МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Газовщикам на заметку. Или - ота хатиночка у гаї (/)

02/07/2006 | SpokusXalepniy
Если кто не читал продолжения расследования о лицах и персоналиях по газовой сделке, очень рекомендую. Новая Газета №8 за 6 фев. 2006
http://2006.novayagazeta.ru/nomer/2006/08n/n08n-s00.shtml
Фотография офиса очень впечатляет.
Хотя... если это рассматривать как намёк на место будущей ссылки фигурантов... Так сказать, место ссылки изменить нельзя.

Відповіді

  • 2006.02.07 | BIO

    Re: Газовщикам на заметку. Или - ота хатиночка у гаї (/)

    Чтобы не плодить излишних веток и вообще закруглиться с газовой
    темой приведу отрывок статьи из УП (в заказухе иногда попадаются
    ценные вкрапления - типа откровений российских ядерщиков для тех
    кто в теме), а ниже откомментирую :

    ...
    Еще одна актуальная тема газовой войны – трубы. В наследство от бывшего Союза Украине досталась широко разветвленная сеть газопроводов. Это международные сети – "Братство", "Союз", "Уренгой-Ужгород", и внутрисоюзные, соединявшие Прикарпатье с Минском, Ригой и Польшей, а Шебелинское газовое месторождение – с Москвой, Киевом, Измаилом и т.д.

    Но проходят годы, газотранспортное хозяйство постепенно приходит в упадок. Пятая часть газопроводов отработала свой ресурс, еще 15% - приближается к этому сроку. Изношено и оборудование 73 компрессорных станций.

    В контрактах с "Газпромом" обусловлено, что почти половину получаемого дохода от транзита газа - примерно 1,25 млрд долл. - украинская сторона должна вкладывать в реабилитацию ГТС. Реально выделяется приблизительно треть от необходимого, то есть около 400 млн долл. в год. Это капля в море.

    И, видимо, заслуженно наша газотранспортная система занимает последнее место в перечне приоритетов европейской программы INOGATE, связанной с обеспечением безопасности поставок энергоносителей в страны ЕС.

    В этой программе проект Северо-Европейского газопровода (СЕГ) стоит на первом месте. Еще лет десять, и вторая в мире по протяженности ГТС – 37,6 тыс. км, имеющая 13 подземных хранилищ газа емкостью более 32 млрд. куб. м, может стать ненужной Европе.

    А отрасль – оказаться в состоянии коллапса и потянуть за собой всю страну, так как ежегодно дает от 10% до 12% ВВП. Чтобы этого не произошло, по нашим подсчетам, в течение ближайших двух-трех лет требуется вложить в ГТС 15-20 млрд. долларов. Сумма значительная, несовместимая с нашим госбюджетом. Очевидно – нужны варианты инвестирования.

    Нынче украинская ГТС осуществляет до 40% поставок российского и среднеазиатского газа в страны Европейского союза. Однако объем потребления газа в Европе в ближайшее десятилетие вырастет на 50%. На фоне наших проблем особенно остро воспринимается активность Российской Федерации.

    "Газпром" уже заявил о готовности увеличить поставки на 60 млрд. куб. м в год за счет введения в строй газопровода Ямал-Европа. В целом к 2010 г. РФ планирует экспортировать в страны дальнего зарубежья 190 млрд. куб. м газа.

    Заметим, что газопровод Ямал-Европа, запущенный в 2001 г., стал первым проектом по поставкам российского газа в Германию в обход Украины.

    Его общая пропускная способность (после строительства второй нитки) составит почти 66 млрд. куб. м в год, то есть это примерно половину нынешних объемов транзита через нашу территорию. Таким образом, монопольное положение Украины на рынке газотранспортных услуг уже пошатнулось. А "Газпром" в декабре 2002 г. ввел в действие еще один газопровод - "Голубой поток", по которому по дну Черного моря 16 млрд. куб. м газа поставляются из России в Турцию.

    Третьим альтернативным проектом стал Северо-Европейский газопровод. Планируется, что его первая очередь будет введена в эксплуатацию в 2010 г. Ее пропускная способность составит 27,5 млрд. куб. м в год, а со строительством второй нитки увеличится до 55 млрд.

    Но пока, по мнению экспертов, СЕГ не является альтернативой газовым поставкам через Украину и Польшу. Однако, подчеркнем, позволит намного увеличить маневренность российской газотранспортной системы. В следующем десятилетии этот фактор может оказать существенное влияние на газовый рынок Европы.

    Если просуммировать мощности альтернативных газопроводов, то объемы обходных маршрутов скоро превысят нынешние возможности украинской ГТС - 140 млрд куб метров в год, о чем свидетельствуют дополнительные контракты "Газпрома" на поставку голубого топлива в страны Европы. Хотя украинская труба опустеет не скоро, поводов для беспокойства более чем достаточно: пуск в эксплуатацию новых газопроводов в обход нашей страны приведет к миллиардным потерям доходов от транзита!

    И на востоке ситуация для нас складывается не лучшим образом.

