МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

За что проголосуют депутаты? За развитие ОСН или ФРГН?

12/23/2006 | Александр Ухмановский
В г. Николаеве, на ближайшей сессии горсовета, готовится к принятию «Программа развития самоорганизации населения в г. Николаеве» (далее Программа). Разработчиками которой выступили представители управлений Николаевского горисполкома, ОСН, ОСМД, общественные организации города.
Нужны ли подобные программы городу Николаеву? Если проанализировать практику развития ОСН во многих крупных и малых городах Украины, то, несомненно, да! Существуют десятки примеров эффективного развития ОСН в Крыму, в Донецкой области, в Киеве и других. Так, в этом году в Одессе Программа развития ОСН была включена в Программу социально-экономического развития Одессы до 2010 года. Практика показала, что целенаправленное развитие ОСН, при наличии четкой стратегии и тактики позволит решить часть острых коммунальных проблем в отдельных районах, что не может не вызывать одобрения.

Несмотря на всеобщее ликование и достаточно сильную поддержку существующими ОСН николаевской Программы, необходимо отметить ее существенные недостатки, которые на наш взгляд не позволят Программе быть принятой.

Изначально, при обсуждении данной Программы очень слабо обосновывалась необходимость развития ОСН в том виде, который предлагается Программой. Проще говоря – путём революции.

Аргументация принятия Программы, как внедрение общемировой практики - чистой воды софистика. Практика работы ОСН в странах Европы, США опирается в первую очередь на благоприятные (для института самоорганизации населения) исторические условия развития общества и общественных институтов, а также благодаря развитию рыночной экономики. В странах Западной Европы и США общественный менталитет базируется на догмах, которые укреплялись в общественном сознании много десятков лет: уважение к закону, гражданская ответственность, гражданская активность. Перекладывать практику создания и работы ОСН стран с развитой демократией и рыночной экономикой в условия Украины – это просто бессмысленно и приведет только к негативным экономическим и политическим последствиям, росту социальной напряженности.

Вызывает недоумение тот факт, что в Программе развития самоорганизации населения предусматриваться помощь ОСМД (объединения совладельцев многоквартирных домов) и неким инициативным группам. Неужели разработчики не знали, что ОСМД не относятся к органам самоорганизации населения, а кто такие инициативные группы вообще нигде не указано. Можно задать резонный вопрос: «Так на кого конкретно рассчитана данная Программа?».

Не может настораживать и то, что Программа предусматривает выделение средств из городского бюджета на деятельность ОСН. Предлагаемый механизм финансирования ОСН за счет бюджетных средств, нарушает основные каноны демократичного общества – равноправие. Почему ОСН предлагается финансировать, а другие формы самоорганизации нет? На данный момент ОСН де-факто являются объединениями граждан, хотя де-юре действуют по другому закону. Но если ОСН являются, по сути, общественными организациями, то они могут и должны, как и любая общественная организация искать финансирование в коммерческих организациях и у международных доноров, в бюджете города. Если же давать определенные преференции ОСН перед другими общественными организациями или, например, ОСМД, то для этого необходимы серьезные основания.

В случае если создание ОСН соответствует Стратегическому плану развития города Николаева, служит скорейшему достижению целей других городских Программ, то, несомненно, это служит основанием для бюджетного финансирования развития ОСН. В противном случае – это необоснованная трата средств налогоплательщиков, которые могли бы напрямую быть потрачены на улучшения качества жизни членов локальных общин, на территории которых действует ОСН.

Какое обоснование существует для того, что бы финансировать достаточно эфемерное образование типа ОСН, а не конкретное юридическое лицо, например ОСМД которое объединяет собственников, а не просто граждан, которое подотчетно, наделено полномочиями и несет конкретную ответственность? Почему развитие ОСН, выплата з/п их руководству, бесплатное предоставление помещений и прочего за счет бюджета города более перспективно чем, например оплата труда председателей ОСМД, или общественных организаций занимающихся озеленением и благоустройством города или предотвращением работорговли?

