МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Фыльм "Борат": Quod licet Jovi, non licet bovi (стаття)

03/20/2007 | xantim
http://offline.computerra.ru/2006/663/296358/

Перед походом в софтверную прачечную позволю себе несколько комментариев на злободневную тему: фильм так называемого "британского комика о Казахстане", по которому истекает слюной Пиндустан и вся россиянская либеральная тусовка. Первые - голосуют кошельком, устраивая прокату фильма аншлаги (высшее место в списке: 68 млн. долларов за десять недель), последняя - оскорблена в лучших чувствах запретом на прокат в России "Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана". Бьет в набат "Эхо Москвы": "Судьба американской комедии о вымышленном казахском журналисте в России по-прежнему остается неясной. Сегодня появились сообщения, что создатели картины будут обжаловать запрет на показ в нашей стране".

Культуролог "Радио Свобода" Борис Парамонов "Бората" слегка пожурил, но под конец оправдал в высоком философском смысле: "Это фильм дурного вкуса, в нем чувствуется эстетика и этика - да, этика - четвертого канала британского телевидения, на котором и взошла звезда Саши Барона Коэна". Тем не менее: "Художественный прием идет от Вольтера и Монтескье: дать картину цивилизованной страны глазами дикаря. И еще одна традиция чувствуется, причем не такая уж давняя, - конечно, Швейк. Прием Швейка - провокационная придурковатость". Хотя, конечно, не фонтан: "Фильм не очень высокой пробы. Юмор его груб и почти всегда безвкусен. Но, как известно, широкой публике много и не надо. Повторяю, на мой взгляд, успех фильма связан прежде всего с насмешкой над осточертевшими нормами политкорректности. Смех в зале - по существу, полузапретный смех".

Будучи воспитанным в академических традициях, не позволяющих брызгать слюной авторитетного мнения без прямого знакомства с первоисточником, в воскресенье я "Бората" скачал на бит-торренте и посмотрел. Первый порыв: вознести руки к небу и вослед известному киноведу Андрею Плахову возмутиться отказом фильму в российском прокате. Иными словами, мне показалось, что преступно скрывать от зрителей это зрелище, поскольку по силе саморазоблачения оно зашкаливает все ранее мною видимое и слышимое.

"Борат" - это феноменальное проявление расистского высокомерия, с которым просто обязаны познакомиться все мыслящие люди. Особенно ценно, что копии, доступные сейчас в Интернете, представляют собой "экранки" из американских кинотеатров, поэтому ржание в зале в тот или иной момент фильма тоже наполнено культурологическим смыслом. Например, сразу становится очевидно, что "широкая публика" за океаном совершенно не улавливает главного пафоса "Бората", ибо веселится исключительно на фекально-гомосексуальном уровне.

То, что юморист по имени Саша Барон Коган эксплуатирует единственно доступную его пониманию парадигму - пуканье, какашки, рыгание, блевание и богатейший веер вариаций на тему скотоложства и мужеложства - совершенно не удивляет, поскольку эта "эстетика" занимает доминантное положение в западной цивилизации с момента покорения Голливуда нью-йоркским десантом. Эксцессы веселящего пуканья давно цветут пышным цветом на американском MTV, британском "четвертом" и так далее, поэтому задерживаться на них нет смысла. По ходу дела: в европейской традиции к этой "эстетике" имеет отношение уж скорее Рабле, чем Вольтер и Гашек.

Совсем иной коленкор - национальная составляющая "Бората", которая акцентирована на порядок выше, чем составляющая "эстетическая". Здесь-то у меня и возникли основные проблемы. Теоретически фильм, в котором нагло и неприкрыто оскорбляются несчастные румынские крестьяне, выдаваемые за "казахов" (как вам эпизод: "Борат" целует взасос румынскую девушку-статистку, явно не догадывающуюся о смысле происходящего, а затем выдает такой комментарий за кадром: "Это моя сестра! Она четвертая самая лучшая проститутка во всем Казахстане!"), может иметь под собой некое онтологическое право на существование, если бы не один важный нюанс: национальная принадлежность самого Саши Барона Когана. Поясню, в чем суть.

Полтора часа на экране выводится нескончаемая череда национальных дегенеративных типов - лицемерные и тупые белые американцы-христиане, дикие и тупые кретины казахи в исполнении немытых и тупых румын, наконец, тупые садисты англичане, мучающие на охоте зверушек, - причем вся эта вакханалия исполняется человеком, прячущимся за метровой броней собственной неприкасаемости: на мой взгляд, запредельная вершина низости и подлости! Саша Барон Коган измывается над людьми, зная, что ему никто не посмеет дать адекватный ответ, поскольку жупел "антисемитизма" в западном мире считается сегодня самым страшным проклятием, лишающим карьеры, репутации и низводящим до состояния социального шудры. Не случайно во ВСЕХ прочитанных и услышанных мною комментариях Саша Барон Коган стыдливо именуется не иначе, как "британским комиком". Попробовал бы кто-нибудь написать "еврейский комик облил дерьмом с головы до ног румын, казахов и англосаксов". Quod licet Jovi, non licet bovi (Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку, лат.).

В подобном контексте будет очень забавно понаблюдать за судьбой коллективного судебного иска, поданного жителями румынской деревни Глод на создателей фильма за произведенные над ними оскорбления и надругательства. Деталями съемок "Бората" поделилась Daily Mail: "Кинематографисты загоняли скот в дома местных жителей, заставляли детей позировать с оружием, а местному инвалиду приставляли к обрубку потерянной им в результате несчастного случая руки резиновую секс-игрушку. В момент съемок тот не знал, что за предмет ему предложили использовать в качестве протеза. Ни один из добровольных актеров не осознавал, что они изображают жителей выдуманного Коэном Казахстана, где процветает сексуальное насилие, проституция и антисемитизм, а национальным напитком является лошадиная моча".

