МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Крымскотатарская революция 1917 года. Айдын Шемьи-заде

03/13/2007 | igorg
Айдын Шемьи-заде: 12 марта - 90 лет Крымcкотатарской революции 1917 года

http://chatyr-dag.livejournal.com/6505.html
http://maidan.org.ua/static/mai/1173713155.html
• Крим • Суспільство •

Крымскотатарская революция 1917 года
(хроника и комментарии)

Знаками * и ** отмечены комментарии к тексту других авторов Майдана.

Настал год 90-летнего юбилея важнейших событий в судьбе Крыма, связанных с революционным 1917 годом. В публикациях об этом годе первого Курултая и первого крымскотатарского правительства много недоговоренностей и досадных ошибок. По всей вероятности это связано с тем, что авторы таких статей руководствовались желанием решить некую собственную задачу, а не дать общую картину происшедшего.

К очевидным недостаткам этого рода публикаций является отсутствие дат важнейших событий, иногда не упоминаются и сами события.

Безусловно, что каждая инициатива исходит от конкретного человека, каждое решение принимается по предложению тоже определенных личностей или групп. И если авторы публикаций не указывают этих людей, то это явная недоработка материала.

Кроме того, нередко в публикациях о Курултае и предшествующих ему событиях под туманным «и др.» скрываются на самом деле имена самых авторитетных и активных деятелей, оставшихся по какой-то причине неизвестными автору.

Характерной ошибкой, кочующей из одной статьи в другую, является путаница, связанная с однофамильцами.

Итак, Революция в Петрограде началась 8 марта 1917 года по новому стилю (по старому стилю 23 февраля).

12 марта (27 февраля по старому стилю) в Крым пришло известие о перерастании всеобщей забастовки в Петрограде в вооруженное восстание, о роспуске Государственной Думы, о переходе войск на сторону восставших, которые заняли почту, телеграф и правительственные здания. В этот день у напряженно следивших за развитием событий крымскотатарских революционеров уже не было сомнений в том, что революция в Петрограде победила.

В тот же день 12 марта по инициативе Али Боданинского было созвано общее собрание Крымского мусульманского благотворительного общества, которое «под давлением Боданинского Али, Хильми Абдул Хакима, Ибрагима Фехми, Исхака Муллина и др. организовало временный мусульманский революционный комитет из 15 человек, среди которых был и я» - как пишет Асан Сабри Айвазов(1).

(Выше имена даны в транскрипции А. С. Айвазова. Сейчас принято писать «Абляким Ильми». «Ибраим Феми»).

Таким образом, крымскотатарская революция 1917-го года началась с организации Крымского Мусульманского Ревкома.

Руководителями Крымского Мусульманского Ревкома стали Али Боданинский, Ибраим Феми и Ибраим Тарпи (1).

Мусульманский Ревком 7 апреля (25 марта по старому стилю) 1917 года созвал Всекрымский мусульманский съезд, на котором удалось собрать 1500 делегатов и более 500 приглашенных лиц. Съезд проходил под председательством Сеит-Джелиль Хаттата.

Был поставлен вопрос об избрании муфтия Крыма и председателя вакуфной комиссии.

Здесь необходимо сделать несколько замечаний, чтобы стало понятно, почему для начавшейся крымскотатарской революции первостепенную важность имел этот вопрос. После аннексии Крыма Российской империей духовные лица утверждались русским губернским начальством, а муфтий назначался министром внутренних дел и утверждался в должности императорским двором. Предварительно кандидатура обсуждалась с лояльными власти мурзами. По этому поводу Джафер Сейдамет замечает (2), что большая часть крымских мурз и улемов была послушным орудием российской власти и протаскивала в муфтии удобных для себя и для этой власти личностей, которые зачастую были не только неграмотны в исламском вероучении, но и едва умели читать и писать. Финансовыми средствами муфтии и их покровители распоряжались по собственному усмотрению. Но была еще одна важная должность – председатель вакуфной комиссии, созданной для упорядочивания вопросов вакуфного землевладения и распределения вакуфных капиталов. Вакуф - недвижимость, приписанная к мечетям и училищам и не могущая быть в частной собственности. На доходы от вакуфных земель содержались мечети и школы. До революции должность председателя вакуфной комиссии также была подвластна мурзам.

В руководстве Ревкома при рассмотрении этого вопроса произошел раскол - стать муфтием мечтал Ибраим Тарпи. Кроме того, была мощная коалиция реакционеров, о которых Джафер Сейдамет пишет: они считали, что должны управлять муфтиятом и вакуфами по праву рождения.

