МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

«ПЕРЕЩЕГОЛЯЛА» ЛИ УКРАИНА СССР ПО КОЛИЧЕСТВУ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ?

10/15/2005 | Михайло
«ПЕРЕЩЕГОЛЯЛА» ЛИ УКРАИНА СССР ПО КОЛИЧЕСТВУ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ?

Василий БАЛУШОК

В Украине живут люди многих национальностей, что является нормой в условиях современного общества, включая европейские государства, которые, как известно, по определению — «национальные» и вдобавок в подавляющем большинстве не считаются полиэтническими. Нормально это и для Украины. Тем не менее у нас сложилась традиция определять ее как «полиэтническое», или, на языке правовых документов, — «многонациональное» государство. Это любили подчеркивать чиновники прежнего режима, при котором оплачиваемые властями политологи и социологи, собственно, и сотворили этот стереотип. Но если для тогдашней власти, представляющей интересы прежней метрополии и заботившейся о привилегированном положении русского меньшинства, это было естественно, то непонятно, почему этот тезис так быстро взяли на вооружение представители власти новой. Причем в СМИ довольно часто можно прочитать или услышать, что даже в ограниченном регионе Украины живут «десятки наций и народностей» или «десятки этносов». А, например, в передаче «Открытая студия», прозвучавшей на первом канале Украинского радио 24 марта, ведущие заявили о — ни много ни мало — 120 национальностях. Вскоре на этом же первом радиоканале в рубрике «Утренний гость» прозвучала уже цифра 135. То есть, если верить радио, Украина уже перещеголяла и бывший СССР, который считался едва ли не самым многонациональным в мире и где жило «свыше ста наций и народностей». Однако так ли это на самом деле?
Во-первых, что касается «десятков» наций и этносов. С позиций и этнической, и гражданской концепции нации, можно сделать единственный вывод: в Украине существует только одна нация — украинская. Самое большое, что может быть заявлено в этом плане с позиции этнической теории нации, — это то, что в Крыму, по-видимому, происходит становление еще и крымскотатарской нации. С позиции же гражданской концепции — любимицы чиновников и социологов с политологами — больше наций, чем одна, в Украине просто быть не может. А те же «десятки» наций и этносов, кроме четырех (украинцев, крымских татар, караимов и крымчаков), являются не чем иным, как этническими — на языке правовых документов — национальными группами, то есть диаспорными частицами соответствующих этносов или наций, которые по определенным причинам оказались вне их этнической (национальной) территории. Определение этнической группы предполагает наличие соответствующего самосознания (самоидентифицирования), а кроме того — определенную этнокультурную самобытность и связь поколений. То есть, скажем, те двадцать два чукчи и девяносто один хант, зафиксированные справочником «Этнических меньшинств в Украине» (1996 г.), живущих разрозненно, зачастую почти не общаясь друг с другом, не сохранивших практически никаких этнических черт в быту, и чьи потомки не сохранят чукотской и хантийской идентичности, этнической группой признаны быть не могут. Из национальностей, живущих в Украине, этническими (национальными) группами являются русские, венгры, румыны, молдаване, поляки, болгары, греки, евреи, цыгане, гагаузы, немцы, словаки, чехи, белорусы и, возможно, еще некоторые, в основном помельче (тут еще необходимы исследования). В послед­нее время из-за чрезмерной прозрачности наших границ в Украине также появились многочисленные кавказские и азиатские меньшинства, которые тоже нужно признать этническими (национальными) группами. Но их вовсе не 120 и не 135!
Появляются этнические группы в том или ином государстве зачастую вследствие миграций, хотя возможен вариант появления их и в результате неточностей при размежевании государственных границ. На землях Украины указанные этнические группы тоже появились преимущественно в результате миграций. Это касается и румын, молдаван, венгров, по­ляков, русских и словаков, в отно­шении которых бытует мнение, будто они оказались на украинских землях вследствие вхождения частей их этнических территорий в состав нашего государства. Исследования показали, что западные границы украинской этнической территории в эпоху средневековья проходили значительно западнее. И на многих землях, где сегодня проживает венгерское, румынское, молдавское, польское, словацкое население, средневековые источники фиксируют украинцев. Причем касается это и сопредельных с Украиной территорий Польши, Словакии, Венгрии, Румынии и Молдовы. Следовательно, указанное неукраинское население появилось на украинских землях в подавляющем большинстве (а возможно, и полностью) как раз в результате переселения его сюда. Отдельные факты, как считается, вхождения части «коренных» этнических территорий определенных соседних этносов в состав Украины должны быть тщательно проанализированы, поскольку их, если они даже и были, не так уж много. То же можно сказать и о русских на востоке и юге украинской этнической территории. Какое-то, совершенно незначительное по сравнению с украинцами, количество русских жителей появилось на восточноукраинских землях вместе с украинцами.
