МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Новый сценарий власти – отсутствие сценария (/)

04/20/2004 | Shooter
Новый сценарий власти – отсутствие сценария
Олеся Яхно, «Главред»

Иногда проблема не имеет своего решения, или же ее решение хуже самой проблемы. Это сегодня можно сказать о власти. Единственный ее сценарий – политреформа, на которую ушло полтора года зря потраченных усилий (финансовых, человеческих, медийных, интеллектуальных), - провалилась.


При этом, контрдействие – Янукович как единый кандидат - выглядит, скорее, не как осознанный, просчитанный шаг, а как безысходность. То ли от того, что политреформу надо провести во что бы то ни стало, то ли потому, что хоть как-то надо ответить на ее провал.

Почему провалилась политреформа, или Нулевая тактика власти
Из возможных сценариев завершения (фальстарт, какой-то результат, политический кризис) политреформа таки закончилась результатом. Правда, отрицательным для ее инициаторов и лоббистов. Впрочем, до сих пор так и не ясно до конца, играл ли всерьез в политреформу Президент, или это была больше игра Медведчука.

При том, что о необходимости реформы власти говорят все политики, более того, любой следующий президент просто вынужден будет ее провести, сейчас она провалилась. Фактически, была сделана попытка провести дискуссию по важному для страны вопросу, в ходе которой усиленно пропагандируется курс, привлекательный для большинства влиятельных политгрупп.

Партия власти совершила ошибку, повторив в некотором смысле поведение Ющенко. Грубо говоря, если «НУ» не особенно аргументировала, почему она не будет поддерживать реформу сейчас, то власть – почему ее стоит сейчас поддерживать. То есть, со стороны провластных сил не было аргументов в пользу реформы. Речь идет об аргументах не в качестве торга (мол, в программах СПУ и КПУ есть переход к парламентской форме правления), а именно аргументах о пользе для страны - политических, экономических и так далее. Тогда бы и не было проблем с по сути базовым вопросом реформы - системой выборов.

При этом, после того, как событие было анонсировано, за год ничего не было сделано. Обсуждения фактически начались проводиться уже после того, как было объявлено об их завершении. А вывод юристов на улицу или же форум, на котором власть еще раз заявила о необходимости реформы, - это аргументы для самой же власти. Политики заявляют: общество созрело для реформы. Какое общество? Где и когда созрело? Спросите у любого человека не из Киева, что он думает о реформе? Да вам не то, что простой обыватель, но и представитель власти, кроме стандартных слов о необходимости демократизации власти, ничего не скажет.

Отсутствие таких аргументов как для элиты, так и для общества – главная ошибка. При этом, надо понимать, что лидер «НУ» находится в более выгодном положении. Время играет против власти, но в пользу Ющенко. Кроме того, в отличие от власти, в этой ситуации ему не надо нападать, а только защищаться от предлагаемого властью сценария. А власти оказалось нечем нападать. И как результат, провал реформы – заслуга не столько Ющенко, сколько самой власти. Тактика же - гнать реальным кнутом к нереальному прянику – не оправдала себя. Поэтому-то кстати реформа и выглядела не как намерение провести структурные изменения, а больше как вопрос судьбы отдельных политиков.

Но, так или иначе, политреформа будет присутствовать в избирательной кампании всех основных участников президентских выборов. Главная причина – не потому что кто-то надеется на ее результат до выборов, а потому что больше нечего обсуждать. Это будет такая фоновая тема. Некоторые пропрезидентские силы еще рассчитывают на возможность ее реанимации. Даже в повестку дня единого кандидата внесли лозунг «даешь политреформу». Хотя всем понятно, что в данном случае - это, скорее, игра слов, чем решение. Потому что между политреформой и Януковичем нет никакой причинно-следственной связи. К примеру, как Виктор Федорович может повлиять на решение по политреформе таких фигур, как Деркач или Волков? Никак. А заявление Президента в Днепропетровске о том, что задача коалиции – это, в первую очередь, кандидат, а потом реформа, а также отсутствие оргвыводов после 8 апреля, только подтверждает это мнение.

Новый сценарий – отсутствие сценария
В то же время, сформулировать на обломках политреформы что-то иное пропрезидентским силам пока не удалось. Ничего нового в том, что Янукович стал единым кандидатом, нет. Поскольку он не стал результатом консенсуса пропрезидентских сил - лозунг «клан кланом вышибают» по-прежнему актуален для украинской политики. Янукович стал кандидатом, скорее, от безысходности. А это означает, что как только будет придуман какой-то другой сценарий, единый кандидат может быть принесен в жертву. Особенно если учесть, что впереди еще съезды партий, которые будут решать вопрос участия и поддержки партиями кандидата на президентских выборах. НДП вообще сослалась на решение съезда 2003 года, аргументируя намерение партии выдвинуть своего кандидата.

А поскольку как таковой сценарий у власти отсутствует, среди политиков начинают действовать процессы, традиционные для избирательной кампании. Главный и неизбежный из которых - перегруппировка политических сил под президентские выборы, в результате которой каждый хочет найти себе место при будущей власти.

Процесс «предательства». Как говорил один римский полководец, «у восходящего солнца больше поклонников, чем у заходящего». То есть, процесс «предательства» неизбежен. Да и потом, предать вовремя – это не предать, а предвидеть. Так, в парламенте (в частности среди меньшинства в большинстве) активно обсуждается создание новых депутатских объединений. Как сказал один народный депутат, для окончательного развала большинства.

Кадровые ротации. Речь идет о перестановках, прежде всего, в регионах. С одной стороны, власть сама будет усиливать свои тылы в регионах. С другой - среди мажоритарщиков есть те, кто сами не против променять депутатское кресло на губернаторское в регионах. Для чего? Чтобы «сдать» админресурс новому президенту. При этом, понятно, что «сдать» админресурс Ющенко побоятся, а Януковичу – не смогут. Поскольку губернаторов пока назначает Президент, поэтому понятно, что весь админресурс контролируется АП. А то, что Медведчук будет действительно работать на раскрутку единого кандидата – не факт.

Подготовка к выборам-2006. Большинство политиков сегодня думает не о 2004 годе, а о 2006-м. Говоря о возможных кандидатах на пост президента, Владимир Литвин спрогнозировал, что от оппозиции на выборы могут пойти Ющенко, Мороз, Тимошенко и Симоненко, а от власти - Кинах, Тигипко, Марчук и еще нескольких людей, «которые хотели бы провести осмотр своих партийных рядов и определить свой потенциальный рейтинг в следующих выборах».

Янукович как кандидат в кандидаты от власти. Ющенко как альтернатива власти. Мороз как альтернатива оппозиции
Приблизительно так сегодня позиционированы почти стопроцентные участники президентских выборов.

Наряду с Виктором Ющенко, теперь и Виктор Янукович будет говорить с позиции кандидата в президенты. В то же время, лидер «НУ» по-прежнему - единственный кандидат, который может свободно заявлять о своих намерениях, не в ущерб своему дальнейшему политическому будущему. То, чего не может делать, например, Янукович. Поскольку это сделает его объектом нападок как извне, так и внутри. Во-первых, это сделает его главной мишенью для оппозиции – включительно с рейтингом, который ему дает премьерское кресло, он будет аккумулировать и весь негатив власти. Во-вторых, внутренние противоречия среди пропрезидентских сил будут проявляться и, в первую очередь, сказываться на едином кандидате.

Поэтому у многих наблюдателей есть сомнения относительно того, останется ли до октября 2004 года Янукович единым кандидатом и вообще кандидатом. Если Владимир Литвин не исключает сюрпризов, как он сам сказал, то почему мы их должны исключать? По словам спикера, то, что парламентское большинство определилось с единым кандидатом, свидетельствует, что «какая-то определенность появилась на определенный промежуток времени».

Точно также, как и допускается вариант, что, в конце концов, Ющенко и Кучма договорятся. Сказал же Президент на той же пресс-конференции в Днепропетровске, что «победить должен тот, за кем будет народ».

Теперь об Александре Морозе. Если вы помните, президентские выборы в 1994 и 1999 годах Леонид Кучма выиграл не в последнюю очередь благодаря КПУ. Судя по всему, на выборах-2004 кандидат от СПУ займет место «золотой акции». В избирательной кампании он будет догонять второго, а «сдавать» голоса – первому, в обмен, например, на губернаторские, министерские посты и посты дипломатов. В этом, как считают политологи, могут быть заинтересованы силы, которые рассматривают Мороза как союзника. Если они сами не могут договориться с кандидатом-победителем, то это значительно легче сделать через лидера СПУ.

Политикой интриг по политике идей
Власть как исходный пункт и конечная цель политического действия является сегодня определяющим фактором в активности политических сил. При этом, бороться за эту власть можно разными способами. Политики еще не пришли к пониманию, что они - это не те, кто имеют фракцию, телеканал или завод, а, прежде всего, те, кто умеет открыто и прозрачно согласовывать противоречивые позиции. И, вряд ли, можно ожидать, что у нас уже завтра появится новая политэлита. Ей просто неоткуда взяться. Даже если в стране и формируется ниша менеджмента, которая уже сегодня дает эффективных управленцев, до конца неясно, в каком формате эти управленцы работают, что является целью и объектами их управления. Попробуйте ответить, что является, к примеру, целью и объектом управления главы АП? Или министра экономики и европейской интеграции? Или министра по образованию? Или чиновников на местах? И так далее. Продвижение внешнеполитического курса страны, которого не существует? Отстаивание имиджа Украины за рубежом, который не сформирован? Защита национальных интересов, которых не существует? Одним словом, политика интриг, а не идей...

Відповіді

  • 2004.04.20 | композитор

    хто може дати відповідь на запитання про цілі і об"єкти управлян

    Даже если в стране и формируется ниша менеджмента, которая уже сегодня дает эффективных управленцев, до конца неясно, в каком формате эти управленцы работают, что является целью и объектами их управления.

    Попробуйте ответить, что является, к примеру, целью и объектом управления главы АП?

    Или министра экономики и европейской интеграции?

    Или министра по образованию?

    Или чиновников на местах?

    И так далее. Продвижение внешнеполитического курса страны, которого не существует? Отстаивание имиджа Украины за рубежом, который не сформирован? Защита национальных интересов, которых не существует? Одним словом, политика интриг, а не идей...

    А хто може дати відповідь на запитання про цілі і об"єкти управляння вищеназваних осіб?


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".