МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Інформаційні битви: Ежегодные имиджевые трудности (л)

05/17/2006 | Tatarchuk
http://mediacrimea.com.ua/index.php?new_id=105

ИНФОРМАЦИОННЫЕ БИТВЫ
© Леонид ЗУРОВ, МЕДИАКРЫМ, 17 мая
Ежегодные имиджевые трудности

Не вызывает сомнений, что в современном мире позитивный имидж является не только и не столько отвлеченной категорией, но в большей степени - экономическим понятием. Тот или иной имидж стоит каких то денег. Для регионов, ориентированных на туризм, их позитивный имидж является базовым условием их благосостояния. В его формирование вкладываются немалые средства и усилия многих специалистов. Его берегут, защищают. Зачем, в конце концов, ехать отдыхать в неспокойную, а то и просто опасную для туриста страну? Такого никто делать не будет.

Для крымской туристической сферы формирование устойчивого негативного имиджа полуострова представляет очевидную опасность. Заработанные во время туристического сезона деньги для многих ялтинских и судакских семей являются основой их бюджетов. Лета и туристов ждут, затаив дыхание, к ним готовятся, начиная с зимы – и менеджеры крупных санаториев, и владельцы небольшой комнаты. Однако им не всегда очевидно, что успешность их бизнеса, благосостояние их городков и семей находятся в зависимости от весьма далеких от них людей – журналистов столичных каналов, редакторов новостных сайтов и разнообразных «аналитиков».

Конечно же, уровень крымских курортов откровенно низок по сравнению с аналогичными в Турции или Болгарии. Проблем много, но и прогресс налицо. Крымская общественная жизнь, с ее одиозными политическими лидерами, коррупцией, разнообразными и враждебными друг другу интересами в реальности намного тривиальнее и проще, чем можно ее себе представить, почитав газеты. Читая же газеты и смотря телевидение, не устаешь удивляться: господа журналисты, зачем так беспощадно? Большинство из вас в Крыму то и бывало последний раз в пионерской юности.

Дело обстоит таким образом, что, не создав собственной мало-мальски действенной информационной инфраструктуры, крымская туристическая среда ежегодно с приближением туристического сезона становится жертвой циничных медийных мероприятий, жертвой, причем, вполне безответной. Характерной чертой этих процессов в последние время стало преобладание собственно «политической», а не коммерческой мотивации заказчиков и исполнителей. И, как почти все, что происходит в Крыму, информационные битвы вокруг полуострова напрямую связаны с Россией.

Рискованное предположение

Рискнем предположить, что накануне и в ходе будущего курортного сезона вокруг Крыма разгорится политико-экономическое противостояние России и Украины, развязанное Россией и направленное на максимальный урон крымской туристической сфере. Можем предложить название – «туристическая война», на манер происходящих «мясной» и «молочной» войн. Мотивы будущих проблем будут аналогичны названным войнам, т.е. это будет организованной акцией российской администрации, очередным примером нового стиля отношений Кремля и Киева. Дело в том, что существенное сокращение туристического потока россиян в Крым принесет ощутимые политические дивиденды России, покажет миру в очередной раз его зависимость от Москвы, - и вообще именно такое развитие событий логично после тех действий, которые реализовала Россия в Крыму в ходе последней предвыборной кампаний, после конфликтов вокруг крымских маяков и на фоне проблемных переговоров вокруг Черноморского флота.

Именно российские туристы и зависящий от них крымский турбизнес выглядит наиболее привлекательным объектом манипуляций – они наименее защищены от них. Интересы рядовых российских граждан и турфирм не будут приниматься во внимание. По видимости, основным рычагом воздействия в данном конфликте будет отведено российским масс-медиа, спорным вопросом является вмешательство российских государственных структур, например, таможни. Ключевым сюжетом станет разнообразная дискредитация отдыха в Крыму и Крыма как такового в глазах потенциальных туристов и широких слоев российской общественности, гиперболизация противоречий политической жизни в Украине и в Крыму, тенденциозное информирование об угрозах религиозного и национального экстремизма.

Кроме прямого вреда украинской экономике, сокращение количества туристов из России, можно будет объяснить населению Крыма как следствие «глупой» политики украинского руководство, как некую плату, которую объязаны будут заплатить крымчане вследствие победы в стране проевропейского курса. При умелом манипулировании такой тезис может развиваться в сознании крымчан в таком направлении: «Киевляне и западенцы в революции играют, а мы должны страдать».