Однако не следует забывать, что восточноукраинские земли вплоть до верховьев Северского Донца во времена древней Руси входили в состав сначала Переяславского, а потом Черниговского и Новгород-Северского княжеств. А поскольку формирование украинского этноса, по данным украинских этнологов, завершается в древнерусский период (конец ХІІ — начало ХІІІ ст., см. «ЗН» за 23 апреля 2005 г.), то эти земли относились тогда как раз к украинской этнической территории. В частности, вплоть до начала XVI ст. не только нынешние Харьковская, Сумская и Черниговская области, но и близлежащие земли России, где сейчас раскинулись города Стародуб, Курск, Рыльск, Брянск, входили в состав украинской Северской земли. Вплоть до XVIІ ст. эти земли заселяли севрюки — на первых порах отдельный региональный этнос, а со временем — субэтническая группа украинцев. Широкомасштабная же украинская колонизация востока и юго-востока Украины XVII ст. привела к массовому заселению этого района украинцами с Правобережья, а нынешних российских районов бывшей Северщины — русскими (и те, и другие ассимилировали бывших севрюков). И те немногочисленные русские поселенцы, которые появились на востоке современной Украины после завоевания Северщины в 1503 г. Московским государством, практически утонули в этом украинском «море». Причем позднее, в ХХ ст., при административном разграничении украинско-российского пограничья на Слобожанщине территориальные потери понесла именно украинская сторона. Немного иначе было с заселением Донбасса, где на самом деле в ряде районов русское население появилось, по-видимому, не позднее украинского. Однако и по этим вопросам тоже требуется детальное исследование, поскольку археологические исследования последних лет свидетельствуют о присутствии украинцев в составе населения российских военных поселений, появившихся в этом районе еще в поздне­средневековый период. Южные же степные районы вообще стали доступными для заселения земледельцами, среди которых была и часть переселенных сюда помещиками русских крестьян, лишь после предварительного освоения их украинскими казаками. Ведь именно этнокультурная приспособленность украинцев, включая казачество, к условиям степи дала возможность завоевать и хозяйственно освоить юг Украины Российской империей в конце XVIII — ХІХ ст.
Формирование вышеупомянутых этнических групп в Ук­раи­не в большей мере стало последст­вием отсутствия у украинцев в те­чение длительного периода их ис­тории собственного государства. Давление соседних государственных этносов на безгосударственных тогда украинцев привело к пе­реселению в Украину значительных групп иммигрантов из этих государств. Кстати, это повлекло достаточно ощутимые потери украинской этнической территории.
Народами, или же этносами (а не национальными или этническими группами!), и к тому же автохтонными, на территории Украины являются именно украинцы, а также крымские татары, караимы и крымчаки в Крыму. Кроме Украины, у этих народов больше нигде нет своей «коренной» земли. И потому их статус в Украине должен быть качественно иным, по сравнению со статусами вышеназванных националь­ных групп, причем не только на бумаге, но и в действительности. Ведь русские, венгры, поляки, румыны, евреи и прочие народы, этнические группы которых живут на нашей территории, имеют свои государства, где именно они и являются нациями и где ни им самим, ни их языкам и культурам ничто не угрожает. Эти государства оказывают своим соотечественникам в нашей стране реальную поддержку. Тогда как у названных автохтонных народов Украины собственной земли нигде за ее пределами нет, там они тоже — лишь национальные (этнические) группы. Именно Украина должна создать необходимые условия, чтобы этническому существованию и развитию этих народов ничто не угрожало, позаботиться, чтобы не исчезли ни эти народы, ни их языки и культуры. (Кроме названных автохтонных этносов, в поддержке нуждаются, по-видимому, еще и цыгане, у которых своего государства нет, а культура различных их этнических групп, в т.ч. и живущих в Украине, отличается значительной самобытностью.) Ведь каждая этническая культура, вместе с языком, представляет собой без­оговорочную общечеловеческую ценность, которая не только культурно обогащает общество, но и делает мягче механизмы адаптации человека в различных регионах земного шара. Сегодня это общепризнанно. Ассимиляцию же одного этноса другим, что влечет непоправимые потери культурно-языкового плана, ученые рассматривают как однозначно деструктивное явление, приводящее к обеднению мировой культуры и потере человечеством своих адаптивных способностей. В связи с этим необходимо сделать акцент, что два из названных автохтонных народов Украины — караимы и крымчаки — сегодня находятся на грани исчезновения. А парла­ментские слушания 2002 года «О функционировании украинского языка в Украине» свидетельствуют, что положение и украинского языка, и культуры в нашем государстве далеко от удовлетворительного.