Преодолевая сопротивление этих слуг режима, и опираясь на крымскотатарскую молодежь, Али Боданинский вместе со своими единомышленниками сумел настоять на том, чтобы муфтием был заочно избран Номан Челебиджихан, а председателем вакуфной комиссии был тоже заочно избран Джафер Сейдамет. Оба они в то время находились в Одессе в составе действующей армии, и известие об их избрании на должности стало для них полной неожиданностью (2). Среди прогрессивных крымских татар оба этих молодых деятеля были хорошо известны по их публикациям в «Терджимане». Номану Челебиджихану на этот момент было 32 года, Джаферу Сейдамету 28 лет. С обоими Али Боданинский был знаком с 1914 года.

Таким образом, мурзы-помещики и религиозная верхушка были отстранены от руководства Духовным правлением и Вакуфной комиссией. Крымскотатарская революция была революцией рядовых тружеников.

Еще одним важным делом съезда стали выборы комиссии из 35 человек, которая должна была сформировать Крымский Мусульманский Исполнительный Комитет (1,2).

Некоторые подробности о развитии событий можем прочесть в замечательной работе Джафера Сейдамета «Bazı hatıralar» («Некоторые воспоминания») (2). Автор пишет, что никаких вестей из Крыма к ним в Одессу не поступало до 25-го марта, когда пришла телеграмма об избрании муфтия и председателя Вакуфной комиссии. Из записок Джафера Сейдамета следует, что прошло несколько дней, пока новоизбранные муфтий и глава вакуфов добрались до Крыма.
По прибытии в Крым Челебиджихан и Сейдамет явились в здание Духовного суда на Кантарной улице (*Симферополя*), где было созвано заседание упоминавшейся выше комиссии по созданию Крымского Мусульманского Исполнительного Комитета (Мусисполкома).
Заседание открыл Сеит-Джелиль Хаттат. Был сформирован состав Мусисполкома из 50 членов. Единогласно председателем Мусисполкома избрали Номана Челебиджихана и секретарем Али Боданинского.

Мусисполком не присваивал себе властных функций. Как отмечается в работе (3), секретарь исполкома Али Боданинский разъяснил, что задача Мусисполкома - "неуклонное стремление к организации демократических татарских масс, стремление к внедрению среди них сознательного и преданного отношения к идеям общероссийской и, в частности, крымскотатарской революции, стремление стать во всех проявлениях татарской жизни центром, не повелевающим, не распоряжающимся, а регулирующим и контролирующим".

Таким образом, все дела крымских татар переходят в ведение Мусисполкома, которому подчиняются местные мусульманские комитеты Крыма. Под контролем Мусисполкома находятся политическая деятельность, культура, религиозные дела, экономика. Исполком имел во всех уездных городах свои комитеты, а в деревнях также были маленькие комитеты.

Временное правительство Петрограда признает Мусульманский исполнительный Комитет высшим органом крымских татар. (** де-факто и задним числом**)

Центральными печатными органами Мусисполкома становятся газеты "Миллет" (редактор А. С. Айвазов) и более радикальная "Голос Татар" (редакторы А. Боданинский и X.Чапчакчи) (4).

До следующего исторического события – проведения Курултая – оставалось семь месяцев. Весь этот срок Мусисполком оставался главным организующим органом крымскотатарского общества.

За эти месяцы происходило немало больших и малых событий и все они были под контролем Мусисполкома.

Деятели крымскотатарской революции на протяжении всего 1917 года получали приглашения на различные представительные конгрессы. Мусисполком 7 мая созвал Всекрымский делегатский съезд, который избрал делегатов на Всероссийский Мусульманский Съезд. Среди делегатов были Джафер Сейдамет, Амет Озенбашлы, Асан Сабри Айвазов, Бекир Одабаш. Съезд открылся 14 мая в доме Московского мусульманского благотворительного общества, выстроенного миллионером, нефтепромышленником азербайджанцем Асадулаевым Самедом. На съезде присутствовало 600 делегатов со всех областей России.

Джафер Сейдамет стал одним из 12 членов Президиума Конгресса.

Осенью в Киев на съезд Всероссийских федералистов была направлена делегация в составе Джафера Сейдамета, Амета Озенбашлы и двух женщин Айше Исхаковой и Эмине Шабаровой.

Упомянем также, что накануне Курултая, 3 декабря (по новому стилю) 1917 года в Симферополе было создано антибольшевистское правительство Таврической губернии — Совет народных представителей. Совет сформировал Краевое правительство, а в его руководящий исполнительный орган — так называемый "комиссариат" — вошел Амет Озенбашлы.

На август семнадцатого года приходятся драматические события, связанные с арестом Номана Челебиджихана русской военной разведкой. Остановимся на этом факте подробнее.

