МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Луч света в темном царстве

04/22/2006 | Бё!
В Ялте издается газета, которую можно назвать лучом света в темном царстве. Ее авторы стараются пропагандировать толерантное отношение к крымским татарам и делают это зачастую весьма изобретательно и красиво. Вот примеры из последнего выпуска газеты "Ялта культурная и коммерческая":

ПАСХА В ЯЛТЕ



В отличие от прошлых лет, нынешняя Пасха в Ялте несколько необычна. Впервые за 70 лет Светлое Христово Воскресенье стало вновь стало престольным праздником одного из храмов города. Со времени освящения алтаря не минуло и года, а небольшая церковь на ул. Щербака, 6 становится популярным местом. Возможно, благодаря сохранившимся с давних времен намоленным стенам. Следует сказать, что до 1917 года располагалось здесь Патриаршье подворье. В таком случае, хотя точных сведений на этот счет нет, но в Воскресенской церкви могли бывать и будущий мученик Патриарх Тихон и Св. Иоанн Кронштадский, и члены Августейшего семейства новомучеников российских. И еще можно сказать, что православные храмы, равно как и мусульманские мечети, в случайных местах никогда не возводились. В Крыму, в том числе в Ай-Василе, есть места, где мечети возводились на месте православных храмов. А в селе Верхний Керменчик Бахчисарайского района местные крымские татары считали священным местом (азиз) руины церкви Успения Божьей Матери. Если копнуть глубже, хотя это уже область предположений, не исключено, что под нынешними храмами можно найти остатки еще более древних святилищ. Еще не завершилась Страстная седмица, когда православным полагается пребывать в скорби, а атмосфера надвигающего праздника уже ощущается. Пасха или Великдень – удивительный жизнеутверждающий праздник дарования человеку жизни вечной, праздник Воскресения Христа, выражающего Воскресение всей природы, всей жизни. «В день Пасхи солнце играет, восходя, пляшет от радости! – говорили предки. - В эти дни голубь с голубем целуются!”, “На Пасхе и воробей радуется». Возможно, еще по дохристианской традиции, Пасха наших предков была наполнена играми, развлечениями. На Пасху принято поздравлять знакомых и незнакомых, христосываться, не взирая на чины и положение. Всю Седьмицу над городами и селами стоял церковный перезвон, пели хоры в деревне, на лугах, в рощах. Народ славил Господа, славил Весну, славил веру в жизнь вечную. В Крыму, а особенно на южном побережье, где местное крымскотатарское население сохраняло остатки веры своих православных предков, есть все основания полагать, что праздники были общими. Об этом, в частности говорит совпадение русских и украинских Осенин с крымскотатарской Дервизой или весеннего праздника Кытырлес с Георгием Вешним. Вряд ли этому могли помешать даже религиозные отличия, хотя они довольно существенны. Так, по исламской традиции, Христос не был распят – «это только показалось врагам его» ибо Аллах хранит своих пророков – он был живым взят на небо до времени, когда придет судить живых и мертвых. Кроме священного Корана в этом отношении интересно так называемое Евангелие от Варнавы. Возможно, это – один из апокрифов, то есть не признанных Церковью (не канонических) Евангелий. Трудно судить, апокрифов было много, но они, большей частью, уничтожены.