МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

О недостатках Конституции, грозящих Украине катастрофой

01/18/2006 | Юрий Полудённый
Конституция Украины и в старом варианте, и в новом имеет два принципиальных, критических недостатка, которые всегда будут порождать трудноразрешимые проблемы власти.

Эти недостатки в полной мере проявились в последние два месяца и привели к конституционному и правительственно-парламентскому кризисам. Верховная рада Украины нарушила Конституцию Украины и закон «О Конституционном Суде Украины» и не назначила конституционных судей от парламента и не привела к присяге судей, назначенных Президентом Украины и избранных съездом судей. По этой причине Украина не имеет Конституционного Суда. Ни один вопрос конституционности не может быть рассмотрен и решен. Налицо конституционный кризис спровоцированный Верховной Радой.

Возникла тупиковая ситуация. Но в Конституции Украины не существует процедуры выхода из нее. В принципе это может продолжаться бесконечно долго. И за это никакая ответственность Верховной Рады и ее депутатов не предусмотрена ни в Конституции, ни в законах Украины. В данном случае сущность нарушения состоит в невыполнении и игнорировании Верховной Радой правовых норм, предусмотренных Конституцией Украины и законом «О Конституционном Суде Украины».

В начале января 2006г. Верховная Рада Украины в нарушение статьи 87 Конституции Украины отправила в отставку Кабинет Министров Украины. И опять возник тупик – в Конституции не существует иной процедуры выхода из нее, как ее рассмотрение Конституционным Судом Украины. И опять никакая ответственность Верховной Рады и народных депутатов не предусмотрена. В этом случае сущность нарушения состоит в умышленном противоправном действии большинства народных депутатов.

Из этих двух приведенных фактов видно, что существуют два архиважных недостатка в Конституции Украины.

Первый состоит, в отсутствии процедуры или последовательности действий, которые могли бы быть выполнены другими ветвями власти: судебной, Президентом Украины, Кабинетом Министров для выхода из этих тупиков в короткое время. И это не единичная тупиковая ситуация, заложенная в Конституции Украины. Ниже будут рассмотрены и другие.

Второй состоит, в отсутствии абсолютно никакой ответственности Верховной Рады и народных депутатов перед народом Украины за свои противоправные действия и бездействия. Люди думают, что народный депутат – это государственный служащий высокого ранга, избранный народом, чтобы служить этому народу. А на самом деле – это важный вельможа, который ни за какие свои поступки ни перед кем не несет никакой ответственности.

Тупиковые ситуации могут создаваться не только парламентом, но и Президентом Украины. В статье 106 пункт 9 новой редакции Конституции сказано, что Президент Украины «вносит по предложению коалиции депутатских фракций представление о назначении Премьер-министра Украины в срок не позднее, чем на пятнадцатый день после получения такого предложения». А если Президент этого не сделает? То будет работать старое правительство и это может продолжаться бесконечно долго. Возникает вопрос, почему Верховной Раде можно не приводить к присяге судей Конституционного Суда в установленный срок, а Президенту нельзя не вносить представление? Вы, скажете, импичмент. Но это длительная процедура, для нее нужно решение Конституционного Суда Украины, и депутатское большинство в 338 голосов. Но неужели советники Президента не подскажут ему благовидный предлог для того, чтобы задержать подачу представления о назначении Премьер-министра.

Например, подать на рассмотрение в Конституционном Суде вопрос о конституционности процедуры формирования большинства в Верховной Раде или выбора кандидатуры на пост Премьер-министра. А в Конституции Украины ничего не сказано, как это делается.

Верховная Рада Украины откопала «топор войны». А если это сделает и Президент Украины? Это может иметь непредсказуемые последствия для народа Украины. Чтобы этого не случилось необходимо, во-первых, принять поправки к Конституции Украины, которые бы позволили быстро и эффективно с помощью судебной власти, выходить из таких ситуаций. Силовое решение, конечно, недопустимо. И, во-вторых, нужно внести в Конституцию Украины четкие нормы ответственности народных депутатов и Верховной Рады за противоправные действия.

Следует отметить, что в принципе Конституция Украины допускает использование судов общей юрисдикции для разрешения вышеуказанных нарушений высших органов государственной власти. Такая возможность логически вытекает из ряда ее статей, но прямая правовая норма об этом в ней отсутствует. В чем же эта логика?

В преамбуле текста конституции сказано: «Конституция – Основной Закон Украины». С другой стороны в статье 8 Конституции Украины говорится, что нормы Конституции Украины есть нормы прямого действия и, что обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина гарантируются.

Из двойственной природы Конституции как Основного Закона и Закона прямого действия возникают два вида нарушений Конституции Украины.

Первый вид – это принятие законов и правовых актов Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины и Верховной Радой Автономной Республикой Крым, которые не соответствуют Конституции Украины как Основному Закону. Этот вид нарушений, в соответствии со статьей 150 Конституции Украины рассматривает Конституционный Суд Украины. Это, так называемая проверка на конституционность.

Второй вид – это непосредственное нарушение норм Конституции Украины как Закона прямого действия органами государственной власти и местного самоуправления.