    В сентябре 2005 года ОАО "Газпром" и АК "Узтрансгаз" подписали пятилетнее соглашение на транспортировку среднеазиатского газа по территории Узбекистана в 2006-2010 гг. Достигнутые договоренности крайне важны для "Газпрома", поскольку позволяют держать руку на вентиле газопровода Средняя Азия-Центр в Узбекистане и контролировать экспорт всего туркменского газа.

    Фактически с января этого года "Газпром" стал оператором всего газового транзита по территории Узбекистана. В соответствии с соглашением, "Газпром" гарантирует транспортировку в среднем 45 млрд куб. м в год по системе Средняя Азия-Центр и еще до 5 млрд – по системе Бухара-Урал. Тем самым он взял на себя обязательство до 2010 г. включительно использовать до 90% газотранспортных мощностей Узбекистана. Таким образом, практически весь газ, который пойдет по САЦ, с 2007 г. будет принадлежать "Газпрому".

    Более того, в соответствии с заключенным в 2003 г. контрактом между "Газэкспортом" и "Туркменнефтегазом", свободных объемов газа на период до 2028 год у Туркмении нет. Начиная с 2007, "Газпром" будет закупать весь газ, предназначенный для экспорта из этой среднеазиатской страны. Условия долгосрочного соглашения предусматривают покупку 60-70 млрд. куб. м в 2007-2008 гг. и 70-80 млрд. - в 2009-2010 гг.

    Следовательно, Украина вынуждена будет покупать газ российского монополиста, у которого, между прочим, есть ряд серьезных проблем с состоянием ГТС САЦ. Прежде всего, степень ее изношенности составляет от 72% до 87%, а пропускная способность может обеспечить прокачку около 42 млрд. куб. м в год. Требуется же намного больше. Увеличением пропускной способности займется компания "КазТрансГаз", чтобы к 2008 г. довести ее до 65-80 млрд. куб. м.

    Первый вывод из всего здесь сказанного напрашивается такой: Россия обложила Украину со всех сторон "красными флажками". Так то оно так, да не совсем. У РФ тоже есть огромное количество проблем, главные из которых – ветхость ГТС, отсутствие свободных денег для инвестирования в систему.

    Ситуация, похожая на украинскую, но и принципиальное отличие имеется: Россия пребывает в постоянном поиске вариантов разрешения проблем, мы – тоже в поисках, но врагов, преимущественно внутренних.

    Почему бы не побороться за участие в грандиозных проектах, за реализацию которых ныне столь активно принялись россияне? Они же сами подают добрый пример сотрудничества, приглашая к совместному строительству АЭС в третьих странах. Без сомнения, России нужны надежные партнеры в газовом бизнесе.

    Северный вариант транспортировки газа, конечно, весьма привлекателен, но ведь "Газпром" не случайно устремился в Среднюю Азию: там себестоимость газа значительно ниже, чем на Севере. Да и путь в Европу уже налажен. И проходит он по-прежнему через Украину.

    Почему бы не выступить с предложением о долевом участии в создании СЕГ, но с условием, что освобождающие в недалекой перспективе объемы в среднеазиатской "трубе" будут отданы нам под туркменский газ?

    А еще и в самой России есть ряд неразработанных малых газовых месторождений с запасами 15-20 млрд. "кубов". Для "Газпрома" это мелочь, он на них и внимания не обращает, а для нас – один из вариантов альтернативного газоснабжения. Дела совсем не так безнадежны. Ну, а если пошевелить мозгами, то можно найти и другие способы разрешения насущных проблем в отечественном секторе газа, территория которого, увы, превратилась в поле брани вместо того, чтобы стать украинским Клондайком.

    И не следует забывать о том, что самые крупные запасы голубого топлива когда-нибудь да кончаются, и все трубы, вокруг которых кипят такие страсти, через два-три десятка лет превратятся в металлолом. Что будем делать тогда?
    ...
    Похоже тот кто продвигает хитрожопые газовые фишки прекрасно знает что.
    Скромно наслаждаться субтропиками на особо охраняемой территории со
    всех сторон окруженной ласковыми средиземными водами. А мир пусть
    корчится в приступах последствий пещерной политики тотального дерибана сырьевых придатков в угоду новоявленным глобальным глистам.
    Иначе к чему затевать официальную туфту с прожектами энергетической
    Империи, а в реале на 200% отрабатывать супержлобские схемы увода бешеного бабла в тень. А мелким починиловом пусть газпромовские негры
    занимаются. Через 25 от силы лет эти трубы точно выгоднее будет
    распилить на металлолом. Для этого еще одну дочку слепят - чего
    добру пропадать.
    Или есть наивные граждане готовые поверить в то, что белая гбшная
    кость будет корячиться финансированием из своих цуговских загашников
    на тихую сардинскую старость перспективных энерготехнологий ?
    Типа, дядя дай 100 млрд. на мирный термояд.
    Таким лучше сразу йаду выпить и не долго мучиться.

    ПС Мучителен другой вопрос: куда нам Мораль, любимую тещу Юща,
    пристроить на старость ?
    Ей на Сардинии будет неуютно, а на Говерле не дай Бог опять
    гроза разразится снова в темечко.
    Может и правда на Марс, заодно займется поиском исчезнувших
    цивилизаций. Причин исчезновения искать не надо, она одна -
    развинутый жлобизм.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2018. Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua