МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

транскрипт Інтернет-конференції Ільмі ага

11/02/2005 | Абу
Муса Озенбаш издание "Исламский Крым"
Здравствуйте, Ильми-агъа
Ответьте, пожалуйста, на вопросы для нашего издания
1) Разъясните Вашу позицию по проекту «легализации» Меджлиса, то есть по приданию этой структуре официального статуса в украинском законодательстве.
2) Дайте пожалуйста комментарий по недавнему скандальному аресту азербайджанского оппозиционера Расула Гулиева. Он, как и вы, был в свое время вице-спикером. Как вы относитесь к этому политику?
Исламский Крым, http://www.islamm.crimea.ua
Умеров Ильми
И Вам добрый день!
Курултай крымскотатарского народа и избираемый на его сессиях Меджлис крымскотатарского народа - традиционные институты самобытного народа. Их существование, вопреки спекуляциям некоторых наших оппонентов, никоим образом не противоречит действующему законодательству Украины. Если кто-то не согласен с таким моим утверждением, то пусть тогда назовет конкретную статью конкретного закона. Следовательно, вопрос о “легализации” как особой формы разрешения Курултая, так и Меджлиса крымскотатарского народа, риторичен.
Другое дело, законодательство Украины до настоящего времени игнорирует саму необходимость определения статуса крымскотатарского народа. Возможно Вы знаете, что в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект “О статусе крымскотатарского народа”. С проектом этого закона можно ознакомиться на сайте ВР Украины (рег. № 4098). Кстати, в этом проекте выписаны также и нормы, признающие существование традиционных институтов крымских татар - Курултая и Меджлиса.
2. Что касается Расула Гулиева. Я лично удовлетворен тем, что при судебном рассмотрении просьбы Азербайджана к украинским властям о выдаче Расула Гулиева, восторжествовала законность. Дело в том, что Расул Гулиев обладает статусом политического беженца, а Украина ратифицировала Конвенцию ООН о беженцах. Следовательно, Украинское государство продемонстрировало свою приверженность нормам международного права, требующего от всех стран-участниц Конвенции обеспечивать свободное передвижение лиц, пользующихся таким статусом.

Крымское агентство новостей
Вы – депутат крымского парламента. Поддерживаете ли Вы предложение депутата Владимира Клычникова отказаться от депутатской неприкосновенности крымским парламентариям , предусмотренной новым законопроектом? И почему.

Народный депутат Лев Миримский заявляет, что депутатская неприкосновенность недопустима даже для Верховной Рады Украины, не говоря уж о местных советах. Вы как руководитель районной администрации – будете довольны или недовольны «неприкосновенным» райсоветом?

Крымское агентство новостей Павел Весков
Умеров Ильми:
> Вы - депутат крымского парламента. Поддерживаете ли Вы предложение депутата Владимира Клычникова отказаться от депутатской неприкосновенности крымским парламентариям , предусмотренной новым законопроектом? И почему.

В начале, небольшое уточнение. Восстановленная недавно депутатская неприкосновенность для депутатов местных советов, не имеет силу в отношении депутатов ВР АРК. Дело в том, что законодатель, принимая закон, просто упустил в тексте словосочетание «депутаты ВР АРК». Клычников, кстати, об этом не мог не знать.
Теперь, по сути. Для меня депутатская неприкосновенность никогда не была самоцелью. Так, в 1995 году, после назначения меня заместителем председателя Совета министров АРК, я немедленно сложил с себя полномочия депутата ВР АРК, соответственно, и действовавшую тогда депутатскую неприкосновенность. Я прекрасно обходился без депутатского «прикрытия» и в 1998-2002 годах, когда был безработным, а потом работал в исполнительных органах власти. Сейчас, как Вы знаете, депутаты ВР АРК исполняют свои полномочия на общественных началах, поэтому я, работая в должности главы районной государственной администрации, продолжаю исполнять и полномочия депутата ВР АРК. Не сомневаюсь, что в ближайшее время Конституционный суд Украины вынесет свое решение о несовместимости данной нормы - депутатской неприкосновенности в отношении депутатов местных советов - Конституции Украины.

>Народный депутат Лев Миримский заявляет, что депутатская неприкосновенность недопустима даже для Верховной Рады Украины, не говоря уж о местных советах. Вы как руководитель районной администрации - будете довольны или недовольны «неприкосновенным» райсоветом?

Знаете, принцип коллективности при принятии решения, редко опирается на осознание высокой ответственности за принимаемые решения. Даже и сегодня, часть депутатского корпуса (речь не идет только лишь о Бахчисарайском совете) прикрывается за коллективным решением, даже тогда когда они незаконны. Конечно, я за персональную ответственность каждого гражданина, в том числе и депутатов всех уровней.

Харцизяка: Надання землі репатріантам. Які зрушення. Чи існує план?
Умеров Ильми: Пока о результатах говорить рано. Совет министров АРК активно работает над данным вопросом. Однако, для того, чтобы решить вопрос с землей для репатриантов необходимо выделить земельные массивы, а только после этого распределять земельные участки. Списки получающих земельные участки должны определяться совместно местной властью и представительными органами крымских татар.

Андрей Щекун Газета "Думка" (Бахчисарай)
1) Будет ли крымскотатарский Меджлис идти в одном блоке с крымским УНП?
2) Вас уговорили в 2002 году уступить свое место кандидата по мажоритарному округу Франчуку, в обмен на его обещание вступить «вскорости» в Нашу Украину. Разъясните свои действия и их мотивы.
3) Расскажите о конфликте пайщиков, арендаторов и собственников агрофирмы «Крым». В какой степени это связано с политикой, с этническими отношениями?
Умеров Ильми: 1) Будет ли крымскотатарский Меджлис идти в одном блоке с крымским УНП?
Давно не видел Вашу газету. Андрей, Вы знаете, что постоянным политическим партнером Меджлиса крымскотатарского народа является Народный РУХ Украины. Начало этому партнерству было положено еще накануне независимости Украины. Случилось так, что в 1999 году в НРУ произошел раскол. Однако, и в те непростые для национально-демократических сил Украины мы остались верны своим союзническим обязательствам. Время полностью подтвердило нашу правоту, поскольку и УНП и НРУ с Меджлисом крымскотатарского народа в выборах 2002 были в одном избирательном блоке.
Перед выборами 2006 года Меджлис крымскотатарского народа предпринимает все усилия для того, чтобы правые силы Украины, к которым мы, безусловно, относим и УНП, вновь были в одном избирательном блоке. В том числе, и в Крыму.
В то же время, будем откровенны, одного нашего желания недостаточно. Меджлис является одним из участников сложного процесса переговоров, но не единственным. У Вас есть предложения? Давайте обсудим.

2) Вас уговорили в 2002 году уступить свое место кандидата по мажоритарному округу Франчуку, в обмен на его обещание вступить «вскорости» в Нашу Украину. Разъясните свои действия и их мотивы.
Эта Ваша точка зрения. Как мне представляется, в описываемый Вами период, мы, в отличие от Вас, более реалистично оценили сложившуюся ситуацию и сосредоточили свои силы на том направлении, где могли выиграть. Что и доказали. Что касается поведения Франчука, в том числе и его обещании вступить в «Нашу Украину», им даже было написано соответствующее заявление. А тот факт, что он не выполнил свое обязательство, останется на его совести.

3) Расскажите о конфликте пайщиков, арендаторов и собственников агрофирмы «Крым». В какой степени это связано с политикой, с этническими отношениями?
Об этом можно говорить много. Суть конфликта состоит в том, что конкретные люди, имеющие государственные акты на владение землей, не желающие подписывать договоры аренды с агрофирмой в течение 3-х лет не могут использовать собственную землю. Агрофирма, физически не допуская собственников на свою землю, продолжает обрабатывать виноградники и собирать урожай. Я встал на сторону собственников земли. В данном конфликте политических и межнациональных мотивов нет, тем более, что из 55 человек только трое являются крымскими татарами. А к агрофирме существует множество других претензий, как со стороны районной администрации, так и со стороны контролирующих и фискальных структур.

Иван Красный сайт "Советский Крым"
В последнее время активно говорят о Ваших разногласиях с народным депутатом Украины, одним из лидеров Меджлиса Рефатом Чубаровым. Это правда или нет?
Видите ли Вы себя в будущем руководителем Меджлиса крымскотатарского народа? Хотя бы гипотетически?
"Советский Крым" http://www.sovet.crimean.biz/
Умеров Ильми: Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. А если серьезно, дай Аллах и дальше здоровья и терпения Мустафа агъа Джемилеву. Только он сегодня в состоянии осуществлять столь тяжелые обязанности Председателя Меджлиса крымскотатарского народа.
С Чубаровым разногласий нет.

