МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Сексуальная революция и контрреволюция в жизни трудящихся

04/18/2007 | Left Initiative
Сексуальная революция и контрреволюция в жизни трудящихся

Наталья Агнищенко («Левая инициатива», Минск),

http://www.lab.org.ua/article/1247/

доклад на конференцию «Історія трудового народу»

История трудового народа (полагая совместный труд основным признаком говорящей, т.е. человеческой общности) неполна без описания политик народной репродукции и сексуальной регламентации. Эти политики являются, с одной стороны, базовыми при построении экономики, а с другой – наиболее репрезентативными для имиджа наличного государственного порядка. По мере развития национальных государств и средств идеологического воздействия на трудовые массы развивается репрессивный аппарат регулирования сексуального поведения. Как следствие, нарастает необходимость сексуальной революции.

Что понимается под этим термином? Освобождение человеческой сексуальности от диктата товарно-денежных отношений. Человеческой – т.е. женской и мужской, детской и взрослой, пролетарской и крестьянской, украинской и еврейской, европейской и африканской и т.д. Список параметров разделения человечества только подчеркивает эффективности высказывания «разделяй и властвуй». И парадокс ситуации в том, что идеологическая отмена упомянутых групп является возможностью ужесточения контроля над ними.

Феодальное регулирование сексуально-трудовых прав большей частью ограничивалось тем, что принято называть патриархатом, т.е. биологически очевидным делением на женщин, вынашивающих и кормящих детей и потому привязанных к домашнему хозяйству, и мужчин, которых в силу незначительного по затратам участия в народной репродукции можно использовать для войны. Возрастное деление было соответственно биологически обусловленным и минимальным. Идеологическая рациональная составляющая касалась имущественных сословий (внутрисословные браки), а иррациональная – зачатка национального вопроса – религиозных войн и преследования жидов.

С ростом национальных государств возросла потребность в численности населения и, как следствие, возникла политика контроля рождаемости. Семнадцатый век, заря капитализма, ознаменовался введением не только крепостного права, но и смертной казни за аборт в отблесках костров для потенциальных абортизаторов - «ведьм». Одновременно с этим на полотнах художников неожиданно появились пухлые младенцы мужского рода, знаменуя начало политики сексуальной инфантилизации населения. Появились закрытые школы для мальчиков и политика контроля над детской мастурбацией и мужским гомосексуализмом.

Буржуазная мораль призвала к бескорыстной романтической любви участников нового брачного рынка. Возвышение женщин и детей как объектов любви и гарантов «здоровья нации» давало и дает неограниченные возможности контроля над всеми группами населения плюс уменьшение стоимости рабочей силы мужчин-пролетариев за счет неоплачиваемого женского обслуживающего труда. Сексуальность стала мощнейшим регулятором рынка наемного труда, намертво спаяв его с брачным рынком.

Большевики, придя к власти, попытались создать предпосылки освобождения сексуальных потребностей от рыночного диктата. В 1917-18 гг. женщины были полностью уравнены в правах с мужчинами во всех сферах общественной и личной жизни, включая брачно-семейные отношения. Женщины получили право выбирать свою фамилию, местожительство и гражданский статус. Вовлечение в производительный труд должно было гарантировать им экономическую независимость от мужчин. В 1920 году Советская власть первой в Европе узаконила искусственные аборты, заменив нелегальный и потому крайне опасный аборт легальным и относительно безопасным. Беременность давала право на оплачиваемый отпуск. Чтобы разгрузить женщин от тяжкого “домашнего рабства”, государство стало создавать систему ясель, детских домов и пунктов общественного питания. Расширялось и совершенствовалось медицинское обслуживание матери и ребенка, причем все это было бесплатным. .. Но в условиях экономической разрухи, бедности и бескультурья многие прекрасные начинания были невыполнимы, приходилось откладывать их осуществление на потом. А «свято место», как говорят, пусто не бывает.

На смену сексуальной революции постепенно нарастала реакция. Первые сигналы сексуальной контрреволюции прозвучали еще в 1923-24 годах.

