МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Вели Ибраимов и Еврейская Республика в Крыму

01/06/2011 | Али
Вели Ибраимов 1888 - 1928 — выдающийся общественно-политический деятель, делегат I Курултая крымскотатарского народа (1917г.).
Будучи председателем крымского правительства в 1920-е гг., впервые после аннексии Крыма вынес на государственный уровень решение политических, социально-экономических и культурных проблем крымскотатарского народа, за что был репрессирован сталинским режимом.

Родился Вели Ибраимов в 1888 г. в Симферополе, проучился в школе до 12 лет, рано начал трудовую деятельность. Работал грузчиком, кассиром, типографским рабочим. Сотрудничая в газетах "Ветан хадими" ("Слуга Отечества") и "Терджиман", учится и приобщается через крымскотатарских лидеров Абдурешида Медиева и Исмаила Гаспринского к активной общественной работе на благо своего народа. Близко знал Номана Челебиджихана, Амета Озенбашлы, Джафера Сейдамета и других видных крымскотатарских деятелей, был членом национальной партии Милли Фирка. Принял участие в первой русской революции. До 1914 г. активист культурно-просветительного общества "Акъмесджит" в Симферополе. В 1916 г. был избран здесь председателем крымскотатарского рабочего союза.

В марте 1917г. Вели Ибраимов становится делегатом I и II Всекрымских мусульманских съездов. В 1924г. назначается председателем Центрального исполнительного комитета Крымской автономной советской социалистической республики. Здесь раскрываются его выдающиеся способности руководителя и государственного деятеля.

Несмотря на то, что он был назначен партийным руководством для послушного претворения в жизнь "политики партии в национальных окраинах", Ибраимов активно взялся за решение проблем своего народа. За короткий срок в местных органах власти, в центральных и районных аппаратах значительно увеличился процент работающих здесь крымских татар. В сфере национального образования тоже был сделан большой прорыв — повсеместно открываются крымскотатарские школы и техникумы, скоро их число достигает 300, издаются книги, учебники. Создаются национальные сельсоветы, проводится специальная программа по охране и изучению памятников истории и культуры. Он противостоит тотальной коллективизации Крыма, старается смягчить политику раскулачивания.

В 1921—1923 гг. в Крыму свирепствует голодомор. Вели Ибраимов с соратниками неоднократно обращается к руководству партии с предложением признать республику голодающим регионом и свернуть здесь продразверстку, но вместо этого вывоз из Крыма запасов зерна и продовольствия (включая запас семян) увеличивается. Последствия голодомора в Крыму многие годы никто не определял, лишь Вели Ибраимов осмелился огласить реальное количество жертв — "около 76000 татарского населения".

В разрез официальной линии Москвы, направленной на переселение евреев из России, Украины, Белоруссии в Крым с последующим созданием здесь еврейской национально-территориальной автономии, Вели Ибраимов и его коллеги разработали план переселения 20 тыс. крымских татар из Турции, Румынии, Болгарии. Но его реализация срывается, и тогда Ибраимов проводит кампанию по переселению части крымских татар из густонаселенного горного и Южного берега Крыма в крымские степи с наделением их землей. Попутно в места вербовки евреев отправляются его соратники, которые агитируют их не ехать в Крым, так как это приведет к межэтническому дисбалансу, тем более что еще не были устранены последствия голодомора в Крыму. Вели Ибраимов пытается разъяснить руководству страны ошибочность такого решения, однако центральной властью принимается постановление о немедленной передаче еврейским переселенцам в Крыму еще 55 тыс. га земли. Но председатель КрымЦИКа не подчиняется этому решению.

Против Вели Ибраимова собирают компрометирующий материал, который очень быстро был использован специальной комиссией Центрального Комитета партии для открытия уголовного дела. Ему предъявили обвинение в причастности к убийству и краже государственных денег. 15 января 1927 г. его вызывают в Москву, и в тот же день по делу В. Ибраимова состоялся суд высшей партийной инстанции. В. Ибраимов не признал ни одного пункта неумело сфабрикованного уголовного Дела. Но он был арестован, а вместе с ним и 15 его коллег.

23—28 апреля 1928 г. в Симферополе состоялась выездная сессия Верховного Суда РСФСР. 28 апреля В. Ибраимову вынесли смертный приговор, а 9 мая этого же года он был расстрелян. Так закончился один из первых и крупнейших политических процессов сталинского режима, явившийся началом репрессий против национальных общественных деятелей, которые помогли утвердиться большевизму на национальных окраинах. По плану построения большевистской империи им отводилась печальная участь жертв. По воспоминаниям сына В. Ибраимова Тимура, за год до ареста сам Вели Ибраимов в беседе с Бекиром Умеровым высказывался по этому поводу так: "Поигрались с нами, Бекир. Поигрались. Теперь будут убивать...".

В Крыму после его расстрела началась первая волна репрессий крымскотатарских общественных деятелей, интеллигенции.

Реабилитирован решением Верховного Суда Российской Федерации 20 июня 1990 г.

Відповіді

  • 2011.01.06 | Ярослав Смеляков

    Откуда текст? Будьте корректны, ставьте ссылку.

    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2011.01.06 | Историк-источниковед

      Откуда информация? Назовите источники!

      На Майдане был опубликован другой материал. Можете опровергнуть?



      Мифотворчество вокруг имени Вели Ибраимова
      (Айдын Шемьи-заде)


      Хронологически излагая события начала XX века я не мог обойти драматический факт появления на должности председателя КрымЦИКа Вели Ибраимова. Краткая оценка, данная мной этому факту, показалась некоторым читателям необъективной, и мне был сделан в печати упрек, что я выступаю в качестве обвинителя.
      Должен сказать, что обвинения – это другой жанр. Я же выстраиваю ряд событий, основываясь на первоисточниках, а не на привнесенных из чьих-то рассказов эмоциях.
      Теперь, после высказанных в мой адрес замечаний, я обязан более обстоятельно изложить некоторые относящиеся к этой теме факты.

      В событиях революционных годов начала XX века в Крыму принимал участие человек по имени Вели Ибраимов (1889 года рождения). Какой след оставил этот человек в истории своего народа? Есть авторы, которые пишут об В. Ибраимове, как о «любимце народа», как о «выдающемся деятеле национально-освободительного движения тюрко-мусульманских народов». Есть авторы, которые три с лишним года нахождения этого ставленника Москвы на высшем государственном посту в Крыму считают самыми бесплодными во всех отношениях годами.
      Что мы знаем сегодня о Вели Ибраимове?
      Известно, что 12-летний Вели сумел закончить только три класса в Бахчисарайской школе. Его взяли на работу в типографию «Терджимана», но в 1905 году его выгнали с работы («Терджиман» матбаасындан къувулыюр» - газета «Яш къувет» от 12 декабря 1924 года). Вели работал в разных городах на разных работах, побывал на Кавказе. Через несколько лет ему вновь удалось устроиться рабочим в типографию «Терджимана», но вскоре за кражу его опять выгнали из типографии («Матбаадан бираз хуруфат чыкъара» - там же).

      На фоне этих фактов появился совершенно невозможный миф о том, что Вели Ибраимов был соратником Исмаила Гаспринского, что он «сотрудничал в газете «Терджиман».
      Что это за такой «соратник Гаспринского», которого дважды выгоняли из типографии «Терджимана»? Если Исмаил-бей и знал о существовании Вели, то только в связи с его увольнениями, хотя об этом мелком деле ему вряд ли докладывали.
      Позволительно ли некоторым авторам возвращаться к мифу о Вели Ибраимове как о «соратнике Гаспринского»?
      Известно, что какое-то время он работал кассиром в кофейне. Конечно, он был настроен против российских властей, против реакционных мулл и помещиков. Но и с лидерами национально-демократического движения у этого малокультурного человека отношения не сложились.
      Не принимаемый в круг деятелей национальной революции из-за своих скандальных претензий и малограмотных заявлений, обуреваемый «вождизмом» Вели Ибраимов тем не менее вел активную работу среди рабочих Симферополя. Он стал председателем Симферопольского городского мусульманского комитета рабочих (согласно сведениям из «Справочника по истории Коммунистической партии и Советского Союза. 1898 – 1991» этот комитет функционировал с 1916-го года).

      Некоторыми авторами распространяется еще и другая выдумка, что В. Ибраимов был членом Мусисполкома. На самом деле он хотя и был в числе 1500 делегатов собравшегося 25-го марта 1917-го года Всекрымского мусульманского съезда, но в Мусисполком, состоявший из 50 членов, не был избран.

      Был ли Вели Ибраимов членом Курултая? В известном списке членов Курултая он не фигурирует.
      О членстве его в Милли Фирка имеются противоречивые сведения.
      Согласно анкетным данным, Вели Ибраимов член РКП(б) с 1918 года (Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898 – 1991).

      Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Вели Ибраимов исчез из виду с апреля 1918 года (с приходом немцев в Крым). В то же время он появляется на должности начальника разведки Кавказского фронта и пребывает на этой работе до конца гражданской войны («Авдет» №3 за 1991 год). Есть сведения, что именно в этот период он сблизился со Сталиным. Известно, что в июле 1918-го года был образован Военный совет Северо-Кавказского военного округа, председателем которого был назначен Сталин.
      О дружеских отношениях, сложившихся между Иосифом Сталиным и Вели Ибраимовым, неоднократно упоминали его родственники. (С.Щепин. "Новороссийский рабочий", ноябрь 1989 г.; Н. Семена. «Зеркало недели», № 11 (232) 20 марта 1999).

      В ноябре 1920 года, перед вхождением Красной армии в освобожденный от врангелевских войск Крым, В. Ибраимов был отозван с Кавказа и включен в группу гражданских лиц, направляющихся вместе с армией в Крым для создания органов гражданской власти. Но в Крым Вели Ибраимов не вошел. С того же ноября 1920 года и по сентябрь 1921-го он служит в Особом отделе ВЧК Кавказского фронта на должности председателя Особой тройки по борьбе с бандитизмом (Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898 – 1991).

      Именно на Кавказе В. Ибраимов прошел начальную школу чекиста. В Крыму он всё же появился осенью 1921 года, когда Сталин, получивший пост наркома рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) РСФСР, направил своего человека Вели Ибраимова в ноябре 1921 года на должность наркома рабоче-крестьянской инспекции Крымской Автономной Советской Социалистической Республики. Работа в карательных органах была социальным лифтом, который поднимал человека к вершинам власти.
      РКИ была карательной организацией, работники этой инспекции имели права органов ЧК на применение особых репрессивных мер.

      Историк Дм. Урсу пишет («Голос Крыма», № 37, 20 сентября 2002 г.), что на Северном Кавказе Вели Ибраимов «под руководством Н. Самурского (Эфендиева) участвовал в жестоком подавлении восстания горцев в Дагестане. Теперь он, будучи членом коллегии Крымчека, становится председателем особой тройки по борьбе с бандитизмом. Позже он ставил себе в заслугу опыт карателя. «В 1921 –1922 годах были банды огромных размеров… Нередко вместе с кулаками мы расстреливали и бедняков...»
      Далее Д. Урсу пишет: «Нельзя без омерзения читать большой очерк под характерным заглавием «Выведение в расход», опубликованный в партийном органе по материалам чрезвычайной тройки по борьбе с бандитизмом при полномочном представительстве ОГПУ в Крыму. Автор прямо-таки с каннибальским сладострастием живописует страдания обреченных людей».

      Подтверждения этим сведениям мы находим в работе А. Ишина (Культура народов Причерноморья. Том 3. Раздел II. Симферополь, 1999), который пишет, ссылаясь на архивные материалы:
      «30 января 1922 года президиум Крымского областного комитета РКП(б) принял постановление о создании Чрезвычайной тройки по борьбе с бандитизмом.… В начале февраля 1922 года Тройка была создана. Ее возглавил В.Ибраимов. По инициативе Чрезвычайной тройки на местах были созданы "комиссии", которые население именовало "самосудными комиссиями", так как они зачастую вместо борьбы с бандитизмом расправлялись с голодающей беднотой».

      В 1922 году Ибраимов на время оставляет Крым и в качестве «особого уполномоченного Советского правительства по Чечено-Ингушетии» ликвидирует угрозу националистических событий среди чеченцев и ингушей». (С.Щепин. «Авдет», №3, 1991 г.). В 1922 году органы ЧК провели операцию в Чечне по отстранению от власти представителей интеллигенции.
      Похоже, что такие же мероприятия намечено было провести в Крыму.

      И пока национальные лидеры вынуждены были терпеть Ибраимова на должности наркома РКИ, в Москве Сталин уже строил планы возведения своего человека на высший пост в Крымской АССР. Но пока был жив Ленин сместить Ю. Гавена, который работал в Крыму с 1917-го года, Сталин не мог. Но уже через полгода после смерти Ленина пользующийся доверием и уважением крымскотатарских национальных деятелей Ю. Гавен был внезапно отозван в Москву, и на пост председателя КрымЦИКа был поставлен Вели Ибраимов.

      Когда был отозван в Москву Ю. Гавен (латыш Ян Эрнестович Дауман, который не один год плодотворно работал с курултаевцами и миллифирковцами) для крымскотатарских политиков, работавших в Курултае и Милли Фирка, назначение на пост председателя КрымЦИКа малообразованного и малокультурного Вели Ибраимова стало шоком.
      Конечно, крымскотатарской политической элите приходилось считаться с тем, что этот человек, появился в конце 1921-го года в Крыму с мандатом от наркома РКИ Сталина и вошел в правительство Крыма как республиканский нарком этой карательной РКИ. Вскоре Вели Ибраимов стал руководителем расстрельной тройки ЧК. Естественно, что уважения к нему это назначение не прибавило, отчуждение от этого человека только возросло.

      Правда, далекие от политики народные массы поначалу были обрадованы вестью, что на высокую должность был поставлен крымский татарин, - причем не какой-то там учитель или доктор, а из «простых татар».
      Эти массы не задумывались над тем, почему председателем КрымЦИКа не был назначен кто-то из выдающихся национальных деятелей, таких, как Асан-Сабри Айвазов, Сеит-Джелиль Хаттат, Амет Озенбашлы, Бекир Чобан-заде.
      Или, если дело было в принадлежности к большевистской партии, то можно было среди достойных претендентов на высокую должность назвать Исмаила Фирдевса, члена партии с мая 1917-го года, бывшего учителя, владеющего несколькими языками. Можно назвать Мамут Недима, учившегося в Высшей экономической школе в Берлине. Можно назвать Селима Меметова, Османа Дерен-Айырлы, имевших опыт государственной работы.
      Как справедливо отмечает Д. Урсу («Очерки истории культуры крымскотатарского народа (1921-1941)». Симферополь: Крымучпедгиз, 1999), вызревающему сталинскому режиму не нужны были грамотные и культурные люди. У Кобы был свой кадр для Крыма – проверенный в карательных делах на Кавказе человек, осиливший три класса начальной школы.
      Таким образом именно Вели Ибраимов был поставлен на высокий пост Председателя КрымЦИКа после того, как Гавен был отозван в Москву.
      Вели Ибраимов изначально неприязненно относился к культурным и образованным людям. Это было понятно Сталину, который намеревался с помощью этого малограмотного и малокультурного, но энергичного и стремящегося к власти человека осуществить свои замыслы по уничтожению крымскотатарской интеллигенции. Ибраимов добился определенных успехов в этом отношении. При нем подверглись травле и покинули Крым многие образованные и известные люди, действительно любимые народом – например, Бекир Чобан-заде (был избран ректором Крымского университета, но не утвержден), Абдуреим Абиев (против которого дискриминационная кампания началась в 26-ом году), Шевки Бекторе, Селим Меметов…
      Чекист Вели Ибраимов совсем потерял чувство реальности, когда начал строить козни против таких людей, как Усеин Боданинский и Абдурефи Абиев.
      Усеин Боданинский в течение двух лет готовил проведение Всесоюзного съезда по татароведению, проект был согласован с руководством Крыма. Но когда в августе 1924 года председателем КрымЦИКа стал Ибраимов, Боданинскому не позволили провести это выдающееся мероприятие.
      В ноябре 1917-го года в Бахчисарае состоялось открытие Национального художественного техникума (Унер Санаи), директором которого стал Абдурефи Абиев, соученик Усеина Боданинского по Строгановскому художественному училищу в Москве. Абиев был одним из самых уважаемых старых интеллигентов Крыма, но в 1926-м году против него началась дискриминационная кампания, в результате которой он был снят с должности директора.

      Да, руководствуясь не сознательным, а утробным национализмом далекое от политики население поначалу восприняло назначение Ибраимова как праздник - крымский татарин на высшем посту!
      Но вскоре массы все более разочаровывались – никаких реальных дел, улучшающих политическое, экономическое, культурное положения народа, не происходило. По-видимому тогда Вели Ибраимов решил, что если не удается поддерживать в народе уважение, то нужно поселить в нем страх. И появляются в крымских газетах циничные статьи председателя КрымЦИКа о том, как под его руководством проводились кровавые карательные операции.

      Отношение народа к Вели Ибраимову резко менялось. Не все читали газеты, но во всех уголках Крыма стало известно, что по указанию председателя КрымЦИКа вооруженные отряды выселяют население прибрежного и горного Крыма в степные районы.
      Сегодня находятся авторы, которые эти осуществляемые В. Ибраимовым переселения виноградарей и садоводов хотят представить «наделением землей безземельных крестьян». Но почему-то после того, как не стало у власти Ибраимова, ни один «наделенный землей» не остался в чужих для него условиях.

      Мог ли наш справедливый и совестливый народ считать циничного карателя и организатора выселений своим любимцем?
      И вот по прошествии многих лет почему-то появляются мифы о заслугах Вели Ибраимова.
      Сегодняшние апологеты Вели Ибраимова совершенно безответственно связывают с этим человек самые разные мероприятия, проведенные в Крыму начиная с 1921-го года. Мы уже в общих чертах знаем, где находился и какие задания ЧК выполнял Вели Ибраимов в эти годы. Остановимся на некоторых деталях.

      Начнем с того, что некоторые авторы внедряют в сознание читателей странное утверждение, что Крымская АССР была детищем В. Ибраимова.
      Однако еще 15-го мая 1921-го года по инициативе Ю. Гавена, председателя Крымского Ревкома, было принято решение направить в Москву, в Наркомнац телеграмму следующего содержания: "Большинство Крымревкома в составе членов Гавена, Фирдевса, Меметова, Идрисова стоят на точке зрения необходимости провозглашения Крыма Автономной республикой в границах Крымского полуострова, включая Чонгарский полуостров и город Геническ».
      8-го октября 1921-го года ВЦИК утвердил положение "О Крымской Советской Социалистической Республике". Через 10 дней появилось постановление об образовании Крымской АССР.
      А Вели Ибраимов с ноября 1920-го года и по ноябрь 1921 года, как уже было сказано, «работает» в Особом отделе ВЧК Кавказского фронта.

      Есть авторы, которые утверждают, что возглавляющий Крымский ЦИК Вели Ибраимов проявил инициативу по возвращению на родину живущих за рубежом крымских татар.
      Но известно, что еще в марте 1921-го года была созвана беспартийная, татарская конференция, где Бекир Чобан-заде, ставший на тот момент председателем Милли Фирка, заявил, что центральным вопросом конференции является земельный вопрос. Среди принятых конференцией резолюций была и резолюция о создания комиссии, которая будет оказывать помощь эмигрировавшим в прошлые годы татарам для возвращения на родину и наделения их землей.
      И в том же году вопрос о реэмиграции был поставлен на государственном уровне на Первом Всекрымском учредительном съезде советов.
      А Вели Ибраимов в это время только мечтает о должности во властных структурах в Крыму. Так что и от этой выдумки о причастности В. Ибраимова к проекту возвращения татар из зарубежья надо отказаться. Более того, надо знать, что вопрос о реэмиграции был окончательно закрыт Вели Ибраимовым после его возвращения из Москвы в начале июля 1925-го года. Теперь Вели Ибраимов занялся вопросом расселения татар в степные районы.

      Некоторые крымские историки пишут, что при Вели Ибраимове «впервые за 130 лет со дня аннексии Крыма» на государственном уровне стала проводиться работа по возрождению крымскотатарского народа, что при нем в центральный и районные аппараты, в местные органы власти стали ставить крымских татар.
      На самом деле еще в 1921-ом году в правительство Крымской АССР – Совет народных Комиссаров (СНК) вошли три крымских татарина: Х. Чапчакчи – Наркомздрав, И. Мухиддинов – Наркомпрос, Р. Ногаев – Наркомюст.
      Из 50 членов КрымЦИКа 18 были татарами. Среди них – лидеры Милли Фирка Бекир Чобан-заде, Амет Озенбашлы, Халил Чапчакчи, а также У.Боданинский – директор Бахчисарайского дворца-музея. (Сеит-Джелиль Хаттат был избран кандидатом в члены КрымЦИК).
      Есть авторы, которые утверждают, что крымскотатарский язык стал государственным «при председателе КрымЦИКа Вели Ибраимове». И мероприятия по созданию национальных учреждений некоторые авторы относят к периоду с 1924-го по 1927-й год и называют это достижениями Вели Ибраимова.
      В действительности Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета народных комиссаров Крыма "О татаризации государственных аппаратов и о применении татарского языка в учреждениях республики" было принято по инициативе тогдашнего председателя КрымЦИКа латыша Ю. Гавена 10 февраля 1922 года. В этом документе сказано следующее:
      «В целях широкого и активного вовлечения татарских трудящихся масс в советское строительство и проведения в жизнь постановления Первого Учредительного съезда Советов Крымской Советской социалистической Республики о применении татарского языка в государственных учреждениях, Президиум Центрального Исполнительного Комитета и Крымсовнарком постановили:
      1. Образовать при КрымЦИКе постоянную комиссию по татаризации советских аппаратов и применению татарского языка в государственном быту в составе: ПредКрымЦИКа тов. Гавена, Фирдевса, Меметова, Чобан-Заде и наркомвнудела.
      Где тут Вели Ибраимов?

      Уровень знания истории некоторыми апологетами В. Ибраимова характеризует переписывание ими друг у друга смешного утверждения, что В. Ибраимов не допускал в Крыму раскулачивания и коллективизации.
      Неужели людям, берущим на себя смелость писать об истории, трудно заглянуть хотя бы в общедоступные учебники? Эти люди узнали бы, что с 1923 по 1928 год кремлевская власть проводила так называемый «курс поддержки кулака». Только в 1928 году этот «курс поддержки кулака» был свернут, и 15 февраля 1928 г. газета «Правда» впервые публикует материалы, изобличающие кулачество. Раскулачивание же началось только в начале 1930-го года, когда 30 января Политбюро ЦК ВКП(б) приняло Постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» и появился приказу ОГПУ № 44.21 от 6 февраля 1930 года.
      Я так подробно рассказал об этом, надеясь, дать урок серьезного отношения к историческим реалиям.

      Или можно упомянуть о столь же несерьёзном утверждении, что деятельность В. Ибраимова привела к тому, что «число школ в Крыму в 1921-1927 годы увеличилось с 20 до 364». Автор этих строк, по-видимому, начал с 1921-го года как года назначения В. Ибраимова на должность наркома рабоче-крестьянской инспекции Крыма. Какое отношение к народному образованию мог иметь один из главных организаторов репрессий против недовольного населения?
      Но главное в том, что, как известно, ровно 482 национальных школ было открыто за период с 1-го ноября 1920-го года по 1-ое ноября 1921-го года (ЦГААРК, ф. П- 1, оп. 1, д. 65, л. 82), то есть вообще до появления В. Ибраимова в Крыму.

      Еще один миф о том, что борьбу с голодом в Крыму возглавил В. Ибраимов:
      «В 1921—1923 гг. в Крыму свирепствует голодомор. Вели Ибраимов с соратниками неоднократно обращается к руководству партии с предложением признать республику голодающим регионом и свернуть здесь продразверстку» - пишет некий апологет Ибраимова.
      А вот что зафиксировано в документах:
      1 декабря 1921-го года создана Центральная республиканская комиссия помощи голодающим - (Крымпомгол) под руководством Ю. П. Гавена.
      Уже первого декабря 1921 года ЦИК создал особый орган – Центральную комиссию помощи голодающим (Помгол), во главе с секретарем обкома Израилевичем, замененном позже Гавеном. В ее состав вошли как видные национал – коммунисты (С.Меметов, У.Ибраимов), так и представители беспартийной общественности (Б.Чобан – заде, Айше Исхакова, А.С.Айвазов).
      Вели Ибраимова здесь нет.

      У одного энтузиаста исторических писаний я прочел, что даже и крымскотатарский театр создал В. Ибраимов! Именно при В. Ибраимове, пишет этот автор, «были созданы национальные школы, пресса, образовательные учреждения, театры и т.д.».
      Ошибочность таких утверждений очевидна! Постановление об открытии татарского театра к 14 ноября 1923 года, то есть до занятия высокого поста В. Ибраимовым, было принято на заседании Комиссии по татаризации соваппарата, на котором присутствовали председатель КрымЦИКа Гавен, Бекиров, Муссаниф, Чобан-заде, Юлай, Байкина, Фирдевс (Роза Айрчинская. «Репрессированное поколение крымскотатарских общественно-политических деятелей, подвижников науки и культуры». Симферополь, 1997 г., стр. 150). Сведений о причастности В. Ибраимова к организации татарского театра не имеется.

      И именно в 1926-м году при Вели Ибраимове университет в Симферополе был преобразован в пединститут с закрытием факультета восточных языков.

      Говорят, что Ибраимов был против переселения в Крым евреев. Так все были против – и татары, и русские, и немцы-колонисты! Ибраимову было нелегко присоединиться к протестующим – ведь указание о наделении евреев крымской землей шло от Сталина. Но крымский татарин Вели Ибраимов все же не согласился предать интересы своего народа и открыто воспротивился заселению Крыма евреями. Именно поэтому он вызвал ярость своего друга Кобы - Сталин непослушных не любил, от своих ставленников он требовал полного подчинения.

      Период с 1924-го по 1927-й годы был наименее продуктивным за все предыдущее революционное время. Новому председателю ЦИКа не удалось осуществить ни одного существенного мероприятия в общественно-политической сфере – это мнение всех людей, знающих те времена. Например, Бекир Умеров, комсомольский активист тех лет, неоднократно говорил, что «Вели Ибраимов ничего хорошего для народа сделать не смог». И еще я слышал от Бекир-агъа, что Вели Ибраимов в беседе с ним высказывался так: "Поиграли с нами, Бекир, поиграли. Теперь будут убивать...". И Бекир-агъа добавлял: «Наверное, бедный Ибраимов думал, что Сталин лично его пощадит по старой дружбе».

      Если сегодняшние апологеты Вели Ибраимова хотят восхвалить своего кумира, то им надо бы найти в его деятельности что-нибудь, в чем он достиг успеха. Пока что общественности такие успешные дела Вели Ибраимова не представлены.
      Я не называю имен авторов антиисторических измышлений вокруг имени Вели Ибраимова, потому что эти измышления есть горький плод того времени, когда у нашего народа не было никакой возможности получать знания об истории начала XX века. Во время выживания нации в азиатской ссылке при отсутствии доступа к газетным публикациям и архивам из уст в уста распространялись часто недостоверные сведения.
      Но теперь надо отойти от этой печальной практики и подкреплять информацию ссылками на источники. Если же ссылаться на воспоминания свидетелей, то желательно указывать имя и общественное положение этого свидетеля.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2011.01.07 | Дневной дозор

        Заметка Исляма Ширина об Ибраимове

        В то время в ЦК Крыма был бывший "чайчи" (чайханщик), безграмотный человек; его телохранителем был Кайсер, человек высокого роста, широкоплечий, со страшной физиономией - житель Ялтинского района, носил он желтые гетры на шнурках, синие галифе, коричневую гимнастерку, опоясан кавказским ремнем, с маузером с серебряной рукояткой, на голове коричневая кубанка. Вот эти два человека много безвинных людей погубили. В один прекрасный вечер эти горе - руководители собрались у таких же, как они, друзей, среди них был представитель сверху. Друзья разнюхали, что приезжий не зря тут сидит, и ударом железки по голове убили его, и завернув мертвеца в войлок, вывезли за город и закопали.
        Председателя ЦК Вели Ибрагимова задержали, а Кайсер - телохранитель попытался удрать морем, но его тоже поймали.
        Вот так кончилось руководство Крымом этими грязными людьми.
        http://www.kirimtatar.com/Books/shirinsky.html
    • 2011.01.07 | Tatarchuk

      гугл знає, Откуда текст + зауваження щодо наголосів

      http://www.cidct.org.ua/ru/publications/Ocherki/21.html

      Взагалі цікаво проаналізувати як міліфірковичи співають осану чекістові, виокремлюючи зі всіх (а навіть замість всіх) іншіх "подвигів" Велі Ібраїмова саме його антиєврейську діяльність.

      Давно вже зрозуміло, що свою власну інтелектуальну збитковість їм компенсують та корегують куратори від російської спецслужби. Вони ж і підкидають своїм часто не дуже далеким підопічним "темники".

      Дивимось, на що тут переключається увага, і від чого.

      1) Кримські єврейські колоністи заселялися у землях, які традиційно вважалися, та й посьогодні є, поганими для життя.
      Кримські татари не бажали жити у напівпустелях, тому що в них були значно більш придатні землі - це той факт, який куратори міліфірковичів хотіли б замовчувати.
      З огляду саме на цю обставину, вже ХІХ сторіччя царизм заселяв пустуючі землі німцями, болгарами, десятками іншіх етнічних та релігійних груп. Євреї засляли ті ж самі землі але вже ХХ ст.
      1918 року до Сімферополя прибув ідеолог сионизму Трумпельдор, який визначив напівпустелі Північного Криму як ідеальний полігон для тимчасового (sic!) перебування колоністів перед їхнім остаточним переселенням до Ізраєлю. Саме у важких умовах майбутні халуціанці мали створювати свої інкубатори майбутніх кібуців.
      Обставини після І світової різко змінилися, і єврейські колоністи вимушені були залишитись у своїх "тимчасових" поселеннях а до 1942 року, коли їх практично всіх поголовно винищили нацисти.
      У спогадах тих колоністів бачимо, що вони занимали або виморочені ще після Кримської (Східної) війни селища, або й взагалі нові пусті ділянки. Як правило, на відстані від горизонту до півдоби пішки знаходилися німецькі хутори та кримськотатарські деревні.

      2) Щоб протистояти єврейській колонізації (до речі, відпочатку 20-х років її підтримував саме патрон Ібраїмова - нарком національностей Сталін), предЦИК пійшов, як вказує пан Шем'ї-Заде, на беспрецедентну "внутрішню депортацію" - переселення кримських татар з віковічних земель на Південому березі та передгірря - у ті самі погано пристосовані степи.
      Робилося це нібито щоб довести, що для євреїв немає багато "пустих районів". Але в реальності це було перше вичищення від кримськотатарського населення курортних районів, цілком і повністю у відповідності до доктрини "Криму як всесоюзної здравниці". Таким чином, Ібраїмов у повній згоді з Москвою сприяв русифікації берегу від Судаку до Севастополя. Свідомо він це робив чи ні, ще те питаня.
      Тут ми знову впираємось у небажання московських кураторів міліфірковичів згадувати про те, що "ЮБК" був щільно заселений кримськими татарами, і виносення теми на пси. Спочатку окольними шляхами героїзується Ібраїмов, а потім вже, побічно, було б визнано шляхетним і кожний його вчинок, в тому числі депортацію співвітчизників з курортів у степи.

      3) Міф про зарозу єврейської колонізації - один з головних важелів, яким гебня перекладає відповідальність за Депортацію-Сюргюн 1944 з головного злочинця, Сталіна, на міфічні сили та організації.
      Цей міф широко і постійно розповсюджується саме посеред проросійських інтлеігентських кіл, попри на свою історичну неспроможність. Мета його цілком прозора - просування тез від "Сталіним маніпулювали євреї" до "Сталіна вимусили це зробити євреї". Хто завгодно, були б марсіяни то й марсіяни згодилися б, аби не прямі винуватці - сталіністи та комуністи.
      Тепер бачимо, як цю тезу просувають і мііфірковичи, на стадії їх остатотньої деградації, коли вони вже є простим зливним бачком російської охранки.
      Теза повністю зіткана з міфів, причому штучно прив/язана до колізії 1920-х за участі Ібраїмова.
      Так, Сталін зовсім не мав наміру робити Єврейську автономію в Криму, вже хоча б потому що така автономія існувала з 1930-х на Далекому Сході (між іншим, на теренах етнічного "Зеленого Клину" української діаспори).
      ЄАК (єврейський антифашистський комітет) був відначала підконтрольний Сталіну як інструмент, який скоро відкинуть - і дійсно, вже на початку холодної війни, коли сионизм став козирем західного табору, а антисемитизм - східного, активісти ЄАК були винищені.
      Зрештою, сталінизм протягом 1939-1942 року виключно сприяв голокосту на власних землях, що його потім вчинили нацисти.
      По-перше, від початку ІІ світової війни Сталін став союзником Гітлера і, в обмін на території, почав приховувати від радянських громадян раситську сутність націонал-соціалістів. Через це євреї України та Криму станом на 1941 рік були переконані, що німці Гітлера мало відрізняються від німців Кайзера, і тому не влаштовували масової втечі від неминучої загибелі.
      По-друге, операція евакуації 1941 року, а також невдала операція "десанту" 1942 ніяк не були спрямовані на спасіння найвразлівішої і очевиднішої групи, яка підлягає винищенню нацистами - саме євреїв та кримчаків. Це яскраво свідчить, що комуністи-сталіністи пасивно підтримували голокост, зокрема, у Криму.



      Ібраїмов - особистість неординарна, але переважно через те, що зазнав репресій на "період" раніше за іншіх, у протилежному разі був би цілком типовим постреволюційним діячем радянщини.
      Неординарність його була, насамперед, у його змичці як керівника радянської держави із нелегальним криміналітетом, привнесення бандитизму "кавказького" типу до Криму, що викликало незадовлення власних колег-комуністів, бо він почав становити загрозу вже й їхнім життям.
      Якби не це, він прожив би життя своїх колег-співвітчизників, які і розкулачення підтримували, і доноси 30-х строчили, і сліпо підтримували всі репресії та вчинки Москви, аж до скорення безумному рішенню про депортацію.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2011.01.07 | честный историк

        Re: гугл знає, Откуда текст + зауваження щодо наголосів

        Tatarchuk пише:
        > http://www.cidct.org.ua/ru/publications/Ocherki/21.html
        >
        > Взагалі цікаво проаналізувати як міліфірковичи співають осану чекістові, виокремлюючи зі всіх (а навіть замість всіх) іншіх "подвигів" Велі Ібраїмова саме його антиєврейську діяльність.
        >
        > Давно вже зрозуміло, що свою власну інтелектуальну збитковість їм компенсують та корегують куратори від російської спецслужби. Вони ж і підкидають своїм часто не дуже далеким підопічним "темники".
        >
        > Дивимось, на що тут переключається увага, і від чого.
        >
        > 1) Кримські єврейські колоністи заселялися у землях, які традиційно вважалися, та й посьогодні є, поганими для життя.
        > Кримські татари не бажали жити у напівпустелях, тому що в них були значно більш придатні землі - це той факт, який куратори міліфірковичів хотіли б замовчувати.
        > З огляду саме на цю обставину, вже ХІХ сторіччя царизм заселяв пустуючі землі німцями, болгарами, десятками іншіх етнічних та релігійних груп. Євреї засляли ті ж самі землі але вже ХХ ст.
        > 1918 року до Сімферополя прибув ідеолог сионизму Трумпельдор, який визначив напівпустелі Північного Криму як ідеальний полігон для тимчасового (sic!) перебування колоністів перед їхнім остаточним переселенням до Ізраєлю. Саме у важких умовах майбутні халуціанці мали створювати свої інкубатори майбутніх кібуців.
        > Обставини після І світової різко змінилися, і єврейські колоністи вимушені були залишитись у своїх "тимчасових" поселеннях а до 1942 року, коли їх практично всіх поголовно винищили нацисти.
        > У спогадах тих колоністів бачимо, що вони занимали або виморочені ще після Кримської (Східної) війни селища, або й взагалі нові пусті ділянки. Як правило, на відстані від горизонту до півдоби пішки знаходилися німецькі хутори та кримськотатарські деревні.
        >
        > 2) Щоб протистояти єврейській колонізації (до речі, відпочатку 20-х років її підтримував саме патрон Ібраїмова - нарком національностей Сталін), предЦИК пійшов, як вказує пан Шем'ї-Заде, на беспрецедентну "внутрішню депортацію" - переселення кримських татар з віковічних земель на Південому березі та передгірря - у ті самі погано пристосовані степи.
        > Робилося це нібито щоб довести, що для євреїв немає багато "пустих районів". Але в реальності це було перше вичищення від кримськотатарського населення курортних районів, цілком і повністю у відповідності до доктрини "Криму як всесоюзної здравниці". Таким чином, Ібраїмов у повній згоді з Москвою сприяв русифікації берегу від Судаку до Севастополя. Свідомо він це робив чи ні, ще те питаня.
        > Тут ми знову впираємось у небажання московських кураторів міліфірковичів згадувати про те, що "ЮБК" був щільно заселений кримськими татарами, і виносення теми на пси. Спочатку окольними шляхами героїзується Ібраїмов, а потім вже, побічно, було б визнано шляхетним і кожний його вчинок, в тому числі депортацію співвітчизників з курортів у степи.
        >
        > 3) Міф про зарозу єврейської колонізації - один з головних важелів, яким гебня перекладає відповідальність за Депортацію-Сюргюн 1944 з головного злочинця, Сталіна, на міфічні сили та організації.
        > Цей міф широко і постійно розповсюджується саме посеред проросійських інтлеігентських кіл, попри на свою історичну неспроможність. Мета його цілком прозора - просування тез від "Сталіним маніпулювали євреї" до "Сталіна вимусили це зробити євреї". Хто завгодно, були б марсіяни то й марсіяни згодилися б, аби не прямі винуватці - сталіністи та комуністи.
        > Тепер бачимо, як цю тезу просувають і мііфірковичи, на стадії їх остатотньої деградації, коли вони вже є простим зливним бачком російської охранки.
        > Теза повністю зіткана з міфів, причому штучно прив/язана до колізії 1920-х за участі Ібраїмова.
        > Так, Сталін зовсім не мав наміру робити Єврейську автономію в Криму, вже хоча б потому що така автономія існувала з 1930-х на Далекому Сході (між іншим, на теренах етнічного "Зеленого Клину" української діаспори).
        > ЄАК (єврейський антифашистський комітет) був відначала підконтрольний Сталіну як інструмент, який скоро відкинуть - і дійсно, вже на початку холодної війни, коли сионизм став козирем західного табору, а антисемитизм - східного, активісти ЄАК були винищені.
        > Зрештою, сталінизм протягом 1939-1942 року виключно сприяв голокосту на власних землях, що його потім вчинили нацисти.
        > По-перше, від початку ІІ світової війни Сталін став союзником Гітлера і, в обмін на території, почав приховувати від радянських громадян раситську сутність націонал-соціалістів. Через це євреї України та Криму станом на 1941 рік були переконані, що німці Гітлера мало відрізняються від німців Кайзера, і тому не влаштовували масової втечі від неминучої загибелі.
        > По-друге, операція евакуації 1941 року, а також невдала операція "десанту" 1942 ніяк не були спрямовані на спасіння найвразлівішої і очевиднішої групи, яка підлягає винищенню нацистами - саме євреїв та кримчаків. Це яскраво свідчить, що комуністи-сталіністи пасивно підтримували голокост, зокрема, у Криму.
        >
        >
        >
        > Ібраїмов - особистість неординарна, але переважно через те, що зазнав репресій на "період" раніше за іншіх, у протилежному разі був би цілком типовим постреволюційним діячем радянщини.
        > Неординарність його була, насамперед, у його змичці як керівника радянської держави із нелегальним криміналітетом, привнесення бандитизму "кавказького" типу до Криму, що викликало незадовлення власних колег-комуністів, бо він почав становити загрозу вже й їхнім життям.
        > Якби не це, він прожив би життя своїх колег-співвітчизників, які і розкулачення підтримували, і доноси 30-х строчили, і сліпо підтримували всі репресії та вчинки Москви, аж до скорення безумному рішенню про депортацію.

        Все верно, пан Татарчук - Вы меня опередили с комментариями :)

        Убедительно прошу соотечественников крымских татар верно расставлять акценты в истории еврейской колонизации и не вестись на антисемитские провокации.

        Что касается фигуры Вели Ибраимова, то и его не стоит мазать одной черной краской. Это может позволить себе Ислям Ширинский в своих субъективных заметках-мемуарах. Историк-профессионал обязан рассмотреть его личность всесторонне.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2011.01.07 | Айдын Шемьи-заде

          Re: гугл знає, Откуда текст + зауваження щодо наголосів

          Наконец я дождался! Честный историк обещает рассмотреть личность и дела Вели Ибраимова всесторонне! Очень хотелось бы прочитать что-то положительное о деятельности этого человека (документально подтвержденное), ибо я ничего хорошего о нем не нашел.
          P.S. Предлагаю не считать положителными фактами деятельности В. Ибраимова то, что 1)он погладил кого-то по головке; 2) Пожалел жителей какого-то села (примеры взяты из нынешней крымской прессы). 3) помог поступить в техникум какой-то девушке.
          P.P.S.Также желательно опровергнуть приведенные в моей публикации факты. Я буду доволен, если будет доказано, что эти факты ошибочны.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2011.01.07 | честный историк

            Re: гугл знає, Откуда текст + зауваження щодо наголосів

            Айдын Шемьи-заде пише:
            > Наконец я дождался! Честный историк обещает рассмотреть личность и дела Вели Ибраимова всесторонне! Очень хотелось бы прочитать что-то положительное о деятельности этого человека (документально подтвержденное), ибо я ничего хорошего о нем не нашел.
            > P.S. Предлагаю не считать положителными фактами деятельности В. Ибраимова то, что 1)он погладил кого-то по головке; 2) Пожалел жителей какого-то села (примеры взяты из нынешней крымской прессы). 3) помог поступить в техникум какой-то девушке.

            В приведенном в первом посте тексте дана адекватная биография В.Ибраимова, что дает основание квалифицировать Вели Ибраимова как патриота своего народа. В Вашей статье тема еврейской колонизации дана как проходная и почти не заслуживающая внимания, как незначительный эпизод. Вы однако забываете, что если "все были против - и русские, и татары и немцы-колонисты", то головой ответил за свою позицию именно Вели Ибраимов.

            Что, повторюсь, не должно явиться причиной для провокации антисемитских настроений в современной крымскотатарской среде - на что пост автора, вбросившего тему, собственно и был рассчитан.

            > P.P.S.Также желательно опровергнуть приведенные в моей публикации факты. Я буду доволен, если будет доказано, что эти факты ошибочны.

            Разумеется, идеализировать государственного деятеля-большевика не стоит - он был солдатом партии. Однако как только он отклонился от генеральной линии, результат был незамедлительный - пуля в лоб. То же случилось чуть позже с Султангалиевым - любимцем Сталина, первые же попытки которого покритиковать "отца народов" закончились для него плачевно. Такова была система.

            А концептуально важно вот что. Однозначно "черные" (или "белые") интерпретации тех или иных персонажей применительно к истории СССР принципиально ошибочны. Эшреф Шемьи-заде, как и другие его коллеги, не перестал быть выдающимся писателем от того, что в какие-то моменты жизни был вынужден писать славословия Сталину.
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2011.01.07 | Айдын Шемьи-заде

              Re: гугл знає, Откуда текст + зауваження щодо наголосів

              Эшреф Шемьи-заде славословий Сталину, насколько я знаю, не писал. И никто не знает о таких строках или словах Эшрефа Шемьи-заде.
              Умеете держать ответ за свои слова? Приведите инкриминируемые Эшрефу Шемьи-заде славословия в адрес Джугашвили.

              Теперь о В. Ибраимове. Вы, видимо, не историк, если без приведения доказательств продолжаете хвалить этого человека, который был направлен Сталиным для экзекуций в Крыму.
              Это Ваше личное пристрастие, но не загрязняйте информационнцю среду.
              Впрочем, у каждого своя миссия.

              Итак, о славословиях?
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2011.01.07 | честный историк

                Re: гугл знає, Откуда текст + зауваження щодо наголосів

                Айдын Шемьи-заде пише:
                > Эшреф Шемьи-заде славословий Сталину, насколько я знаю, не писал. И никто не знает о таких строках или словах Эшрефа Шемьи-заде.
                > Умеете держать ответ за свои слова? Приведите инкриминируемые Эшрефу Шемьи-заде славословия в адрес Джугашвили.
                >
                > Теперь о В. Ибраимове. Вы, видимо, не историк, если без приведения доказательств продолжаете хвалить этого человека, который был направлен Сталиным для экзекуций в Крыму.

                Вели Ибраимова в Крым никто не присылал, он там жил, и Крым был его родиной.

                > Это Ваше личное пристрастие, но не загрязняйте информационнцю среду.

                Похоже, что здесь что-то личное у Вас.

                > Впрочем, у каждого своя миссия.
                >
                > Итак, о славословиях?

                Полистайте предвоенный "Красный Крым" - найдете. Но, повторюсь опять, из этого не следует, что Эшреф Шемьи-заде, как и те, кто был вынужден прославлять Советы, обязательно дерьмо. Такова была система.
                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                • 2011.01.07 | Айдын Шемьи-заде

                  Если мужчина не может отвечать за свои слова, то это плохо.

                  Не хотелось бы Вас обижать, но вы, похоже, в растерянности. Ну, полистайте "Красный Крым" - нашли?

                  Вниматнельнее почитайте мою статью о Вели Ибраимове, там о его перемещениях есть документальные сведения.
                  згорнути/розгорнути гілку відповідей
                  • 2011.01.07 | честный историк

                    Re: Если мужчина не может отвечать за свои слова, то это плохо.

                    Айдын Шемьи-заде пише:
                    > Не хотелось бы Вас обижать, но вы, похоже, в растерянности. Ну, полистайте "Красный Крым" - нашли?

                    К сожалению, газета "Красный Крым" довоенных времен - большая редкость, так что полистать ее можно только в крупных библиотеках. Но мне это удалось. Теперь дело за Вами. Но, повторяю в третий раз, из этого не будет следовать, что Эшреф Шемьи-заде и иже с ним - плохие писатели или недостойные люди.

                    > Вниматнельнее почитайте мою статью о Вели Ибраимове, там о его перемещениях есть документальные сведения.

                    Его перемещения никакой роли не играют. Он крымский татарин и родина его Крым. Если Вы живете в Москве - это ж не значит, что это имеет какое-то значение, и Вы от этого перестаете считать Крым своей родиной.
                    згорнути/розгорнути гілку відповідей
                    • 2011.01.07 | Чора-Батыр

                      Если мужчина не может отвечать за свои слова, то он не мужчина.

                      КРЫМСКАЯ РЕКОНКИСТА!

                      Как ловко все же евреи пытаются переделать нашу историю. Из Вели Ибраимова, которого расстреляли только за то, что он стал препятствовать созданию в Крыму, на нашей земле, Еврейской Республики, делают врага-террориста. Именно он возвращал целые поезда с евреями назад восвояси. И для крымских татар Вели Ибраимов всегда был и будет героем и защитником нашей государственности.

                      З.Ы. ОТВЕЧАЮ! МЫ ВЕРНЕМ СЕБЕ КРЫМ!
                      згорнути/розгорнути гілку відповідей
                      • 2011.01.07 | миллет

                        +100000000000000000000000000000000000

                        Мы вернем себе Крым!
                    • 2011.01.07 | Айдын Шемьи-заде

                      Re: Если мужчина не может отвечать за свои слова, то это плохо.

                      Ну, так дайте текст! Или ссылку на номер газеты! :) :) :)
                      Не говоря уже о том, что "Красный Крым" выходил на русском языке, а на татарском "Къызыл Къырым" :), подшивки этих газет найти не так уж трудно.
                      Ну, ладно. Конечно, надо бы Вам извинится, но это уже вопрос Вашего воспитания.

                      А о Вели Ибраимове почитайте внимательнее мою статью. Между прочим, у меня есть по этому вопросу и другие материалы.

                      Дело в том, что этой одиозной личности приписываются достижения всей плеяды наших истинно успешных национальных деятелей. Если бы не это обстоятельство, то можно было бы предоставить апологетов этого сталинского прихвостня самим себе - пусть молятся на кровавого чекиста.
                      згорнути/розгорнути гілку відповідей
                      • 2011.01.07 | мужчина

                        Re: Если мужчина не может отвечать за свои слова, то это плохо.

                        Айдын, вы ведете себя как мальчишка! Что вы заладили ссылки да ссылки?! Поднимите свою дряблую задницу и сходите сами в библиотеку, там найдете ответы на все ваши вопросы.
                      • 2011.01.08 | честный историк

                        Re: Если мужчина не может отвечать за свои слова, то это плохо.

                        Айдын Шемьи-заде пише:
                        > Ну, так дайте текст! Или ссылку на номер газеты! :) :) :)

                        > Не говоря уже о том, что "Красный Крым" выходил на русском языке, а на татарском "Къызыл Къырым" :), подшивки этих газет найти не так уж трудно.

                        Ссылку я прислать не могу, потому как для того чтоб ее найти, надо поднять очень большой архив моих материалов. Даже при всем моем горячем уважении к Вам, сделать это трудно :) А текст тем более не пришлю, что цели конспектировать аллилуйные произведения в честь товарища Сталина не было. Но Если Вы считаете, что найти "Красный Крым" просто - что Вам мешает сходить в библиотеку и полистать подшивки?
                        згорнути/розгорнути гілку відповідей
                        • 2011.01.08 | Айдын Шемьи-заде

                          Re: Если мужчина не может отвечать за свои слова, то это плохо.

                          Работа по поиску произведений Эшрефа Шемьи-заде в газетах и журналах была проведена несколькими лицами, в том числе имной. Не писал Эшреф Шемьи-заде славословий в адрес Сталина, за то и был в 1937-м году исключен из Союза писателей, а в 1941-м году арестован.

                          Читайте следующую мою заметку.
                          згорнути/розгорнути гілку відповідей
                          • 2011.01.08 | Айдын Шемьи-заде

                            Re: Если мужчина не может отвечать за свои слова, то это плохо.

                            Здесь много недовольных моей информацией. Это плохой показатель состояния общества.
                            И скрывая свое имя трусливо хамить и величать при этом себя «мужчиной» немного смешно. А называть меня по имени могут только друзья. Снимите маску, эфендим.

                            Теперь для тех, кто интересуется фактами.
                            Я понимаю так – все приводимые в моей статье факты признаны и Вели Ибраимову ставится в заслугу, то, что он, якобы, предотвратил заселение Крыма «трудящимися евреями», что он возвращал целые поезда с евреями назад.
                            Увы, это не так!
                            Одним из членов правительства СССР Ю. Лариным (Лурье) еще в июне 1923-го года разрабатывался план создания Еврейской автономии в Крыму и поселения на его территории 280 тыс. евреев (!) – для создания национального большинства.

                            8 февраля 1924 года принимается специальной комиссией Политбюро решение о создании государственного Комитета по земельному устройству трудящихся евреев (Ком ЗЕТ) во главе с П.Смидовичем. КомЗЕТ обратился к властям Крымской АССР с ТРЕБОВАНИЕМ выделить дополнительно к 8140 десятинам, занятым евреями – переселенцами в начале 20-х годов, еще 31.860 десятин в Джанкойском и Феодосийском районах. Крымские власти ответили категорическим отказом – это было до назначения Вели Ибраимова на должность председателя КрымЦИКа, когда высшую республиканскую должность занимал Юрий Гавен - ленинский кадр.
                            Отметим, что пост наркома по делам национальностей с 1917-го года занимал Сталин. С 3-го апреля 1922-го года И.В.Сталин – Генеральный секретарь ЦК партии, но от поста наркомнаца не был освобожден. Понятно, что КомЗЕТ работал под контролем со стороны Сталина и требование о заселении Крыма евреями не могло не быть одобрено им.
                            Против плана наводнения Крыма новыми поселенцами проходили массовые протесты населения, протестовали и татары, и русские, и немцы-колонисты.
                            Вели Ибраимов был назначен Председателем КрымЦИКа в августе 1924-го года.
                            15 января 1925г. КрымЦИК и КрымСовнарком всё же согласились на переселение 500 семейств, категорически заявляя, что большим фондом для переселения Крым не располагает.
                            Отказ от выделения новых участков и попытки лишить земли переселенцев, уже проживающих на полуострове 2-3 года, не принесли результатов. 16 апреля 1925 г. Экономическое совещание при СНК РСФСР постановило отвести КомЗЕТу 40 тысяч десятин. Совнарком РСФСР теперь явно обнаглел - при Ю. Гавене требование ограничивалось 32 тысячами десятин.
                            Инициатива подготовить "Доклад Крымского ЦИК и СНК о реэмиграции крымских татар из Болгарии и Румынии" с разъяснениями проблем с земельными фондами и необходимостью решить вопрос с реэмиграцией татар, вынужденных при царской власти бежать из Крыма, исходила от Османа Дерен-Айырлы, тогдашнего председателя Крымского Совнаркома. В этом докладе, рассмотренном в Крымском ЦИКе и на заседании Крымского Совнаркома в январе 1925-го года, было показано, что излишков земли по всему Крыму нет.
                            Было понятно, что оперативное обращение к вопросу, который рассматривался руководством Крымской АССР еще в 1921-м году, вызвано открытыми претензиями КомЗЕТа на расселении на полуострове еврейских переселенцев. Вели Ибраимов не сразу осмелился идти против решения, которое прошло через Наркомат по делам национальностей, то есть через Сталина. Отправка Доклада в Москву была приостановлена. Однако через два месяца составленный Дерен-Айырлы доклад за подписями В. Ибраимова и О. Дерен-Айырлы был направлен в Президиум ЦИК СССР.
                            В Докладе отмечено, что еще первым Учредительным Съездом Советов Автономной Крымской АССР, состоявшемся в Симферополе 7-12 ноября 1921 г., был принят земельный закон, в который внесено добавление о наделении, наряду с безземельными и малоземельными крымчанами также и эмигрантов татар, в эпоху царизма вынужденных бежать в Турцию и на Балканы.
                            Доклад поступил в Президиум ЦИК СССР в апреле 1925-го года.
                            Председатель КрымЦИКа В. Ибраимов и нарком земледелия С. Меметов были вызваны в Москву. После их возвращения из Москвы в начале июля 1925 года вопрос был фактически закрыт.
                            В беседе В. Ибраимова с корреспондентом газеты "Красный Крым" 7 июля 1925 г. вопрос о реэмиграции больше не затрагивался…

                            1 июля 1925 г. доклад был сдан в архив. Предотвратить заселение Крыма еврейскими семьями не удалось.
                            С 1925 г. по 1928 г. включительно, КомЗЕТу было отведено 113 тыс. 512,3 га крымской земли, т.е. весь фонд, который намечался для размещения татар из Болгарии и Румынии.

                            15 октября 1925 г. новый секретарь Крымского Обкома С.Д. Петропавловский направил секретарям ЦК ВКП(б) политический донос на крымскотатарских партийно-советских работников. В результате в начале 1926 г. были снят с должности отослан из Крыма Осман Дерен-Айерлы, который позже был осужден и сослан в Соловки, умер в 1935-м году). Вели Ибраимов пока оставался на должности.
                            Но Вели Ибраимова ожидала более жестокая участь: он числился среди «друзей» Сталина, а Сталин не соглашающихся с ним в чем-либо друзей карал с особой жестокостью.

                            18 января 1928г. Вели Ибраимов был арестован в Москве. В том же месяце ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление "О земельной реформе в Крыму".

                            После изгнания Османа Дерен-Айырлы из Крыма и ареста Вели Ибраимова проведение намеченных КомЗЕТом мероприятий продолжалось. Вскоре в Крыму был создан еврейский национальный Фрайдорфский район, 32 еврейских национальных сельсовета, издавалась газета "Ленин Вег" на идиш.

                            Из переселившихся в Крым 70 тысяч евреев в 86-ти еврейских колхозах осталось всего лишь 17 тыс. человек, остальные заселились по городам.

                            Так что ни одного желдор состава Вели Ибраимов не повернул назад Еще при его нахождения на должности председателя КрымЦИКа усилися процессзаселения Крыма «трудящимися евреями».

                            Послужной список Вели Ибраимова из Справочника по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898 - 1991

                            1916 - председатель крымско-татарского рабочего союза

                            в Особом отделе ВЧК Кавказского фронта
                            1921 председатель Особой тройки по борьбе с бандитизмом

                            7.11.1921 - 8.1924 народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции Крымской АССР

                            8.1924 - 28.1.1928 председатель ЦИК Крымской АССР

                            8.2.1928 арестован



                            О близком знакомстве Вели Ибраимова со Сталиным говорит журналист Н. Семена, который пишет что жена Вели Ибраимова пыталась переубедить Сталина: «Коба, ты же знаешь, что Вели невиновен!» Сталин отвечал: «Я-то знаю. Но так уж случилось. Дело попало не только в нашу прессу, но и в иностранную тоже. Теперь мы отойти от этого не можем. Но я даю тебе честное слово, что мы изменим ему фамилию и пошлем работать в Арабстан».Этот разговор датирован 9 мая 1928 года.
                            згорнути/розгорнути гілку відповідей
                            • 2011.01.08 | мужчина

                              Re: Если мужчина не может отвечать за свои слова, то это плохо.

                              Айдын Шемьи-заде пише:
                              > Здесь много недовольных моей информацией. Это плохой показатель состояния общества.
                              Не много ли, вы, берете на себя?! У вас явно завышенная самооценка. Во всех цивилизованных обществах принято обращаться к человеку по имени, мне непонятно почему вас это оскарбило? Подскажите хаму как стоит обращаться к вам, какие эпитеты необходимо использовать?
                              згорнути/розгорнути гілку відповідей
                              • 2011.01.08 | Айдын Шемьи-заде

                                Re: Если мужчина не может отвечать за свои слова, то это плохо.

                                Мне нет до вас дела. Но если Вы будете грамотно писать на этом форуме, то можете считать это Вашей маленькой победой.
                            • 2011.01.08 | честный историк

                              Re: Если мужчина не может отвечать за свои слова, то это плохо.

                              Айдын Шемьи-заде пише:
                              > Здесь много недовольных моей информацией. Это плохой показатель состояния общества.
                              > И скрывая свое имя трусливо хамить и величать при этом себя «мужчиной» немного смешно. А называть меня по имени могут только друзья. Снимите маску, эфендим.

                              Надеюсь, Вы понимаете, что ники "мужчина" и "честный историк" принадлежат разным людям.

                              >
                              > Теперь для тех, кто интересуется фактами.
                              > Я понимаю так – все приводимые в моей статье факты признаны и Вели Ибраимову ставится в заслугу, то, что он, якобы, предотвратил заселение Крыма «трудящимися евреями», что он возвращал целые поезда с евреями назад.
                              > Увы, это не так!
                              > Одним из членов правительства СССР Ю. Лариным (Лурье) еще в июне 1923-го года разрабатывался план создания Еврейской автономии в Крыму и поселения на его территории 280 тыс. евреев (!) – для создания национального большинства.
                              >
                              > 8 февраля 1924 года принимается специальной комиссией Политбюро решение о создании государственного Комитета по земельному устройству трудящихся евреев (Ком ЗЕТ) во главе с П.Смидовичем. КомЗЕТ обратился к властям Крымской АССР с ТРЕБОВАНИЕМ выделить дополнительно к 8140 десятинам, занятым евреями – переселенцами в начале 20-х годов, еще 31.860 десятин в Джанкойском и Феодосийском районах. Крымские власти ответили категорическим отказом – это было до назначения Вели Ибраимова на должность председателя КрымЦИКа, когда высшую республиканскую должность занимал Юрий Гавен - ленинский кадр.
                              > Отметим, что пост наркома по делам национальностей с 1917-го года занимал Сталин. С 3-го апреля 1922-го года И.В.Сталин – Генеральный секретарь ЦК партии, но от поста наркомнаца не был освобожден. Понятно, что КомЗЕТ работал под контролем со стороны Сталина и требование о заселении Крыма евреями не могло не быть одобрено им.
                              > Против плана наводнения Крыма новыми поселенцами проходили массовые протесты населения, протестовали и татары, и русские, и немцы-колонисты.
                              > Вели Ибраимов был назначен Председателем КрымЦИКа в августе 1924-го года.
                              > 15 января 1925г. КрымЦИК и КрымСовнарком всё же согласились на переселение 500 семейств, категорически заявляя, что большим фондом для переселения Крым не располагает.
                              > Отказ от выделения новых участков и попытки лишить земли переселенцев, уже проживающих на полуострове 2-3 года, не принесли результатов. 16 апреля 1925 г. Экономическое совещание при СНК РСФСР постановило отвести КомЗЕТу 40 тысяч десятин. Совнарком РСФСР теперь явно обнаглел - при Ю. Гавене требование ограничивалось 32 тысячами десятин.
                              > Инициатива подготовить "Доклад Крымского ЦИК и СНК о реэмиграции крымских татар из Болгарии и Румынии" с разъяснениями проблем с земельными фондами и необходимостью решить вопрос с реэмиграцией татар, вынужденных при царской власти бежать из Крыма, исходила от Османа Дерен-Айырлы, тогдашнего председателя Крымского Совнаркома. В этом докладе, рассмотренном в Крымском ЦИКе и на заседании Крымского Совнаркома в январе 1925-го года, было показано, что излишков земли по всему Крыму нет.
                              > Было понятно, что оперативное обращение к вопросу, который рассматривался руководством Крымской АССР еще в 1921-м году, вызвано открытыми претензиями КомЗЕТа на расселении на полуострове еврейских переселенцев. Вели Ибраимов не сразу осмелился идти против решения, которое прошло через Наркомат по делам национальностей, то есть через Сталина. Отправка Доклада в Москву была приостановлена. Однако через два месяца составленный Дерен-Айырлы доклад за подписями В. Ибраимова и О. Дерен-Айырлы был направлен в Президиум ЦИК СССР.
                              > В Докладе отмечено, что еще первым Учредительным Съездом Советов Автономной Крымской АССР, состоявшемся в Симферополе 7-12 ноября 1921 г., был принят земельный закон, в который внесено добавление о наделении, наряду с безземельными и малоземельными крымчанами также и эмигрантов татар, в эпоху царизма вынужденных бежать в Турцию и на Балканы.
                              > Доклад поступил в Президиум ЦИК СССР в апреле 1925-го года.
                              > Председатель КрымЦИКа В. Ибраимов и нарком земледелия С. Меметов были вызваны в Москву. После их возвращения из Москвы в начале июля 1925 года вопрос был фактически закрыт.
                              > В беседе В. Ибраимова с корреспондентом газеты "Красный Крым" 7 июля 1925 г. вопрос о реэмиграции больше не затрагивался…

                              Действительно, проект реэмиграции крымских татар не состоялся. Об этом подр. в публикации Гульнары Бекировой, где приведен и текст документа http://kirimtatar.com/index.php?option=com_content&task=view&id=117&Itemid=382

                              Но, как писал Андрей Вознесенский, "за попытку спасибо".


                              > С 1925 г. по 1928 г. включительно, КомЗЕТу было отведено 113 тыс. 512,3 га крымской земли, т.е. весь фонд, который намечался для размещения татар из Болгарии и Румынии.
                              >
                              > 15 октября 1925 г. новый секретарь Крымского Обкома С.Д. Петропавловский направил секретарям ЦК ВКП(б) политический донос на крымскотатарских партийно-советских работников. В результате в начале 1926 г. были снят с должности отослан из Крыма Осман Дерен-Айерлы, который позже был осужден и сослан в Соловки, умер в 1935-м году). Вели Ибраимов пока оставался на должности.
                              > Но Вели Ибраимова ожидала более жестокая участь: он числился среди «друзей» Сталина, а Сталин не соглашающихся с ним в чем-либо друзей карал с особой жестокостью.
                              >
                              > 18 января 1928г. Вели Ибраимов был арестован в Москве. В том же месяце ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление "О земельной реформе в Крыму".
                              >
                              > После изгнания Османа Дерен-Айырлы из Крыма и ареста Вели Ибраимова проведение намеченных КомЗЕТом мероприятий продолжалось. Вскоре в Крыму был создан еврейский национальный Фрайдорфский район, 32 еврейских национальных сельсовета, издавалась газета "Ленин Вег" на идиш.
                              >
                              > Из переселившихся в Крым 70 тысяч евреев в 86-ти еврейских колхозах осталось всего лишь 17 тыс. человек, остальные заселились по городам.
                              >
                              > Так что ни одного желдор состава Вели Ибраимов не повернул назад Еще при его нахождения на должности председателя КрымЦИКа усилися процессзаселения Крыма «трудящимися евреями».

                              Совершенно верно, не повернул. Но головы лишился - несмотря на близкое знакомство со Сталиным. Ибраимов хотя бы пытался что-то сделать для своего народа. А сколько было таких, кто не пытался?
                              згорнути/розгорнути гілку відповідей
                              • 2011.01.08 | Айдын Шемьи-заде

                                Re: Если мужчина не может отвечать за свои слова, то это плохо.

                                Любой бездарный диктатор или ставленник желали бы что-то положительное сделать, чтобы народ их полюбил. Но главное для них власть и желание наказать тех, кто ими пренебрегал. Вели Ибраимов тоже хотел бы сделать что-либо хорошее для народа, но не сделал по нескольким причинам:1) бездарный руководитель, научившийся только расстреливать; 2) холуйство перед Сталиным, который для того и поставил Вели на должность, чтобы тот подавил крымскотатарскую интеллигенцию, как это делал на Кавказе; 3) ненависть к успешным национальным деятелям, которые своими делами вошли в руководящую элиту.
                                Интеллигентных и образованных деятелей Вели Ибраимов преследовал с особым наслаждением. Он предпринял репрессивные акции против Чобан-заде, Усеина Боданинского, Абдурефи Абиева, Шевки Бекторе, против других…
                                Ничего положительного народ при В. Ибраимове не получил, напротив.
                                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                                • 2011.01.08 | честный историк

                                  Re: Если мужчина не может отвечать за свои слова, то это плохо.

                                  Айдын Шемьи-заде пише:
                                  > Любой бездарный диктатор или ставленник желали бы что-то положительное сделать, чтобы народ их полюбил. Но главное для них власть и желание наказать тех, кто ими пренебрегал. Вели Ибраимов тоже хотел бы сделать что-либо хорошее для народа, но не сделал по нескольким причинам:1) бездарный руководитель, научившийся только расстреливать; 2) холуйство перед Сталиным, который для того и поставил Вели на должность, чтобы тот подавил крымскотатарскую интеллигенцию, как это делал на Кавказе; 3) ненависть к успешным национальным деятелям, которые своими делами вошли в руководящую элиту.
                                  > Интеллигентных и образованных деятелей Вели Ибраимов преследовал с особым наслаждением. Он предпринял репрессивные акции против Чобан-заде, Усеина Боданинского, Абдурефи Абиева, Шевки Бекторе, против других…
                                  > Ничего положительного народ при В. Ибраимове не получил, напротив.

                                  Ваши суждения чрезвычайно оценочны и субъективны.

                                  Ничего положительного народ не получил по той причине, что реальной властью в этой стране ни Вели Ибраимов и никто другой не обладал. Как только он пытался проявить свой патриотизм, а значит самостоятельность - немедленно был уничтожен. А решал в этой стране все один-единственный человек, который последовательно избавлялся от всех, кто казался ему оппонентом - от Зиновьева, Каменева, Рыкова, Бухарина, Кирова, Троцкого, Султангалиева... Список имен можно продолжать и продолжать.
                                  згорнути/розгорнути гілку відповідей
                                  • 2011.01.08 | Tatarchuk

                                    я хочу знати, звідки це відомо

                                    честный историк пише:
                                    > Как только он пытался проявить свой патриотизм, а значит самостоятельность - немедленно был уничтожен.
                                    Звідки, на основі чого відомо, що арешт та страта Ібраїмова Велі була саме за його антиєврейську, а не іншу діяльність?
                                    Ясно, що причини та приводи слід розрізняти, але звідки ви впевнені що це дійсно було головною чи навіть єдиною причиною його знищення?
                                    Прояснивши це питання, можна вже рухатись далі, як ви й хотіли, до обїективізованого погляду на Ібраїмова.
                                    згорнути/розгорнути гілку відповідей
                                    • 2011.01.09 | Айдын Шемьи-заде

                                      Re: я хочу знати, звідки це відомо

                                      Можно предполагать, что не столько за антиеврейскую деятельность, сколько за неповиновение боссу. Не оправдал.

                                      Вряд ли суд над ним был праведным. Ведь уже в 26-м году его статус в ВЦИКе понизили до кандидатского, а было это до инкриминируемого ему убийства.
                                    • 2011.01.09 | честный историк

                                      Re: я хочу знати, звідки це відомо

                                      Tatarchuk пише:
                                      > честный историк пише:
                                      > > Как только он пытался проявить свой патриотизм, а значит самостоятельность - немедленно был уничтожен.
                                      > Звідки, на основі чого відомо, що арешт та страта Ібраїмова Велі була саме за його антиєврейську, а не іншу діяльність?
                                      > Ясно, що причини та приводи слід розрізняти, але звідки ви впевнені що це дійсно було головною чи навіть єдиною причиною його знищення?
                                      > Прояснивши це питання, можна вже рухатись далі, як ви й хотіли, до обїективізованого погляду на Ібраїмова.

                                      Не точно обозначить его деятельность как антиеврейскую. Дело конечно не в антисемитизме как таковом. Многое здесь определила извечная крымская проблема - земельная. Это был вопрос самый сложный для крымских татар не только сейчас, но и в 1920-х годах. Сюда надо добавить практически не изученный, но документально обеспеченный пласт - "взаимоотношения в Крыму внутри верхушки партии". Не надо забывать и его порочные - в глазах Сталина - связи, с одной стороны, с Султангалиевым, с другой - с миллифирковцами. Конечно, нужно непременно вписать этот сюжет в контекст основной тенденции - борьбы Сталина с оппозицией. Не случайно ведь сразу вслед за процессом Вели Ибраимова был инициирован массовый процесс над миллифирковцами.
                                      згорнути/розгорнути гілку відповідей
                                      • 2011.01.09 | Айдын Шемьи-заде

                                        Re: я хочу знати, звідки це відомо

                                        Султан-Галиев был выдающимся политиком и честным человеком. С ним был дружен Исмаил Фирдевс. Сведений о близости В. Ибраимова с Мирсаидом Султа-Галиевым я не встречал. Может быть, Вы перепутали инициалы? С Султан-Галиевым был близок Галимджан Ибрагимов - тоже порядочный человек.
                                        згорнути/розгорнути гілку відповідей
                                        • 2011.01.09 | честный историк

                                          Re: я хочу знати, звідки це відомо

                                          Айдын Шемьи-заде пише:
                                          > Султан-Галиев был выдающимся политиком и честным человеком. С ним был дружен Исмаил Фирдевс. Сведений о близости В. Ибраимова с Мирсаидом Султа-Галиевым я не встречал. Может быть, Вы перепутали инициалы? С Султан-Галиевым был близок Галимджан Ибрагимов - тоже порядочный человек.

                                          Казанские историки Султанбеков и Шарафутдинов несколько лет назад опубликовали следственное дело Султан-Галиева. В нем много документов и о связях с крымскотатарскими партийными деятелями, в том числе и с Вели Ибраимовым.
                                  • 2011.01.09 | Айдын Шемьи-заде

                                    Re: Если мужчина не может отвечать за свои слова, то это плохо.

                                    Да, конечно, но есть некоторые временЫе нюансы.
                                    Интересно бы провести исследование "затухания" меры этой реальной власти в динамике времени. Гавен и его крымскотатарское окруженпие еще обладали более или менее "самостоятельной властью". Вели Ибраимов тоже мог бы что-то делать для Крыма. Кубаева уже только хватило на открытое заявление, что "определенные силы" сковывают инициативу работников (он был наивным человеком из деревни, его, конечно, расстреляли). Дальше лидеры Крыма могли только думать самостоятельно, поступки же сверяли с Москвой. Позже, после расстрелов 38-го года, начиная с Мемета Ибраимова, полное отсутствие любой инициативы, что и спасло его от репрессий. После него был предКрымЦИКа, кажется, Сейфуллаев - этот бедолага был из тех, кто спрашивал, веревку с собой приносить или выдадут. Я не хочу его обидеть, но в такое положение он был поставлен. Когда ему сказали, что через несколько часов его вместе со всем народом будут выселять, он спросил, можно ли ему пойти к семье и собрать вещи. Конечно, даже самым близким людям о предстоящей высылке он не сказал.
                                    Да, был еще Сервер Трупчу, талантливый веселый парень из Дерекоя. Через Ин-т Красной Профессуры и ВЛКСМ стал 2-м секретарем КрымОбкома партии. Включили его в 37-м в "тройку". Он подал в отставку (это вам не вели-убийца). Его скоренько взяли и расстреляли, а было ему только 30 лет. Он не был наивным, он был порядочным человеком...
                          • 2011.01.08 | честный историк

                            Re: Если мужчина не может отвечать за свои слова, то это плохо.

                            Айдын Шемьи-заде пише:
                            > Работа по поиску произведений Эшрефа Шемьи-заде в газетах и журналах была проведена несколькими лицами, в том числе имной. Не писал Эшреф Шемьи-заде славословий в адрес Сталина, за то и был в 1937-м году исключен из Союза писателей, а в 1941-м году арестован.
                            >
                            Найду ссылку - пришлю.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".