МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Свиньи на кладбище

04/30/2005 | Эрвин
Свиньи на кладбище

В Крыму назревает очередной межнациональный скандал, замешанный на земельном конфликте. Его эпицентром может стать древнее крымскотатарское село Черкез-Кермен, в свое время стертое с лица земли, а действующими лицами - уроженцы села и их потомки, которым противостоит местная «казачья» община.



История этого конфликта берет свое начало в 1960-е годы, когда село Черкез-Кермен с многовековой историей, название которого упоминается во множестве исторических документов, было до основания разрушено советской властью. Все жители села, основную массу которых составляли крымские татары, были в 1944 году высланы сталинским режимом вместе с остальными соотечественниками в Среднюю Азию и на Урал. После депортации село было переименовано в Крепкое, однако позже его признали неперспективным и бросили на произвол судьбы, а в 1960-е годы Черкез-Кермен окончательно разграбили, сравняли с землей жилые дома, школу, мечеть, снесли три кладбища. С тех пор на этом месте долгие годы был пустырь.

В 1990-х годах, когда в Крым начали массово возвращаться крымские татары, более 500 уроженцев Черкез-Кермена и их потомков высказали желание восстановить разрушенное село, для чего подали в Красномакский сельсовет Бахчисарайского района, к которому ныне относится территория села, заявления с просьбой о выделении земельных участков под строительство индивидуального жилья. Однако решить проблему в правовом порядке не удалось - руководство сельсовета на заявления ответило отказом, а в 2002 году и вовсе без всякой огласки передало всю территорию бывшего села (около 12 га) в частную собственность одному (!) лицу - некоему «атаману Бельбекской долины», а в прошлом - члену КСП «Украина» Виталию Полонцу. И это при том, что до депортации на этой территории проживало более 150 семей, а средний пай по КСП «Украина» на одного работника по сей день составляет 0,7 га. Кроме того, Полонцу было выделено дополнительно 0,572 га из земель запаса, еще 2 га получила для ведения частного хозяйства его супруга.

Новый «барин», получивший в свое распоряжение хоть и бывшее, но целое село, времени даром терять не стал. Недолго думая, он получил госакт на землю, после чего огородил всю полученную территорию забором и развернул бурную деятельность. На своем земельном участке атаман Полонец создал частное крестьянское хозяйство «Казачок», занимающееся разведением лошадей и свиней (напомним – все это происходит на бывших мусульманских кладбищах!), а также организовал военно-полевой лагерь по подготовке юных «казаков».

Сказать, что Полонцу достался лакомый кусок крымской земли - это не сказать ничего. Дело в том, что большая часть участка находится в охранной зоне и зоне регулируемой застройки памятника национального значения – средневекового городища Эски-Кермен, расположенного неподалеку от бывшего татарского села. Что и подтвердили специалисты Республиканского комитета по охране культурного наследия АРК, к которым обратились за разъяснением уроженцы Черкез-Кермена. «Охранники памятников» признали, что земельный участок был выдан частному лицу с нарушением законодательства Украины. «Согласно статье 12 Закона Украины «Об охране культурного наследия» В. Полонец обязан обеспечить свободный доступ для экскурсионного посещения к граничащим с его участком объектам культурного наследия – пещерной церкви Донаторов и первобытным стоянкам «Замиль Коба I», «Замиль Коба II», - отметили в своем заключении специалисты Рескомитета. - Учитывая то, что на территории участка В. Полонца ранее находились с. Черкез-Кермен (Крепкое), мусульманское кладбище, кладбище немецких военнослужащих периода Второй мировой войны, не являющиеся объектами культурного наследия, ему также целесообразно обеспечить к ним беспрепятственный доступ».

Уроженцам Черкез-Кермена и их потомкам «атаман-латифундист» также отказывает в доступе к родным местам. По сложившейся традиции крымские татары ежегодно устраивают встречи односельчан, которые проходят в тех селах, откуда они были депортированы в 1944 году. Как правило, такие собрания проходят летом, и на них съезжаются люди с различных уголков Крыма, чтобы привести в порядок древние кладбища, святые места и родники, а также помолиться за души усопших предков.

Однако последние несколько лет черкез-керменцы вынуждены проводить свои встречи не на территории села, а за его пределами. При этом уроженцы села, по их словам, нередко сталкиваются с унижениями и оскорблениями со стороны нынешнего владельца участка. Так, как утверждают они, 18 июля 2004 года группа пожилых крымских татар, желающих провести молебен на древнем крымскотатарском кладбище, не была допущена на территорию села группой пьяных людей в казачьей форме и самим атаманом Полонцом. При этом они оскорбили седовласых стариков, назвав их «предателями». «На территории села находились палатки и автобус, разъезжал джип казачьего атамана, за которым следовал отряд подростков со штандартом с изображением черепа и нацистских знаков», - рассказали участники прошлогодних событий журналистам.

Неоднократные жалобы черкез-керменцев, направленные в адрес Председателя Верховной Рады АРК Бориса Дейча, тогдашнего премьера автономии Сергея Куницына, председателя Госкомзема Украины Анатолия Даниленко, остались без ответа. Не помогло и открытое обращение к теперь уже бывшему президенту Украины Леониду Кучме, направленное в феврале 2004 года общественной организацией «Черкез-Кермен», которая объединяет уроженцев этого села и их потомков.

«На руинах наших жилищ и разрушенных кладбищах, в надругательство над нашим человеческим достоинством, памятью и религиозными чувствами, пасутся лошади, стада коров, косяки свиней, оскверняя наши святыни», - писали в своем обращении к Кучме черкез-керменцы. Они отметили, что возрождение древнего села «будет способствовать возрождению коренного народа Крыма как неотъемлемой части общемировой культуры». «Разрешение проблемы черкез-керменцев сохранит авторитет государственной власти, будет способствовать укреплению стабильности и взаимопонимания в масштабах региона», - подчеркнули авторы обращения.

В то же время, черкез-керменцы заявили, что, в случае нерешения их проблемы, они готовы к самым решительным действиям. «Власть сама подталкивает нас к самовозвратам наших земель, потому что терпение не бесконечно. Конфликт назрел. И мы не хотим, чтобы местная власть потом нас обвиняла в захвате земель», - говорилось в обращении.

В прошлом году попытка черкез-керменцев провести очередную встречу односельчан едва не закончилась потасовкой с «казаками» «атамана» Полонца, и только вмешательство милиции позволило не дать волю страстям и развести стороны по разным углам. Однако власти никакого урока из сложившейся ситуации, которая легко могла привести к межнациональному конфликту, не извлекли. Все инстанции, куда обращалась на протяжении последнего года общественная организация «Черкез-Кермен», ссылались на то, что на руках у нынешнего владельца территории имеется госакт, и решать спорные вопросы нужно в суде.

В нынешнем году черкез-керменцы также намерены провести свою традиционную встречу односельчан, которую намечено провести в понедельник, 2 мая. Однако на этот раз они настроены куда более решительно и твердо намерены проникнуть на ныне запретную для них территорию - для того, чтобы осуществить ограждение мусульманских кладбищ. Напомним, что в прошлом году их попытка сделать это едва не привела к столкновению с ОМОНом и казаками.

Однако уроженцы села и их потомки по-прежнему не теряют надежду добиться своего правовым путем. Для этого общественная организация «Черкез-Кермен» обратилась к новому руководству страны с просьбой оказать содействие в восстановлении древнего села. Кроме того, авторы обращения требуют организовать проверку Генпрокуратурой законности передачи земель села, проведенной без учета мнения его живых правопреемников и их потомков, а также наказать должностных лиц, разрешивших и впоследствии подтвердивших акт незаконной передачи земли в частные руки. Черкез-керменцы также требуют вывести из оборота земли села Черкез-Кермен, провести распаевание среди уроженцев этого села и их потомков, согласно поданным ими заявлениям - с целью создания этнографической деревни.

В довершение всего уроженцы села обращают внимание на применение крымскими властями двойного стандарта. Они отмечают, что в прошлом месяце руководство автономии приняло решение о возрождении также в свое время разрушенного греческого села Лаки, для чего Бахчисарайская райгосадминистрация уже выделила 25 га земли желающим вернуться и построить жилье на территории бывшего села. В этой связи черкез-керменцы склоняются к мысли о дискриминации крымских татар по национальному и религиозному признаку.

Ситуаций, аналогичных той, что была описана выше, в Крыму более чем достаточно. Существует огромная масса таких же запутанных и годами нерешаемых проблем с возвращением культовых объектов и древних вакуфных земель, принадлежавших ранее мусульманским религиозным общинам, у некоторых крымских татар сохранились документы, подтверждающие принадлежность им домов и земельных участков, отобранных сталинским режимом в ходе депортации без суда и следствия.

Так что экзамены для нового крымского премьера Анатолия Матвиенко начинаются. Добро пожаловать в Крым, Анатолий Сергеевич!

http://obkom.net.ua/articles/2005-04/30.1015.shtml


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".