Теперь что касается «полиэтничности» или «многонациональности» Украины. Дело в том, что Украина не вписывается в круг тех европейских стран, которые определяются как многонациональные. Таковыми, в частности в Европе, являются Швейцария, Испания, Великобритания, Бельгия, а также бывшие Югославия и Чехословакия. У них или вообще нет народа, который бы составлял четкое большинство и который бы абсолютно преобладал над остальными национальностями (Бельгия, Швейцария, бывшие Югославия и Чехословакия), или же такое большинство есть, однако существуют и значительные по численности автохтонные меньшинства и национальные группы (Испания, Великобритания). В целом в Европе большинство государств относят к однонациональным или же к странам однонациональным со «значительными группами нацменьшинств». Тут необходимо сделать акцент на том, что официальная линия большинства европейских государств в области национальной политики, несмотря на всю «демократичность» и «либерализм», направлена на доказательство мононациональности этих государств. Объективным основанием для такой направленности является то, что в мононациональных государствах не бывает конфликтов на этнической почве, а следовательно, они стабильнее в этом плане, чем многонациональные. То есть, как видим, причина чисто прагматическая. Типичными примерами европейских моноэтнических стран считаются Италия и Польша (из группы чисто «однонациональных») и Франция (из группы однонациональных со «значительными группами нацменьшинств»). В Италии, по официальной версии, кроме итальянцев, других национальностей вообще не существует, а в конституции страны речь идет о наличии лишь «иноязычных» групп населения. На самом же деле в этой стране живут еще такие автохтонные этносы, как сардинцы, фриулы, ладины, бригаски. А также здесь проживают многочисленные национальные группы соседних этносов, большинство которых компактно расселено по районам, — франкопровансальцы, тирольцы, словенцы, албанцы, греки, хорваты и пр. (Кстати, признание существования в Италии «иноязычного населения» вовсе не означает, что языкам этого населения предоставляют здесь особые права в ущерб языку титульной нации, как это фактически сложилось в Украине.) Интересным является положение с определением этнического состава населения Польши. В 1980-х гг. этнодемографы причисляли эту страну к наиболее моноэтническим. Но, как свидетельствуют последние исследования польских ученых, там живет немало этнических меньшинств. Например, в Польше был недавно «открыт» достаточно многочисленный этнос кашубов, который считался давно ассимилированным. (При этом, опять-таки, данная ситуация отнюдь не угрожает польскому этносу и польскому языку, что и стало основной причиной обнародования польскими учеными настоящих данных о национальном составе страны.) Примером государств, которые не причисляют к полиэтничным, но определяют как страны со «значительными группами нацменьшинств», является Франция (также к ним относят Румынию и Болгарию). Но на самом деле положение вещей с определением национального состава Франции похоже на итальянское. Так, во Франции наряду с французами живут корсиканцы, эльзасцы, бретонцы, являющиеся автохтонными этносами. «Заходят» на ее земли этнические территории басков, каталонцев, фламанд­цев. Живут там и многочисленные иммигрантские национальные группы из бывших колоний. Также эти данные не учитывают провансальцев, которых, естественно, в официальной статистике причисляют к французам, несмотря на то, что они все еще сохраняются как отдельная этническая единица.
Последняя перепись свидетельствует, что украинцев в Украине живет 77,8%, то есть абсолютное большинство. Они преобладают даже в таких областях, как Донецкая (56,95%), Луганская (58%) и Одесская (62,8%), где на самом деле проживает много национальных меньшинств. Меньшинство украинцы представляют лишь в Крыму, как известно, выделенном в автономию. Но и здесь они являются второй по численности национальностью (24,3%). В остальных же областях Украины в целом, кроме Крыма, доля украинцев составляет 84,7%. Причем в большинстве областей (в 17 из 24) украинцы составляют от 80 до 97,5%. Если к этому добавить издержки организации проведения переписи, то процент украинцев на самом деле может оказаться еще более высоким, чем показала перепись. И этот процент постоянно возрастает, в част­ности за счет упрочения тенденции записи украинцами детей от смешанных браков и эмиграции некоторых нацменьшинств (евреев, немцев).
Признание Украины многонациональной страной дает основания соседним государствам (и не только России), этнические группы которых проживают на ее территории, требовать для этих меньшинств особых прав и создает в от­дельных случаях возможность давления со стороны этих стран на украинскую власть. И то, и другое отнюдь не в интересах абсолютного большинства населения Украины. Кроме того, признание Украины на официальном уровне многонациональным государством автоматически станет причиной возникновения ряда обя­занностей перед международным сообществом, которые не всегда могут быть выполнены, а часто являются просто нецелесообразными. Более того, эти обязанности часто «бьют» по карману всех живущих в Украине, независимо от национальности, поскольку их финансирование предусмотрено за счет госбюджета. Вспомним историю с ратификацией «Хар­тии европейских языков», направленной на спасение исчеза­ющих языков. Под нее подвели аж 14 языков, в т.ч. русский, венгерский, «еврейский» (не указав — иврит, идиш или, может, другой!) и пр., которым отнюдь не угрожа­ет исчезновение. Поэтому, кажется, нашим высоким должностным лицам следует все это принять во внимание. Тем более что, как видим, Украина на самом деле «не тянет» на полиэтничность. А куль­турно-языковые интересы национальных меньшинств можно удовлетворять и без официального статуса полиэтничности страны. Как это уже давно и цивилизованно делают в преимущественно все-таки «моноэтнической» Европе, включая Италию, где, кроме итальянцев, официально никто не живет и при этом «иноязычные» группы имеют широкую культурно-языковую автономию.


http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/568/51509/


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".