Очевидно, что все ресурсы, необходимые для реализации такого проекта у России имеются.

Подготовленный плацдарм

Дискредитация отдыха в Крыму для российского отдыхающего имеет свою историю. В конце 90-х и в 2000-х годах заказные материалы в российской прессе и на ТВ (особенно НТВ) в начале лета появлялись ежегодно, и их связывали с желанием заинтересованных структур перенаправить потоки российских туристов из «крымского» направления в «сочинское».

Особенностью сегодняшнего дня станет то, что дискредитация отдыха в Крыму перестанет быть сугубо коммерческим мероприятием, а приобретет политический аспект, и этот аспект и такая мотивация станет главным источником такой активности.

На данный момент под прямым или опосредованным контролем России находится ряд шумливых организаций типа фронта «Севастополь-Крым-Россия» и «Прорыв» а также ряд действующих в Крыму отделений российских СМИ, например – новостного агентства «Новый регион», «Первого Канала» и того же НТВ. Клоунада активистов пророссийских организаций и заангажированность оплаченных из Москвы журналистов к сожалению, в полной мере ясна только для крымского наблюдателя. В самом деле, кто в Крыму всерьез может считает российский язык «гонимым», когда в силу незнания языка сотрудниками является проблемой заговорить по украински даже в иной государственной организации. Тем не менее, даже совесть россиян – писатель Солженицын - считает русских в Крыму притесняемыми. Именно взаимодополняемая работа юношей из «Прорыва» и их друзей из НТВ создают даже и у известных писателей иллюзию проблем, которых в Крыму нет.

Что может произойти? Всемерная активизация вышеперечисленных СМИ, поддержанная российскими материковыми коллегами, проведенная на более высоком уровне координации. Объектами внимания станут, вероятно, следующие, уже отработанные комплексы вопросов:
- Черноморский Флот РФ и судьбы российских моряков,
- возмущение «русских крымчан» украинской «оккупацией»,
- радикальные исламские организации, и самозахваты земли
- ужасные условия отдыха в Крыму, роль «оранжевой власти» в создании таких условий,

Дополнительным ресурсом станут различные «заявления» и «комментарии» московских политиков, политологов и, возможно, непосредственные административные действия для усложнения поездок в Крым для россиян.

Первые залпы.

В последний месяц в российской прессе и ТВ были размещены ряд материалов откровенно дезинформационного характера. Приведем ряд цитат: «Не за горами пора летних отпусков. Многие россияне, как и раньше, предпочтут традиционный отдых в Крыму. Однако с каждым годом отношение к российским туристам, да и к русскоязычным жителям Крыма меняется. Все чаще слышны призывы крымских татар, число которых постоянно растет, очистить полуостров не только от русских, но и от украинцев и представителей других национальностей» («Крым может стать украинским Косово», газета «Известия»). Или же, часть репортажа из Крыма корреспондента программы «Вести» телеканала «Россия»: «Спецоперация в курортном поселке Крыма. По агентурной информации, в одном из домов - тайный штаб исламских радикалов. В погребе хранятся тротил, больше центнера вакхабитской литературы и видеоматериалы о том, как вести джихад - борьбу с неверными. То, о чем украинские власти предпочитают не говорить, спецслужбы впервые открыто признают: в Крыму готовят боевиков».

Данные цитаты приводились в силу огромной влиятельности этих медиа – газеты «Известия» и канала «Россия». Не стоит вспоминать многочисленные и менее объемные сообщения российских информагентств, например Регнума, вокруг этой темы, то есть вокруг темы «Исламский радикализм в Крыму». Удивительным моментом начавшейся антикрымской дезинформационной информационной кампании стало то, что первый залп в ней прозвучал с неожиданной стороны – необыкновенно непрофессионально этой темы прежде других коснулся журналист украинского канала «Интер» Андрей Цаплиенко в программе «Спецкор», выпущенной в эфир 18 апреля. Работа этого журналиста, весьма остроумно прозванного на интернет-форумах «майором Цаплей», изобилующая передергиваниями, свидетельствами сомнительных свидетелей и недобросовестных комментариев вызвала много возмущения, но послужила «образцом жанра» для его российских коллег.

Сбудется ли нарисованный нами невеселый прогноз? Будем надеяться – нет, но причин удивляться, если он таки начнет сбываться, тоже нет.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".