МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

20 наиболее влиятельных крымских татар

09/25/2009 | Avdet
20 НАИБОЛЕЕ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ КРЫМСКИХ ТАТАР

[Автор проекта: Алим АЛИЕВ]
В третий раз «Авдет» выносит на суд читателей ежегодный рейтинг наиболее влиятельных крымских татар. Влиятельных, в первую очередь, в крымскотатарской среде, хотя некоторые из участников рейтинга оказались в нем благодаря влиянию не только, а может даже не столько среди крымских татар.
По сравнению с прошлогодним рейтингом, в этом списке появилось лишь три новых лица. Но наряду с характеристиками экспертов, мы решили поместить отзывы об участниках рейтинга, написанные для этого выпуска газеты другими авторитетными личностями. Возможно, в этом рейтинге чересчур много комплиментарных ремарок в адрес людей, попавших в двадцатку, но характеристики им давали профессионалы в своей области, люди, стоявшие у истоков независимости Украины, боровшиеся за становление свободной журналистики, возрождавшие крымскотатарскую культуру, делавшие и продолжающие делать все, чтобы сохранить мир на крымской земле. А по совместительству эти люди – друзья, хорошие приятели и коллеги.
Процесс опроса экспертов, анализа полученных данных и подготовки отзывов о представителях топ-двадцатки длился несколько месяцев. Мы не ограничивали понятие «влиятельность» для наших экспертов жесткими рамками, и поэтому в каждом конкретном случае оно обуславливается различными компонентами: влияние на политические процессы, протекающие в Крыму и в Украине, известность среди людей или упоминаемость в СМИ, бизнес-влияние, влияние на общественное мнение, родственные связи и т.д. Просим не искать жесткой логики в выстраивании рейтинга, ведь влияние нельзя подсчитать, как, скажем, размер кошелька.
Рейтинг претендует на политологическое исследование. Автор рейтинга выражает благодарность всем экспертам, принявшим участие в опросе, а также художнику Энверу Иззетову, дизайнеру Алие Халиловой и Лейле Эмир-Асан.

В экспертную группу вошли крымскотатарские политологи и представители медиа:
1. Акадыров Заир – корреспондент изданий "События", "Коммерсантъ-Украина".
2. Аметов Мустафа – журналист.
3. Джелялов Нариман – политолог.
4. Кишвеев Сеитислям – руководитель крымскотатарской редакции ГТРК "Крым".
5. Куртсеитов Рефик – кандидат социологических наук, декан историко-филологического факультета КИПУ.
6. Мамутов Бекир – главный редактор газеты "Къырым".
7. Муратова Эльмира – кандидат политических наук, доцент кафедры политологии ТНУ им. В.И. Вернадского.
8. Муслимова Лиля – пресс-секретарь Меджлиса крымскотатарского народа.
9. Пашаев Осман – корреспондент телеканала «СТБ».
10.Усеинова Гульнара – журналист газеты «Голос Крыма»
11.Феми Наджие – журналист, редактор радио "Мейдан".
12.Юксель Гаяна – главный редактор информационного агентства "QHA".
13.Халилов Рустем – редактор политического ток-шоу «Бумеранг», журналист газеты «Комментарии»

Мы отметили, как изменились результаты опроса по сравнению с прошлогодним рейтингом:
( = ) - остался на такой же позиции
( + ) - поднялся в рейтинге
( - ) - опустился в рейтинге
(!) - новая фигура в рейтинге
______________________________________________________________________
1. (=) МУСТАФА ДЖЕМИЛЕВ, народный депутат Украины, председатель Меджлиса крымскотатарского народа.
Глава представительного органа крымских татар Мустафа Джемилев продолжает оказывать наибольшее влияние, как на соотечественников, так и на многие процессы, связанные с крымскими татарами. С одной стороны, как неординарная личность, ветеран национального движения, известный правозащитник и признанный во всем мире лидер крымскотатарской нации. С другой стороны, через систему национального самоуправления крымскотатарского народа. Его авторитет, несмотря на постоянную критику со стороны его оппонентов, непоколебим.
Поручив реализацию практических задач другим, Джемилев оставил за собой широкие представительские функции: встречи с послами, VIP персонами, выступления от имени крымских татар на международном уровне, хотя ни одно важное решение не принимается без его участия.

Левко Лукьяненко, Герой Украины, народный депутат Украины, известный диссидент и правозащитник:
«Мустафа Джемилев – славный сын крымскотатарского народа. Приверженцев идей борьбы за свободу человека и нации коммунистическая империя считала врагами и жестоко карала. Власть судила его несколько раз и 15 лет пыталась голодом и холодом сломить, заставить его покаяться и отказаться от борьбы, однако этот скромный в быту и товарищеский в кругу политзаключенных мужчина проявил железную волю в отстаивании идеалов свободы.
После начала горбачевской перестройки и освобождения политзаключенных я встретился с Джемилевым в Крыму, и мы долго говорили с ним о способах борьбы против коммунистического своеволия. После развала СССР мы работали в одном направлении – прилагали усилия к быстрому демонтажу диктаторской коммунистической системы. Мустафа Джемилев и я чувствовали себя союзниками и тогда, когда долгие годы сидели в концлагерях, и тогда, когда вышли на волю, и когда работали как посланцы от избирателей своих наций в Украинском парламенте. Нас всегда сближала преданность идеалам свободы, а также одинаковое понимание угрозы нашим народам со стороны московских шовинистов, которые в нашей политической деятельности видели наибольшую препону своим имперским устремлениям.
В прошлом наш идеал свободы победил имперский идеал колониального рабства. Я уверен, что и в будущем наша совместная деятельность будет побеждать».

2. (=) РЕФАТ ЧУБАРОВ, первый заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа, президент Всемирного конгресса крымских татар
Рефата Чубарова можно было по праву назвать главным рупором не только Меджлиса, но и всего крымскотатарского народа еще до того как он возглавил Всемирный конгресс крымских татар. После избрания на пост президента ВККТ перед Рефатом Чубаровым встала колоссальная задача вдохнуть жизнь в эту структуру, не дав ей остаться проектом на бумаге. Правая рука Мустафы Джемилева продолжает активно участвовать в максимально возможном количестве событий, связанных с жизнью крымских татар в автономии: начиная от острых ситуаций вокруг полян протеста, заканчивая проведением выставок, презентаций и молодежных мероприятий. Кроме того, он непосредственно руководит процессом избрания местных меджлисов, стремясь реализовать задачу сохранения их как действенных инструментов национальной политики.

Олесь Доний, народный депутат Украины:
«Мое отношение к Рефату Чубарову, как к человеку, как к политику, как к яркому руководителю крымскотатарского национального движения намного глубже, чем к остальным политикам. Они с Мустафой Джемилевым – первые лица крымскотатарского движения, и здесь мы можем говорить об огромных достижениях всего крымскотатарского населения, с которыми ассоциируются эти два руководителя, удачно и умело отстаивающие интересы крымскотатарского народа. Они аккумулируют энергетику народа в русло очень настойчивой работы, толерантно относятся к другим этническим группам на территории Украины, что привело к необыкновенным успехам в отстаивании национальных интересов, консолидированию народа по возвращению на полуостров. И если у крымскотатарского народа были бы иные лидеры, то этот процесс мог бы быть не настолько качественен и относительно быстр. У этих деятелей объединены настойчивость в отстаивании национальных интересов с высоким уровнем культуры, взаимопонимания и осознания общеукраинских интересов. С такими людьми повезло не только крымскотатарскому народу, но и всей Украине» .

3. (=) РЕМЗИ ИЛЬЯСОВ, заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа, глава Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по межнациональным отношениям.
Одно из достоинств Ремзи Ильясова – постоянная работа над собой, что позволяет ему не теряться среди других и соответствовать занимаемому месту в крымскотатарской политике. Теперь он постоянный участник телепрограмм и все чаще появляется на газетных полосах, озвучивая и отстаивая позицию Миллий Меджлиса, не только на заседаниях президиума ВС АРК, но и в информационном пространстве. Ильясов – профессиональный чиновник с национально-патриотическим окрасом, который владеет необходимым арсеналом технологий для продвижения необходимых решений в государственных структурах. При этом он прагматик и не славиться громкими заявлениями, предпочитая трезво подходить к достижению поставленной цели. Такие качества заместителя председателя Меджлиса позволили ему сплотить вокруг значительное количество крымскотатарских активистов и амбициозных предпринимателей.

Ибраим Мамутов заместитель постоянного Представителя Президента Украины в АРК:
«К основным достоинствам Ремзи Ильясовым можно отнести следующие. Первое и главное – патриотизм и преданность традициям, идеалам своего народа. Не менее важная черта Ремзи – это самоорганизованность, целеустремленность, высокая работоспособность и ответственность, ведь практически любое начатое дело он стремится довести до логического завершения. Отличает этого человека профессионализм, большой опыт организатора и управленца и, конечно же, в большинстве ситуаций, какими бы сложными они ни были, это позволяет ему найти наиболее верное решение. Ремзи не «показушно», а очень внимательно относится к пожилым людям, к проблемам и обращениям людей. Подчеркну, что человек становится влиятельным тогда, когда он может своей деятельностью заслужить авторитет в обществе. Те качества, которые я перечислил, позволили Ремзи заслужить этот авторитет».

4. (+1) АЗИЗ АБДУЛЛАЕВ, заместитель председателя Совета министров АРК.
Самый влиятельный крымский татарин в правительстве автономии, Азиз Абдуллаев, крепкий хозяйственник, чиновник с большим опытом и связями. Если раньше Абдуллаев несколько отстраненно относился к крымскотатарскому спектру вопросов, больше позиционируя себя как общекрымского политика и руководителя, однако по последним выступлениям, публикациям в национальных СМИ можно видеть, что Азиз Абдуллаев стал плотнее работать в крымскотатарском политическом поле. Он имеет значительную поддержку на Курултае, прежде всего из-за отсутствия у него явного стремления навязать свою точку зрения, а также благодаря не дюжим ораторским способностям располагать к себе аудиторию. Однако, он не так прост, иначе ему не довелось бы занять столь высокий пост.

Леонид Пилунский, депутат Верховной Рады АРК:
«Азиз Абдуллаев – чиновник новой формации. А это новая плеяда чиновников, мыслящая по-другому и знающая специфику региона. Азиз Рефатович причастен к национальной технической элите, которая может работать на любой должности. Его влиятельность заключается в том, что он может решить огромное количество вопросов, связанные с депортированными народами, и он это делает. Также ту помощь, которая выделяется государством на обустройство крымских татар без участия крымских татар, без участия квалифицированных кадров проконтролировать было бы просто невозможно. У Азиза Абдуллаева стоит выделить такое качество, как умение учиться. Удивительно, что человек не молодой, но он смог научиться работать, говорить, очень жестко формулировать многие вещи и это делает его чиновником в самом лучшем смысле этого слова».

5. (-1) ЭМИРАЛИ АБЛАЕВ, Муфтий мусульман Крыма.
Летом прошлого года аджи Эмирали Аблаев был в третий раз избран муфтием мусульман Крыма, что говорит о значительной поддержке среди делегатов Курултая мусульман Крыма, а также со стороны Меджлиса крымскотатарского народа. Определяющая роль Эмирали Аблаева в событиях вокруг выделения земельного участка под строительство Соборной мечети, отстаивание интересов крымских мусульман в отношениях с главой хабашистской религиозной организации «Духовного управления мусульман Украины», так называемым, шейхом Тамимом, а также противодействие распространению среди крымских татар нетрадиционных течений в исламе обуславливают авторитет муфтия, выполняющего возложенные на него задачи.

Климент, Епископ Симферопольский и Крымский.
«Считаю, что Крымскотатарскому народу очень повезло иметь такого высокодуховного лидера. С муфтием мусульман Крыма Хаджи Эмирали знаком не один год. За все время знакомства у нас сложились дружеские отношения и взаимопонимание по многим вопросам непростых Крымских межконфессиональных отношений. Некоторым бы очень хотелось, чтоб мнимая тема "конфликта" между мусульманами и православными, как можно чаще пестрела на страницах газет. Однако такой возможности мы не даем, думая, прежде всего о мире и любви к ближнему, что есть основою всякой религии. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день, как у православных, так и у мусульман одинаковые. Бездуховность в обществе, разделение верующих, различные антицерковные течения, отсутствие поддержки со стороны власти и отказ власти выполнять Законы Украины - это малые трудности которые приходится преодолевать каждый день».

6. (+1) ФЕВЗИ ЯКУБОВ, ректор Крымского инженерно-педагогического университета.
Ректор ВУЗа, который, возможно, однажды будет носить его имя. КИПУ является наибольшим центром сосредоточения интеллектуальных сил крымскотатарского народа, в силу отсутствия аналогичных проектов. Будучи главой данного учебного заведения, он оказывает влияние на формирование будущей национальной элиты, не только благодаря занимаемой должности, но и активной общественной деятельности.

Анатолий Бабанин, ректор Крымского Государственного Медицинского Университета им. С. И. Георгиевского
«Для ректора мало быть педагогом, профессионалом, хотя это, само по себе, очень важно и бесценно. Февзи Якубович показал нам всем, что ректор должен быть еще очень яркой, оригинальной личностью. Когда все, что он ни говорит, с позиции мудрости и интеллекта этого человека становится новым, свежим и как будто бы только что рожденным. Конечно же, он замечательный профессионал. Приехав в Крым и с нуля создать такой университет, соединив, казалось бы, несоединяемые инженерные и гуманитарные дисциплины. Немногие сумели бы так поступить, и это решение оправдало себя. В этом университете фактически каждый человек может определить свою судьбу и найти себя. Все, что он делает, одухотворено обаянием этого человека и оно нестандартно, необычно, неказенно. Мероприятия, проводимые в КИПУ, одухотворены его личным участием и все работают на авторитет не только нашего образования, но и нашего полуострова. Для крымскотатарского народа он великолепный образец способности к общению и объединению».

7. (+1) ЛИЛЯ БУДЖУРОВА, главный редактор газеты «1 Крымская», корреспондент агентства «FrancePress», редактор ГТРК «Крым»:
Ставшая популярной среди крымских татар благодаря патриотической поэзии, сегодня Буджурова отказалась от активного участия в общественно-политической деятельности крымскотатарского народа. Тем не менее, она известна своим неутихающим журналистским интересом к проблемам соотечественников. Лиля Буджурова возглавляет один из самых читаемых еженедельников полуострова, а телевизионные проекты воспринимаются зрителями как достаточно объективными. Поэтому ее экспертное и журналистское мнение является весомым.

Евгений Глибовицкий, руководитель экспертной компании рro.mova, соучредитель концепции 5 канала:
«У меня три коротких штриха о Лиле Буджурове. Штрих первый: преданность миссии своей профессии. Она была журналистом - и хорошим журналистом - тогда, когда это было страшно и за это убивали. Она осталась журналистом - и хорошим журналистом - тогда, когда это всем безразлично. Однажды ее профессиональный стандарт и амплитуда общества наконец пересекутся и тогда Лиля Буджурова получит ту высокую оценку, которую заслуживает. Второй штрих: преданность своему народу. В свое время Александр Кривенко иронизировал, что "Бог наказал родиться украинцем в Украине". Это еще больше касалось крымских татар. И еще сложнее сохранить свою идентичность и свою особенность, не соглашаясь с политическим мейнстримом своих соотечественников. И третий штрих: достоинство. Лиля Буджурова осталась человеком, который уважает, и которого уважают. Потому что она - своей ежедневной работой - несла одновременно несколько флагов: флаг журналиста, флаг крымского татарина, флаг порядочного человека».

8. (-2) ИЛЬМИ УМЕРОВ, глава Бахчисарайской райгосадминистрации.
Ильми Умеров – активист национального движения со стажем. В бытность председателя регионального меджлиса он сформировал сплоченную команду, с которой он продолжает сотрудничать и на посту главы РГА. Тандем регионального меджлиса и районной власти позволяет позитивно решать многие вопросы, связанные с крымскими татарами. «Бахчисарайцы» занимают одну из самых активных позиций в национальной политике. Также благодаря его политическому опыту, в регионе за последний год отсутствовали серьезные противостояния на межэтнической почве.

Владимир Притула, журналист радио «Свобода», глава Комитета по мониторингу свободы прессы в Крыму:
«Ильми Умеров – человек, который сделал себя сам, но используя глубокий потенциал крымскотатарского народа.
Я считаю, что влиятельность Ильми Умерова зиждется на его стремлении доказать, что крымские татары, которых советская власть допускала лишь, за редким исключением, максимум до должностей директоров строительных трестов, в состоянии занимать самые высокие государственные должности. Сколько было насмешек, когда молодой активист национального движения, бывший врач, стал вице-премьером правительства автономии. Но через несколько лет он стал руководителем постоянной комиссии парламента Крыма, заместителем главы райгосадминистрации, вице-спикером ВР АРК, и, наконец, главой исполнительной власти одного из самых больших и сложных районов Крыма. И везде он справлялся. Как и справлялся до этого со всеми поручениями Меджлиса. И все же при всем «радикальном» имидже политика, он, на самом деле прагматик, сумел найти общий язык и с бахчисарайскими «регионалами», и с представителями различных этнических, политических и деловых групп района. В то же время, Ильми Умеров – национальный политик, европейски ориентирован, и не забывает, с какой стороны света и какого цвета приходили к крымским татарам беды. Ильми Умеров гармонично соединяет качества профессионала-управленца, крымскотатарского традиционалиста и украинского патриота – редкий случай не только для Крыма».

9. (+3) СЕРВЕР САЛИЕВ, председатель Комитета по делам национальностей и депортированных граждан АРК.
Сервер Салиев занимает должность председателя рескомнаца с 2002 года. За это время он смог проработать с четырьмя премьерами автономии. Имеет широкий круг контактов в чиновничьей среде. Формально влияет на распределение финансовых средств, выделяемых на обустройство крымскотатарского народа посредством реализации Программы обустройства депортированных граждан.
Али Хамзин, Руководитель отдела внешних связей Меджлиса крымскотатарского народа:
«Сервер Салиев, возглавляющий Республиканский комитет по делам национальностей и депортированных граждан АРК, порой подвергавшийся жёсткой критике в ходе его деятельности на этом посту, по моему мнению, всё же является одним из самых удачных профессионалов крымских татар на этой должности. Это стало возможным благодаря его личным качествам как человека и в наибольшей степени той большой практической деятельности и опыту, который он получил, работая в этой сфере ещё в советский период.
Нынешний период в истории нашего народа и его национального движения - это длительный этап возвращения и становления - будет всегда занимать важное место в научных исследованиях. И в этом процессе, на общем фоне деятельности всей нашей системы национального самоуправления Курултай-Меджлис деятельность и вклад Рескомнаца АРК является значимым. Можно с уверенностью сказать один из самых стабильных периодов работы этого управления связано с именем нынешнего его руководителя Сервера Салиева».

10. (+3) ШЕВКЕТ КАЙБУЛЛАЕВ, депутат Верховной Рады АРК, руководитель управления информационной политики Меджлиса.
Шевкет Кайбуллаев предпочитает громким выступлениям с трибуны или по телевидению, непосредственную организационную работу. Поэтому его влияние обусловлено не количеством упоминаемости в масс-медиа, а личными контактами. К его мнению прислушиваются многие крымскотатарские активисты национального движения и чиновники. Кроме того, он определяет концепцию печатного органа Меджлиса газеты «Авдет».

Сулейман Джемилев, заслуженный врач АРК, врач-отоларинголог:
«Кайбуллаев Шевкет является членом Меджлиса с самого начала возобновления его деятельности после депортации.
Шевкет относится к категории людей, которые делают своё дело без лишнего шума, ажиотажа, добиваясь поставленной цели. Умён и расчётлив. По-моему, неплохой стратег. Ровный в отношениях с коллегами. Обладает чувством политического самосохранения. Будучи историком занимается изучением истории крымских татар и публикацией этих материалов в журнале " Qasevet " и газете " Авдет"».

11. (=) НАДИР БЕКИРОВ, юрист, президент Фонда исследования и поддержки коренных народов Крыма.
Влиятельность Надира Бекирова - это результат былой деятельности в структурах Меджлиса, а также позиционирования крымских татар на международных политических и правовых мероприятиях. Тем не менее, на сегодняшний день главным обстоятельством, позволяющим говорить о влиянии Бекирова на крымских татар, является его критика Меджлиса и лично его первых двух лиц. Нынешнее молчание Надира Бекирова, возможно, с лихвой компенсируется на предстоящих выборах.

Ольга Власенко, начальник Главного управления по делам национальностей и религий Киевской городской государственной администрации:
«В своей деятельности Надир Бекиров в разных его ипостасях от руководителя политико-правового управления Меджлиса крымскотатарского народа, депутата крымского парламента, руководителя Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма, и в конце концов просто юриста - разный, но всегда жесткий в суждениях, всегда с резкими заявлениями, кого бы это ни касалось, Президента ли, государства ли, Меджлиса ли, отдельных ли политиков. Его деятельность никогда не воспринималась однозначно, ни среди его коллег, ни среди противников. Даже на его оппозиционность к Меджлису есть разные точки зрения. Но всегда Надир Бекиров отстаивает интересы крымскотатарского народа как в Украине, так и за ее пределами, по крайней мере, так это воспринимается со стороны».

12. (-2) ЭНВЕР АБДУРАИМОВ, глава фирмы «Элим»
Энвер Абдураимов входит в число самых богатых крымских татар. Учредитель ряда компаний, среди которых завод по производству металлопластиковых изделий и рекламное агентство. Известный бизнесмен в прошлом осуществляет серьезную попытку реализовать себя в национальной политике – он делегат V курултая.

Борис Левин, заслуженный журналист АРК, академик Международной академии телевидения и радио:
«Нас с Энвером связывает уже не менее чем десятилетняя дружба, и он стал моим большим и проверенным в радостях и горестях другом. Человек высокой интеллигентности и высокий профессионал в любом деле, за которое он берется. Его окружают достойные люди, которые делают все для того, чтобы Крым жил лучше и чтоб отдельно взятый крымчанин чувствовал себя на этой земле намного солидней».

13. (!) АЙШЕ СЕИТМУРАТОВА, журналистка, видный деятель национального движения
Айше Сеитмуратова, член Координационного совета Всемирного конгресса крымских татар, заслужила высокое уважение активным участием в крымскотатарском национальном движении. Основа ее влияния базируется на моральном авторитете среди соотечественников и известности в различных международных организациях.

Микола Вересень, журналист:
«Такие люди появляются очень редко, но всегда очень вовремя. Когда нации становится невмоготу, когда кажется, что язык нации, культура нации, территория нации растворится без остатков в других языках и народах, появляются такие люди. Французы считают, что у них именно так появилась Жанна Д’Арк. Русские, что так же внезапно и как бы ниоткуда появились Минин и Пожарский. Историки других народов назовут вам другие имена. Но все равно их немного. Я очень поверхностно знаю историю крымскотатарского народа, но мне кажется, XX и XXI столетия дали этому народу такого человека — это Айше Сеитмуратова. Вот ее очень короткая биография: рождение, депортация, ссылки, учеба, борьба, аресты, тюрьмы, борьба, эмиграция, репатриация. Среди друзей — академик Сахаров, генерал Григоренко. Она всегда говорит: «Я просто дала слово нашим старикам». Она, теперь уже сама немолодая женщина, дала слово, что крымские татары вернутся на свою землю и что крымские татары будут счастливы в справедливом мире. Первую часть обещания она уже выполнила. Вторую пока нет. Но справедливости ради следует подчеркнуть, что вторая часть зависит не только от нее».

14. (!) ЛЕНУР СЕТТАРОВ, директор ОАО «Современник», депутат горсовета г.Симферополя
О том, как развивается бизнес одного из самых богатых крымских татар Ленура Сеттарова, известно немного. Как, в общем, и у всех бизнесменов в политике, влияние Ленура Сеттарова на какие-либо процессы обуславливается его финансовыми возможностями. А также родственными связями: его брат Рает возглавляет одно из крымских министерств. В каких-либо серьезных действиях на поприще национальной политике замечен не был, однако он является депутатом Симферопольского горсовета от фракции «Курултай-Рух».

Александр Терещенко, директор компании «АТАН-Крым»:
«Ленур Сеттаров влиятелен тем, что он умеет работать в течении многих лет, высокоэффективно в высоким коэффициентом полезного действия, настроен на результат, уважаем и авторитетен в среде коллег. Ленур знает, что делает, поэтому он успешен и востребован. Хочу ему пожелать дальнейшего процветания, пусть в его жизни складывается все хорошо, как в бизнесе, пользоваться всегда таким же уважением, которыми пользуется и сегодня».

15. (=) ЭНВЕР ИЗМАЙЛОВ, гитарист-виртуоз, народный артист Украины
Талантливый музыкант-виртуоз Энвер Измайлов - один из тех немногих представителей крымскотатарской культуры, которому удается не просто «вариться в собственном культурном соку», а доносить элементы крымскотатарской культуры, в частности, музыки, представителям других народов. Его игра на гитаре – влиятельнее речи многих политиков, однако и политики обращают на него внимание: в августе этого года президент Виктор Ющенко присвоил Энверу Измайлову звание народного артиста Украины.

Юнус Эннанов, главный дирижер Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра:
«Безусловно, это талантливый и очень одаренный музыкант. Энвер вечно молодой на сцене, он очень тепло располагает к себе публику, создает уютную атмосферу в зале. Его влияние ощущается и на музыкантах, ведь у него есть последователи по стилю игры, по интерпретации, по приемам его игры. Энвер – человек очень открытой души, и, невзирая на свой статус, он очень прост в общении».

16. (+1) САФУРЕ КАДЖАМЕТОВА, глава ассоциации крымскотатарских работников образования «Маарифчи»
Сафуре Каджаметова – энергичный человек, обладающий инициативой и способностью убеждать. Она является одной из участников мероприятий по сохранению и развитию родного языка, так как главным полем деятельности считает сферу образования на родном языке. Осуществляет наибольшее влияние на крымскотатарских преподавателей.

Сейран Усеинов, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра крымскотатарского языка и литературы при КИПУ:
«Сафуре я знаю с 1989 года. Она одержима идеей восстановления системы национального образования крымскотатарского народа, 14 лет возглавляет ассоциацию «Маарифчи» и немало сделала за этот период. Высокопрофессиональный педагог и известный общественный деятель. Обладает организаторскими способностями, высокой внутренней культурой и интеллектом, который успешно проявляется в ее делах. Почему она влиятельна в крымскотатарской среде? Прежде всего, благодаря своей неиссякаемой и плодотворной деятельностью в интересах своего народа».

17. (-3) ЭЛЬДАР СЕИТБЕКИРОВ, главный редактор еженедельника «Голос Крыма»
Влияние Эльдара Сеитбекирова на крымских татар сегодня определяется содержанием газеты «Голос Крыма», главным редактором которой он является. Это, прежде всего, информационная площадка, для тех, кто позиционирует себя как оппозиция Меджлису, а также дискуссии, имеющие неоднозначную реакцию в крымскотатарском сообществе.

Шевкет Ганиев, журналист ГТРК «Крым»:
«Газета «Голос Крыма» доступна всем политическим силам в равной степени. Я, как и некоторые журналисты ни раз был свидетелем, как одна политическая группа хотела «подмять» под себя газету, но твёрдая позиция главреда, на мой взгляд, защитила её от этого. Кто-то может Эльдара Сеитбекирова считать оппозиционером. Но в народе он никогда не будет восприниматься таковым, как и его газета. Не говоря о журналистах, которые видят газету вполне объективной и демократической».

18. (!) САДЫК ТАБАХ, учредитель фирмы «Winta»
Предприниматель с амбициями политика. Владея бизнесом, связанный с оконными технологиями, Табах еще преуспел и на политическом поприще, ныне он делегат V Курултая, член Меджлиса крымскотатарского народа, а также депутат Симферопольского горсовета, поддерживает связи с представителями украинского бизнеса.

Таир Мусаев, заместитель министра здравоохранения АРК:
«Садых Табах - это человек, который соединяет в себе качества лидера и человечность. Прагматик, в тоже время милосерден и справедлив. Я считаю, что это один из тех людей, который может взять на себя ответственность и повести команду».

19. (-10) АХТЕМ ЧИЙГОЗ, заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа
Несмотря на то, что в последние месяцы Ахтем Чийгоз «пропал» с экранов и со страниц газет, продолжает влиять на ситуацию в ряде региональных меджлисов. Конфликт-менеджер, способный разрешать острые проблемы. Человек, имеющий собственную позицию и умеющий её отстаивать.

Александр Таряник, Председатель Бахчисарайского райсовета:
«Я считаю, что Ахтем имеет взвешенный характер, он всегда держит данное слово, не спешит делать различного рода обещания, но всегда старается сделать так, чтобы решались вопросы крымских татар ненасильственными методами. Считаю его одним из немногих, с которыми можно иметь дело и решать вопросы».

20. (!) ЛЕНУР ЮНУСОВ, заместитель главного редактора газеты «События»
После любого значимого события в среде крымских татар выходит статья Л. Юнусова. Его статьи о Крыме и крымских татарах, написанные под псевдонимом, были отмечены руководством АРК, а также пользуются популярностью в украинских медиа, что говорит о взвешенной и объективной позиции автора. Под его оперативным управлением выходит одна из самых "газетных" газет в Крыму, а фамилия Юнусова известна в украинских журналистских кругах.

Вадим Денисенко, главный редактор газеты «Комментарии», ведущий политического ток-шоу «Бумеранг»:
«Ленур - лучший крымскотатарский журналист в Крыму, и он один из пяти-шести самых влиятельных журналистов полуострова. Влиятельность в журналистике определяется по количеству то ли новостей, то ли аналитических материалов. У Ленура сочетаются эти вещи: он умеет находить новые интересные факты и отлично анализировать новости – такое редко встречается среди журналистов».

Відповіді

  • 2009.09.27 | дока

    Самый влиятельный гинеколог? :)

    ИЛЬМИ УМЕРОВ - политический выкидыш...
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2009.09.27 | Hattab

      Re: Самый влиятельный гинеколог? :)

      Национал-предатель, государственный вандал устроивший пляски на костях наших правителей. Да многие из списка причастны к этому преступлению только делают вид, что не знали. Желали отвести от себя гнев народа событиями в Журавках. Уже готовы сдавать свой народ на растерзание гяурам.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2009.09.27 | Къырым татары

        Re: Самый влиятельный гинеколог? :)

        И сюда ты залез, арам ауз хаттаб! Джойтл!
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2009.09.27 | Alim

          Hizbiler er forumğa soqulalar

          Hizbiler er forumğa soqulalar. Propagandalarını yapmağa tırışalar.
          Coyulınız endi. Bezdirdiniz.
      • 2009.09.27 | Alim

        Re: Самый влиятельный гинеколог? :)

        Hattab пише:
        > Национал-предатель, государственный вандал устроивший пляски на костях наших правителей. Да многие из списка причастны к этому преступлению только делают вид, что не знали. Желали отвести от себя гнев народа событиями в Журавках. Уже готовы сдавать свой народ на растерзание гяурам.


        Кто-то на костях правителей пляски устраивает, а кто-то против современных правителей работает. Разве Хизбы не раздор вносят? И не надо пояснять тут причины их такой деятельности. Я результаты вижу.
      • 2009.09.30 | мызмыз

        Re: Самый влиятельный гинеколог? :)

        Hattab пише:
        > Национал-предатель... Желали отвести от себя гнев народа событиями в Журавках.
        Если чо, национал-предатели - это те, которые Сеит-Эли Журавками называют...
  • 2009.09.27 | Alim

    Re: 20 наиболее влиятельных крымских татар

    Вопрос "Авдету":

    Не много ли журналистов в списке? Разве мы нация журналистов? )
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2009.09.27 | мусафир

      журналисты

      вроде как четвертая власть говорят?
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2009.09.29 | Дихлофос

        Re: журналисты

        Мы не нация журналистов-даешь во влиятельные люди хоть одного маршрутчика....
    • 2009.10.02 | Hattab

      Re: 20 наиболее влиятельных крымских татар

      Нация музыкантов
  • 2009.09.30 | Абдулла

    Re: 20 наиболее влиятельных крымских татар

    > 5. (-1) ЭШЕК-АЛИ АБЛАЕВ, Муфтий мусульман Крыма.
    ...Определяющая роль Эмирали Аблаева в событиях вокруг выделения земельного участка под строительство Соборной мечети, отстаивание интересов крымских мусульман в отношениях с главой хабашистской религиозной организации «Духовного управления мусульман Украины», так называемым, шейхом Тамимом, а также противодействие распространению среди крымских татар нетрадиционных течений в исламе обуславливают авторитет муфтия, выполняющего возложенные на него задачи.

    Обратите внимание на те характеристики, которые дают муфтию, противостояние с хабашами, противодействие нетрадиционным течениям, одно противостояние, нет никакого позитива. Этот человек поставлен на эту должность только для того, чтобы сеят раздор.
    Вот его вранье по Журавкам уже всплыло, теперь даже голос не подает, думает забудеться, шакал.
    Дело муфтия не воевать, а распространять веру в Аллаха, но этот делает все чтобы отвратить людей от Ислама.
    В Исламе два больших праздника Ораза и Курбан байрам, этот "муфтий" организовал хоть один праздник по этому поводу, чтобы у народа прививались чувства праздника при наступлении Ораза и Курбан байрамов? Нет! Зато делает все чтобы недопустить проведения празднования этих праздников, которые организуются самими мусульманами, как это было в этом году в Старом Крыму.
    Ходит по концертам и вечеринкам, организованным в честь кяфирских праздников, например "Файдалы егленч" в канун "Дня педофила Валентина", где муфтий фактически одобрил празднование этих праздников, АстагъфирАллах. Такого ишака гнать надо в шею, а не в число влиятельных записывать.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2009.09.30 | Монтекарлик

      Re: 20 наиболее влиятельных крымских татар

      Вот поэтому народ и находится в плачевном состоянии ,что такие влияют.
      Влияли бы другие,может дела получше шли.КИПУ-самый высокий уровень коррупции,вымогательства,самый низкий уровень образования.Ректор не на то что надо влияет....Его на хлопке как переклинило,так и не отпускает .... Остальные тоже наверное хороши...
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2009.09.30 | Къырымлы

        Re: 20 наиболее влиятельных крымских татар

        Сизлер киби ашша копеклерни даа халкъмыздан кореджеги бар! Арам аузлар! Лянет! лянет! Лянет!
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2009.10.02 | Hattab

          Re: Дыкъкъат

          Къырымлы пише:
          > Сизлер киби ашша копеклерни даа халкъмыздан кореджеги бар! Арам аузлар! Лянет! лянет! Лянет!
          (1). Та син мин. (2). Вот знамения книги ясной.

          2. (3). Может быть, ты готов убить самого себя от того, что они не веруют.

          3. (4). Если Мы пожелаем, Мы низведем на них с неба знамение, и выи их будут пред ними повергнуты.

          4. (5). Не приходит к ним ни одно напоминание от Милосердного новое, без того чтобы они от него не отвернулись.

          5. (6). Они сочли ложью, но придут к ним вести о том, над чем они насмехались.

          6. (7). Разве они не смотрят на землю, сколько Мы произрастили на ней всяких благородных пар?

          7. (8). Поистине, в этом - знамение, но большинство их не верует!

          8. (9). А ведь Господь твой, поистине, славный, милосердный!

          9. (10). И вот воззвал твой Господь к Мусе: "Иди к народу тиранящему, -

          10. (11). к народу Фирауна, разве они не убоятся?"

          11. (12). Он сказал: "Господи, я ведь боюсь, что они сочтут меня лжецом,

          12. (13). и стеснится моя грудь, и не развяжется язык. Пошли же к Харуну!

          13. (14). У них есть за мной грех, и я боюсь, что они убьют меня".

          14. (15). Он сказал: "Нет, идите вдвоем с Нашими знамениями. Мы с вами будем слушать.

          15. (16). Идите же к Фирауну и скажите ему: "Мы - посланники Господа миров.

          16. (17). Пошли с нами сынов Исраила!"

          17. (18). Он сказал: "Разве Мы не воспитали тебя среди нас ребенком, и ты оставался среди нас годы твоей жизни,

          18. (19). и совершил твое деяние, которое совершил, и ты - неблагодарный?"

          19. (20). Он сказал: "Я совершил его так, и я из числа заблуждавшихся.

          20. (21). И убежал я от вас, когда убоялся, и даровал мне Господь мой мудрость и сделал меня из числа посланных.

          21. (22). И эта милость, которой ты упрекаешь меня, - в том, что ты поработил сынов Исраила".

          22. (23). Сказал Фираун: "А кто же Господь миров?"

          23. (24). Сказал он: "Господь небес и земли и того, что между ними, если вы уверены в истине".

          24. (25). Сказал он тем, кто кругом: "Разве вы не слушаете?"

          25. (26). Он сказал: "Господь ваш и Господь ваших первых отцов".

          26. (27). Он сказал: "Поистине, посланник ваш, который послан к вам, одержимый!"

          27. (28). Он сказал: "Господь востока и запада и того, что между ними, если вы разумеете".

          28. (29). Он сказал: "Если ты взял себе бога, кроме меня, я сделаю тебя заключенным".

          29. (30). Он сказал: "А если я приду к тебе с кое-чем явным?"

          30. (31). Он сказал: "Приведи же это, если ты правдив!"

          31. (32). И бросил он свой жезл, и вот - это змея явная.

          32. (33). И вынул он свою руку, и вот - она бела пред смотрящим.

          33. (34). Сказал он знати кругом него: "Конечно, это - чародей знающий!

          34. (35). Он желает извести вас из вашей земли своим колдовством. Что же вы прикажете?"

          35. (36). Они сказали: "Отсрочь ему и его брату и пошли по городам сборщиков.

          36. (37). Пусть приведут тебе всякого колдуна знающего".

          37. (38). И были собраны колдуны к сроку определенного дня.

          38. (39). И сказали людям: "Собрались ли вы?"

          39. (40). Может быть, мы последуем за колдунами, если они окажутся победителями?"

          40. (41). Когда явились чародеи, они сказали Фирауну: "Будет ли нам действительно награда, если мы окажемся победителями?"

          41. (42). Он сказал: "Да, и тогда вы будете из числа приближенных".

          42. (43). Сказал им Муса: "Бросьте то, что вы бросаете!"

          43. (44). И бросили они свои веревки и жезлы и сказали: "По величию Фирауна мы, конечно, победители!"

          44. (45). И бросил Муса свой жезл, и вот - он пожрал то, что они лживо измыслили.

          45. (46). И повергнуты были колдуны ниц.

          46. (47). Они сказали: "Мы уверовали в Господа миров -

          47. (48). Господа Мусы и Харуна!"

          48. (49). Сказал: "Разве вы уверовали в Него, прежде чем я разрешил вам: он, конечно, ваш старший, который научил вас колдовству, и вы узнаете.

          49. Я отсеку вам руки и ноги накрест и распну вас всех!"

          50. (50). Они сказали: "Не беда, мы обратимся к нашему Господу.

          51. (51). Мы ведь жаждем, чтобы простил нам Господь наш наши грехи за то, что мы - первые из уверовавших".

          52. (52). И Мы внушили Мусе: "Выйди с Моими рабами ночью, ведь вы будете преследуемы".

          53. (53). И послал Фираун по городам сборщиков:

          54. (54). "Ведь это - кучка малочисленная,

          55. (55). и ведь они нас разгневали,

          56. (56). а мы вместе предусмотрительны".

          57. (57). И вывели Мы их из садов, и источников,

          58. (58). и сокровищ, и благородного положения.

          59. (59). Так! И даровали Мы это в наследство сынам Исраила.

          60. (60). И последовали они за ними поутру.

          61. (61). И когда узрели друг друга оба сборища, сказали товарищи Мусы: "Мы, конечно, настигнуты!"

          62. (62). Он сказал: "Нет, ведь со мной мой Господь, Он поведет меня по прямому пути!"

          63. (63). И внушили Мы Мусе: "Ударь твоим жезлом по морю", - и разверзлось оно, и была каждая часть, как гора.

          64. (64). И приблизили Мы потом других.

          65. (65). И спасли Мы Мусу и тех, кто был с ним, - всех.

          66. (66). Потом потопили Мы других.

          67. (67). Поистине, в этом - знамение, но большинство их не было верующим!

          68. (68). И поистине, твой Господь, Он - великий, милосердный!

          69. (69). Прочитай же им весть об Ибрахиме!

          70. (70). Вот сказал он своему отцу и народу: "Чему вы поклоняетесь?"

          71. (71). Они сказали: "Мы поклоняемся идолам и пред ними пребываем в почтении".

          72. (72). Он сказал: "Разве слышат они вас, когда вы призываете?

          73. (73). Или помогают вам или вредят?"

          74. (74). Они сказали: "Нет! Мы нашли, что наши отцы так поступают".

          75. (75). Сказал он: "А присмотрелись ли вы к тому, чему вы поклоняетесь,

          76. (76). вы и ваши древние отцы?

          77. (77). Ведь они - враги мне, кроме Владыки миров,

          78. (78). который меня создал, и Он меня ведет по прямому пути,

          79. (79). который меня кормит и поит,

          80. (80). а когда я заболею, Он меня лечит,

          81. (81). который меня умерщвляет, а потом оживляет,

          82. (82). и который - я жажду, чтобы Он простил мне мое прегрешение в день суда.

          83. (83). Господь мой, дай мне мудрость, и присоедини меня к праведникам,

          84. (84). и соделай меня языком правды среди последних,

          85. (85). и соделай меня наследующим рай благодати,

          86. (86). и прости моему отцу, ведь он был из числа заблудших,

          87. (87). и не позорь меня в день, когда они будут воскрешены,

          88. (88). в тот день, когда не поможет богатство и сыны,

          89. (89). кроме тех, кто придет к Аллаху с беспорочным сердцем!"

          90. (90). И приближен рай к богобоязненным!

          91. (91). И ад показан сбившимся!

          92. (92). И скажут им: "Где то, чему вы поклонялись,

          93. (93). помимо Аллаха? Разве они помогают вам или помогают сами себе?"

          94. (94). И ввержены в нее они и заблудшие,

          95. (95). и воинство Иблиса - все!

          96. (96). Говорят они там, враждуя:

          97. (97). "Клянемся Аллахом, мы были только в явном заблуждении,

          98. (98). когда равняли вас с Господом миров!

          99. (99). И нас сбили с пути только грешники,

          100. (100). и нет у нас заступников

          101. (101). и друга искреннего.

          102. (102). Если бы нам был дарован возврат, и оказались бы мы верующими!"

          103. (103). Поистине, в этом - знамение, но большая часть их не верует!

          104. (104). И поистине, Господь твой - великий, милосердный!

          105. (105). Народ Нуха лжецами счел посланных.

          106. (106). Вот сказал им брат их, Нух: "Разве вы не побоитесь Бога?

          107. (107). Я - к вам верный посланник.

          108. (108). Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне!

          109. (109). Я не прошу у вас за это награды: поистине, награда моя только у Господа миров!

          110. (110). Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне!"

          111. (111). Они сказали: "Разве мы уверуем в тебя, раз за тобой последовали низкие?"

          112. (112). Он сказал: "Нет у меня знания о том, что они делали.

          113. (113). Их расчет только у Господа моего, если бы вы это знали!

          114. (114). А я не стану гнать верующих.

          115. (115). Я - только явный увещеватель".

          116. (116). Они сказали: "Если ты не удержишься, Нух, будешь ты побитым камнями".

          117. (117). Он сказал: "Господь мой, мой народ обвинил меня во лжи!

          118. (118). Рассуди же между нами судом и спаси меня и тех, кто со мною из верующих!"

          119. (119). И спасли Мы его и тех, что был с ним, в нагруженном судне.

          120. (120). Потом потопили Мы еще оставшихся.

          121. (121). Поистине, в этом - знамение, но большинство их не веруют!

          122. (122). И поистине, Господь твой - великий, милосердный!

          123. (123). Адиты сочли лжецами посланных.

          124. (124). Вот сказал им брат их, Худ: "Разве вы не побоитесь Бога?

          125. (125). Я - к вам верный посланник.

          126. (126). Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне!

          127. (127). Я не прошу у вас за это награды; поистине, моя награда только у Господа миров!

          128. (128). Неужели вы строите на каждой возвышенности диво, забавляясь.

          129. (129). И устраиваете вы цистерны, - может быть, окажетесь вы вечными!

          130. (130). А когда вы владычествуете, владычествуете тиранами.

          131. (131). Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне!

          132. (132). И побойтесь того, кто помог вам, чем вы знаете!

          133. (133). Он помог вам стадами и сынами,

          134. (134). садами и ручьями.

          135. (135). Я боюсь для вас наказания дня великого".

          136. (136). Они сказали: "Все равно для нас, будешь ты увещевать или не будешь увещающим.

          137. (137). Поистине, это - только творение первых,

          138. (138). и мы не будем наказаны".

          139. (139). И сочли они его лжецом, и погубили Мы их. Поистине, в этом - знамение, но большинство их не веруют!

          140. (140). И поистине, Господь твой - великий, милосердный!

          141. (141). Считали лжецами самудиты посланников.

          142. (142). Вот сказал им брат их, Салих: "Разве вы не побоитесь Бога?

          143. (143). Я - к вам верный посланник.

          144. (144). Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне!

          145. (145). И я не прошу у вас за это награды: поистине, награда моя только у Господа миров!

          146. (146). Разве вы будете оставлены среди того, что здесь, безопасными?

          147. (147). Среди садов, и источников,

          148. (148). и посевов, и пальм, плоды которых нежны.

          149. (149). И высекаете вы в горах дома, кичась.

          150. (150). Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне!

          151. (151). И не повинуйтесь приказам распутных,

          152. (152). которые распространяют порчу на земле и не творят блага".

          153. (153). Они сказали: "Ты ведь только из очарованных.

          154. (154). Ты - только человек, как и мы; приведи же знамение, если ты правдив".

          155. (155). Он сказал: "Это - верблюдица; для нее питье, и для вас питье в день определенный.

          156. (156). И не прикасайтесь к ней со злом, чтобы вас не постигло наказание дня великого".

          157. (157). Но они подкололи ее и наутро оказались раскаявшимися.

          158. (158). И постигло их наказание; поистине, в этом - знамение, но большинство их не веруют.

          159. (159). И поистине, Господь твой - великий, милосердный!

          160. (160). Народ Лута счет лжецами посланных.

          161. (161). Вот сказал им их брат, Лут: "Разве вы не побоитесь Бога?

          162. (162). Я - к вам верный посланник.

          163. (163). Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне!

          164. (164). Я не прошу у вас за это награды: поистине, моя награда только у Господа миров!

          165. (165). Неужели вы приходите к мужчинам из всех миров

          166. (166). и оставляете то, что создал вам ваш Господь в ваших женах? Да, вы народ преступный!"

          167. (167). Они сказали: "Если ты не воздержишься, Лут, ты будешь изгнан".

          168. (168). Он сказал: "Я деяние ваше ненавижу.

          169. (169). Господь мой, спаси меня и мою семью от того, что они делают!"

          170. (170). И спасли Мы его и его семью - всех,

          171. (171). кроме старухи среди отставших.

          172. (172). Потом погубили других

          173. (173). и пролили на них дождь, и ужасен дождь для тех, кого увещали!

          174. (174). Поистине, в этом - знамение, но большинство их не веруют.

          175. (175). И поистине, Господь твой - великий, милосердный!

          176. (176). Сочли лжецами посланников обитатели ал-Айки.

          177. (177). Вот сказал им Шуайб: "Разве вы не побоитесь Бога?

          178. (178). Я - для вас верный посланник.

          179. (179). Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне!

          180. (180). Я не прошу у вас за это награды: поистине, моя награда только у Господа миров!

          181. (181). Соблюдайте полностью меру и не будьте из числа недомеривающих.

          182. (182). И взвешивайте верными весами,

          183. (183). и не уменьшайте людям их вещей, и не ходите по земле, распространяя нечестие.

          184. (184). Побойтесь того, кто создал вас и первые породы".

          185. (185). Они сказали: "Ты ведь только из числа очарованных.

          186. (186). Ты - только человек, как и мы, и мы думаем, что ты только лжец.

          187. (187). Опусти же на нас кусок с неба, если ты говоришь правду!"

          188. (188). Он сказал: "Господь мой лучше знает, что вы делаете".

          189. (189). И они сочли его лжецом, и постигло их наказание в день покрова; поистине, это было наказанием дня великого!

          190. (190). Поистине, в этом - знамение, но большинство их не веруют.

          191. (191). И поистине, Господь твой - великий, милосердный!

          192. (192). И поистине, это - послание Господа миров.

          193. (193). Снизошел с ним дух верный

          194. (194). на твое сердце, чтобы оказаться тебе из числа увещающих,

          195. (195). на языке арабском, ясном.

          196. (196). И ведь он, конечно, в писаниях первых!

          197. (197). Разве не явилось для них знамением то, что знают его ученые из сынов Исраила?

          198. (198). А если бы Мы ниспослали его на кого-нибудь из иноплеменников,

          199. (199). и он прочитал бы его им, они бы в него не уверовали.

          200. (200). Так Мы вводим его в сердца грешников!

          201. (201). Не уверуют они в него, пока не увидят наказание мучительное.

          202. (202). И придет оно к ним внезапно, а они и не знают.

          203. (203). И скажут они: "Не будет ли нам отсрочки?"

          204. (204). Неужели с Нашим наказанием они торопят?

          205. (205). Разве ты не видишь, что если бы Мы дали им пользоваться много лет,

          206. (206). а затем пришло к ним то, что им было обещано,

          207. (207). не избавило бы их то, что было дано в пользование?

          208. (208). Мы не погубили ни одного поселения, без того чтобы у него не было увещателей

          209. (209). для напоминания. И не были Мы тиранами.

          210. (210). И не нисходили с ним сатаны.

          211. (211). и не годится он для них, и не могут они -

          212. (212). ведь они отстранены от прислушивания.

          213. (213). Не призывай же с Аллахом другого бога, чтобы не оказаться среди наказываемых.

          214. (214). И увещевай твою ближайшую родню.

          215. (215). И склоняй свои крылья пред тем, кто следует за тобой из верующих.

          216. (216). Если же они ослушаются тебя, то скажи: "Я свободен от того, что вы делаете!"

          217. (217). И полагайся на Славного, Милосердного,

          218. (218). который видит тебя, когда ты встаешь,

          219. (219). и как обращаешься среди поклоняющихся.

          220. (220). Ведь Он - слышащий, знающий!

          221. (221). Не сообщить ли Мне вам, на кого нисходят сатаны?

          222. (222). Нисходят они на всякого лжеца, грешника.

          223. (223). Они извергают подслушанное, но большинство их лжецы.

          224. (224). И поэты - за ними следуют заблудшие.

          225. (225). Разве ты не видишь, что они по всем долинам бродят

          226. (226). и что они говорят то, чего не делают,

          227. (227). кроме тех, которые уверовали и творили добрые дела и поминали Аллаха много.

          228. (228). И получили они помощь после того, как были угнетены, и узнают угнетатели, каким поворотом они обернутся!


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".