Интернет-Репортер
Доброго дня, пане Ільмі
з великою цікавістю досліджуємо Вашу діяльність на чолі Бахчісараю. Перехожу на недержавну мову, бо чув, що кримські татари мають певні проблеми із українською

1. Многие называют Вас «губернатором» Бахчисарая и говорят, что «правление» Умерова – прообраз крымскотатарского самоуправления в Крыму. Ваши комментарии?

2. Ваше отношение к отставке Матвиенко. Если это был «коррупционный переворот», то почему в нем участвовали депутаты – крымские татары?

3. Намерен ли Меджлис крымских татар принимать участие в урегулировании ситуации в Азербайджане, в Узбекистане? Имеется ли официальная позиция по этим поводам?

Мартин Богун, фрі-лансер
Умеров Ильми:
1. Многие называют Вас «губернатором» Бахчисарая и говорят, что «правление» Умерова – прообраз крымскотатарского самоуправления в Крыму. Ваши комментарии?

Так, яких тільки епітетів я не був удостоєний у перші місяці моєї роботи на посаді Голови Бахчисарайської РДА. І губернатор і бай і автор кадрових чисток...
Я розумію, що більшість несумітниц є наслідком тих стереотипів по відношенню до кримських татар, що вбивалися в голови людям на протязі десятиліть. Я ж в своє головне завдання бачу у тому, щоб максимально, в межах своїх повноважень, вирішувати питання розвитку району і добиватися, крок за кроком, благополуччя, для всіх його мешканців. Тільки так я можу допомогти якнайскорішому викорененню всіх забобонів, у тому числі і в відношеннях між людьми різних національностей і віросповідань.

2. Ваше отношение к отставке Матвиенко. Если это был «коррупционный переворот», то почему в нем участвовали депутаты – крымские татары?

Простите, но Ваше утверждение об участии депутатов - крымских татар в «коррупционном перевороте» является, скорее всего, Вашей недостаточной осведомленностью о всей хронологии событий. Если угодно, депутаты - крымские татары поддержали только те решения, которые были предварительно согласованы с Президентом Украины.
Мое отношение к Матвиенко, если попытаться выразить одним словом, позитивное. Однако, не воспринимайте эту оценку как утверждение о том, что сам Матвиенко в период работы в Крыму, не допускал ошибок. В том числе, и в решении вопросов, непосредственно касающихся крымских татар, в частности в вопросах земли. Возможно, Матвиенко следовало больше вникать в сугубо крымские проблемы, но не торопиться настаивать на всех своих подходах для их разрешения как единственно правильных.

3. Намерен ли Меджлис крымских татар принимать участие в урегулировании ситуации в Азербайджане, в Узбекистане? Имеется ли официальная позиция по этим поводам?

Не стоит преувеличивать возможности любого внешнего вмешательства в процессы демократизации в любой стране. Это утверждение справедливо и по отношению к нашей стране. Я имею в виду события годичной давности, когда волею миллионов граждан Украины разных национальностей стало возможным возвращение демократии в нашу с вами жизнь. Разумеется, мы искреннее желаем народам Азербайджана и Узбекистана найти те формы управления своими государствами, при которых могли бы соблюдаться права человека.

Серкуеш Узбекистон Мераба, дост Ильми Рустемович !
Мераба, Ильми-бек!!!

Позвольте передать вам большой привет из Республики Уз, которая переживает сейчас непростые времена. Хочу задать вам несколько вопросов, это интересует многих!

*) В Узбекистане считают, что руководитель Среднеазиатского Бюро Меджлиса, Али Хамзин, находится в Бахчисарае и развил активную деятельность в крымской политике. Подтвердите или опровергните, пожалуйста, эту информацию.

**) Деятельность Хизб-ут-Тахрир в Узбекистане подвергается преследованиям властей и служит хорошим поводом к расправе над оппозицией. Отличается ли положение вещей в Крыму, в Украине? Ваше личное отношение к деятельности Хизб в Крыму.

***) В Ташкенте арестован и содержится без права на адвоката лидер движения "Солнечная коалиция" Санджар Гиясович Умаров, известный бизнесмен, изобретатель новых методов обработки нефтепродуктов. Он даже не посягал на власть, он просто подверг критике жесткие действия Ислама Каримова в Андижане! Дайте свой комментарий, что вы думаете по этому поводу!
"Солнечный Узбекистан", Ремзи Умаров
Серкуеш Узбекистон, наш сайт http://www.sunshineuzbekistan.org
Умеров Ильми:
*) В Узбекистане считают, что руководитель Среднеазиатского Бюро Меджлиса, Али Хамзин, находится в Бахчисарае и развил активную деятельность в крымской политике. Подтвердите или опровергните, пожалуйста, эту информацию.
Мы чрезвычайно признательны Али Хамзину за его длительную и кропотливую работу в качестве постоянного представителя Меджлиса крымскотатарского народа в странах Центральной Азии.
Теперь он вместе с семьей в Крыму. Как и каждый крымский татарин, возвращающийся на свою Родину, сейчас он вынужден решать вопросы обустройства. А они, к сожалению, далеко не просты, особенно в условиях неимоверно возросших цен на строительные материалы и жилье. Али-бей, разумеется, полон терпения и желания быстрее заняться и активной общественной деятельностью. Надеюсь, так оно и будет!
**) Деятельность Хизб-ут-Тахрир в Узбекистане подвергается преследованиям властей и служит хорошим поводом к расправе над оппозицией. Отличается ли положение вещей в Крыму, в Украине? Ваше личное отношение к деятельности Хизб в Крыму.
Перефразируя бывшего Президента Украины Леонида Кучму, опубликовавшего книгу под названием «Украина не Россия», замечу - «Украина не Узбекистан»! Поверьте, можно справедливо критиковать нынешнюю украинскую власть в наличии многих нерешенных проблем, но у нас нет проблем со свободой слова. Что касается деятельности Хизб-ут Тахрир, замечу только что их деятельность в Крыму носит искусственный характер, а многие оценки их деятельности часто спекулятивны. Проще говоря, «хизбы», объявившиеся в незначительном количестве в Крыму, являются специфическим инструментом тех сил, которые и сегодня выступают против самого возвращения крымских татар на свою Родину. Возможно, Вы удивитесь, но в отличие от властей Узбекистана, «хизбы» в Крыму опекаются нашими политическими противниками. Понятно же зачем, чтобы, используя их, усилить недоверие ко всем крымским татарам.

***) В Ташкенте арестован и содержится без права на адвоката лидер движения "Солнечная коалиция" Санджар Гиясович Умаров, известный бизнесмен, изобретатель новых методов обработки нефтепродуктов. Он даже не посягал на власть, он просто подверг критике жесткие действия Ислама Каримова в Андижане! Дайте свой комментарий, что вы думаете по этому поводу!
Что может чувствовать любой здравомыслящий человек в ситуации, когда люди преследуются по политическим мотивам? Разумеется, горечь и желание содействовать их освобождению. Я не сомневаюсь в том, что многие крымские татары, сами еще в недавнем прошлом пережившие тотальные преследования и репрессии со стороны власти бывшего СССР, готовы максимально помогать людям, испытывающим гонения и репрессии за свои убеждения. Давайте вместе доносить миру правду о ситуации с правами человека в Узбекистане.

rupor.info Кого будут поддерживать крымские татары, Меджлис, Курултай на парламентских выборах 2006?
На местных выборах в Крыму?
Умеров Ильми Нашим постоянным и стратегическим партнером является Народный Рух
Украины. Это долголетнее партнерство перепроверено как радостью
совместных побед, так и горечью пережитых трудностей. Следовательно, мы
будем в той коалиции национально-демократических сил Украины, в котором одним из равноправных субъектов явится Народный Рух Украины. Окончательное решение по предстоящим выборам будет принято Курултаем крымскотатарского народа.

line305b Хотелось бы узнать ваше отношение к другим "игрокам" на будущем избирательном поле - скажем, к партии "Батькивщина"... На Майдане идет довольно активная дискуссия о том, где больше приверженность идеалам Майдана - в стане президента или бывшего премьера. Интересно, как вы оцениваете крымскотатарские настроения в этом вопросе, а также была бы интересной ваша личная оценка - если можно конечно..

Заранее спасибо..
Умеров Ильми Я думаю, что они все остаются одинаковыми приверженцами идеалов Майдана и будут активно использовать в предвыборной кампании.
Надеюсь, что крымскотатарские голоса не разделяться больше чем обычно. Подавляющее большинство будет поддерживать решения Курултая.
Мое личное отношение к партии "Батькивщина" не однозначное. Даже с гипотетической точки зрения поддержка этой партии Курултаем не возможна.

sofu о межнациональном согласии
Какие Вы видите законные способы, прекратить разжигание межнациональной, межконфессиональной вражды многочисленными шовинистическими организациями, которые, кстати, прижились только в Крыму? Почему уже при новой власти, так мало изменений в этом направлении? Существует ли такая проблема в Бахчисарайском районе?
Какие действия Вами предприняты?
Умеров Ильми Данные организации специально созданы для поддержания постоянного напряжения в Крыму путем разжигания межнациональной и межконфессиональной розни. А так называемая "борьба" за русский язык, автономию, права русских и т.д. всего лишь ширма. Единственным вариантом законного реагирования на данные проявления может быть реальное ужесточение ответственности за подобные действия.
На уровне района провести какие-либо существенные изменения в данном вопросе представляется невозможным без изменения соответствующего законодательного инструментария. Честно говоря, приходится использовать собственную коммуникабельность для того, чтобы договориться с различными политическими силами представленными в районе.

Sofu Как Вы относитесь к идее, сделать Севастополь городом областного подчинения?
Умеров Ильми Какую область Вы имеете в виду?

Брат-1 Выборы в Бахчисарае. Пожалуйста, дайте свою оценку недавним досрочным выборам в Бахчисарае - в частности, как могла произойти деконсолидация крымскотатарского электората.
В связи с этим же - дайте прогнозы на предстоящие местные выборы, крымские и украинские выборы-2006
Умеров Ильми Никакой деконсолидации не произошло. Активность крымских татар была точно такой же как и у остальных избирателей. Второй крымскотатарский кандидат получил менее 15% крымскотатарских голосов.
Общие тенденции в стране касаются и крымских татар. Если происходит раскалывание электората "оранжевой революции", то те же методы применяются в отношении крымскотатарского народа. Наша основная задача не допустить этого.

Брат-1 Прокомментируйте, пожалуйста, мою идею (с) - помимо дня Памяти и скорби 18 мая должен быть праздник Возвращения, Авдет-байрам. Некоторые пожилые люди высказывали мне возражение, считая предложение чуть ли не кощунственным. Я же спрашиваю все-таки от молодого поколения.
Умеров Ильми Ничего кощунственного в этом не вижу. Но к данному вопросу необходим очень серьезный подход. В первую очередь к определению даты.

Брат-1 В последнее время часто встречается информация о намерении официально запретить деятельность Хизб-ут-Тахрир на том основании, что её уже где-то запретили. При этом, изучив вопрос, я могу заметить, что произошло это 1) или в странах Запада, охваченных паникой и анти-исламским шовинизмом, без суда, на волне ксенофобских идей, 2) или в странах Востока - типа Узбекистан, Туркмения, Россия, к судебным приговорам которых есть большие претензии правозащитников.
Вопрос:
1) должны ли мы повторять чужие ошибки в этом вопросе,
2) насколько правдива информация о сотрудничестве Хизб-ут-Тахрир с Партией мусульман, Партией регионов и "донецкими"?
Умеров Ильми Во-первых, я не считаю ошибочным запрет данного движения в многих странах мира. Считаю, что тоже самое необходимо сделать и Украине.
Относительно сотрудничества Хизбий с Партией мусульман, Партией регионов и другими "донецкими" конкретной информации у меня нет, но не исключаю их временного объединения для внесения раскола в единство крымских татар.


line305b Ильми-ага, до вашего назначения было много разговоров о "дерибане" собственности прежними руководителями и функционерами в Бахчисарайском регионе. Ожидал, что с вашим приходом - дающим доступ к информации, и полномочия содействовать расследованиям - общественность узнает больше и более детально о том, что происходило в регионе в период прежней власти, и будут какие-то законодательные последствия этого. К сожалению, слышно что-то мало. Не могли бы прокомментировать ситуацию, и пояснить причины "тишины"?
Умеров Ильми Тишина на самом деле кажущеяся. На сегодняшний день создана рабочая группа по инвентаризации земель в прибрежной зоне Бахчисарайского района, возбуждено ряд уголовных дел. Проблема состоит в том, что администрация реально лишена возможности возбуждать уголовные дела или контролировать их расследование. Для этого существуют соответствующие органы, которые, на мой взгляд, не всегда реагируют на информацию, предоставляемую администрацией. И в этом есть определенные трудности. Стараемся, работаем.

Студент-дервіш Шанований пане Ільмі,

як ви оцінюєте ролю Матвієнко Анатолія на чолі кримського уряду, чи не несете ви особисто та провідники Меджлісу відповідальність за його невдачи та бігство?

і ще одне - як ви особисто та як політик відноситесь до того, що ректори Багров, Якубов, Бабанін, примушуючи студентів 2004 року до "вірного" голосування за Януковича, погрожуючи викладачам та рідним студентів, - тепер і досі займають свої пости?
Умеров Ильми Стосовно Матвієнка. Я особисто не відчуваю відповідальності за його невдачі, тому що він не слухав наших порад і робив як йому заманеться, не враховуючи кримських реалій, тому і втік...

В відповідності до чинного законодавства призначення та звільнення з цих посад відбувається на зібранні пед.колективу і студентів. Доречі Багрова переобрали ще на 7 років викладачі і студенти, а Якубову дали державну премію, Бабанін відновився на посаді через суд. Стосовно порушень виборчого законодавства, на мій погляд, було б доречним попрацювати новим керівникам СБУ і прокуратури.

газета Полуостров Селям Алейкум, Ильми-бей!

Поздравляем Вас с наступающим праздником Ораза-байрам!
Вопросы:
Чем закончилась та конфликтная ситуация с Кильсе-баир?
Удалось ли Вам найти общий язык с руководством Свято-Успенского монастыря?
На какой стадии сейчас находится конфликтная ситуация с агрофирмой "Крым"?
Умеров Ильми Спасибо за поздравление! Я вас тоже поздравляю, а также всех мусульман!
Конфликтная ситуация по Кильсе-Баиру еще не закончилась. Но нам удалось ее локализовать. В ближайший номер вашей газеты обащаю дать статью.

> Удалось ли Вам найти общий язык с руководством Свято-Успенского монастыря?
К сожалению, руководство монастыря не идет на контакт. Хотя с первых дней работы в администрации один из моих замов занимается данным вопросом.

> На какой стадии сейчас находится конфликтная ситуация с агрофирмой "Крым"?
Конфликт продолжается и количество сторон в нем увеличивается. Кроме пайщиков претензии имеют и РГА и фискальные органы, т.к. агрофирма по прежнему не желает производить соотвествующие уплаты в бюджет.

Public Communication Ильми-бей,

Вопрос Вам, как члену Президиума Меджлиса крымскотатарского народа:
С кем пойдет Меджлис на выборы в парламент Украины и в парламент Крыма?
Куда будете баллотироваться лично Вы: в ВР УКраины или в ВР Крыма. Или же в Бахчисарайский районный совет?
Каков Ваш прогноз: сколько депутатских мандатов в будущем парламенте Крыма смогут взять крымские татары?
Умеров Ильми
> С кем пойдет Меджлис на выборы в парламент Украины и в парламент Крыма?
Будет решать Курултай.

> Куда будете баллотироваться лично Вы: в ВР УКраины или в ВР Крыма. Или же в Бахчисарайский районный совет?
Список в ВР Украины и ВР АРК будет утверждать Курултай, а в райсовет - Бахчисарайский региональный меджлис.

> Каков Ваш прогноз: сколько депутатских мандатов в будущем парламенте Крыма смогут взять крымские татары?
Минимум 10-12 человек.

Боком.НЕТ Закон о депортированных
Чем объяснить столь длительную задержку с принятием Закона о восстановлении прав депортированных по национальному признаку? Не означает ли это, что новая украинская власть попросту не хочет его принимать?
2. Можно ли расценивать предложение Ющенко изменить Декларацию о нацсуверенитете, как своеобразный шантаж?
3. Каковы шансы принять закон до парламентских выборов? Что делается Меджлисом для этого?
Умеров Ильми
> 1. Чем объяснить столь длительную задержку с принятием Закона о восстановлении прав депортированных по национальному признаку? Не означает ли это, что новая украинская власть попросту не хочет его принимать?
В 2004 году Кучма наложил вето на данный законопроект. Структуры при новом Президенте не смогли парвовых вариантов отменить вето и просто его подписать, поэтому законопроект возвращен в Верховную Раду.

> 2. Можно ли расценивать предложение Ющенко изменить Декларацию о нацсуверенитете, как своеобразный шантаж?
Нет. Как шантаж расценивать нельзя. Просто и Президент и его "советники" оказались недостаточно информированы в данном вопросе.

> 3. Каковы шансы принять закон до парламентских выборов? Что делается Меджлисом для этого?
Считаю, чтот шансов нет.

Полуостров 1 ноября севастопольский городской совет принял решение установить в городе памятник российской императрице Екатерине ІІ.
Как Вы относитесь к этой затее?
Умеров Ильми Отрицательно. Это все равно, что в центре Москвы установить памятник Девлет Гирею.

газета КоммерсантЪ-Украина Господин Умеров,
Как Вы оцениваете потенциальную угрозу террористических актов на территории Крыма?
Некоторое время назад СБУ выступила с инициативой законодательно запретить деятельность на территории Украины некоторых радикальных и террористических организаций. В частности, речь шла о "Хизб ут-Тахрир". Как Вы относитесь к данно инциативе? НЕ может ли этот запрет ударить и по Меджлису крымскотатарского народа?
Умеров Ильми
> Как Вы оцениваете потенциальную угрозу террористических актов на территории Крыма?
На сегодняшний день потенциальной угрозы терактов не вижу.

> Некоторое время назад СБУ выступила с инициативой законодательно запретить деятельность на территории Украины некоторых радикальных и террористических организаций. В частности, речь шла о "Хизб ут-Тахрир". Как Вы относитесь к данно инциативе? НЕ может ли этот запрет ударить и по Меджлису крымскотатарского народа?
Я за то, чтобы запретить Хизбий. Данный запрет никаким образом не может ударить по Меджлису, потому что, во-первых, Меджлис не имеет к ним никакого отношения, во-вторых, деятельность Хизбий направлена в первую очередь против Меджлиса.

Брат-1 У нас на "Крымском Майдане" в сети идет активная дискуссия - о допустимости вмешательства Муфтията, Меджлиса в деятельность уммы. Говорят и пишут о каких-то бахчисарайских "революционерах", которые от имени тамошнего регионального меджлиса снимают имамов в Алуште! О конфликте поколений, о многом. Ваша позиция пока неизвестна...
Умеров Ильми Мое мнение было и остается следующим: только Муфтиат может решать вопрос о назначении и снятии с должности имамов мечетей (решение Курултая мусульман Крыма). Возвращаясь к ситуации вокруг мечети в Алуште и Судаке нужно сказать, что хизбии из разных регионов Крыма пытались сместить законно назначенных имамов, называя себя джемаатом этих мечетей фактически им не являясь.

Захар Селям алейкум, Ильми-бей!
Ответьте пожалуйста, как Вы расцениваете деятельность Крымскотатарского блока? Способны ли представители этой силы составить реальную конкуренцию людям из Меджлиса крымскотатарского народа на предстоящих в 2006 году выборах в советы всех уровней?
Умеров Ильми Провокаторы были и будут всегда. Конкуренции не будет.

газета КоммерсантЪ-Украина
Господин Умеров,
Как Вы оценивате деятельность правительства Анатолия Бурдюгова по возвращению и обустройству крымских татар? Произошли ли какие-то существенные изменения в этом вопросе после ухода Анатолия Матвиенко с поста премьера? Почувствовали ли Вы какие-то изменения в этом вопросе, как глава Бахчисарайского района?
Какие меры, по-Вашему, необходимо предпринять в первую очередь для того, чтобы решить земельную проблему и, в частности, проблему наделения землей крымских татар?
Ваш прогноз: каким будет состав нового Верховного Совета АРК? Какие политики могут реально претендовать на место спикера парламента автономии?
Умеров Ильми Оценивать правительство Бурдюгова еще рано.

> Какие меры, по-Вашему, необходимо предпринять в первую очередь для того, чтобы решить земельную проблему и, в частности, проблему наделения землей крымских татар?
> Ваш прогноз: каким будет состав нового Верховного Совета АРК? Какие политики могут реально претендовать на место спикера парламента автономии?

Мы будем активно участвовать, но прогнозы дело неблагодарное. Если ваше издание готово опубликовать мое мнение по данному вопросу, готов его предоставить.

ОкКак Вы оцениваете создание с целью обеспечения участия общественности в формировании и реализации государственной политики "Общественной коллегии" при председателе Совета министров АР Крым.
Сможет ли такая коллегия стать инструментом для достиженя поставленой цели в условиях АРК ?
Планируете ли принимать участие в работе коллегии ?
Умеров Ильми К сожалению, по составу участников и предмету деятельности, данная Коллегия является проформой. Ничего нового через ее деятельность не будет.

Интернет-издание Трибуна Добрый день, Ильми Рустемович!
В СМИ прошла информация о визите в Крым, предположительно, 10 ноября, Президента Украины Виктора Ющенко.
По информации пресс-службы Совета министров автономии, Ющенко планирует побывать в Бахчисарайском районе на строительстве газопровода-перемычки Суворово — Железнодорожное.
Не могли бы вы рассказать другие подробности визита Президента? Возможна ли его встреча с руководством Меджлиса крымскотатарского народа?
Умеров Ильми Да, действительно Ющенко собирается побывать в Бахчисарайском р-не на данном мероприятии. На счет встречи с Меджлисом информацией не владею.

Русский что означает Ваше имя "Ильми"?
Умеров Ильми В переводе с крымскотатарского "наука" (образованный)

Брат-1 ваше мнение об этих организациях - партия "Союз" и движение "Бирлик". На форумах упорно пишут об их связи.
И оцените роль каждого из них - оба активно занимаются крымскими татарами...
Умеров Ильми Такой информацией я не обладаю, но они очень друг на друга похожи

Відповіді

  • 2005.11.02 | sofu

    Мало. И куда делись остальные вопросы?(-)

    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.11.02 | Абу

      які? я підготував ті, на які були відповіді

      вставляти питання на які не було відповіді було не доцільно, імхо.
      але якщо помилився - вкажіть в чому, я одразу виправлю
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2005.11.02 | sofu

        Re: які? я підготував ті, на які були відповіді

        Абу пише:
        > вставляти питання на які не було відповіді було не доцільно, імхо.
        > але якщо помилився - вкажіть в чому, я одразу виправлю

        Було питання таке: (можливо близько до тексту)
        "Год назад, тогда еще кандидат в президенты В.Ющенко, пребывая в Крыму, искренне понимал проблемы кр. татар и открыто видел и говорил о путях их решения. Чувствуете ли Вы поддержку президента сегодня?"

        Але, якщо пан Умеров не відповів на це питання, то розумію, чому це не увійшло до транкрипту.
        Але не мою думку питання цікаве, хіба що, в очікуванні приїзду Ющенка до Кріму, вирійшив не чіпати болісну тему. Токи що?

        Також було питання про м.Бахчисарай,про національне селище кр. татар
    • 2005.11.04 | МОНГОЛКА

      Re: Мало. И куда делись остальные вопросы?(-)

      Справедливости ради скажу, что если ответа не было на Майдане, далеко не всегда это не значит, что автор вопроса ответа не получил - точно знаю, что есть такие, кому Ильми-бей ответил уже по завершении конференции по телефону.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2005.11.04 | Брат-1

        Справедливости ради

        Ну а мне например не ответил :)
        Хотя я вывешивал на этом форуме свой телефон
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2005.11.04 | МОНГОЛКА

          Re: Справедливости ради

          Брат-1 пише:
          > Ну а мне например не ответил :)
          > Хотя я вывешивал на этом форуме свой телефон

          Представляю себе начало этого телефонного разговора: "Это Ильми Умеров... Пригласите Брата-1". Может, Ильми-бею просто не понравился Ваш псевдоним? :)
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2005.11.04 | Вместо Брата

            Re: Справедливости ради

            МОНГОЛКА пише:

            > Представляю себе начало этого телефонного разговора: "Это Ильми Умеров... Пригласите Брата-1". Может, Ильми-бею просто не понравился Ваш псевдоним? :)

            Здрас-с-сте! А что - "Пригласите МОНГОЛКУ!" благозвучней??????
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2005.11.04 | МОНГОЛКА

              Re: Справедливости ради

              Вместо Брата пише:
              > МОНГОЛКА пише:
              >
              > > Представляю себе начало этого телефонного разговора: "Это Ильми Умеров... Пригласите Брата-1". Может, Ильми-бею просто не понравился Ваш псевдоним? :)
              >
              > Здрас-с-сте! А что - "Пригласите МОНГОЛКУ!" благозвучней??????

              Ага, не благозвучнее. Однако умные люди умеют анализировать не только текст, но и контекст (не говорю уж о подтекстах) :)...
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2005.11.04 | Вместо Брата

                Re: Справедливости ради

                МОНГОЛКА пише:

                > Ага, не благозвучнее. Однако умные люди умеют анализировать не только текст, но и контекст (не говорю уж о подтекстах) :)...

                Где же их, умных, уважаемая, взять-то в полночь???

                Вот и ошиваются всякие, которые даже и МОНГОЛКАМ не по нраву!
                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                • 2005.11.04 | МОНГОЛКА

                  Re: Справедливости ради

                  Вместо Брата пише:
                  > МОНГОЛКА пише:
                  >
                  > > Ага, не благозвучнее. Однако умные люди умеют анализировать не только текст, но и контекст (не говорю уж о подтекстах) :)...
                  >
                  > Где же их, умных, уважаемая, взять-то в полночь???

                  Вот именно... Посему и поясняю, что касательно ума, это я не про полуночников говорила, а про Ильми Рустемовича.


                  > Вот и ошиваются всякие, которые даже и МОНГОЛКАМ не по нраву!

                  Ну дык и МОНГОЛКИ бывают очен-на даже ничего... Это так, к слову, - небольшая ремарка для тех, кто заблудился в сети среди ночи.
  • 2005.11.02 | line305b

    Интересный состав у конференции получился

    Столько газет... Витання пану Абу за успешную организацию - мне очень понравилось.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.11.02 | Абу

      без твоєї віртуальної участі

      все рівно не обійшлося - збиралися і домовлялися відомо де :)

      у нас будеш?
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2005.11.03 | line305b

        Re: без твоєї віртуальної участі

        Абу пише:
        > все рівно не обійшлося - збиралися і домовлялися відомо де :)
        > у нас будеш?

        :)) Aha, zrozumylo!

        Не, пока что-то нет в планах - в крым собираюсь на пару дней, на свадьбу сестренки... Ничего, скоро закончу поднимать банкинг в Батуми, и приеду :))
  • 2005.11.03 | Брат-1

    Ільмі ага без купюр

    На мой вопрос он кстати тоже не ответил, про геноцид армян.

    http://www.islamm.crimea.ua/
    Неудобные вопросы Ильми Умерова. "А вдруг Курултай решит по-другому?"

    В интернет-издании "Майдан" прошла пресс-конференция Ильми Умерова, главы районной администрации Бахчисарая. Мы приводим ссылку на стенограмму вопросов-ответов, а также - "неудобные вопросы", на которые Ильми-ака не посичтал нужным реагировать
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.11.03 | Абу

      дякую звичайно за популяризацію нашого ресурсу

      але дозвольте запитання: де Ільмі ага з купюрами?

      крім тексту поставленого в статті, на першій сторінці Майдану, над статтями є фрейм розділу "Прямі ефіри" з лінками на останні Інтернет-конференції. Першим поки що (бо маємо трощки грандіозні плани гостей сайту) стоїть лінк на Ільмі Умерова. І якщо через два дні стаття з транскриптом піде в архів, то лінк на саму Інтернет-конференцію з першої сторінки буде значно довше вести всіх зацікавлених до версії де є запитання без відповідей.

      Крім того, не як адвокат Умерова, а як адмін сайту з певним досвідом подібних акцій хочу сказати, що рідко хто встигав відповісти на всі запитання в запланований час. звичай, в таких випадках ми просимо наших гостей дати відповіді пізніше, але і в цьому випадку далеко не всі знаходили час повернутися. Крім того, інтерес був вже явно не той. В умовах браку часу діє стандартна логіка - вибирають запитання від відомих авторів або тих кому ще не відповідали. Це з досвіду.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2005.11.03 | line305b

        Да, так скорее всего и было..

        Оставшиеся вопросы не были реально более "неудобными", чем другие в теме...

        П.С. Кстати, когда искал прежние интервью Ильми, довольно часто натыкался на транскрипт предыдущей конференции на Майдане, развешенный тут и там.. кажется весьма популярной; и кстати, до сих пор выглядит свежо и интересно.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2005.11.03 | Брат-1

          Re: Ну, так повесили бы ссылку

          на прежние конференции.
          А то у меня "склалося враження", что это вообще была его первая он-лайн конференция в истории Народа :)

          Ну и еще раз подчернку, что повышенная цитруемость в первые же сутки - это, за что Грач и ему подобные платят деньги и не получают, а Ильми-ага (надеюсь!!!) не заплатил, но получил по праву :)
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2005.11.04 | line305b

            Так ссылки и были во всех объявлениях вроде...

            Вначале пан Абу тут выставил в объявлении о конференции вот этот адрес http://www2.maidan.org.ua/n/hotline/1036064540 (только чета ссылка эта пропала вообще (?) - т.е. я не смог ее найти - может форум чистили? А оттуда я перетащил ту же ссылку на объявление о конференции на главном форуме - http://www2.maidan.org.ua/n/free/1130848071

            Правда не было ссылки на главной страничке Майдана и на самой конференции - упущение, исправим в следующий раз :)
      • 2005.11.03 | Брат-1

        Вам теж дякую хоча сайт не мой :)

        Можно считать, что вы друг друга порекламировали :) :)

        А если серьезно, то конференция прошла на редкость удачно, хотя на мой пятьый или шестой вопрос уже не отреагировали :)
        Напрасно вы про падающий интерес думаете, скорее наверное Ильми Рустемович подустал к концу второго часа отвечать на повторяющиеся вопросы.
        Но практика ответов "вдогонку", тем более на интерактивных ресурсах, все-таки никем не отменена...

        ПС, Интервью уже наделало шума в русскофашистской прессе.
        ПСПС, Очень удачно и корректно применен термин "традиционные структуры" для Меджлиса и Курултая. Тут уж действительно не поспоришь.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2005.11.03 | line305b

          А что за р-фаш пресса? На что реагирують? (-)

          згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2005.11.03 | Абу

          ясно

          Брат-1 пише:
          > Напрасно вы про падающий интерес думаете, скорее наверное Ильми Рустемович подустал к концу второго часа отвечать на повторяющиеся вопросы.

          "падающий интерес" - це у випадку коли відповіді сьогодні/завтра, тобто на наступний день після події

          > Но практика ответов "вдогонку", тем более на интерактивных ресурсах, все-таки никем не отменена...

          угу, але зв*язок з ним у нас з Києва не дуже активний, телефонувати з цього приводу я не буду, тому буде як є
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2005.11.03 | sofu

            так, мысли...

            Да, слова, слова...
            Легален -нелегален. Делать вид, что проблемы не существует, и настаивать, что это традиционные институты самобытного народа (хотя, как красиво изложил)неправильно. Единственным правильным решением было бы снятие вето президента на Закон "О статусе кр. татарского народа" (простите, если не точное название, который был принят парламентом)
            Создается впечатление, что Ющенко, начинает играть в игры своего предшественника, и держать кр. татар, Меджлис "на привязи". т.е. неопределенным статусом, всегда можно сказать "фас" и все будет юридически чисто. Особенно будут рады "друзья"из русской общины.
            Вы только посмотрите на эти заголовки, разве что не видно, как слюна бежит:

            "Меджлис не собирается легализовываться, зато деятельность русских организаций предлагает запретить >>>

            "Ползучая суверенизация Крыма, – исследование эксперта >>>

            "Крымский Совмин вступил в тайный сговор с меджлисом по антиконституционному изменению формата автономии >>>

            "Крымские коммунисты: меджлис угрожает безопасности Украины >>>

            "Меджлис «послал» президента и не собирается отказываться от борьбы за «суверенное национальное государство» >>>

            "Ющенко требует, чтобы меджлис отказался от Декларации о национальной независимости крымских татар >>>

            "Нардеп Джемилев предлагает создать в Крыму татарские воинские части >>>
            "Система давно должна дать оценку деятельности нелегального меджлиса, – нардеп Грач"

            Предлагаю собрать все эти и прочие "манускрипты" и вручить Ющенко, при скором посещении Крыма. Возможно с театрализированным действом. (Жаль нет кр.татарской "ПОРЫ")Сейчас это модно, да и внимание СМИ привлечет немало. Правда потом начнут писать: "крымские татары разочаровались в президенте". Пусть почитает. Ну хотя бы секретариат, который не может найти юридических причин для снятия вето. Неужели не ясно, что затягивание этого вопроса ведет к еще большему расслоению среди кр. татар, между сторонниками и начинающимися разочаровываться новой властью, и наоборот, в случае принятия Закона, кр. татары дадут максимальное число пропрезидентских голосов.
            Думаю, это должна быть одной из ключевых обсуждаемых тем, при встрече.
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2005.11.03 | Брат-1

              Re: так, мысли... Правильно, риспект

              Все правильно, Софу.

              Нечего президенту отмалчиваться, когда русские общины и их крыши делают все что им хочется у нас. Для справки - если уж кто и "незаконный, самопровозглашенный" итд, так это 31 казачья община на 12 зарегистрированных. Где милиция, "пожарные", сбу, прокуратура?

              2) Про традиционные институты по-моему - здорово. Запретите вот русским водить хоровод. Типа этого нет в конституции. Или казахам собирать Совет старейшин для решения вопросов о браке и продаже коней. Типа тоже нет в КазССР такого закона. Может, это и не так серьезно, как Курултай, известный по крайней мере из памятников 13 века (Хурал-тай), но тоже ничего.

              И последнее - крымская "Пора" очень идея понравилась. Название только нужно другое, родное... И звучное. Чур я в активисты :)
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2005.11.04 | sofu

                Re: так, мысли... Правильно, риспект

                Брат-1 пише:
                >
                > И последнее - крымская "Пора" очень идея понравилась. Название только нужно другое, родное... И звучное. Чур я в активисты :)

                Да, мне импонирует "Пора" своими смелыми взглядами, идеями, поступками. Хотя, если честно, в глубь я не "копал". Пока Каськив говорит правильные вещи. И это не может не нравиться, как по мне.
                Что до "нашей" ПОРЫ, то идея должна идти с низов, по моему предпосылки есть. Да и Пора сейчас уже партия, а мне нравилось само движение.

                Я тоже должен сказать, что идею, которую Вы "проталкиваете" о празднике Возвращения, я всячески приветствую. Нужен общенациональный праздник. Объединяющий. Вот только какою дату считать отправной?
                Может дату первого (правильнее, наверное сказать - второго) Курултая? Это достаточно знаковое событие. Есть правда одно "НО", 26 июня - период отпусков, а это должно быть в первую очередь политическое событие.
            • 2005.11.04 | line305b

              Ета проста шедевр.. Ре: "Ползучая суверенизация"

              Особенно прикольно про "секретную концепцию разработанную по заказу Меджлиса".. Хотя есть, есть, есть правильные мысли.. :)

              http://www.nr2.ru/crimea/43365.html

              Новый Регион – Крым
              Публикации за 21.10.05

              Ползучая суверенизация Крыма, – исследование эксперта

              21.10.05 14:28
              Симферополь, Октябрь 21 (Новый Регион – Крым, Андрей Дорофеев) – За 14 лет своего существования крымскотатарский меджлис (нелегальный этнический «парламент») ни на шаг не отступил от своей стратегической цели – создания в Крыму татарского государства. Руководствуясь секретной концепцией, разработанной по заказу меджлиса экспертной группой московского технолога Эмиля Паина, меджлис поэтапно продвигается к поставленной задаче. После «оранжевой революции» стратегия меджлисовцев ничуть не изменилась. Только теперь, вместо «кучмовского режима» меджлисовцы технично используют в своих интересах новую власть и президента Ющенко. Об этом говорится в исследовании, которое передал «Новому Региону» известный в Крыму эксперт, доцент, кандидат наук Виктор Харабуга.

              Ниже «Новый Регион» полностью приводит текст его статьи.

              «Наша цель – воссоздание крымскотатарской национальной автономии в составе Украины»

              М. Джемилев, председатель меджлиса, народный депутат Украины

              «Принимая данную декларацию курултай опирался на международное законодательство и документы, принятые ООН, а поэтому что-то менять в этом документе у крымских татар нет никаких оснований»

              Р. Чубаров, зампред меджлиса, народный депутат Украины

              Газета «Полуостров», 13-19 мая 2005 г.

              «К вопросу о государственности татар Крыма»

              (некоторые последствия «оранжевой революции»)

              Заявка на суверенитет

              Четырнадцать лет назад 26-30 июня 1991 года в г. Симферополе состоялся национальный съезд татар Крыма – курултай. Это собрание приняло ряд документов, наиболее известными из которых стали: «Декларация о национальном суверенитете крымскотатарского народа», «Положение о меджлисе крымскотатарского народа», «Постановление Курултая крымскотатарского народа», «О национальном флаге и национальном гимне крымскотатарского народа» и другие. В декларации курултай заявил, что:

              «1. Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом. Политическое экономическое, духовное и культурное возрождение крымскотатарского народа возможно только в его национальном суверенном государстве. К этой цели будет стремиться крымскотатарский народ, используя все средства предусмотренные международным правом [...].

              3. Любое противодействие реализации неотъемлемого права крымскотатарского народа на самоопределение на своей национальной территории противоречит положениям Устава ООН и других общепризнанных международно-правовых актов. Крымская АССР, восстанавливаемая не как национально-территориальное образование, рассматривается как попытка юридического закрепления результатов депортации крымских татар в 1944 году и не признается Курултаем в таком виде.
              4. Земля и природные ресурсы Крыма, включая его оздоровительно-рекреационный потенциал, являются основой национального богатства крымскотатарского народа и источником благосостояния всех жителей Крыма. Они не могут использоваться помимо воли и согласия крымскотатарского народа…

              5. В случае противодействия государственных органов или каких-либо иных сторон достижению целей, провозглашенных Курултаем и настоящей Декларацией добиваться признания за крымскотатарским народом статуса народа, ведущего борьбу за свое национальное освобождение и действовать согласно этому статусу».

              В ответ на эти действия и заявления Верховный Совет Крымской АССР 29 июля 1991 года принял постановление «О съезде (курултае) представителей крымских татар», в котором постановил:

              1. Считать положения, принятых съездом (курултаем) представителей крымских татар, решений о провозглашении Крыма национальной территорией крымскотатарского народа, с символами и атрибутами государства, исключительным правом собственности на землю и природные ресурсы, а также попытку создания параллельных структур власти и управления незаконными, противоречащими Конституции УССР, СССР, действующему законодательству.

              2. В связи с этим вышеназванные положения, содержащиеся в документах, принятых Курултаем, образованный им меджлис и другие органы не могут быть признаны полномочными, не могут представлять крымскотатарский народ во взаимоотношениях с государственными органами».

              В документах, принятых курултаем и Верховным Советом Крымской АССР 14 лет назад, сфокусирована суть этнополитического конфликта, охватившего крымское общество. Выделяются два диаметрально противоположных подхода к строительству государственности в Крыму. С одной стороны четко выражена позиция построения в Крыму национального государства татар, с другой – неизменным остается подход считать АРК территориальным образованием, в котором ни один из населяющих ее этносов не имеет приоритет в создании национальной государственности. Именно вокруг этих точек зрения, их интерпретации и корректировки ведется политическая борьба в последние десятилетия. Именно этот вопрос сегодня, как и в прошлом, является наиболее конфликтным. Требование создать татарское государство в Крыму, строить власть по этническому принципу неприемлемо для абсолютного большинства крымчан других национальностей, носит антагонистический характер.

              Руководители татарского национального движения, создавая курултай и декларируя свои цели, рассчитывали использовать ситуацию лета 1991 года, когда реальной становилась перспектива развала СССР, торжествовал парад суверенитетов.

              В то время могли сбыться самые фантастические планы, соответствующие стратегическим целям национального движения. Это заставляло татарских национал-демократов в расчете на динамично меняющуюся обстановку решительно ставить свои требования о суверенитете в декларациях и постановлениях.

              Анализ «Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа» показывает, что этот документ вполне можно рассматривать как заявку на суверенитет и создание полностью независимого государства. Однако лидеры движения в те годы не смогли ускоренными темпами реализовать свои стратегические цели. В условиях приобретения Украиной независимости они натолкнулись на сопротивление, с одной стороны, украинской политической элиты, которая видела в их планах угрозу территориальной целостности Украины, а с другой – полное неприятие их целей абсолютным большинством нетатарского населения Крыма и новых политических сил, приобретающих все больший вес в АРК.

              Без поддержки властной вертикали из Киева навязать крымскому обществу свои планы они не могли. Национальное движение меняет свою тактику, старается убедить киевское руководство в том, что Декларацию и другие документы следует рассматривать как заявку татар на самоопределение в составе Украины. Они ищут и находят себе союзников в лице украинских национал-демократов, убеждают украинское руководство в том, что являются надежными партнерами Киева в борьбе с сепаратистскими тенденциями на полуострове, всячески демонстрируют свою лояльность, доказывают безопасность для территориальной целостности Украины создания татарского государства в Крыму.

              Несмотря на все усилия, рассчитывать на быстрое решение вопросов не приходилось.

              Тактика ползучей суверенизации

              В 1993 году для руководства меджлиса стало ясно, что методом штурма и натиска добиться самоопределения не удастся. Необходимо было выработать новые подходы для достижения стратегической цели. Их предложила приглашенная меджлисом группа московских специалистов Центра этнополитических и региональных исследований под руководством Эмиля Паина*, которые разработали технологии, сформулированные в документе под названием «Пути самоопределения крымскотатарского народа» (Москва, март 1993 г.). Документ вышел под грифом «конфиденциально» и стал известен широкой общественности, благодаря лидеру Национального движения крымских татар Ю.Б.Османову, вскоре зверски убитому при загадочных обстоятельствах. Расследование этого убийства, как и многие другие резонансные дела в Украине, оказалось в тупике.

              Главной задачей технологий было замаскировать основную стратегическую цель меджлиса – политическое самоопределение и создание национального государства.

              Чтобы не раздражать население и власти Крыма, ее достижение разбивалось на этапы, на отдельные составляющие реализации права на самоопределение. Решение этих конкретных задач позволяло в будущем успешно выйти на стратегическую цель. Разработанная тактика была принята на вооружение меджлисом и более чем 10 лет активно воплощалась в жизнь. Реализация ее в основном была удачной, но в чем-то не принесла успеха.

              Она предполагала решение трех основных задач на четырех различных уровнях.

              Задача I Необходимость повышения статуса и обеспечение фактического признания меджлиса в качестве представительного полномочного органа татар.

              Ее решение предполагалось осуществить на четырех уровнях:

              На крымском уровне считалось необходимым разрешить противоречия по двум линиям: меджлис – крымская администрация; меджлис – крымское общество.

              То есть, ставилась задача признания меджлиса крымской администрацией и успокоение общественности. Главное препятствие – неприятие, как администрацией, так и общественностью национального татарского государства.

              Идею суверенитета предполагалось реализовать через:

              1. Создание двухпалатного парламента.

              2. Введение системы квот и признание права на некоторые должности и государственные посты за татарами.

              3. Признание меджлиса крымскими властями путем подключения его к процессу реализации прав татар на возвращение и обустройство в Крыму.

              На уровне Украины фактическое признание меджлиса в качестве представительного полномочного органа татар.

              На уровне СНГ:

              1. Обеспечение участия меджлиса в межгосударственных органах или односторонних комиссиях стран, причастных к решению проблем татар. (Украина, Россия, страны центральной Азии) по поддержке деятельности сторон по возвращению татар, финансированию мероприятий, связанных с этим процессом.

              2. Активность по поиску форм сотрудничества (в том числе создания двухсторонних комиссий, привлечение экспертов и т.д.) с гражданскими структурами стран, причастных к решению проблем татар.

              На международном уровне обеспечение непосредственного представительства меджлиса в системе влиятельных международных организаций и неправительственных гражданских организациях и движениях.

              Выполнение первой задачи. На обеспечении фактического признания меджлиса было сосредоточено основное внимание, и эта задача наиболее успешно воплотилась в жизнь.

              На крымском уровне центральные и местные структуры меджлиса нашли признание у исполнительной власти и части представительной власти. Проблемы татар фактически решаются только через структуры меджлиса. Республиканский комитет по делам национальностей и депортированных граждан находится практически под полным контролем меджлиса, который непосредственно вмешивается в его работу и работу других министерств и комитетов. Руководители меджлиса стали заместителями председателя Совета министров и Верховного Совета Крыма, министрами, депутатами, главами администраций, заместителями руководителей силовых структур. Все эти должности они получили по своеобразным политическим квотам. Их влияние продолжает расширяться.

              На уровне Украины наибольшего признания меджлис добился через администрацию Президента Украины.

              Самым важным фактом является создание Указом Президента Л. Кучмы от 18 мая 1999 года Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины, в который в полном составе вошел весь меджлис. Произошла полулегализация меджлиса, фактическое признание этого незаконного органа высшей государственной институцией Украины.

              Не решен окончательно вопрос о правовом статусе меджлиса, как представительного органа татар, поскольку для этого необходимо изменение Конституции Украины и ряда законов, что может сделать только Парламент, в котором отношение к меджлису неоднозначно.

              Меджлис укрепил свои позиции в Парламенте Украины. Второй срок в нем работают два депутата от меджлиса, которые не безуспешно лоббируют интересы этой организации. Меджлис обрел союзников в парламенте в лице фракций РУХа, «Нашей Украины». Лидеры меджлиса оказывают официальное и неофициальное влияние на министерства и ведомства Украины, а также на местном уровне на чиновников различных государственных организаций.

              На уровне СНГ в межгосударственные органы СНГ меджлис как структура и его представители не включены. В России успеха нет. В странах Центральной Азии меджлис, как структура не признан. Отдельные эксперты принимают участие в работе структур СНГ, но как научные работники или депутаты, а не как официальные представители меджлиса, как организации.

              На международном уровне успех значителен. Представители меджлиса сумели проникнуть в комитеты ООН, ЮНЕСКО, организаций не представленных народов, группу защиты прав меньшинств и т.д. Они принимают активное участие в разработке документов по правам коренных народов.

              Задача II Укрепление внутрикрымского и внешнего положения меджлиса путем поиска союзников, интернационализации проблемы.

              Для ее решения:

              Предполагалось задействовать все структуры и рычаги воздействия, присущие формируемому гражданскому обществу (движения и партии, неправительственные организации, группы давления).

              Информировать общественность и группы, влияющие на формирование общественного мнения через гражданские структуры стран СНГ (специальные слушания, конференции, «круглые столы»);

              Выступать совместно с организациями других депортированных народов, представлять интересы последних в контактах с крымской администрацией;

              Сотрудничать с русскими демократами.

              Выполнение второй задачи предлагалось решать также на четырех уровнях.

              На крымском уровне в поисках союзников меджлису мало что удалось сделать:

              Организации других депортированных народов не стали с ними плотно сотрудничать, тем более, доверять решения своих проблем;

              Отделения некоторых политических партий, особенно провластных сотрудничают с меджлисом, но делают это ситуативно;

              Русские демократы в Крыму слабы и не представляют интерес как союзники;

              Получилось сотрудничество с украинскими националистами в Крыму. Но и они здесь крайне слабы. Скорее украинские националисты крайне заинтересованы в поддержке со стороны татар, чем наоборот;

              Меджлис обеспечил себе выход и политическое влияние на отдельных крымских чиновников.

              На уровне Украины

              Найдены сильные союзники в парламенте Украины в лице РУХа, БЮТ, националистических партий;

              Обеспечена поддержка блока «Наша Украина»,

              Усилились контакты с администрацией президента В. Ющенко.

              На уровне СНГ

              Сделать союзниками центрально-азиатские страны не удалось;

              На государственном уровне поддержка меджлиса в рамках СНГ не прослеживается

              На международном уровне

              Обеспечена интенсивная поддержка правительством Турции, США, многих стран ЕЭС.

              Задача III Выход со скорректированным имиджем на новое информационное поле, корректировка образа крымскотатарского национального движения, утверждение «имиджа» меджлиса как либерально-демократического движения с национальными целями.

              Для ее решения предполагалось:

              Осуществлять более широкую информационную деятельность, включающую сотрудничество с наиболее известными СМИ (предоставление информации, приглашение корреспондентов, съемочные бригады и т.д.);

              Использовать представленных на Украине (в Киеве), корреспондентов зарубежных СМИ, информировать мировую общественность о положении крымских татар, утверждении в мировом общественном мнении «образа» меджлиса как демократически избранного представительного органа крымских татар.

              Выполнение третьей задачи также предлагалось решать на четырех уровнях.

              На крымском уровне впечатляют успехи меджлиса в деле создания нового имиджа и в работе со СМИ. В Крыму создана собственная сеть СМИ. Это: электронные СМИ, газеты, журналы, издательства. Большинство из них – русскоязычные. Государственные СМИ Крыма, под давлением киевских и местных властей формируют положительный образ меджлиса. Однако в крымских СМИ есть сильные оппоненты меджлиса в лице самых многотиражных газет полуострова, информационных агентств, отдельных влиятельных журналистов.

              На уровне Украины украинские СМИ в своем подавляющем большинстве, создают положительный образ меджлиса.

              На уровне СНГ российские демократические СМИ создают положительный образ меджлиса.

              На международном уровне наблюдаются самые большие успехи в формировании имиджа меджлиса, как единственного полномочного, демократически избранного представительного органа татар. Точка зрения национального движения татар доминирует, критика практически отсутствует.

              Целью ползучей суверенизации было укрепление позиций татарской политической элиты на полуострове, внедрение ее в формирующуюся политическую систему Украины, получение особо правового статуса.

              Национальному движению удалось достичь значительных успехов в этом вопросе. Поднят уровень его политической и юридической легализации. Произошло фактическое признание за сельскими, городскими и районными меджлисами административных функций. Меджлису удалось стать политическим партнером властей Украины, вне зависимости от персонификации в киевской власти. Все меняющиеся президенты и правительства вступают в политический диалог и сотрудничают с меджлисом.

              Такое укрепление позиций татарской политической элиты и расширение базы национального движения рассматривалось ими как главное условие для дальнейшей борьбы за суверенитет.

              События «оранжевой революции» укрепили их надежды на решение вопроса о придании меджлису правового статуса.

              После «оранжевой революции»

              5 мая 2005 года новый Президент Украины В. Ющенко встретился в г. Бахчисарае с руководством меджлиса, его главным политическим союзником на выборах в Крыму.

              Переговоры велись в летней беседке Ханского дворца. Само место должно было подчеркивать значимость переговоров, поскольку, по мнению меджлисовцев, именно здесь принимались многие судьбоносные для крымского ханства решения.

              Судя по поставленным перед Президентом вопросам, руководители национального движения рассчитывали, что после изменения власти в Украине можно будет достичь многих ключевых политических целей, от которых движение никогда не отказывалось.

              В частности Президенту было предложено:

              1. Принять новую редакцию Указа Президента Украины «О совете представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины», в которой четко указать, что таковым является меджлис в полном составе.
              2. Внести на рассмотрение Верховной Рады Украины два Закона: «О статусе крымскотатарского народа» и «О восстановлении прав депортированных по национальному признаку».

              3. Внести поправки в Конституцию АРК в части функционирования крымскотатарского языка на всей территории полуострова наравне с украинским.

              4. Внести поправки к Закону Украины «О выборах в Верховную Раду АРК», в которых отразить гарантированное представительство крымских татар в парламенте автономии, позволяющее эффективно влиять на решение вопросов, касающихся интересов крымских татар.

              5. Содействовать возвращению переименованным крымскотатарским городам и селам их исконных названий.

              Предлагалось также решить ряд экономических, социальных вопросов. Пересмотреть некоторые судебные решения.

              В случае положительного решения всего комплекса, поставленных перед Президентом задач, меджлис продвинулся бы к своей главной цели – национальной государственности. Значительно укрепился бы статус этого органа. Он легализовался бы как представительный орган татар Крыма, как параллельный парламент. Положения, содержащиеся в двух законах «О статусе крымскотатарского народа», «О восстановлении прав депортированных по национальному признаку», утвердили бы татар как коренной этнос с особым правовым статусом, сделали бы субъектом самоопределения в Крыму.

              Национальные квоты в Законе «О выборах в Верховную Раду АРК» также подкрепили бы особый правой статус татар. Право вето на все решения, затрагивающие интересы татар, означает полный паралич власти или действия ее исключительно по указанию меджлиса, поскольку властные решения затрагивают прямо или косвенно все этнические группы, но если право вето есть только у одной из них, то это автоматически ограничивает права других. Придание татарскому языку наравне с украинским особого статуса без предоставления такого же статуса русскому языку, переименование названий населенных пунктов на татарские волевым решением из Киева, без учета мнения граждан, их населяющих, создание татарских воинских частей по национальному признаку, по замыслу меджлиса, должно было бы укрепить особый статус татар и подчеркнуть их право на суверенитет на «своей» территории.

              Поскольку переговоры носили закрытый характер, не ясно согласится ли Президент с выдвинутыми требованиями. В татарской прессе зафиксировано лишь несогласие Президента с содержанием некоторых пунктов «Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа», что свидетельствует о том, что и данный документ обсуждался на переговорах. Факт обсуждения Президентом Украины с представителями меджлиса этого документа беспрецедентен сам по себе и имеет далеко идущие политические и правовые последствия. Он означает, что стороны ведут переговоры, пока не официальные, об изменении Конституции Украины и конституционного строя в АРК.

              Своими действиями Президент дает понять руководству меджлиса, что готов признать особый статус татар в Украине, саму декларацию, как правовой документ, но только в том случае, если в нее будут внесены определенные коррективы.

              Следовательно, не Декларация, а лишь некоторые ее положения, не устраивают украинскую власть. Какие это положения? Вероятно, те, которые утверждают права татар считать Крым своей национальной территорией, местом самоопределения нации, их исключительное право на землю и природные ресурсы. Признание этих прав логически приведет к созданию полностью независимого татарского государства.

              Если татары, как этнос, признаны субъектом самоопределения, то каковы границы этого самоопределения? Что это: культурно-национальная автономия, национально-территориальная автономия в составе Украины или нечто большее? Недавний опыт развала СССР показал как легко при стечении благоприятных внутренних и международных политических обстоятельств бывшие союзные и автономные республики заявляли о своем полном суверенитете.

              Возникает вопрос, признает ли Президент право любого этноса в Украине принимать декларации о национальном суверенитете, или это касается только татар? Декларация и другие вопросы конституционного устройства автономии обсуждались за спиной парламента и правительства Крыма, игнорировалось мнение депутатов Крыма и большинства населения. Они могут быть расценены как ставящие под сомнения правовые документы, регулирующие статус АРК и даже само ее существование. Вряд ли такой подход способствует стабилизации политической ситуации в Крыму особенно в преддверии выборов.

              Странным представляется отсутствие какой-либо политической реакции на переговоры со стороны парламента, правительства и особенно оппозиционных политических сил Крыма. Ни одна из политических сил не выступила с оценкой этих переговоров и не высказала собственной позиции по столь фундаментальному вопросу.

              Анализ действий меджлиса и развитие событий за последние четырнадцать лет показывают, что:

              Никаких качественных изменений в позиции меджлиса по вопросу о татарской государственности не произошло. Его лидеры, как видно из состоявшейся в мае встречи с Президентом Украины, жестко придерживаются своих стратегических целей.

              Меджлис остается наиболее реальной силой, способной быстро дестабилизировать политическую ситуацию в Крыму. Это вызывает боязнь у украинских и крымских властей, заставляет их считаться с мнением и требованиями меджлиса, идти ему на уступки.

              Власти Украины систематически натравливали татарское национальное движение на пророссийские силы в Крыму. Активисты меджлиса действовали как силы быстрого реагирования против любых пророссийских настроений и тенденций. Пророссийские силы и татарское национальное движение остаются главными политическими антагонистами в Крыму.

              Украинские власти пытались проводить по отношению к меджлису политику направленную, по их мнению, на интеграцию меджлиса в политическую систему Украины, рассчитывая, что уступки по частным вопросам приведут к процессу слияния украинской и татарской политической элит, и стимулируют отход национального движения татар от главной цели – национальной государственности. В ответ на это меджлис требовал новых привилегий и не отказывался от главной цели.

              Власти автономии, ситуативно сотрудничавшие с меджлисом для достижения устойчивого большинства в парламенте, борьбы со своими политическими соперниками, становились политическими заложниками этой организации, теряли авторитет у нетатарских избирателей, но не получали голосов татар на выборах. В свою очередь меджлис легко забывал о своих политических союзниках, когда появлялся более выгодный для него партнер. Стремление крымской власти использовать меджлис в своих политических целях приводило к обратному эффекту. Меджлис использовал власть в своих целях.

              После «оранжевой революции» меджлис, являясь наиболее массовой и организованной силой, поддержавшей Президента В.Ющенко на выборах, пытается получить дивиденды от своих союзников. Ситуация усугубляется приближающимися парламентскими выборами, в ходе которых пропрезидентские силы в Крыму могут получить наибольшее число голосов от сторонников меджлиса. В то же время они боятся, что откровенным союзом с меджлисом оттолкнут от себя нетатарское население Крыма.

              Киевские власти, пропрезидентские силы в Крыму будут вынуждены идти на новые уступки меджлису, приближающие эту организацию к достижению главной цели – татарской государственности.

              *Паин Эмиль Абрамович

              Генеральный директор Центра Этнополитических и региональных исследований, (ЦЭПРИ) Руководитель центра по изучению ксенофобии и предотвращению экстремизма Института социологии РАН; 1993 – 1996 гг. – член Президентского Совета России; 1994 – 1995 гг. – руководитель исследовательского направления по национальной политике Аналитического Центра Президента России; 1995 – 1996 гг. – зам. начальника Аналитического управления Президента России; 1996 – 1999 гг. – советник Президента России; член МВК Совета Безопасности РФ по проблемам Северного Кавказа (в 1996 г. – руководитель Рабочей группы при Президенте по завершению боевых действий и урегулированию ситуации в Чеченкой республике).

              © 2005, «Новый Регион – Крым»


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".