В статье 124 Конституции Украины записано: «юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, которые возникают в государстве». Но этот второй вид нарушений не относится к компетенции Конституционного Суда Украины, следовательно, их должны и могут рассматривать суды общей юрисдикции, в том числе и Верховный Суд Украины.

Правота таких рассуждений подтверждается разъяснениями Конституционного Суда Украины в решении от 7 мая 2002г. № 8-рп/2002 , в пункте 1.3. которого сказано «осуществление судопроизводства Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции по актам Президента Украины и Верховной Рады Украины по вопросам назначения и увольнения должностных лиц означает рассмотрение дел конституционности отмеченных актов в форме Конституционного судопроизводства и по законности судами общей юрисдикции в форме соответствующего судопроизводства». Суть этого разъяснения соответствует нашей мысли о двойственности природы Конституции и о существовании двух видов ее нарушений: конституционности и законности.

Какие необходимо внести поправки в Конституцию Украины?

Для устранения возможности высшими органами государственной власти Украины игнорировать выполнение норм Конституции Украины или ее законов, как в случае не приведения к присяге судей Конституционного Суда в установленные сроки необходимо предусмотреть в Конституции выполнение этого другими ветвями государственной власти. Например, приведение к присяге судей может быть возложено на Верховный Суд Украины. Если Верховный Суд Украины не сделал это в установленный срок, то это может быть сделано Президентом Украины. То есть какая-то из трех ветвей власти должна сделать это в конечные сроки. Такая процедура имеется в Конституции Украины, но не распространяется на все правовые нормы, а используется только при отказе Президента Украины подписывать закон, по которому было преодолено его вето.

Для устранения умышленных противозаконных действий высших органов государственной власти Украины, как в случае вышеупомянутого нарушения Верховной Радой статьи 87 Конституции Украины об отставке Кабинета Министров необходимо предусмотреть в Конституции предоставление полномочий Верховному Суду Украины по рассмотрению таких дел, опять же в жесткие сроки. Если по какой-то причине он не может это сделать, то должна быть предусмотрена процедура выхода из данной ситуации. Например, восстановление статус-кво немедленно и автоматически после окончания срока принятия решения Верховным Судом. А затем эта проблема может решаться в законодательном порядке сколь угодно долго. Но тупиковых ситуаций не должно быть.

Прецедент такого рода уже имел место в конце 2004г. о признании Верховным Судом Украины незаконности результатов 2 тура по выборам Президента Украины.

По проблеме ответственности Верховной Рады Украины и народных депутатов в новой редакции Конституции предусмотрен роспуск Верховной Рады и лишение депутатских полномочий при выходе из фракции. Роспуск парламента и новые выборы очень дорогая процедура. Это может использоваться как крайняя мера. Принятие двух вышеупомянутых конституционных поправок в дополнение к роспуску в основном решает вопрос законности действий Верховной Рады Украины. Но оставляет нерешенной проблему законности действий народных депутатов.

В Регламенте Верховной Рады и в Конституции Украины сказано, что «голосование осуществляется депутатами лично в зале заседаний…». Очень часто во время трансляций по телевидению пленарных заседаний видно, как несколько десятков депутатов мечутся по рядам, голосуя за тех, которые отсутствуют. Все это делает нелегитимными очень многие украинские законы. Поэтому необходимо ввести норму в Конституцию о лишении Верховным Судом Украины депутатских полномочий таких депутатов.

В законодательстве о труде имеется правовая норма об увольнении за прогулы работников предприятий и государственных служащих. Основным местом работы народных депутатов является Верховная Рада. В свободное от работы время им разрешается только научная, преподавательская и творческая деятельность. Существует распорядок проведения пленарных заседаний и работы в комиссиях. Если народный депутат не присутствует на этих заседаниях по неуважительной причине, то это является прогулом, за который он должен увольняться, то есть лишаться депутатских полномочий. Полагаем, что эту норму нужно ввести в Конституцию и возложить ее исполнение на Верховный Суд.

Для большей объективности и непредвзятости при рассмотрении представления правоохранительных органов о снятии депутатской неприкосновенности передать эти полномочия от Верховной Рады к Верховному Суду Украины.

Думаем, что эти три конституционные поправки существенно оздоровили бы работу парламента Украины и сделали его более профессиональным и продуктивным.

Нельзя не остановиться на еще одной важной проблеме депутатской ответственности – лишении народного депутата его полномочий при выходе из фракции, предусмотренное в новой редакции Конституции Украины.

По нашему мнению эта норма является антиконституционной, так как делает высшего государственного служащего – народного депутата несвободным в принятии парламентских решений даже, если они противоречат его совести и убеждениям. Он становится рабом политической партии, хотя Конституция гарантирует свободу всем гражданам Украины. Сейчас в избирательных списках партий и блоков много новых людей не искушенных в политике. Очень вероятно, что через некоторое время после выборов они разберутся во всем и захотят честно служить народу Украины.

