МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Ближневосточные трюки России

12/25/2008 | Віктор Шиманський
Віктор Шиманський, провідний спеціаліст відділу глобальної безпеки та європейської інтеграції

Статья посвящена анализу международной политики России на Ближнем Востоке и в Азии. Рассматриваются основные интересы и цели России в этих регионах, подаются прогнозные оценки возможных действий России и некоторых других государств региона. Большое внимание уделено вопросу целей, направлению развития и будущему ШОС в контексте интересов России. Проведен анализ возможных интеграционных процессов между странами Ближнего Востока и Азии на основе их сотрудничества в рамках ШОС или в рамках подготовки по их вступлению в ШОС.

Войны между Израилем и арабскими странами, ирано-иракская война, война в Афганистане, в Персидском заливе, вооруженные интервенции, обострения отношений между Израилем и Палестинской автономией - уже длительное время именно они определяют ситуацию в регионе.
На этом фоне Россия как влиятельный геополитический игрок сегодня снова выходит на политическую арену Ближнего Востока. Вывод советских войск из Афганистана, распад СССР, приход к власти президента Владимира Путина, воинская операция в Чечни, введения американских войск в Афганистан и Ирак, новая энергетическая политика России создали новые предпосылки для развития сотрудничества России с арабскими странами, создания нового имиджа и новых возможностей для России. Катализатором же новых действий России на арене Ближнего Востока можно считать новое обострение ситуации в этом регионе после введения войск США в Афганистан и Ирак и увеличения присутствия США в бывших советских азиатских республиках.
Сложная международная ситуация на Ближнем Востоке и одновременно с этим большая важность и значение этого региона для стабильности международных отношений заставляет Россию уделять этому региону значительное внимание и выстраивать относительно него собственную позицию в контексте представления своей роли в мире, какую Россия сегодня активно демонстрирует и развивает.
Россия демонстрирует постоянство стратегических внешнеполитических и внешнеэкономических интересов на Ближнем Востоке, однако в последнее время у России не было активных возможностей для реальной деятельности в этом регионе. Современная же активизация России на Ближнем Востоке есть объективной, такой, что опирается на стабилизацию ситуации в середине страны и определенном экономическом росте, что также нашло свое отображение в активизации российской ближневосточной политики.
Одним из факторов заинтересованности России в ближневосточном процессе выступает возможность для России использования конфликтов и проблем Ближнего Востока для сдерживания своего давнего конкурента и оппонента - США.
Можно утверждать, что на настоящем этапе отсутствие партнерских отношений определяющим образом влияет на политику России и США на Ближнем Востоке и во всем мире. В частности, это проявляется в расхождениях взглядов и интересов в вопросе Ирана и его программы ядерных исследований, проблемы Ирака, израильско-палестинского конфликта и т.п.
Однако на фоне такой ситуации Россия часто имеет определенные преференции и преимущества относительно США и других ведущих стран мира в контактировании и нахождения точек взаимопонимания со странами Ближнего Востока. За своей цивилизационной сутью, мировоззрением и пониманием исторических и современных мировых процессов, православная, постсоциалистическая Россия есть более понятной и желательной для исламского мира чем такие ведущие страны мира как протестантские США, Великая Британия, Германия и др.
В практической плоскости примером этого может служить возможность ведения переговорного процесса между Россией и ХАМАС, чего не могут себе позволить Соединенные Штаты.
Сотрудничество с Россией есть альтернативой для мусульманского и просто арабского мира в условиях глобализации, проникновения в регион демократических и либеральных ценностей Запада. Российский фактор есть важной альтернативой для внешнего общения с миром и построения взаимных отношений внутри региона, который в свою очередь дает возможность России косвенным образом создавать противовес действиям и политике Соединенных Штатов в регионе.
Россия и ее ближневосточная политика дает реальную возможность многим странам региона (Иран, Сирия, Палестинская автономия, Ливан, во времена Саддама Хусейна Ирак), прорвать режим изоляции, который часто создается вокруг арабских стран Соединенными Штатами. Это касается как политической, социальной, экономической, так и информационной, технологической, культурной сферы жизни этих стран.
Что есть важным фактором для стран региона в плане удачного осуществления собственных усилий на международной арене, для улучшения своего имиджа, своего развития и положительного представления себя на мировой арене. Другим фактором такой ситуации есть прямое или косвенное содействие со стороны России преобразованию определенных стран региона в важных игроков региона ли даже мировой геополитики.
В полной мере это касается Ирана. Иран и его угрозы Западу, США и Израилю, развитие его ракетных программ, стремление овладеть ядерными технологиями, развитие армии и флота и одновременно с этим поддержка Ирана со стороны России в СБ ООН, сотрудничество России с Ираном в военно-технической сфере, ядерных технологиях, энергетических вопросах разрешают говорить о прямом или косвенном содействии со стороны России преобразованию Ирана на важный субъект международных отношений и регионального лидера, что может сознательно делаться Россией для создания нового и сильного противника США на Ближнем Востоке.
Другим фактором, который определяет современную политику России на Ближнем Востоке можно назвать вынужденную реакцию России на политику США “Расширенного Ближнего Востока”, что обусловлено необходимостью для России сохранением собственных позиций в регионе и предотвращения более глубокого проникновения США в определенные страны этого региона и регион в целом. В этом контексте среди руководства определенных арабских стран все еще остается беспокойство относительно желания и возможностей со стороны США применить к ним определенные сценарии для изменения власти в основе своей приближенные к “цветным” сценариям изменения власти в других государствах. Поэтому есть естественным их современное сближение с Россией, которая известная своим отрицательным отношением к принципам и методам осуществления “цветных революций”.
Позиция России и многих ближневосточных стран в этом вопросе есть похожей. Тезис российской стороны о необходимости построения в России “суверенной демократии” есть понятным и привлекательным для этих стран в контексте их собственного развития. Примером этому могут служить слова президента Путина во время встречи с президентом Египта Х.Мубараком во время визита Путина в Египет в 2005 году: “Демократия не может быть предметом экспорта из одной страны в другою. Как только она становится предметом экспорта из одной страны к другому, так она сразу превращается в инструмент достижения одной страной преимуществ по отношению к другой. Демократия, настоящая демократия, может утвердиться только в результате внутреннего развития самого общества”.
На самом деле возврат России к активной политике на Ближнем Востоке можно расценивать как проявление общего укрепления России и начала осуществления ее общей попытки восстановления своих позиций в мире. Именно активизация присутствия России в конфликтных регионах, горячих точках используется Россией для представления себя в мире. Этому также способствуют дополнительные условия и обстоятельства.
В частности, к таким можно отнести отсутствие на современном этапе в отношениях между Россией и США идеологического противостояния и идеологического фактора, что наблюдалось в отношениях между ними во времена “холодной войны”, что разрешает России проводить более активную политику не натыкаясь на критику со стороны не только США, но и международного сообщества, ведущих международных организаций относительно распространения в мире других, противоположных по своей природе идеологии, как это было во времена Советского Союза.
Такая ситуация разрешает России легче инициировать в мире и регионе новые процессы под своей опекой и патронажем. В частности, современная ситуация на Ближнем Востоке разрешает говорить о появлении новых интеграционных и договорных тенденций в этом регионе. Просматривается открытое тяготение определенного количества стран региона к интеграционным процессам, которые происходят в Азии под патронажем таких мировых потуг как Россия и Китай, в частности, в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Такие тенденции можно наблюдать на примере активной заинтересованности таких стран региона как Пакистан, Индия и Иран во вступлении и работе в ШОС. Свидетельством чему служит саммит ШОС 2006 года, который подтвердил серьезную заинтересованность этих стран в сотрудничества с ШОС. Что на самом деле нужно рассматривать как развитие интеграционных процессов между Ближним Востоком и Азией, как начало интеграционного процесса в рамках огромной территории под руководством России и Китая.
Давление извне, антиамериканизм, поиск новых источников энергоносителей, новых рынков сбыта товаров и услуг, новых методов гарантирования безопасности и стабильности в регионе, ограждение от вмешательства во внутренние дела, эти устремления многих стран региона приводят к появлению новых путей развития Ближнего Востока, к которым можно отнести расширения сотрудничества с ШОС или иными словами расширение сотрудничества между странами на новой, альтернативной основе, которой раньше не было. До сих пор страны региона имели ограниченные возможности для собственного самовыражения в своих внешнеполитических стремлениях ограниченные «старыми» штампами видения своих целей и приоритетов. Сотрудничество с ШОС и дальнейшая более тесная интеграция в его рамках или в программах подготовки к его вступлению, создают для Ближнего Востока новую альтернативу, новый вектор развития, и в частности, новые возможности для конкуренции и противостояние с США. Особенно важной представляется такая возможность в контексте противостояния проникновению в регион демократических и либеральных ценностей, поддержкой чего активно занимаются США и Запад в целом. Ценностей, которые признаются опасными странами региона для своего самобытного и самостоятельного будущего.
Активизация взаимоотношений между Ближним Востоком и Азией имеют чрезвычайно серьезную перспективу не только в региональном, но и в глобальном масштабе. Таким образом происходит создание нового во многом самодостаточного геополитического пространства, который станет серьезным конкурентом Европе, США и Японии, который будет одновременно представлять собою мощный центр по потреблению природных ресурсов, а также регион, который будет большим центром потребления готовой продукции. Существенным следствием этого процесса (появления нового мощного региона производителя и потребителя одновременно) можно предвидеть уменьшение роли Европы, Японии и США как геополитических центров потребления и спроса на товары и услуги, что в значительной мере и определяет их значение и силу на международной арене.
В процессах интеграции Ближнего Востока и Азии Россия занимает одно из ведущих мест благодаря разработке и формированию, вместе с Китаем, привлекательной, понятной, новой идеологии и структуры этого пространства в виде правил и принципов деятельности ШОС и других факторов для сотрудничества и сближения, привлекательных как для Ближнего Востока, так и для Азии, чем Россия и Китай и создают условия для интеграции в это пространство ближневосточных стран.
Ограничениями в этом процессе на современном этапе выступают лишь несколько обстоятельств: неготовность России и Китая к быстрому расширению ШОС и общей интеграции, боязнь отрицательной реакции США на такое резкое изменение геополитической ситуации в регионе и даже в мире и усиление напряжения вокруг Ирана, Ливана, КНДР и соответственно усиления напряжения и нестабильности во всем ближневосточном регионе и Азии.
Такая ситуация подталкивает Россию и Китай к созданию соответствующего механизма вступления в ШОС новых членов, обеспечения оптимизации структуры ШОС в дальнейшем, возможности учета и согласования при углублении интеграционных процессов разногласий будущих потенциальных членов с другими странами мира и учет их вовлеченности в региональные и глобальные конфликты.
Такое развитие событий в дальнейшем может превратиться на реальную попытку создания механизма для сдерживания и прекращение конфликтов в ближневосточном и азиатском регионах чему будут способствовать интеграционные процессы, которые в свою очередь будут опираться на стремление обеспечить региональную безопасность, развитие экономики, торговли, борьбу с терроризмом, сохранением и защиты собственных ценностей и принципов. Современная же Россия стремится занять позицию инициатора, регулятора и руководителя этих процессов.
На Ближнем Востоке роль России есть универсальной и одновременно с этим субъективной. России удалось уверенно и результативно заявить о себе в качестве важного субъекта всех важных переговорных процессов в регионе. Однако Российская Федерация является одновременно и судьей, и активным партнером отдельных стран региона. Вместе с этим Россия стремится проводить активную собственную политику в регионе. Так, Россия активно лоббирует свои интересы в сфере продажи оборудования, технологий, больших отдельных проектов, развивает торговлю оружием, энергетические направления сотрудничества со странами Ближнего Востока. На этой основе происходит восстановления старых связей в регионе и стремление сдерживания возможностей США, в частности, это выражается в блокировании Россией возможности проведения радикальных резолюций и предложений со стороны США в СБ ООН относительно определенных стран и организаций региона.
Фактически Россия использует свое право вето в СБ ООН в пользу стран-изгоев, государств так называемой “оси зла”, с которыми у Соединенных Штатов сохраняются очень напряженные отношения. Вместе с тем, со стороны таких стран-изгоев как Иран, Сирия и даже радикальной организации ХАМАС, можно наблюдать открытую поддержку стремлений России к осуществлению ее новой роли в регионе, что может свидетельствовать и о том, что общая стратегия России получает признание определенной части стран региона и их населения.
Современная политика и методы действия России в регионе на фоне увеличения напряженности вокруг Ирана и Ливана имеет много общих черт с ее действиями и политикой в 2003 году, перед введением войск США в Ирак и увеличением напряженности вокруг этой страны. Апеллирование к нормам и правилам международного права, стремление ограничить радикальность шагов США относительно отдельных стран региона снова четко прослеживается в современных действиях России на современном этапе развития ситуации на Ближнем Востоке. Можно утверждать, что существует определенная цикличность действий, принципов и методов современной российской политики на Ближнем Востоке, которая определяется и в первую очередь зависит от политики США на Ближнем Востоке, а также ее результативности и проблем с которыми США сталкиваются при воплощении в жизнь этой политики в регионе.
Вопрос диктаторского Ирака 2003 года и проблемы ядерной программы Ирана 2006 года есть очень похожими по своей сути, значимости с точки зрения восприятия Соединенных Штатов. Затягивание решения вопроса Ирака и рост критики в адрес США со стороны отдельных стран, международных организаций и мирового сообщества, в целом, имеет положительный эффект для планов и стратегии России на Ближнем Востоке. Ситуация вокруг Ирана и отсутствие у США новых подходов к ее решению разрешают России проводить старую, но результативную для себя политику. Недопущение РФ принятия радикальных резолюций относительно Ирана Советом Безопасности ООН, военно-техническое сотрудничество с Ираном и Сирией, сотрудничество в ядерной сфере с Ираном и т.п. подтверждают этот тезис. Для России было бы полезным получение Соединенными Штатами похожих результатов, которые наблюдаются на современном этапе проблемы Америки в Ираке, в результате развития современного конфликта между США и Ираном. Более того, можно утверждать, что это и есть реальной целью современной российской политики в отношении иранского вопроса
Международная политика России и США, а также их постоянные интересы позволяют утверждать о наличии между ними общего понимания методов и принципов борьбы с глобальными угрозами и вызовами. Поэтому нет сомнения, что в стратегическом плане задачи и интересы США и России на Ближнем Востоке совпадают: это стабильность в регионе, недопустимость использования его для целей международного терроризма и развития экстремистских движений во всем мире. Вместе с тем, можно констатировать наличие существенных расхождений между США и Россией в методах, подходах, видениях и оценке конкретных действий, ситуации, конкретных событий и обстоятельств в регионе. Расхождения эти также проявляются и из-за стремления достижения доминирования собственных интересов на Ближнем Востоке за счет конкурента.
Такая ситуация выгодна России, что она активно и использует для собственного укрепления в глобальных масштабах. Таким образом, Россия старается с помощью укрепления своего регионального значения и противодействия США на региональном уровне укрепить свои глобальные позиции в мире. В этом контексте Ближний Восток представляет для России интерес, который закономерным образом Россия и проявляет.
Однако, на современном этапе можно говорить только о начале нового формирования и оформления ближневосточной политики России. Это связано в первую очередь с необходимостью продолжения восстановления своего активного присутствия на Ближнем Востоке после распада СССР, а также стабилизации и укрепления ситуации в самой России после периода политической, экономической, социальной нестабильности и перестройки власти и общества.
Но уже сегодня Россия стремится к новому утверждению и обеспечению своих интересов на Ближнем Востоке, которые в первую очередь состоят в обеспечении своей роли посредника в переговорных процессах на Ближнем Востоке, осуществления противостояния интересам США в регионе, формированию общей энергетической политики с ведущими энергетическими странами региона, создании новых энергокоридоров на региональном и глобальном уровне, осуществлении разведывательной деятельности относительно исламских организаций, которые поддерживают идеологически и финансово чеченских боевиков, восстановлении и укреплении военно-технического сотрудничества со странами региона, отработке сотрудничества в сфере добычи энергоносителей, увеличении поставок разнообразного оснащения, в частности, нефте и газооборудования.
Ближневосточный регион для России также имеет особое значение, учитывая возможность осуществлять критику Соединенных Штатов относительно методов и принципов, которые они вынуждены применять, реализуя свою собственную политику на Ближнем Востоке. Неспособность Соединенными Штатами обеспечить стабильность и безопасность в Ираке, задержание террористов и удержания их с нарушением основных норм права, размещение террористов на территории других стран для допросов и получения информации и т.п. дают серьезные возможности для сдерживания критики со стороны США в адрес политики России не только на Ближнем Востоке, а и внутри самой РФ.
Нестабильная ситуация в Афганистане и неспособность коалиции во главе с США уничтожить “Талибан”, резкое увеличение экспорта наркотиков из Афганистана после введения коалиционных войск во главе с США в эту страну, распространение экстремизма, радикализма и радикальных религиозных идеологий из этих территорий на просторы СНГ разрешают России выступать в роли критика США, тем самым продвигая собственную независимую и альтернативную политику относительно ситуации в регионе, что еще больше подрывает позиции США на Ближнем Востоке.
В этом контексте можно утверждать, что Россия использует стратегию и тактику самих США, которую последние применяли и применяют против РФ, когда подвергают критике ее недемократические методы.
Россия же в контексте такой же политики строит ядерную станцию в Иране, поставляет высокотехнологическое оружие Сирии и Ирану, ведет переговоры с ХАМАС и использует свое право вето в СБ ООН в пользу врагов США.
Таким образом, проблемный Ближний Восток и неоднозначное отношение в этом регионе к США, их неспособность всегда демократическими методами решать конфликтные ситуации на Ближнем Востоке разрешают России значительным образом нивелировать критику в свой адрес со стороны США и мирового сообщества в целом. Можно утверждать, что это обстоятельство также обусловило представление Западом и, в частности, США сдержанной позиции на саммите “Большой восьмерки” в Санкт-Петербурге в июле 2006 года относительно состояния демократии в России.
Однако, для России в плане продвижения собственных интересов и развития сотрудничества на Ближнем Востоке существуют объективные сложности, которые в первую очередь связанны с обеспокоенностью арабо-мусульманского мира событиями в Чечни, а также подходами российского правительства к процессам, которые там происходят. Из-за этих обстоятельств часть арабского сообщества отрицательно настроена против России, и на этой основе продолжает помогать чеченским боевикам морально, финансово и политически. Другим фактором можно назвать отсутствие прогресса в решении основных конфликтных ситуаций на Кавказе (проблема Карабаха, Грузии) в которых важную роль сыграет Россия, и что довольно неоднозначно воспринимается многими странами Ближнего Востока.
На этом фоне Россия все равно готова делать серьезные шаги навстречу влиятельным арабским странам и искать с ними компромисс, ведь такое сотрудничество может принести в будущем российской экономике и политике значительные выгоды. В частности, урегулирование и налаживание отношений России со странами региона открывает для нее новые перспективы в сфере инвестирования в российскую экономику. По приблизительным оценкам, сумма взносов в американские банки только из Саудовской Аравии составляет один триллион долларов. Такие большие деньги в виде потенциальных инвестиций становятся желательным призом дальнейшего развития односторонних и многосторонних отношений России в ближневосточном регионе.
Рынок вооружений региона имеет огромные размеры, которые обусловлены постоянными конфликтами и существованием сверхприбылей от продажи нефти. Сложная ситуация между арабскими странами и Израилем, между самыми арабскими странами, между арабскими странами и США и т.п. разрешают надеяться России на увеличение своих поставок вооружения в регион.
Россия заинтересована в расширении собственных поставок энергоносителей в Израиль. Сегодня рассматривается возможность поставки газа Израилю через Турцию, используя газопровод “Голубой поток” и строительство нового газопровода по дну Средиземного моря. Одновременно с этим Россия рассматривает возможность сотрудничества в энергетическом вопросе с Ираном, одним из наиболее мощных современных врагов Израиля, для создания общей энергетической и ценовой политики на энергоносители в регионе с рассмотрением возможности строительства газопроводов в направления Индии и Китая.
Одновременно с этим Россия сделала достоянием гласности новый вариант списка террористических организаций, в котором отсутствуют "Хезболла" и ХАМАС. На фоне проведения Израилем военных действий в Ливане с целью прекращения террористической деятельности “Хезболла” такой шаг России выглядит как провокация Израиля.
Параллельно с этим Россия стремится демонстрировать нейтральную позицию, принимая активное участие в посреднической и миротворческой деятельности. Она является активным участником “квартета”, международной группы, которая включает в себя США, ООН и ЕС, главная задача которого состоит в содействии достижении мира на Ближнем Востоке с помощью посреднических усилий и активизации переговорного процесса.
Такие обстоятельства разрешают проследить универсальность новой роли и политики России на Ближнем Востоке, которая усиливает ее значение в регионе, хотя и создает имидж ее политике как неоднозначной и противоречивой.

http://www.glavred.info/archive/2006/10/18/100625-7.html
18.10.2006


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".