МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Самозахваты по-монашески

04/16/2007 | Андрей Богданов
Все объекты Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника (БГИКЗ) имеют госакты на землю еще 60-х годов. Работа по оформлению новых ведется, но еще не закончена ни по одной территории. Однако на сегодня это не самая большая проблема заповедника.


УНИЧТОЖЕННЫЕ ФРЕСКИ


Южный пещерный монастырь, что на горе Мангуп, был захвачен неизвестными монахами под руководством некоего отца Меркурия еще осенью 2003 года. Их совсем не смущал тот факт, что на это у них не было даже благословения митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря, не говоря уж о каких-то документах или правовых основаниях. «Это самые настоящие самозахваты, потому что на момент 1917–1921 годов церковь не владела этими объектами (имеется в виду и монастырь Шулдан. — Ред.). То есть там с 15 века не было ни монастырей, ни церквей. Посему эти памятники должны оставаться собственностью государства как музейные объекты», — прокомментировал ситуацию «k:» заместитель директора по научной работе БГИКЗ Олекса Гайворонский. Сколько людей, оккупировавших монастырь и называющих себя монахами, сегодня находится на Мангупе, подсчитать просто невозможно. «Там текучий контингент, туда подъезжают люди из разных районов, паломники. Они работают там, послушание проходят», — говорит Гайворонский.


И все эти годы ни милиция, ни власти не интересуются «текучим контингентом» и состоянием монастыря. Разумеется, говорить о какой-либо охране пещер и находящихся там фресок не приходится. «Как и на Шулдане, на Мангупе портятся и погибают фрески 14–15 веков. Это, конечно, нас весьма тревожит», — заявляет замдиректора заповедника. По его словам, например, на Шулдане его обитатели вообще додумались засыпать фрески грунтом и выложить сверху мозаику. То же, что осталось на Мангупе, проживет недолго, говорят ученые. Копоть, сырость и нарушенный температурный режим неумолимо уничтожают бесценные исторические памятники.


ЗЕМЛЯ РАЗДОРА


Слава богу, говорят археологи, что подобная участь миновала Свято-Успенский монастырь (возле Бахчисарая), возвращенный церкви на основании президентского указа о реституции 1992 года. По словам Олеся Гайворонского, монахи пришли практически на пустое место, где раритетов, подобных мангупским или шулданским фрескам, уже не было. Тем не менее и здесь новые хозяева поспешили, так сказать, навести благолепие. «То, что восстановлено в Успенском монастыре, нельзя назвать не только удачным примером реставрации, это вообще нельзя назвать реставрацией», — считает Гайворонский.


Но сегодня даже не это беспокоит сотрудников заповедника. Как известно, Свято-Успенский монастырь давно считается проблемной точкой на карте Крыма как с точки зрения межнациональных, так и межконфессиональных отношений. Начало тому положило решение Совмина Крыма от 2001 года, которым обители были отданы около 48 га земли, которыми он владел в 1861 году. «Однако земельной реституции в Украине нет!» — подчеркивает замдиректора заповедника. В результате широкого жеста крымского правительства заповедник, по сути, лишился дороги и доступа к двум своим объектам — Чуфут-Кале и Зынджырлы-медресе. Оспорить решение Совмина в суде уже нельзя: истек срок исковой давности. Раньше же, как утверждают знающие люди, сделать это было просто невозможно — запрет в устной форме пришел из самой Генпрокуратуры.


«Наш главный интерес — организация туристического потока. Ежегодно мы принимаем по 110 тыс. человек, теперь же организация этого турпотока, продажа билетов, забота об экскурсионном транспорте — это для нас смерти подобно», — говорит Гайворонский.


Однако в ближайшее время затихший было конфликт вокруг Свято-Успенского монастыря может разгореться с новой силой. Причина — в инициативе монахов построить на самой спорной площадке и дороге к Чуфут-Кале и Зынджырлы-медресе ворота и обнести эту территорию забором. «Получится, что все наши экскурсионные потоки окажутся в руках монастыря. У них будут и ворота, и ключ, а это очень неудобно и неправильно», — подчеркнул замдиректора. И мало кого волнует, говорит он, что указанная дорога, по всем документам, должна использоваться в режиме сервитута, то есть совместного использоваться заповедником и монастырем.