В Симферополе был организован татарский батальон. Сразу же губернский комиссар Временного правительства издал приказ об отправлении татарского батальона на фронт. Однако Челебиджихан воспротивился. Он, обращаясь с речью к бойцам, сказал: „Мы с вами организовали татарский батальон не для того, чтобы отправить на фронт, а для охраны порядка и защиты родных и соотечественников в Крыму в случае возникновения анархии. Обязанности аскеров две: защищать отечество и соотечественников от внешних врагов, защищать и охранять их от внутренних беспорядков” (1)..

Через два дня 5 августа муфтий Челебиев был арестован и отправлен в Севастополь.

Он был обвинен русской администрацией Крыма (Комиссариатом Временного правительства) в антиправительственной агитации среди татарских солдат. Как отмечено в работе (4), «эта акция была высшей точкой давно назревавшего конфликта между Мусисполкомом и русской администрацией, где шовинистически настроенная часть общества, прежде всего офицерства, стремилась не допустить осуществления политики национально-культурной автономии крымскотатарского народа».

Было созвано экстренное заседание Мусисполкома. Вся крымскотатарская пресса протестовало против этого террористического акта. В Симферополь стали прибывать со всех концов Крыма татары с требованием о немедленном освобождении Челебиджихана. Их число доходило до 30 тысяч человек. Открывшийся 7 августа в Казани Второй Всероссийский мусульманский конгресс направляет в адрес Временного правительства требование немедленного освобождения Челебиджихана. Под давлением демократических сил Челебиджихан уже через три дня после ареста был освобожден и вернулся в Симферополь. Его встреча крымскотатарским населением города вылилась в мощную национальную демонстрацию (4).

Эти события, связанные с арестом и освобождением муфтия носили характер чрезвычайных событий, которые ещё больше объединили татар вокруг Крымского Мусульманского исполкома (1). Оценивая такое положение, Амет Озенбашлы в одном из своих выступлений с удовлетворением говорил, что в настоящее время крымские татары вполне организованы и по одному мановению руки Исполкома «все татарское население Крыма не замедлит выступить как один человек в течение какого-нибудь часа…» (6). Позволю себе заметить, что сегодня, в эпоху мобильных телефонов, описанная Аметом Озенбашлы задача решается не менее оперативно…

Очередными задачами крымскотатарской революции были подготовка к Курултаю и работа над созданием национальной политической партии.

14 - 15 октября (по новому стилю) в Симферополе состоялся Второй Всекрымский съезд представителей мусульман. Открывший съезд Челебиджихан доложил о проведенной за период от 25 марта (дня открытия Первого съезда) работе. Были рассмотрены текущие дела. На следующий день съезд продолжил свои заседания. Впервые было объявлено, что Крымский Мусульманский Исполнительный Комитет принял решение о созыве Курултая. Это сообщение было встречено бурной радостью. Кроме того, на этом съезде Мусисполкомом были поставлены на обсуждение и утверждение программа партии „Милли-Фирка” и закон о порядке проведения выборов в Курултай.

На заседании съезда 15 октября Челебиджихан произнес одну из своих исторических речей.

Программу партии „Милли-Фирка” защищали Челебиджихан и Сейдамет. После двухчасового обсуждения и обмена мнениями программа была единогласно принята и утверждена съездом. Хотя ядро «Милли Фирка» было создано уже в июле, но официально партия начала существовать именно с 15 октября 1917 года.

Для подготовки выборов в Курултай и для проведения его заседаний была создана комиссия из 5 человек. В нее вошли Номан Челебиджихан, Джафер Сейдамет, Али Боданинский, Сеитджелиль Хаттат, Амет Озенбашлы.

Съезд выдвинул кандидатами в депутаты Всероссийского Учредительного собрания Дж. Сейдамета, Усеина Боданинского, А. С. Айвазова, С. Дж. Хаттата, А. Озенбашлы.

Джафер Сейдамет (2) пишет: «После этого присутствующие исполнили марш «Ант эткенмен» Челебиджихана и съезд закончил свою работу».

Из этой фразы можно сделать вывод, что «Ант эткенмен» именно с того дня стал национальным гимном.

Немного отступлю от хроники событий и приведу замечание Джафера Сейдамета, который пишет: «слово «Курултай» мы впервые прочли в журнале «Türk yurdu», напечатавшего отрывок из книги «Gök sancak», то есть «Голубое знамя». Таким образом, идея голубых знамен, развивающихся сегодня над Крымом, тоже почерпнута из этой книги».

Курултай открылся 9 декабря 1917 года (26 ноября по старому стилю) в Бахчисарае в „Бабу-Диван” („Высочайший салон”) при ханском дворце.

Курултай открыл Челебиджихан. Он, в частности, сказал: «Наша нация созывает Курултай не для закрепления своего господства. Наша цель трудиться рука об руку, голова к голове со всеми народами Крыма. Наша нация справедлива».

(Позволю себе привести здесь емкое определение понятия «нация»: Группа людей, хранящая общие воспоминания и мифы своих предков, связанная с исторической территорией через общие жертвы и страдания в прошлом и готовность перенести страдания опять, если нужно, но не распадаться на части).

После торжественной речи был избран рабочий президиум Курултая, в который вошли Н. Челебиджихан., Дж. Сейдамет, С. Д. Хаттат, Абляким Ильми, Заредин Эфенди, Гаспринская Шефика и Амет Озенбашлы. Секретарями президиума избрали Исмаила Леманова, Али Боданинского, Халиля Чапчакчи и Якуба Кемаля (2).

Курултай утвердил Конституцию, которая провозгласила создание Крымской Народной (Демократической) Республики. Статья 17 Конституции отменяла титулы и сословные звания, а 18-я - узаконивала равенство мужчины и женщины (5).

Курултай объявил себя национальным парламентом 1-го созыва.

Председателем парламента был избран Асан Сабри Айвазов. В Президиум национального татарского Парламента (Башкънлыкъ Диваны) вошли: Абляким Ильми, Джафер Аблаев, Али Боданинский, Сейтумер Таракчи. Последние двое были секретарями Парламента (1,4).

Парламент выбрал из своей среды Крымскую национальную Директорию, председателем которой был избран Номан Челебиджихан.

Челебиджихан составил свой кабинет и, передав его Парламенту, просил его доверия. Парламент большинством голосов выразил полное доверие. Директором юстиции был сам Номан Челебиджихан. Директором военных и внешних дел стал Джафер Сейдамет. Директором просвещения – Ибраим Озенбашлы. Директором вакуфов и финансов – Сеит-Джелиль Хаттат. Директором религиозных дел – Амед Шукри (1,4,5).

18 декабря Крымская национальная Директория объявила себя Крымским Национальным Правительством, выпустила воззвание, в котором, обращаясь ко всем национальностям Крыма, призвала их на совместную работу

Итак, в Крыму начали существовать Парламент (Курултай) – законодательный орган, и Правительство (Директория) – исполнительный орган.

Еще до начала Курултая в Крыму были открыты новые культурные учреждения.

16 ноября (3 ноября по старому стилю) торжественно открывается Национальный татарский музей в Ханском дворце в Бахчисарае, директором которого стал Усеин Боданинский. На открытии присутствовали, кроме бахчисарайцев, около 7 тысяч человек со всех уголков Крыма, а также украинский, латвийский и северо-кавказские делегаты и представители всех национальностей и различных обществ Крыма. На открытии музея примечательную речь произнес Челебиджихан.

Национальный музей стал не только национальным и религиозным, но и политическим центром.

Тогда же в Бахчисарае на базе Менглигиреевского „Зинджирли Медресе”, открыли Педагогический институт имени Исмаила Гаспринского (Дар-уль-Муаллимин) под руководством Якуба Кемаля, и Национальный художественный техникум (Унер Санаи), многолетним директором которого стал Абдурефи Абиев.

В Симферополе был открыт первый женский учительский институт (Дар-уль-Муаллимат), организатором которого был Али Боданинский.

Славный 1917 год был полон драматических событий.
Впереди был трагический 1918 год.

Краткий список использованной литературы:

1. Асан Сабри Айвазов. История национального движения в Крыму. «Восточный свет», № 3. 2005 г.

2. Cafer Seydahmet Kırımer. «Bazı hatıralar». - Emel. İstambul.1993.

3. Кащенко С. История Крыма. Часть I. РИЦ "Атлас", 31. 12. 1994 г.

4. Крымскотатарское национальное движение Том II. Документы. Материалы. Хроника. / Ред. М.Н.Губогло, С.М.Червонная. Серия: «Национальные движения в СССР», ЦИМО - М.1992.

5. Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. Без победителей. Из истории гражданской войны в Крыму. - Симферополь: Таврия, 1997.

6. Амет Озенбашлы. «Къырым фаджиасы». Симферополь.1997.

Примечания Майдана:

*Кантарная улица в Симферополе (в переводе с крымскотатарского "Весовая"), ныне улица Чехова, начинается непосредственно от территории существовавшего там базара (ныне парк имени Тренева).

** Временное Правительство в Петрограде (точнее, несколько сменявших друг друга камбинетов)не имело взвешенной внешней и внутренней политики. Большинство формирований и автономий признавались де-факто и задним числом, - как тогда говорили, "в явочном порядке". Признание Мусисполкома свершилось де-факто во время приезда военного министра Временного правительства А.Ф.Керенского в Севастополь 15(28) мая 1917 года, где его посетила депутация крымских татар во главе с Челебиевым. В июне 1917 года представители Мусисполкома отправились в Петроград, где крымских татар принимал глава Временного правительства князь Г.Е.Львов.

http://chatyr-dag.livejournal.com/6505.html


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".