МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Был ли Новгород Ярославлем, а Батый - Иваном Калитой(/)

04/21/2003 | Dan
Виявляється, поляки москалям рідніші, ніж українцям.


Инга ПРЕЛОВСКАЯ.
Был ли Новгород Ярославлем, а Батый - Иваном Калитой
("Известия" от 11 июня 1998 г.)

О новых мифотворцах в истории размышляет академик Валентин ЯНИН.

Отделение истории Российской академии наук выразило общее мнение ученых об исторических изысканиях математика академика А. Фоменко. Высказались жестко: методы построения "новой хронологии истории" к науке отношения не имеют. Президиум академии поддержал эту позицию. Случай - из ряда вон выходящий. Рассказать о случившемся я попросила академика Валентина Лаврентьевича Янина, члена президиума РАН. Он заведует кафедрой археологии на историческом факультете МГУ, руководит Новгородской археологической экспедицией, возглавляет РОССИЙСКИЙ гуманитарный фонд. Разговор зашел не только о гипотезах А. Фоменко, но и о спекуляциях на истории; о сенсациях подлинных и мнимых, об агрессивности дилетантизма.

- Валентин Лаврентьевич, наверное, лет двадцать А. Фоменко заявляет, что древнюю историю придумали в средние века. Укоротив ее на тысячу с лишним лет, он и русскую "секвестровал" лет на четыреста. А голосов историков что-то не было слышно, хотя о гипотезах Фоменко стали теперь писать даже в массовой печати. Книги его выходят одна за другой. На полках книжных магазинов сейчас стоят и "Новая хронология Руси", и увесистый том "Империи" Не потому ли у историков лопнуло терпение?

- Академика Фоменко считают выдающимся математиком. Что же касается истории, то как я могу относиться к тому, кто утверждает, что Новгород, который я изучаю полвека, на самом деле Ярославль, а Волхов - одно из ранних названии Волги? И раз есть на Волге Нижний Новгород, должен быть и Верхний. На Ярославовом дворище в Новгороде, полагает Фоменко, вече не могло собираться, потому что там тесно, а в Ярославском кремле места хватает. Да, Карамзин писал в свое время, что на вече сбегались десять тысяч новгородцев. Такой утоптанной площади мы не раскопали. Но ведь вече не было подобием митинга: Сотен пять вотчинников, сидя, обсуждали дела. А так как площадь была открытая, горожане криками могли кого-то поддерживать или осуждать. Вольности, как и власть, были ограниченны. Посадников выбирали на год, князь не имел права владеть землей и не мог укорениться. Мы раскопали не одну усадьбу посадничьих семей, нашли там берестяные грамоты. И время, и имена совпадают с летописными. Но Фоменко летописи не доверяет. А того, что у Новгорода есть и свой особый календарь, по-видимому, просто не знает. Каждые три десятка лет новгородцы укладывали новые мостовые на старые, еще целые, но утопавшие во влажной глинистой почве, сохраняющей дерево. И мостовые нарастали в течение столетий.

- Когда я стояла в Троицком раскопе на земле Х века, глядя снизу на высоченный "слоеный пирог" из сосновых плах, а потом поднялась на Черницину улицу XV века, это было незабываемое вещественное ощущение времени.

- Я и самого всякий раз испытываю... А по кольцам на срезе бревен мы можем определять, когда вещи, грамоты попали в землю. Но "реформаторы" истории не считаются с ее методами и с легкостью отбрасывают факты. Хан Батый у них - батя, отец Александра Невского, князь Ярослав Всеволодович. Он же и Ярослав Мудрый, и московский князь Иван Калита. Скачки через столетия их не смущают. Человек-то один, говорят они, а вот имена у него в истории разные. У людей в те далекие времена, объясняет Фоменко, были и имена, и прозвища, возникала путаница при переписке. Выстраивая свои конструкции, Фоменко обращается с историческими деятелями, как со схемами, абстрагируясь от реальной биографии, времени, окружения. Выхватываются случайные совпадения в жизни разных лиц. Вся Русь отождествляется с. Монгольской империей. Татаро-монгольское иго исключается из истории. На каждый абзац этих искусственных построений, резонно заметил один историк, надо писать том контраргументов. Отповедь "Новой хронологии" историки давали не раз в специальных научных изданиях, но до широкого, читателя это не доходит.

...

- Сейчас время охоты за сенсациями, и книги Фоменко попали в струю. Альтернативная история, похоже, становится популярным жанром литературы. Последователи у Фоменко уже есть. Потому что есть спрос на эту литературу. О ней даже стихи сочиняют:

Через Греко-Палестину,
Пряча в ладан ятаган,
Делал хадж на Украину
Римский папа Чингисхан.

И что тут поделаешь?

- Наш гуманитарный фонд настаивает сейчас на закрытой профессиональной экспертизе рукописей перед их публикацией в научных издательствах. Гриф научного издательства - гарантия научной ценности работы, даже спорной. Но в ситуации с книгами Фоменко спор превращается в интеллектуальное расточительство с обеих сторон. Потому академия и вынуждена публично заявить о своей позиции.

- К "корректировке" истории сегодня толкают разные причины. Тут и националистические притязания, и межэтнические трения. А когда начинают выяснять, какой народ старше, кто на чьей земле живет или на ком лежит груз исторической вины, неизбежны новые обиды и несправедливости. Но что меня особенно поражает, так это наша собственная склонность к самоуничижению. В солидных изданиях благосклонно рецензируются книги историка Мурада Аджиева, интервьюируют его. А он утверждает, что наши ученые делают людей иванами, не помнящими родства. Недаром Иван по-тюркски - дурак. Русь с севера заселяли в прошлом финно-угорские племена, с юга тюрки-кыпчаки, а теперь эти народы называются русскими. По его словам, и делопроизводство велось на Руси на тюркском, и молились по-кыпчакски вплоть до церковного раскола в XVII веке.

- Все это напоминает мне один случай. Водил я по Новгороду гостей, и к нам примкнул студент-эстонец. Я даже опешил, когда он вдруг спросил, на каком языке говорили на вече. На каком же, как не на русском! Он не поверил, его учили, что на эстонском. Богослужение на Руси велось на церковнославянском языке, делопроизводство - на древнерусском. Славяне были землепашцами. Названия земледельческих орудий восходят к праславянскому языку, и недаром самая мощная фигура в славянских сказаниях - пахарь: Пшемысл, Пяст, наш Микула Селянинович. Глаголица, изобретенная Кириллом и Мефодием, на Руси распространения не получила. Самая древняя книга написана кириллицей. Это евангелие, заказанное новгородским посадником Остромиром. А кириллица, как сейчас полагают, была не изобретена, а сформировалась на основе греческого алфавита эволюционно. Братья-просветители переводили богослужебные книги на древнеболгарский, который у нас принято называть церковнославянским. Но это никак не тюркский. Завоеватели-болгары дали свое имя славянскому племени, но восприняли его язык. Процессы формирования современных народов сложные. И тюркские гены у нас есть. Что касается письменных источников, то, действительно, их из раннего средневековья дошло мало. Бичом деревянной Руси были пожары, и огонь уносил у нас то, что на Западе сохранили каменные замки.

- Не этим ли объясняется притягательность "Велесовой книги", о которой по сей день спорят?

- Достоверно доказано, что это подделка. Но она у нас и в один из школьных учебников попала как письменный источник культуры славян VI века. Вот и Илья Сергеевич Глазунов ее рьяный сторонник. А на днях мне из Харькова прислали новую книгу о ней преподавателя В.Цыбулькина, утвержденную к печати институтом... пожарной безопасности. Но нам не следует приукрашивать свою древнюю культуру. По крайней мере три открытия пролили на нее новый свет. В домонгольской Руси, как показали раскопки и в Киеве, и в Новгороде, процветало ремесло, не уступавшее прославленным мастерским Запада и Ближнего Востока. Заново открылся нам и облик древней архитектуры. Почему у Пушкина вы не найдете восторгов перед древними церквами Пскова и Новгорода? Потому, думаю, что они тогда "по колено" уходили в землю, были залеплены пристройками. Когда же сняли вокруг них культурный слой, наросший за века, отреставрировали, они, как свечечки, стоят с куполами-шлемами. Ну и наконец письменность. До открытия берестяных грамот считалось, что читать и писать на Руси умели только духовенство и знать. А грамоты эти в XI-XV веках писали и ремесленники, и крестьяне, и женщины. Мы нашли 810 берестяных грамот, но это лишь малая часть того, что лежит в земле. Такие грамоты нашли еще в девятигородах: Пскове, Смоленске, Твери... Грамотность - высокий показатель культуры для средневековья.

- Теперь говорят не об одном очаге происхождения восточных славян, а о двух: в Поднепровье и на севере Германии и Польши. Нет ли здесь влияния политики - появились новые суверенные государства, у которых свои исторические интересы... Или в поле зрения науки появились новые факты?

- Политики тут нет, а новые исторические факты действительно есть. Самое интересное - о разности корней у славян северной и южной Руси написано еще в "Повести временных Лет". Два брата, Радим и Вятко пришли из ляхов т.е. два племени - радимичей и вятичей - переселились с Запада. А исследуя берестяные грамоты, академик Андрей Анатольевич Зализняк определил наиболее характерные особенности новгородского диалекта, роднящие его с западнославянскими языками. Прежде считали, что Киевская Русь говорила на одном языке, а разные диалекты стали формироваться после ее распада. Так нас и в школе учили. Но в грамотах XI- XII веков больше существенных различий между языком Киева и Новгорода, чем в XIV-XV веках. Поляки оказываются кривичам, новгородским словенам, вятичам по происхождению родными братьями, а киевские поляне - двоюродными. Произошел не распад и упадок единой народности Киевской Руси, а наоборот, шел процесс взаимного сближения и обогащения двух восточнославянских общностей. Хотя соединительные швы, как это сейчас видно, так и не заросли, несмотря на столетия совместной жизни.
http://burkina-faso.narod.ru/btw/thom06.htm

Відповіді

  • 2003.04.21 | Габелок

    Царствіє небесне! Виявляється ми теж люди!(-)

  • 2003.04.26 | Абакумов А. В. (2)

    Re: Был ли Новгород Ярославлем, а Батый - Иваном Калитой(/)

    Современный же язык ("лехитские" корни староновгородского диалекта нынче в науке дискутируется -- но безотгосительно сего !) великороссов киевского происхождения. Язык берестяных грамот 11-12 вв. отличался от языка "Слова о полку Игореве". Зато в 14-м столетии именно речь шедевра Петра Бориславича и возобладала в Городе-на-Ильмене. Как и в Москве (там был свой северовятичский диалект), и в Пскове (северо-западно-кривичский : "руссции" -- русские), и во мн. пр. уделах.
    См. :
    http://slavica.maillist.ru/abakumov/?mat=69&rubr=7

    Так зачем же Мовчан, Кремень, Драч и иже с ними преследуют один из своих же (украинских -- южнорусских) диалектов.

    А. В.
  • 2003.05.02 | Кабак-Умов Ж.Ш.

    ще один довід

    Ще одним доводом на користь більшої близькості новгородців до поляків ніж до русинів-українців є вимова звуку "г", як всім відомо у поляків та новгородців цей звук- проривний, а у українців, білорусів та південних росіян( умовно- курсько-рязанська мова) цей звук гортанний. Також у поляків та новгородців є оглушування дзвінких приголосних (напр. "дом-домоф"). Українці, білоруси та південні росіяни ніколи не оглушують (дім-домів, дом-дамов). Москва спочатку входила в зону новгородської мови владімірського діалекту, ять вимовляється як "е" (хлєб), у новгороді як "і" (хліб), тому всі фонетичні риси сучасна московська російська мова запозичила звідти, окрім акання яке пізніше сформувалося під впливом курсько-разанської (радиміцько-вятицької) мови. Загалом московська мова це так званий середньоросійський діалект(перехідний між аканням та оканням).
    Те що "радимичи и вятичи от ляховъ суть" це скоріше просто не дуже добре підібраний вислів київського літописця для якого їхня мова була не схожою з рідною. За мовою вони найближчі до білорусів. (Може літописець відносив до ляхів і протобілорусів через цекання та дзекання?)


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".