Разумеется, что категорически против такой идеи монастыря и местные мусульмане, и бахчисарайский меджлис крымскотатарского народа. И при этом все хорошо помнят, что Успенский монастырь уже не раз с 2001 года становился «горячей точкой» на карте полуострова. Сейчас и ученые, и общественники, и власти надеются на то, что церковникам хватит разума отказаться от своей провокационной затеи.
16.04.2007
Андрей Богданов

http://comments.ua/?spec=1176391776&sart=1176719141

Відповіді

  • 2007.04.16 | Tatarchuk

    неделю назад был такой разговор...

    Привожу отрывок из аськи

    [11.04.2007 13:45:20]

    Ir: у меня инфа отвал башки.
    Я: давай
    Ir: короче поехала я на праздники в бахчисарай
    покупаю сладкую вату и спрашиваю у продавца типа как тут че
    Я: ифсё?
    Ir: он б.. как начал
    короче у них совет принемает решение относительно передачи конфликтных метров церкви
    конверты уже розданы
    заседание 20 го числа
    Я: єто про что вообще?
    Ir: ты че не в курсе? там полгода скандал между церковью и торговцами. на уровне метрополита
    за замлю около успенского монастыря
    дело доходило до московского как его там
    Я: А, ворота там у них не там стоят
    Ir: ну да типа воврота
    Я: Так что будет и за что там бабаси дают?
    Ir: ну я не думала что они с таким воодушевлением начнут про это рассказывать. я короче взяла телефон. они там меня и кормили и поили нахаляву. короче там счастливы поднять скандал.
    20 решение совета по этому вопросу
    решение в пользу церкви
    меня прям завело
    я то конечно писать не буду. оно мне нахрен не надо. но могу поделится

    Я: это депутаты наверное крымские татары?
    Ir: нет витренковцы. к ющенко ездили с петицией на голубом поезде. короче там цирк
    Я: давай телефон. а ти помнишь чего витренковці против церкви???
    Ir: расклад такой: лазарь хочет замлю, где самые продажи, рынок короче. торговцы против. единственное хлебное место в бахчисарае. витренковцы составляют большинство в совете. но у них там кроме этого блин историй про это дохрена.
    Ir: счас скину телефон
    Ольга Васильевна 8 0655447015
    Я: а какие другие истории?
    Ir: ой они тебе все расскажут и документы покажут, там хавайся.
  • 2007.04.17 | Tatarchuk

    пану Олексе

    Я случайно прочитал ваш допис который уже кто-то стер.
    Что могу сказать. Редакции - это циничные коллективы и в погоне за мнимым читателем-дураком готовы на любую "страну раздора", "вспыхивание конфликта".
    Политиков обычно консультируют про такое и учат их "защищать месседжи" то есть говорить так чтобы нельзя было что-то извернуть. Понятно что гражданам это делать не обязательно. Но приходится.

    Давно думаю взять у вас интервью для Майдана. Обещаю что никаких выбрыков не сделаю - тем более что материал при желании дадим вычитать. Как вам предложение?
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.04.17 | PanOleksa

      ОК

      Tatarchuk пише:
      > Я случайно прочитал ваш допис который уже кто-то стер.
      Это я сам стер... Вначале возразил против употребления редакцией термина "горячая точка", а потом подумал, что возразил резковато. И убрал.

      > Давно думаю взять у вас интервью для Майдана.
      А давайте сделаем, если надо.
      В идеале - интервью по мэйлу.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.04.17 | Tatarchuk

        Re: ОК

        Очень хорошо. Буду готовить вопросник. Вопросы которые не считаете нужным отвечать - просто в игнор, вот и будет лучшая цензура. :)


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".