Другим аспектом этой нормы является возможность создания тупиковой ситуации с назначением Премьер-министра. Представим, что несколько фракций имеют чуть более 226 мест в Верховной Раде, что весьма, очень вероятно в новом парламенте. Президент подает представление на выдвинутую ими кандидатуру. При голосовании некоторые депутаты из фракций большинства не голосуют или голосуют против кандидатуры Премьер-министра, но из фракций не выходят. Лишение мандата народного депутата предусмотрено при его выходе из фракции, но не при исключении. К тому же исключение депутатов из фракции не предусмотрено Конституцией. Реальное большинство уже в парламенте не существует. Что дальше? Остается роспуск Верховной Рады. Поэтому по этим двум причинам правовую норму о лишении депутатского мандата при выходе из фракции необходимо исключить из Конституции Украины.

Во имя народа Украины, сохранения ее целостности и независимости Верховной Раде необходимо зарыть «топор войны» и разблокировать работу Конституционного Суда Украины, отменить отставку Кабинета Министров и за оставшееся до парламентских выборов время принять поправки к Конституции, делающие невозможным создание тупиковых ситуаций и повышающие ответственность народных депутатов. В противном случае Украину ждут очень трудные времена.

Відповіді

  • 2006.01.25 | я

    Re: О недостатках Конституции, грозящих Украине катастрофой

    Чудова стаття. Що робити розуміє майже кожен, уважно слідкуючим за політичним життям... Для багатьох залишається питання як це зробити ще до нового парламенту. Та й для нової ВР постає багато ризиків, що проблема залишиться, зважаючи на розклад емоцій у суспільстві.
  • 2006.01.25 | Остап!

    Напишіть те саме, але про обов"язки президента. І про санкції(-)

    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2006.01.25 | Ukropithecus (robustus)

      ідеальний закон взагалі виключає суб'єктивний чинник

      тобто він працює сам по собі і не залежить від того чи хоче його хтось виконувати чи ні. Саме отакі закони нам і потрібні. Треба було записати, шо суддя КС продовжує виконувати свої функції поки не складе присягу його наступник. Якшо, наприклад, президент не вносить кандидатуру прем'єра на затвердження парламенту, то це робить спікер. А спікер вже точно внесе, бо інакше більшість просто обере іншого. Має завжди бути резервний варіант який стопудово спрацює.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2006.01.25 | Остап!

        В.О. Судді - цікава ідея, але так не буває. (-)

        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2006.01.25 | Ukropithecus (robustus)

          чому в.о.?

          суддя як суддя, залишається суддею допоки не прийме присягу інший. В чому проблема? А от країна без суду бо хтось так захотів - оце вже нонсенс.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2006.01.25 | Остап!

            В Україні є постійнодіючий ВС. Його достаньо. КС -не потрібен(-)

        • 2006.01.25 | Ukropithecus (robustus)

          а візьміть президента, хіба він в.о.?

          він перестає бути президентом коли його наступник став президентом. Той склав повноваження, а той зразу їх перейняв. Ніяких в.о.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2006.01.25 | Остап!

            Гм, ідея цікава. Чи обов"язково вибирати суддю "на термін" ? (-)

  • 2006.01.25 | Остап!

    Депутат йде у парламент виконувати програму партії

    Юрий Полудённый пише:
    >
    > Нельзя не остановиться на еще одной важной проблеме депутатской ответственности – лишении народного депутата его полномочий при выходе из фракции, предусмотренное в новой редакции Конституции Украины.
    >
    > По нашему мнению эта норма является антиконституционной, так как делает высшего государственного служащего – народного депутата несвободным в принятии парламентских решений даже, если они противоречат его совести и убеждениям. Он становится рабом политической партии, хотя Конституция гарантирует свободу всем гражданам Украины.

    А по нашему мнєнію, депутат йде у парламент виконувати програму партії , з якою йшов на вибори і за яку проголосували виборці.
    Виборці обирали не просто "вільного громадянина", а депутата, що обіцяв виконувати програму партії.


    >Сейчас в избирательных списках партий и блоков много новых людей не искушенных в политике. Очень вероятно, что через некоторое время после выборов они разберутся во всем и захотят честно служить народу Украины.
    >
    Мля! Ну і аргумент....
    Виявляється, ті, хто йде у парламент "нєіскушьонниє" .... Оце так загнув :)
  • 2006.01.25 | Albes

    Мозги есть ? Или только "революционная целесообразность" ?

    или абы что ляпнуть с умным видом ?

    Прежде, чем писать о Конституции вот такие, с позволения сказать, опусы :

    "и за оставшееся до парламентских выборов время принять поправки к Конституции,"

    надо хотя бы почитать Конституцию полностью, а не вырывть из нее куски в узкополитических интересах.

    Понятно, кто дает такие "умные" советы Президенту. что волосы встают дыбом.

    А уж когда сравниваешь данный опус с предыдущим
    (http://www2.maidanua.org/news/view.php3?bn=maidan_free&trs=-1&key=1137070953&first=&last=),
    да обращаешь внимание от чьго имени опубликовано, то....
    Ладно, со своей совестью пусть админгруппа сама разбирается...
    "Каждый выбирает по себе..." (с)


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2019. Сайт розповсюджується згідно GNU Free Documentation License.
Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua