МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

«РУССКИЙ КРЫМ» НЕИНТЕРЕСЕН РОССИЙСКОМУ БИЗНЕСУ

08/15/2003 | line305b
«РУССКИЙ КРЫМ» НЕИНТЕРЕСЕН РОССИЙСКОМУ БИЗНЕСУ

Среди многих особенностей Крыма (особое географическое положение полуострова, что делает его зоной пересечения интересов сразу нескольких государств; Крым остается крупнейшей милитаризованной зоной с военными и военно-морскими базами, статус которых на протяжении 90-х годов долго оставался неопределенным; полиэтничность населения, часть которого была депортирована, и т. д) эксперты отмечают стремительную ассимиляцию русского и русскоязычного (нетатарского) населения Крыма. Это результат активной политики Киева по украинизации русского населения страны в целом и русскоязычных регионов в особенности.

Хотя, как показывают данные переписи, русский язык считают родным более 70 процентов населения, однако этим обстоятельством, как и многими другими (консолидация русских общин, работа с нерусским населением Крыма, лояльно относящимся к России, и т.д.), никак не пользуется политическая элита России. Несмотря на декларативную заботу о соотечественниках и некоторую их поддержку во время выборов, в кулуарах «русский ресурс» считается исчерпанным и «неинтересным» ни для политической элиты, ни для крупного российского бизнеса.

Отчасти такому отношению «способствует» разъединение русских общин и организаций, потеря их политического влияния, но, положа руку на сердце, трудно обвинять в этом только русские организации.

В той или иной мере такая ситуация (за редким исключением) сложилась во всех странах СНГ. Казалось бы, хотя бы в связи с предвыборной кампанией в России должна быть заявлена нашей властью активная забота если не о соотечественниках вообще, то хотя бы о гражданах России, которых в Автономной Республике Крым проживает более 15 тысяч. И, разумеется, редкая страна при этом не использовала бы возможности своего бизнес-класса для усиления своего влияния в любом регионе. Но Россия как раз такая страна, и российский бизнес занимает по отношению к Крыму, мягко говоря, странную позицию: в этом регионе поддерживаются все национальные общины, кроме русских.

Российские финансово-промышленные группы не поддерживают русские общественные объединения, поскольку не видят перспектив для совместного сотрудничества, объясняя это низким лоббистским потенциалом русских организаций. Так, Тюменская нефтяная компания ТНК- Украина выделила крупные пожертвования Еврейскому фонду культуры, ЛУКОЙЛ оказывает поддержку крымско-татарским организациям, финансируя строительство мечети. В Крыму работает ряд влиятельных российских компаний – ЛУКОЙЛ – Крым, ТНК, «КрымавтоГАЗ», «КрымавтоВАЗ», множество санаториев и домов отдыха является российской собственностью. Но государственный заказ России на ориентацию ФПГ на поддержку соотечественников отсутствует, и его, судя по всему, не будет в ближайшее время, так как ФПГ являются вполне самостоятельным игроком и сами активно влияют на расстановку сил в российских органах власти. Фактически в роли посредника между российскими бизнес-структурами и АРК активно выступает только Фонд «Москва – Крым», оказывающий поддержку организациям соотечественников и осуществляющий активную экономическую деятельность. Только благодаря этому существует Русский культурный центр, который проводит многогранную работу (кстати, не только с общинами русских, но приглашая на свои мероприятия и татарские национальные объединения) и который мог бы вполне стать естественным консолидирующим центром. Но и этим центром, по сути, занимается только Москва.

Сегодняшние дискуссии в России о роли крупного бизнеса в решении социальных и политических задач, о его ответственности перед обществом имеют прямое отношение и к нашим соотечественникам в ближнем зарубежье. Но пока оно существует (выживает) без новых Морозовых и Рябушинских.

Между тем не может не волновать усиление крымско-татарского фактора в большой геополитической игре против России, хотя пока значительная часть крымских татар объективно включена в орбиту русской культуры – и этот фактор следует учитывать. Уровень консолидированности и профессионализма лидеров национальных объединений крымских татар намного превосходит возможности русских организаций, в том числе за счет длительного опыта деятельности в качестве оппозиционной структуры.

Меджлис имеет своих представителей в зарубежных странах, в первую очередь в Турции. В политических пиар-акциях его структурам помогают российские специалисты в области национальных отношений, причем этому не мешают никакие официальные(!) должности. Так, еще в 1993 году для лидеров крымско-татарского движения была разработана московскими экспертами под руководством Эмиля Паина «новая тактика», которая отнюдь не способствовала большей лояльности к России. Разумеется, эти организации пользуются своими связями гораздо успешнее, чем представители русских общин и политических объединений.

В то же время значительная часть крымско-татарского населения Крыма достаточно аполитична и в целом негативно относится к попыткам радикальных кругов противопоставить ее русскому населению и использовать как средство политической борьбы. Процессы в этой части населения Крыма гораздо менее изучены, как и возможные рычаги влияния на нее со стороны лидеров Меджлиса.

Лидеры крымско-татарских организаций гораздо активнее используют возможности международных структур, чего руководство русских объединений вообще не делает, лишая себя серьезного дополнительного ресурса. Меджлис же активно действует везде: будь то поддержка сепаратистской Чечни или оказание медико-реабилитационных «услуг» чеченским экстремистам на базах отдыха Крыма.

Меджлис является главным инициатором прочных контактов с Турецкой Республикой. Его представителей в Турции принимают как официальных должностных лиц. В свою очередь бизнесмены из числа крымских татар обеспечивают проникновение в Крым и присутствие там турецкого капитала. Разработана специальная программа ООН по реинтеграции крымских татар и этнических меньшинств в Крыму. В качестве инвесторов в ней задействованы Нидерланды, Италия, Швейцария, Финляндия, Канада, Норвегия, Турция и др. страны.

Вся эта картина выразительно свидетельствует о том, что Россия опять проигрывает там, где могла бы выиграть, и уж если российская власть не без успеха «направляет» крупный бизнес на решение социальных и политических проблем внутри самой России, то неплохо бы ей эту методу применить и на всем постсоветском пространстве.

Татьяна ВОРОБЬЕВА

© "Литературная газета", 2003
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg302003/Polosy/art3_3.htm


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".