На Евангелие от Варнавы особенно часто ссылаются мусульмане, считая его наиболее достоверным и близким к историческим событиям, связанным с пророческой деятельностью Спасителя. По своей форме и содержанию оно утверждает характер христианской веры, сходной с мусульманской. Варнава, один из 12 апостолов, был родом из Кипра. Его настоящее имя было Иосия, однако, впоследствии апостолы нарекли его Варнавой, что означает «сын утешения». «Ибо он был муж добрый, исполненный Духа Святого и веры» Последовав за Иисусом, он был одним из первых, кто продал свое добро и использовал вырученные от этого средства во благо становления религии («Деяния», гл.4, ст. 24, 36, 37). И он же сообщил о не дошедшем до нас Евангелии Иисуса. Тут есть второе, существенное различие ислама и православия. Мусульмане считают, что у Иисуса было свое, позднее скрытое от людей, Евангелие, которое было дано ему свыше Господом также как позднее был послан Коран, а ранее скрижали пророку Моисею. Четыре канонические Евангелия для мусульман тоже святые книги, но они все-таки написаны по человеческому разумению, а не продиктованы Богом. Третье описанное в Коране отличие вводит в смущение. Святая книга подтверждает непорочное зачатие Марии от Духа Святого, подтверждает, что Иисус был Мессией, но отрицает, что он Сын Божий и отрицает Троицу. Однако по тексту понимается отцовство в физическом смысле, наподобие того, как античные боги могли быть отцами и матерями героев. Естественно, что такого отцовства не признает и православие. С Троицей и того проще. Коран отрицает многобожие, подразумевая рядом с Творцом двух новых самостоятельных божеств. Возможно и скорее всего, в местах, где зарождался ислам, такие взгляды были распространены среди тамошних христиан. Какие течения были распространены в Крыму и на южном побережье, были ли у нас известны апокрифические Евангелия, точно сказать нельзя. Христианство в Ялте распространялось с первых веков от Рождества Христова. Города как такового, конечно, еще не было. Но были римские укрепления, через которые распространялось христианство и есть материальные следы, как-то пещерные монастыри в Массандре. Есть известие о нахождении в Крыму Андрея Первозванного, и есть исторические документы, рассказывающие о деятельности на ЮБК Святого Иоанна Готского. Наконец, есть множество коымскотатарских топонимов Ай-Васил, Ай-Данил, Ай-Петри и т.д., которые ненавязчиво напоминают, что в исламе святых с такими именами нет, но когда-то они здесь весьма почитались и христианами и мусульманами. Вероятно, поэтому с доверием воспринимается сообщения академика Юлиана Кулаковского («Прошлое Тавриды») о том, что часть крымских христиан могла подумать и сказать, что все-таки она принадлежит к умме, а крымские мусульмане могли выйти протестовать против того, что от них увозят почитаемую ими икону Божьей Матери. Все это наше, крымское. И все-таки можно ли праздновать Пасху мусульманам, верящим, что Иисус не был распят, а был взят живым на небо? Могут ли делить с ними радость православные? По-видимому, да. Противоречия в различных традициях почитания Единого Бога не столь велики. Как я попытался изложить в этом материале, куда большее нас объединяет. Как смерть бывает двоякая — духовная и физическая, так и воскресение бывает двоякое — духовное и физическое. Сам Спаситель говорил, что дух от духа, а плоть от плоти. От нарушивших запрет Господа Адама и Евы смерть, как результат нравственного повреждения, перешла на всех людей. Воскресение Христово является началом нашего духовного воскресения, пробуждения в нас духовных стремлений, а также нравственного возрождения. Апостолы утешали христиан напоминанием о том, что они, в противоположность неверующим язычникам, уже “воскресли с Христом”. Это можно объяснять чем угодно, но примеры, когда люди давно умершие, или погибшие на войне духовно живы и влияют на живущих известны каждому. Меньше известны, но все-таки описаны случаи встреч с физически живыми духовными мертвецами. Впрочем, в нашей стране всегда презирали трусов и особо почитали былинных богатырей, казаков, шахидов и муджахедов, ибо, как учил Иисус, нет большей чести, чем душу положить за други своя.

Михаил Кунин

"ПЕРЕВОДЧИК - ТЕРДЖИМАН" - 122 С НАЧАЛА ИЗДАНИЯ





Исполнилось 155 лет со дня рождения Исмаила Гаспринского. Журналист и просветитель Исмаил Бек Мустафа-оглу Гаспринский родился в 4851 г. по мусульманскому календарю (1851 от Р.Х.) в деревне Авджи-кой (ныне село Охотничье Бахчисарайского района). Фамилий Гаспринский он унаследовал от отца Мустафы-эфенди Гаспралы, уроженца Гаспры. Отставной поручик в 1853 г был удостоен дворянского звания и принадлежал к одному их старейших родов Крыма.Образование Исмаил начал в медресе «Зинджирли», а 10 лет от роду поступил в Симферопольскую гимназию. Через два года он отправляется на учебу в Воронежский военный лицей, а затем — в кадетский корпус в Москву. В медресе «Зинджирли» он возвращается в 1867, преподает русский язык, а в 1871 г. он уезжает в Вену и затем в Париж. Здесь он начинает писать корреспонденции для российских газет и работает секретарем у великого русского писателя Ивана Сергееевича Тургенева, который принял в нем горячее участие. Журналистская работа Исмаила Гаспринского привела его в Алжир, Тунис, Египет, Грецию Турцию. Отовсюду он присылает статьи с описанием восточной жизни в газеты Москвы и Санкт-Петербурга. Наконец, 10 апреля 1883 г после долгих хлопот и неоднократных отказов в Бахчисарае выходит первая газета «Терджиман» («Переводчик»). Издавалась она на крымскотатарском и русском языках и стала первым периодическим изданием тюркских народов Российской империи. На протяжении более чем двух десятков лет она являлась почти единственной газетой, обслуживавшей интересы читателей тюрко-мусульманских народов. О ее популярности говорит то, что поначалу это был еженедельник, а затем газета выходила и три раза в неделю, и ежедневно, ее материалы перепечатывались 12-ю иностранными изданиями. Вскоре появляются еженедельная газета «Миллет» («Нация») и еженедельный журнал для женщин «Алеми нисван» («Мир женский»). Если не ошибаюсь, первое издание для женщин в исламском мире. «В 1881 г. Гаспринский издает в Симферополе брошюру «Русское мусульманство», в которой объясняет роль России в посредничестве между Европой и Азией в развитии науки, движении вперед и указывает на причины невежества и застоя. Эти мысли он постоянно развивал на страницах «Терджимана», в работе «Русско-восточное соглашение» и других своих трудах», -пишет кандидат искусствоведения Ислам Заатов. Созданная Гаспринским просветительская программа имела значение для всех тюркских народов России. Гаспринским неоднократно высказывалась мысль о созыве международного мусульманского конгресса в целях устранения противоречий, достижения надежного мира, что с восторгом было встречено общественностью различных стран. Гаспринскому принадлежат слова, сказанные им более ста с лишним лет назад: «Русский человек наиболее легко сходится и наилучше уживается с различными народностями, привлекая их простотой, отзывчивостью и врожденной человечностью, свойственной русскому характеру». Но стали бы его мысли популярны сегодня, это еще вопрос. При жизни просветитель встречал яростное сопротивление мусульманских схоластов. Процесс превращения просветительской газеты в общественную начался с 1905 г. Тогда, в связи с Манифестом 1903 г. и публикацией Указа 1904 г. о веротерпимости газета «Терджиман» писала: «С высоты престола, Россия призвана к обновлению, а народ ея к более самодеятельной и свободной жизни, наряду с другими цивилизованными и прогрессивными народами мира». После оглашения известного царского манифеста от 5 февраля 1905 в Симферополе под председательством исполняющего должность таврического муфтия Адиль мурзы Карашайского на общий съезд собрались представители мусульманских общин Крыма. А 101 год назад, 8 апреля, был созван первый съезд представителей крымскотатарского народа. «Постановление собрания мусульман Крымского полуострова» являлось отражением национально-либеральной идеологии, присущей общественной элите крымскотатарского народа. Оно состояло из 17 пунктов и касалось вопросов религиозного, нравственного, ритуального, просветительского характера. Короче говоря, революцию крымские татары не приняли. Делегация поехала в Петербург, но лично вручить Верноподданнический адрес Николаю П делегатам не удалось 16 мая делегация посетила председателя Комитета министров Сергея Юльевича Витте, 18 мая министра народного просвещения В.Г.Глазкова, 19 мая - министра внутренних дел А.Г.Булыгина и военного министра В.В.Сахарова, а также других высокопоставленных чиновников Крымские татары приняли активное участие в подготовке и работе форума либерально-прогрессивных сил тюрко-мусульманских народов Российской империи. Этим событиям на страницах газеты «Переводчик-Терджиман» было посвящено несколько статей.

Кунин Михаил

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС ПОСТАВЛЕН НА РЕБРО





В Крыму проходят акции с требованиями выделения земельных участков.17 апреля Крымские татары заблокировали движение транспорта на трассе Симферополь- Ялта. Аналогичные акции проходили в других местах. Таким образом они требовали предоставить им в собственность земельные участки под строительство жилья.Чтобы убедить власть в серьезности своих намерений, участники акции час препятствовали проезду автотранспорта. Для этого они постоянно переходили дорогу через пешеходный переход, благодаря чему, стражи порядка не имели оснований задержать протестующих, т.к. закон не ограничивает пользование пешеходными переходами, передает «НТН». К сожалению, Крым вновь походит к курортному сезону с обострением хронических социальных болячек. Первая неделя после выборов принесла серию земельных самозахватов. Тенденции, которые имеют свойство повторяться из года в год, игнорировать уже нельзя. Адекватно реагировать власть не готова. Она просто не сформирована. Но какой может быть реакция со стороны не крымскотатарского населения, вопрос еще более острый. Законно раздавая земли за гроши под частную застройку, власти никого не спрашивают. Проблемы возникают как раз тогда, когда землю требуют простые граждане, неважно какой он национальности. Крымские татары в этой ситуации оказались более организованны. Самым заметным стали появление домиков в Верхней Никите и самозахват в в центре крымской столицы на территории, принадлежащей Министерству обороны Украины. Ранее здесь располагались оружейные склады и воинская часть. В 2005 году воинская часть была расформирована, и появился очень привлекательный кусок земли. По информации пресс-службы Минобороны, решение о судьбе участка еще не принято. Но вариант продажи, который не исключают военные, вряд ли может быть законным, ведь земля находилась не в собственности Минобороны, а в постоянном пользовании, она принадлежит территориальной громаде. Остается ее возвращение городу. Щас! По информации ряда СМИ, часть земли уже продана (?) коммерческой фирме под строительство жилого многоэтажного дома. Именно на этом участке крымские татары установили свои палатки. Ситуация с самозахватами не вызывает заметной реакции политических сил. Политики строят альянсы в парламенте и ведут переговоры о представительстве в правительстве. Рядовые члены партий вообще не настроены идти защищать интересы как коммерческих фирм, так и военных чиновников. В этой ситуации стоит напомнить о том, что власть вот уже 16 год не в состоянии принять закон о репатриации, где должен быть урегулирован ряд вопросов, включая земельные. Самовольно захватывать землю – это нехорошо. Но поднимать на защиту чужих интересов простых людей и ссорить их с крымскими татарами – это еще больший грех.Слишком много вопросов оставлено без ответов. Например, кого считать репатриантами? Православное (единокровное с крымскими татарами) население Крыма было депортировано в Приазовье еще в 1779 году. Но для возвращения у потомков было более 200 лет. Большое число крымских татар на протяжении этого времени добровольно выезжало в Турцию. В 1921 году с войсками Врангеля был полностью эвакуирован Крымскотатарский конный Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полк под командованием генерала Туган-Мирзы Барановского. Имеют ли в Крыму права потомки воинов этого полка? Ведь их предки, защищая Отечество, отличились при обороне Варшавы, в Брусиловском прорыве, в тяжёлых боях на реке Збруч.

http://www.yalta-kik.com.ua/news/lenta.htm


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".