Ссылаясь на слова Ленина: „Хотя я меньше всего мрачный аскет, но мне так называемая новая половая жизнь молодежи, а иной раз и взрослых, довольно часто кажется чисто буржуазной, кажется разновидностью доброго буржуазного дома терпимости. У буржуя, ненавистного нам типа, есть два отношения к женщине: как к жене, его домашней рабыне, и как к проститутке, с которой он сошелся, и ему горя мало, ему не важно, что с ней сталось дальше. И когда какой-нибудь наш комсомолец или коммунист говорит: знаете, я ведь не буржуй, я не стану вам буржуазную семью основывать, я придерживаюсь теории стакана воды, то он попадает в такое положение, при котором он чисто по буржуазному относится ко всем женщинам на свете, относится как к проституткам» - так вот, ссылаясь на это совершенно справедливое замечание, официальный защитник сексуальной революции Александра Коллонтай стала призывать к немедленной высокой любовной культуре и сексуальному аскетизму в случае ее отсутствия. Три главных принципа новых любовно-брачных отношений очерчены в знаменитой работе «Дорогу крылатому Эросу!» (1923):

равенство во взаимных отношениях (без мужского самодавления и рабского растворения личности в любви со стороны женщины);

взаимное признание прав другого, без претензии владеть безраздельно сердцем и душой другого (чувство собственности, взращенное буржуазной культурой);

товарищеская чуткость, умение прислушаться и понять работу души близкого и любимого человека (буржуазная культура требовала эту чуткость в любви только со стороны женщины).

Как видим, вместо развития диалектического подхода к тонким человеческим потребностям и непростым социальным условиям их реализации товарищ Александра пошла по пути псевдолибертарной идеализации сексуальности, подчеркивая ее образом буржуазного эротика, появившегося в широком употреблении, как уже было упомянуто, на заре капитализма.

Официальный оппонент Коллонтай Арон Залкинд, опубликовавший в 1924 году «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата», перенес ударение с психологического на организационный аспект. «Коллективизм, организация, активизм, диалектический материализм – вот четыре основных мощных столба, подпирающие собою строящееся сейчас здание пролетарской этики… Наша же точка зрения может быть лишь революционно-классовой, строго деловой. Если то или иное половое проявление содействует обособлению человека от класса, уменьшает остроту его научной (т. е. материалистической) пытливости, лишает его части производственно-творческой работоспособности, необходимой классу, понижает его боевые качества, долой его».

Это «ДОЛОЙ» было подхвачено на «ура»! На смену социальной помощи женсоветов проституткам пришли административно-бюрократические и милицейские репрессии 30-х годов. На смену легализации пришел запрет на аборты 1936 года. На смену невмешательства в сексуальную ориентацию граждан пришла охота на гомосексуалистов под девизом: «Гомосексуализм = фашизм! Уничтожьте гомосексуализм – фашизм исчезнет сам собой!» (М.Горький, 1934г., ст. «Пролетарский гуманизм».)

Как отмечает сексолог Игорь Кон (ст. «Сексуальное поведение россиян в хх веке»), в 1930-1950-х гг. всякая научная и художественная сексуальная культура была практически элиминирована, а сексуальность, низведенная до уровня полового инстинкта, загнана в подполье. Поставленные цели роста рождаемости и укрепления семьи, естественно, достигнуты не были, но был нанесен большой ущерб здоровью населения. Политически сексофобия была нацелена на обеспечение тотального контроля над личностью, но фактически она имела мощный эффект бумеранга: замалчиваемая и отрицаемая сексуальность стала убежищем от тоталитарного режима и знаком социального протеста против него.

Большевистская сексуальная революция захлебнулась в сталинистской контрреволюции. Термин «левые» на постсоветском пространстве стал однозначно восприниматься синонимом пуританства, крестового похода против сексуальности наравне с клерикалами. Это было бы комично, если бы не было так вредно для будущей сексуальной революции, невозможной без осознанного марксистского подхода, без анализа социально-экономических причин сексуальной репрессивности государства. Ситуация осложняется не только тем, что украинское левое движение все еще дискриминируется образом КПСС, но и тем, что западная революционная мысль практически не представлена в народном сознании, знакомом в лучшем случае лишь с правозащитниками либерального толка. Украинский народ также мало знает о захлебнувшейся мировой революции 60-ых и «новых левых», как и о большевиках и преданной сталинистами революции 17 года.

Основная проблема здесь не в недостатке информации, а в сложности ее восприятия.

