 лет лишения свободы. Впрочем, как и автор Указа - Леонид Кучма". И как радикальный метод - отставка самого автора этого нелепого указа. Выбор за правительством.

Во всяком случае, любое из этих решений народ безусловно поддержит.



--
Spy!


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".