МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Темплери, німці - колоністи в Палестині.

05/02/2008 | stefan
Темплеры
http://users.livejournal.com/yozhik_/64716.html

В планах рассказать о поселках, основанных в Палестине немецкой религиозной сектой темплеров. Рассказ о колонии в Иерусалиме уже почти готов, ещё один - о поселке на территории нынешнего Тель-Авива - в стадии сбора материала.
Однако перед тем, как начать рассказывать о местах проживания темплеров, мне хотелось бы сделать вводный, обобщающий экскурс в историю их движения. А вдруг кто-то не знает, кто это такие?

Темплеры (не путать с орденом тамплиеров, с которыми у них, кроме названия, нет ничего общего) представляли собой крайнее течение в популярном среди лютеран Германии XVIII-XIX веков движении пиетистов.

Пиетизм - мистическое движение в лютеранстве, основанное Филиппом Шпенером (ум. 1705). Отвергает как развлечения, так и церковную обрядность, превыше всего ставя религиозное чувство личного переживания Бога.
http://mb-soft.com/believe/trc/pietism.htm


Кристоф Хофман (Christof Hoffmann, 1815-1885), выросший в пиетистской семье, решил пойти дальше и начал призывать к созданию т.н. фолькготтес (Das Volk Gottes), "нации бога", которая перееедет жить на "землю бога" и будет там готовиться к приходу мессии. Понятно, что под этой землёй подразумевалась территория нынешнего Израиля. При этом за образец брались ранние христианские общины, возникшие среди евреев в первые века нашей эры.

Основатель движения темплеров Кристоф Хофман с женой и сыном.


В конце 30-х гг. XIX века Хофман основывает учебное заведение, а в 1845 году - газету, в которых распространяет своё учение. Идеи Хофмана были довольно популярны в земле Вюртенберг (административный центр - город Штутгарт), где он жил, и в 1848 г. его даже избрали в германский парламент, заседавший в то время во Франкфурте.
Но реальные очертания переезд в Палестину получил только после присоединения к движению в конце 40-х гг. Георга Давида Хардегга (Georg David Hаrdegg), потребовавшего от Хофмана перейти от слов к делу и взявшего организацию переезда в свои руки.
Уже в 1853 году прошло первое собрание последователей Хофмана и Хардегга, а годом позже была основана организация "Друзья Иерусалима".
Призывы к переселению на Святую землю вызвали недовольство официальной церкви, не без оснований усмотревшей в идеях Хофмана угрозу своей власти. Вообще, отъезд на жительство за рубеж в те годы в Германии воспринимался как предательство (жившие в СССР должны хорошо помнить, какая атмосфера этому сопутствовала), и Хофману пришлось весьма нелегко. Многие поспешили от него дистанцироваться, количество последователей резко сократилось - с примерно 10,000 до 3,000 человек.
Разрыв с церковью привёл к основанию в 1862 г. Der Deutsche Tempel - религиозной организации, независимой от официальной церкви. С тех пор темплеры представляют собой самостоятельное религиозное движение.
Tempel (англ. - Temple) означает храм, но в отличие от тамплиеров, название ордена которых происходит от этого же слова, здесь речь идёт не о восстановлении храма как такого, но о создании общества, ему достойного. Именно через образцовый образ жизни призывал Хофман подавать пример остальным - миссионерской деятельностью в общепринятом понимании темплеры не занимались.
Большинство темплеров были выходцами из южных земель Германии - Бадена, Вюртемберга и Баварии. Были и переселенцы с севера страны, а также из России и США.
В основном, это были деревенские жители - крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы, прошедшие строгий отбор перед поездкой: принимались в учёт здоровье кандидата, его профессия, а также обладание минимальной суммой денег на обустройство на новом месте.

Несмотря на финансовые и организационные трудности, в конце 1868 года переселенцы - их было порядка 20-30 человек - прибыли в Хайфу. В следующем году там была основана первая колония темплеров.
Тогда же, в 1869 году было основано поселение в Яффо,
в 1871 - Сарона (Sarona), ныне район Кирья в Тель-Авиве,
в 1873 - Рефаим в Иерусалиме.

В начале ХХ века пошла новая волна поселений, основанных вторым поколением темплеров, родившимися уже в Палестине:
в 1902 была основана Вильгельма (Wilhelma, ныне Бней Атарот), недалеко от Лода,
в 1903 - Валгалла (Walhalla), рядом с Яффо, ныне район улицы Эйлат в Тель-Авиве,
в 1906 - Бейт-Лехем (или Вифлеем, ныне Бейт-Лехем ха-Гелилит), на полпути между Хайфой и Назаретом,
в 1907 - Вальдхайм (Waldheim, ныне Алоней Аба), рядом с Бейт-Лехем ха-Гелилит.
Годы основания новых поселений в различных источниках приведены разные. По-видимому, есть путаница между годами основания поселений и их заселения.

Ещё одно поселение Нойхардтхоф (Neuhardthof) было возведено в начале ХХ века в районе арабской деревушки Тира (ныне Тират ха-Кармель) под Хайфой, но было оставлено практически сразу после заселения.
Во владении темплеров были также гостиницы в Назарете и Тверии, несколько семей осели в Рамле и Ашдоде.

Уже к 1875 году насчитывалось 750 переселенцев. К началу первой мировой войны численность поселений темплеров достигла 1,700 человек (для сравнения, численность еврейского населения Палестины в то время составляла 12,500 человек), и практически не изменялась до конца 30-х гг.

Хотя об этом в Израиле не очень любят вспоминать, вклад темплеров в развитие Палестины огромен. Именно примером темплеров были вдохновлены первые еврейские поселенцы, когда пытались поселиться на трудных для проживания землях: темплеры первыми доказали, что европейцы могут здесь жить.
Отношения между евреями и темплерами нельзя было назвать дружескими - хотя темплеры приветствовали поселенческую деятельность евреев, жили они очень обособленно и контактировали с чужаками только если этого требовал бизнес. Но несмотря на отсутствие тесных контактов, евреи очень многое почерпнули из опыта темплеров - в виде заимствования методов работы с землёй, в строительстве, даже в повседневной жизни.
Арабы же, находясь под впечатлением богатства (относительного, конечно) темплеров, считали, что те их эксплуатируют. К тому же арабское население использовалось темплерами как рабочая сила, что не способствовало улучшению отношений между ними.

Темплеры принципиально изменили методы ведения хозяйства, принятые до этого в Палестине. Особенно впечатляют нововведения в сельском хозяйстве и сельскохозяйственном машиностроении (да и какое вообще было машиностроение в этих краях): до их прихода местное население не имело представления об удобрениях, ирригации, насосах, трубах, паровых станциях, комбайнах и других достижениях техники, уже использовавшихся в Европе. Завод братьев Вагнеров (Wagner) по производству сельхозтехники в Валгалле к 1910 стал крупнейшим в Палестине - на нём работало более 100 человек.
Темплеры занимались животноводством, выводили новые породы коров путём скрещивания местных, привычных к жаркому и влажному климату, с более плодовитыми. Впервые была основана пивоварня, на промышленную основу поставлено виноделие.
Не менее значительны достижения темплеров в градостроительстве. Строительство они вели строго по заранее составленному плану - здесь жилые дома, здесь общественные, а здесь мастерские, и это выделяло немецкие поселения среди хаотичных восточных построек. Улицы в темплерских посёлках, если только тому не препятствовала уже сложившаяся застройка, пересекались друг с другом строго под прямым углом.
Для построек темплеров были характерны наклонные крыши, выложенные красной европейской плиткой - с годами они превратились в визитную карточку еврейских поселений (у арабов крыши, как правило, плоские).
Также по всему Израилю теперь растут эвкалипты, впервые посаженные в 1872 г. темплерами для осушения болотистых почв, и повсеместно использованные затем еврейскими поселенцами.
Темплеры также были среди тех, кто организовал первую транспортную компанию, наладившую в 1869 году регулярное сообщение между Яффой и Иерусалимом. Они же занимались импортом, сборкой и ремонтом повозок.

Темплер-извозчик.


Пик расцвета поселений темплеров пришёлся на начало первой мировой войны. После прихода англичан граждане Германии, проживавшие в Палестине, были интернированы и сосланы в город Хелуан в Египте, где пробыли около двух лет, с 1918 по 1920 гг.
Англичане, однако, были наслышаны о трудолюбии темплеров и когда после получения мандата на управления Палестиной перед ними встал вопрос об её экономическом развитии, темплеров было решено вернуть домой.
Египетская ссылка не оказалось последней. В 1933 г. после прихода к власти в Германии национал-социалистов под руководством Гитлера, появились его последователи и среди темплеров. Хотя старшее поколение, в своё время покинувшее Германию, всегда относилось к происходящему на родине с недоверием, молодёжь оказалась более восприимчивой к идеям национал-социализма. В Палестине действовало несколько филиалов
нацистской партии: фотографию здания в Яффо, в котором размещалось одно из них, с флагом со свастикой можно увидеть в музее Яд ва-Шем.
Сразу после объявления Англией войны Германии в 1939 году, немецкое население Палестины, за исключением мужчин призывного возраста, было сослано в лагеря, образованные в Сароне, Вильгельме, Бетлехеме и Вальдхайме. Мужчины же были размещены в лагере военнопленных в Акко.
С продвижением войск немецкого генерала Роммеля к границам Палестины часть темплеров, в основном, молодые семьи, была выслана в Австралию, в город Татура.
После ужасов войны жить в соседстве с евреями уже не представлялось возможным - еврейское население Палестины требовало выселения немцев.
В 1946 году был убит мэр Сароны, в 1948 году нападению подвергся поселок Вальдхайм - и темплеры вынуждены были бежать на Кипр. Через некоторое время им было разрешено переселиться в Австралию, к тем, кто обосновался там раньше.
В Иерусалиме темплеры оставались до 1950 г.
В настоящее время в Австралии - в основном, в районе Мельбурна - проживает большая часть темплеров. Там они получили возможность сохранить привычный образ жизни, хотя, конечно, с мыслью о построении образцового общества на Святой земле им пришлось распрощаться.
Подробнее об их повседневной жизни можно узнать на сайте http://www.templers.org/ (английский)

Группа темплеров вернулась в Германию, в Штутгарт, во время войны в рамках обмена еврейских заключенных в концлагерях на граждан Германии, находившихся в руках войск союзников. В 1949-1950 гг. к ним добавилась небольшая группа беженцев из Иерусалима.
Их сайт - http://www.tempelgesellschaft.de/ (немецкий)

В 1952 году, в ходе встречи между премьер-министром Израиля Бен-Гурионом и канцлером Германии Аденауэром было достигнуто решение о компенсации гражданам Германии, имущество которых было экспроприировано Израилем. Львиная доля этих выплат досталась темплерам.

Для желающих подробнее ознакомиться с историей движения темплеров рекомендую статьи и книги недавно скончавшегося профессора хайфского университета Алекса Кармеля, признанного авторитета в этой области.
Биография А.Кармеля и список литературы.

Также представляет интерес книга Цви Бен-Арци "Из Германии на Святую землю" ("מגרמניה לארץ הקודש"). Несмотря на то, что она затрагивает только начальный период поселенческого движения, очень интересно было узнать о том, как выбирались места проживания, как велось строительство.
Фундаментальный труд "Uns rief das Heilige Land" или его английский перевод "The Holy Land Called" можно заказать по адресу tsa@datafast.net.au за 60 австралийских долларов (около 42 US$), включая пересылку морем. Немецкий вариант книги можно найти также в онлайн-магазинах.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".