«На всей Земле — где в более, где в менее благоприятной ситуации — люди борются за переустройство общественной жизни. Они ведут свою борьбу не только в тяжелейших общественных и экономических условиях. Их усилия тормо¬зятся их же собственной психической структурой. Эта струк¬тура, одинаковая с психической структурой тех, против кого они борются, запутывает людей и подвергает их опасности. Цель культурной революции заключается в создании подлинно человеческих структур характера, способных обеспечить са¬морегулирование. Те, кто сегодня борется за достижение, за завоевание этой цели, часто живут в соответствии с принци¬пами, выводимыми из названной цели, проникнутой стрем¬лением к свободе, но дело в том, что это действительно не более чем “принципы”. Важно отдавать себе отчет в том, что, так как на всех нас влияла авторитарная, религиозная, от¬вергающая сексуальность машина системы воспитания, се¬годня еще нет людей с тренированной, спокойно развивав¬шейся структурой характера, которые признавали бы сексу¬альность». (Вильгельм Райх, «Сексуальная революция», 1929).

Чтобы подтвердить для себя эти слова Райха, подумайте, как вы отнесетесь к мастурбирующему ребенку? Сложно, неправда ли, в наших условиях сложно воспринять реальную сексуальность и не ангажировать ее в экономику и культуру. У большевиков не было четкой теории сексуальной революции, и лишь у Ленина и Троцкого наблюдалось понимание сложности и тонкости этого вопроса. Вульгарность победила культуру, страну захлестнула реакция. Те же самые процессы наблюдаются повсеместно в Европе и Америке. Разработанной в деталях теории сексуальной революции по-прежнему нет, как нет ее и в политической, экономической, социальной и культурной областях. Я призываю бороться с политическим, экономическим, культурным и сексуальным вульгаризмом и не снимать задачи с повестки дня, какой бы неразрешимой в периоды реакции она не казалась.

Відповіді

  • 2007.04.18 | igorg

    Гостро сексуальна частина Верника обізвалася. Чи дві?

    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.04.18 | Чучхе

      Думаєте, це сублімація, пов"язана з подіями навколо КС?

  • 2007.04.18 | Jaderko

    Re: Сексуальная революция и контрреволюция в жизни трудящихся

    Татко, зовсім здуріли...
  • 2007.04.18 | ziggy_freud

    уважніше читайте Вільгельма Райха (+)

    і знайдете там крім розумних думок певні "дірки"

    його зауваження стосуються всіх тоталітарних суспільств, хоча аффтар був реально знайомий лише з фашистською Німеччиною. Репресування сексуальності має свої особливості в кожній країні.

    Left Initiative пише:
    > На смену сексуальной революции постепенно нарастала реакция. Первые сигналы сексуальной контрреволюции прозвучали еще в 1923-24 годах.

    Руйнування традиційної сім*ї не входило в стратегічні плани більшовиків. Хто вільний сексуально, має більше шансів бути вільним економічно і політично.

    > Ссылаясь на слова Ленина: ... он попадает в такое положение, при котором он чисто по буржуазному относится ко всем женщинам на свете, относится как к проституткам»

    Пгавільно, товагіщі! Право трахати кого завгодно мають і не буржуа, і не пролетарій. Лише номенклатурник, і то за винятком свого начальника ;-)

    > «Гомосексуализм = фашизм! Уничтожьте гомосексуализм – фашизм исчезнет сам собой!» (М.Горький, 1934г., ст. «Пролетарский гуманизм».)

    Розповідають, що одного разу тов. Сталін спитав в Горького: "Почєму у тєбя такой странний псєвдонім, сладєнькій ти мой?"

    > Как отмечает сексолог Игорь Кон (ст. «Сексуальное поведение россиян в хх веке»), в 1930-1950-х гг. всякая научная и художественная сексуальная культура была практически элиминирована, а сексуальность, низведенная до уровня полового инстинкта, загнана в подполье.

    Кону риспект. Це був серйозний дослідник.

    > Ситуация осложняется не только тем, что украинское левое движение все еще дискриминируется образом КПСС, но и тем, что западная революционная мысль практически не представлена в народном сознании, знакомом в лучшем случае лишь с правозащитниками либерального толка. Украинский народ также мало знает о захлебнувшейся мировой революции 60-ых и «новых левых», как и о большевиках и преданной сталинистами революции 17 года.

    Раджу товаришці аффтару пожити з місяць в Україні. Якщо вона не буде сильно загружати хлопців марксизмом, то зрозуміє: сексуальна революція у нас давно відбулась. Нові ліві можуть приїздити на стажування. Старі ліві теж. Але їм це дорожче обійдеться ;-)

    > Сложно, неправда ли, в наших условиях сложно воспринять реальную сексуальность и не ангажировать ее в экономику и культуру.

    Тобто реальна сексуальність людини існує поза культурою??? Це нереально.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.04.18 | igorg

      Мушу зауважити, що більшовики таки якраз і поруйнували

      традиційну сімю, як інститут виховання. Залишивши лише як інститут розмноження. Функції виховання було перенесено у виробниче середовище, трудові чи шкільні колективи. Водночас було дуже багато зроблено для ослаблення родинних звязків, нівелювання авторитету сімї. Для розриву тісних звязків між людьми і в першу чергу статевих і сімейних.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.04.18 | Чёртов звездочник

        Re: Мушу зауважити, що більшовики таки якраз і поруйнували

        Аффтар, по-моему, слишком обобщает!

        Я случайно выхватил фразу с конца текста (всё, конечно же, не читал, ибо хуйня)
        ;-)
        "Как вы относитесь к мастурбирующему ребёнку?"

        Хммм....Смотря к какому ребёнку. И где мастурбирующему. И КАК ИМЕННО мастурбирующему?
        ;-)
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.04.18 | igorg

          Гм. Так то ж стаття лівої пані з Білорусі. Скажемо так, гарячі

          сексуальні враження від Бацьки :). У них там уся лівизна в корінь пішла. Лєнін і Троцький як теоретики сексуальної революції. Круто. Співчуваю. Колись правда писали про керівну роль КПРС в заплідненні великої рогатої худоби. Втім може це тільки анекдот.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2007.04.18 | ziggy_freud

            про це навіть в Шолохова є

            а Шолохова аж ніяк не запідозриш в антирадянщині.

            Історія, як міський пролетарій, направлений партією в село, наказав привести у відповідність кількість корів і биків. Одна корова - один бик. Щоб припинити розпусту серед великої рогатої худоби :0)))). Майже 100%, що це сюжет з життя.
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2007.04.18 | igorg

              О! Шкода що вже у школі не вивчають. Чомусь це вважалося одою

              радянській владі, а насправді це дуже розумна сатира.
              А згадайте того мужика, що іноземну вчив для світової революції і так на цьому повівся, що його дружина мусила собі чоловіків на стороні шукати :). Отож - захополення лівими поглядами є наслідком імпотенції :).
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2007.04.19 | Чучхе

                Re: О! Шкода що вже у школі не вивчають. Чомусь це вважалося одою

                igorg пише:
                > Отож - захополення лівими поглядами є наслідком імпотенції :).

                а в деяких випадках - і нетрадиційної орієнтації

                (зверніть увагу, що в західних суспільствах ліві та геївські рухи дуже часто виступають спільно)
                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                • 2007.04.20 | AxeHarry

                  Re: О! Шкода що вже у школі не вивчають. Чомусь це вважалося одо

                  Чучхе пише:

                  > (зверніть увагу, що в західних суспільствах ліві та геївські рухи дуже часто виступають спільно)

                  Bo zmist odyn i toj zhe - vse robyty cherez dupu....
      • 2007.04.18 | ziggy_freud

        Дивлячись де.

        igorg пише:
        > традиційну сімю, як інститут виховання. Залишивши лише як інститут розмноження.

        Фактично, неросійським народам нав*язувалась як модель викривлена рос. общіна. З заміною форми ритуалів, але частковим збереженням їх основного змісту. Це вдалось лише місцями.

        > Функції виховання було перенесено у виробниче середовище, трудові чи шкільні колективи. Водночас було дуже багато зроблено для ослаблення родинних звязків, нівелювання авторитету сімї. Для розриву тісних звязків між людьми і в першу чергу статевих і сімейних.

        Сім*я пов*язана із способом виробництва. Якщо це псевдо-соціалізм, вона лише "ячейка общєства". Включно з правом загальних зборів втручатись в чуже статеве життя.

        Схожі речі відбулись на Заході, хоча з інших причин. Спільне: ЗМІ як основний "вихователь" дітей і дорослих, службові відносини як значною мірою сурогатна заміна "великої сім*ї".
  • 2007.04.19 | Sean

    Right initiative: дотримуйтесь правил, б/ласка

    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.04.20 | Верник

      Re: Right initiative: дотримуйтесь правил, б/ласка

      Уточните, в чем лефт_инишиатив ошибся.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".