Первые ощущения - самые верные. Я уже говорил, что изначально возмутился запретом "Бората" к прокату в России. Затем, по спокойном размышлении, предположил, что было бы много чести предоставлять Саше Барону Когану возможность заработать лишние миллионы долларов еще и за счет наших зрителей. Под конец, однако, стратегия перевесила тактику: саморазоблачительный эффект "Бората" столь монументален, что он стоит любых денег. Непременно изыщите возможность и посмотрите этот фильм - вы его никогда не забудете!

Відповіді

  • 2007.03.21 | Георгій

    Я зовсім не так зрозумів цей фільм

    Я сприйняв "Бората" як дуже злу абсурдистську пародію на сучасну Америку. То ж все не про Казахстан, звичайно. Суть цього фільму в знаменитому вислові, "і ці люди вчать мене не колупатися в носі?" Образи церемонних набундючених "світських" бірмінгемців, які в жасі дзвонять до поліції, коли Борат запрошує на їх нудну вечірку чорну жіночку, або тих "фрет-бойз" у мінівені (це ж НЕ АКТОРИ, помітьте, це ДОКУМЕНТАЛьНІ шматочки, ті "фрет бойз" потім подали в суд!!!), або тих кошмарних харизматів, "френдз оф містер Джізас" (теж документальна з"йомка, п"ятидесятницька церква в моєму штаті Місісіпі, я її добре знаю!), або ця печерна публіка на родео... Так, до них приїжджає дикун, який дуже гротескно не поділяє їх "вельюз" (вмивається з унітазу, боїться циганок і євреїв, сміється з феміністок, і т.д.) Але ж він, вибачте, не на танку до вас приїхав. А от коли 300,000 ваших вояків вдираються в суверенні країни на танках, чи ви подумали, дорегенькі, що для тих людей ВИ з вашими "вельюз" виглядаєте точно так, як Борат виглядає для вас? Оце, на мою думку, фокус сатири "Бората."
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.03.21 | xantim

      тоді - запитання:

      Не туди запостив відповідь.

      Пане Георгію.
      Якщо євреї-постановники фільму в пику зажратим америкосам зробили це кіно, з Ваших же слів, навіщо вони нагородили головного героя "антисемітизмом", в такому разі?
      Тільки не кажіть, що вони про це "не подумали".
      Чудове ревью в заголовку теми.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.03.21 | Георгій

        Re: тоді - запитання:

        xantim пише:
        > Якщо євреї-постановники фільму в пику зажратим америкосам зробили це кіно, з Ваших же слів, навіщо вони нагородили головного героя "антисемітизмом", в такому разі?
        (ГП) Не знаю. Може просто тому, що вони самі євреї, і для них антисемітизм це є в будь-якому вигляді явище жалюгідно-комічне.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.03.21 | xantim

          А якби - навпаки

          Якби казахи в пику показали кіно про такого дурнуватого релігіозного пейсатого єврея, який голим бігає по готелю, тікає з неєврейскої сім"ї з переляку що отруять, каже про сестру, що це найкраща проститутка на весь Ізраїль... ну, і все інше щоб просто скопіювали з того Бората, як Ви думаєте, наскільки великий був би "гєволт" і верещання про "антисемітизм"?
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2007.03.21 | Георгій

            Ваше питання риторичне

            Звичайно, хай піднявся б ще той.
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2007.03.21 | xantim

              погоджуюся, що риторичне

              Вереск, аби сягнути суспільства внизу, повинен бути дуже голосним.
              Таке підсилювання може бути тільки завдяки МасМедіа.
              Чий вереск голосніше і нагліше чути - той в Масмедіа і сидить.
  • 2007.03.21 | xantim

    Re: Фыльм "Борат": Quod licet Jovi, non licet bovi (стаття)

    "Антисемітизмом" кіно почалося, "антисемітизмом" і закінчилося. В середині кіна Борат з корешом серед ночі тікали з джуїш фемілі як обпечені.

    Чому жиди (їх серед постановників кіна, судячи за прізвищами, мабуть, 95%) взагалі використали "антисемітизм" в своєму кіні?
    Тільки не кажіть, що вони, включивши його до кіна, геть про це "не подумали".

    Як на мене, гарне ревью фільма в заголовку теми.
  • 2007.04.07 | DAN

    Re: Фыльм "Борат": Quod licet Jovi, non licet bovi (стаття)

    Рiч у тiм, що в Захiдному свiтi "еврей" не е нацiональнiстю. Це - радше релiгiя. Тому казати еврейський комiк - все одно, що мусульманський, або католицький. Яке мае значення зрештою, з якоi релiгii походить Саша, або його родичi? Вiн, без жодних сумнiвiв, саме британець. В наших краях iснуе якесь збочене поняття про "духовнiсть", нав"язана капееснячо-росiйським вихованням на толсто-пушкiних. Чомусь зовсiм не сприймаеться можливiсть смiху саме з фeкалiй (у випадку Сашi - з iдiотизму простих людей). Тупiсть е смiшною, надмiрна серйознiсть сприйняття подiбних фiльмiв теж. Крiм того, фiльм мае багато мовних нюансiв, якi втрачаються, якщо не достатньо знаеш англiйську. Саша просто генiально моделюе такий собi схiдно-европейський акцент i спосiб мовлення, коли схiдно-европейцi потрапляють до англомовного свiту (Nice! I like!). Отже, фiльм - супер. Звичайно, це абсолютно не тренування iнтелекту, але мае право на життя в iншiй нiшi, i зовсiм нема права на його заборону в Украiнi лише на тих пiдставах, що всю дистрибуцiю тут здiйснюють москалi. А вони його у себе заборонили.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".