Самую большую критику в Программе вызывает ее финансово-экономическая целесообразность. Нонсенс! В Программе нет ни одной цифры, кроме численности ОСН на данный момент! В Программе отсутствует финансово-экономический анализ планируемой эффективности использования выделяемых средств. Неизвестен механизм реального контроля соответствия статей финансирования – наделяемым полномочиям. Отсутствует план финансово-экономической оценки эффективности освоенных ОСНами бюджетных средств, сравнительной оценки эффективности использования средств ОСН по делегируемым полномочиям и использования данных средств самим Николаевским горсоветом и многое другое.

Ни одна «Программа…» не может считаться завершенной и готовой к принятию без хотя бы ориентировочных, приблизительных, планируемых финансово-экономических показателей, без какого-либо технико-экономического обоснования. Особенно если касаться таких сложных социально-экономических и общественно политических сфер, как развитие местного самоуправления.

Принятие подобной Программы – это фактически принятие решения о реформирование существующей системы местной власти. Внесение необдуманных изменений в существующий общественно-политический строй без наличия четкого виденья проблемы, стратегии и тактики ее преодоления, конкретных качественно и количественно измеряемых целей и задач, не только может, но и обязательно приведет к катастрофическим последствиям. На данном этапе развития Николаевской городской общины, возможны политические и силовые противостояния между ОСН разных уровней, между ОСМД и ОСН, между ОСН и городским советом, районными администрациями – а это социальная и политическая нестабильность в городе.

В будущем четко прослеживаются конфликты между ОСН и бизнесом, который действует на территории ОСН – а это удар по экономике города, по уровню доходов трудящихся и по наполняемости того городского бюджета, из которого планируется частично финансировать ОСН.

Отсутствует понимание причины, почему в одном проекте решения вместе с Программой пытаются «протащить» заодно «Порядок создания, регистрации и перерегистрации органов самоорганизации населения» и «Положение про механизм делегирования отдельных полномочий Николаевского городского совета органам самоорганизации населения, передачи финансов и имущества». Хотя если внимательно изучить данный Порядок и Положение, то становится ясно, что их можно принять только «скопом» сконцентрировав внимание депутатов на Программе. Так в Порядке и Положении, в более чем 10 статьях, обнаружены противоречия и нарушения действующего законодательства Украины, в том числе Закона про органы самоорганизации населения. Конечно, принятие таких нормативно-правовых актов будет очень занятным, особенно учитывая тот факт, одна из статей Положения нарушает три статьи Законов «Про печатные средства массовой информации (прессу) в Украине» и «Про информацию», а именно предусматривает давление на одно из уважаемых СМИ Николаева.

Можно констатировать, что «Программа развития самоорганизации населения в г. Николаеве» носит чисто декларативный характер и имеет признаки лоббистского проекта. Тем, кто задаст вопрос кому необходимо принятие такой Программы и выделение на это средств горбюджета, (слухи говорят о сумме порядка 300 тысяч грн.!) мы советуем внимательно почитать Программу. Из 24 мероприятий в 14-ти в исполнителях на безальтернативной основе фигурирует некий НГОО "Фонд развития города Николаева". No comments!

Александр Ухмановский,
Независимый эксперт «Всеукраинской экспертной сети»
Контактный телефон: 8-050-394-74-05

----
Від Майлан-ІНФОРМУ розшифровка термінів:
ОСН - органы самоорганизации населения (предусмотрены законом)
ОСМД - общества совладельев многоквартирных домов (предусмотрены законом)
ФРГН - НГОО "Фонд развития города Николаева" (неизветсно откуда взялось!)

Відповіді

  • 2007.01.27 | Я

    Re: За что проголосуют депутаты? За развитие ОСН или ФРГН?

    Ура, напечатали!


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2018. Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua