МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

И.Умеров комментирует реакции на свою статью...

03/28/2003 | line305b
... про отличия нац. меньшинств и коренных народов.

26 марта, 2003

После публикации моего комментария в газете "Крымская правда" №47 (23180) от 14 марта 2003 г. (http://maidan.org.ua/n/krym/1047524383 [??]) меня уже бесчисленное количество раз обвинили в расизме, разжигании национальной ненависти и попытке сепаратизма. К сожалению, настоящая статья, несмотря на свою безобидность, произвела эффект разорвавшейся бомбы в крымском обществе. Ее появление и последовавшие вслед за ней комментарии показали все невежество наших политиков и большой части населения.

Многие не готовы (или не хотят) воспринимать именно такую правду. В нас еще живет тот советский человек, который "всегда за мир во всем мире", "за равенство и братство всех народов" (причем самый старший брат среди равных всегда русский). Этот менталитет так прочно укоренился в нашем сознании, что даже 11 лет независимости, стремление к европейским и международным стандартам никак не могут победить во многих из нас Homo Soveticus, у которого якобы с другими все поровну. Мне кажется, нам стоит прекратить жить в мире иллюзий и определиться, кто есть кто в Украине и Крыму в частности, причем без обид, так, как оно есть на самом деле.

Крымскотатарский народ, возвращающийся из депортации и ведущий борьбу за выживание на своей исторической Родине, естественно, находится в социально-экономической иерархии общества на несколько ступеней ниже, чем остальное население полуострова и, естественно, нуждается в особой защите и особом режиме обеспечения прав как экономических и социально-культурных, так и политических. Международное право специально предусматривает особый режим обеспечения прав для того, чтобы народ или этническая группа имела возможность быть жизнеспособной, выживать в подобных условиях. И не надо в этом усматривать какую-то дискриминацию других, просто нужно дать возможность крымскотатарскому народу встать на уровень с другими, чтобы идти дальше. По-моему, этот путь логичен, странно, что его многие не приемлют.

Дабы избежать в дальнейшем различных кривотолков на тему кто главнее, а также показать невеждам, что хотя бы иногда нужно интересоваться литературой, хотел бы привести некоторые определения относительно народов, национальных меньшинств и этнических групп из международного права. Надеюсь, что в будущем многие поймут необходимость в специальной защите прав крымскотатарского народа, и не будут усматривать в этом дискриминации по отношению к русским, украинцам, евреям и т.д.

Национальное меньшинство - это группа, меньшая по численности, чем остальная часть населения государства, занимающая негосподствующее положение, чьи члены, будучи гражданами этого государства, имеют государственность за границами государства проживания, обладают этническими, религиозными или языковыми характеристиками, отличающимися от характеристик остальной части населения, и проявляют, пусть даже косвенно, чувство солидарности, направленное на сохранение своей культуры, традиций, религии или языка".
Определение, представленное членом рабочей группы по правам меньшинств г-н Ф. Капоторти

К меньшинствам не относятся:

а) коренные народы;
b) группы лиц, которые рассматриваются как народы и, соответственно, имеют право на самоопределение;
с) группы лиц, обладающих упомянутыми выше характеристиками, которые явно не стремятся к сохранению своей самобытности;
d) группы лиц, обладающих упомянутыми выше характеристиками, но настолько малочисленные, что отсутствует объективная возможность установить для них какой-либо специальный режим защиты.
Рабочий документ, представленный г-ном Станиславом Черниченко. Рабочая группа ООН по меньшинствам, Женева, 1996г., стр.10

Коренные народы - это потомки тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты.
Конвенция Международной Организации Труда №169

Народ (Этнос) - естественно-исторически сложившаяся общность людей. Условиями возникновения народа являются общность территории и языка; нередко народ складывается из разноязычных групп (например, крымскотатарский - из кыпчакской и огузской ветвей тюркского языка). В ходе развития хозяйственных и других связей, под влиянием особенностей природной среды, контактов с другими народами и других причин внутри народа складываются черты материальной и духовной культуры, групповых психологических характеристик, вырабатывается этническое самосознание, реальным проявлением этого самосознания является употребление общего самоназвания. Сформировавшийся народ выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, традиционной культуры и быта, этнической ориентации, этнических и эстетических норм. Для более устойчивого существования народ стремится к созданию социально-территориальной ориентации (национальной автономии или национальному государству).

Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов. Институт этнологии и антропологии Российской академии наук, М. 1995г.

Этническая группа - термин, употребляемый в русскоязычной литературе в двух основных значениях. Первое - в смысле субэтноса, т.е. региональной части какого-то этноса, не вполне слившейся с ним и имеющей особенности разговорного языка (диалект), культуры и быта, а также особое национальное самосознание и название (этноним). Такими этническими группами являются, например, среди украинцев гуцулы и лемки, среди грузин - мегрелы и сваны. Второе - в смысле небольшой части какого-то этноса, территориально отделившейся от него в процессе миграции, но сохраняющее прежнее этническое самоназвание, язык, особенности культуры и быта (например, русские в Украине, украинцы в Казахстане). В этом случае этнические группы являются этническим (национальным) меньшинством.

Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов. Институт этнологии и антропологии Российской академии наук, М. 1995г

Член Меджлиса крымскотатарского народа
Заместитель Председателя Верховной Рады АРК

И.УМЕРОВ


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".