МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Караимов продолжают приписывать к евреям

02/11/2008 | Бё!
Еврейское наследие: памятники Крыма

МОСКВА, 5 февраля (АЕН) – В помещении московского "Гилеля" состоялось открытие выставки "Еврейское наследие: памятники Крыма", организованной Международным центром еврейского образования и полевых исследований в сотрудничестве с "Гилелем" и при поддержке "Джойнта" и UJA Federation of New York (в рамках программы "Инициатива").

Как отметил в своем вступительном слове директор Центра Артем Федорчук, выставка посвящена памяти нескольких выдающихся ученых и педагогов, ушедших от нас в 2007 году.

Среди них он особо выделил председателя Академического совета Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах "Сэфер" Рашида Капланова. А. Федорчук отметил, что среди областей, которыми интересовался Р.Капланов, была и история караимов.

"Хотя он был больше человеком устной культуры, и опубликованных работ у него было немного, но еще в середине 80-х годов прошлого столетия увидела свет его статья, посвященная восточноевропейским караимам.

Многие студенты, учившиеся у Рашида Мурадовича, увлеклись исследованиями караимской истории и культуры под его влиянием. Даже во время последней нашей с ним встречи в московской больнице, он спросил у меня: "Ну как там Ваш компендиум?", имея в виду каталог кладбища Чуфут-Кале.

К сожалению, он не успел увидеть результаты наших работ, и мы решили посвятить выставку его памяти", – отметил А.Федорчук.

На выставке представлены фотографии Анны Арефьевой, Евгения Варшавера, Михаила Хейфеца и другие материалы, отражающие результаты многочисленных экспедиций по исследованию кладбища Чуфут-Кале – одного из крупнейших и древнейших еврейских кладбищ в Восточной Европе, функционировавшего почти 600 лет (древнейшее погребение датируется 1364 годом, последнее – 1958-м).

Как рассказал А.Федорчук, первые исследования этого кладбища были проведены в XIX веке выдающимся караимским собирателем древностей А. Фирковичем, который, в частности, пытался доказать, что крымские караимы пришли в Крым в VI веке до н.э. и потому не несут ответственности за распятие Иисуса, что ставилось в вину евреям в христианском мире.

В качестве одного из аргументов Фиркович использовал эпитафии из Чуфут-Кале, якобы доказывавшие существование караимов в Крыму в самом начале христианской эры.

В XX веке исследования надолго прервались и систематически возобновились лишь в конце столетия. С 2004 года под эгидой Международного центра еврейского образования и полевых исследований, вокруг которого сложился уникальный исследовательский коллектив, прошло 12 экспедиций в Крым, в ходе которых были полностью задокументированы все эпитафии некрополя – более 3400.

Исследования неопровержимо доказали, что А.Фиркович, приводя якобы древние датировки могильных плит, фальсифицировал даты примерно на 200 надгробных памятниках (обычно меняя "хэй" на "тав", что удревняло памятник на 600 лет). Впрочем, как подчеркнул А. Федорчук, даже после доказательств фальсификаций Фирковича, кладбище в Чуфут-Кале не перестало быть древнейшим и интереснейшим памятником.

В настоящее время завершается работа над созданием электронного каталога Чуфут-Кале, который был продемонстрирован на выставке. Каталог включает в себя электронную карту кладбища, на которой с каждым памятником, имеющим эпитафию, соотнесена вся информация об этом надгробии: еврейский текст, его перевод, фотографии, все составные части эпитафии (имена, прозвища, даты, эвлогии, географические названия и так далее).

В каталоге создается разветвленная поисковая система, которая даст пользователю возможность получать всю необходимую информацию о тех или иных захоронениях, выстраивать генеалогические древа и прочее.

Эпиграфические данные дают богатейший материал по истории и культуре караимских общин Восточной Европы, и других регионов, еврейской палеографии, ономастике, литературе.

В дальнейших планах Центра – продолжение экспедиций на другие старые еврейские кладбища, поскольку, по словам А.Федорчука, их описание – практически единственный способ сохранения этих ценнейших, но разрушающихся с катастрофической скоростью, памятников истории и культуры для потомков.

А. Федорчук также отметил, что для многих студентов и школьников, принимавших участие в экспедициях и полевых школах Центра, они стали, по сути, первым опытом непосредственного соприкосновения с памятниками еврейской культуры. Участие в работе по спасению гибнущих памятников, несомненно, сыграло большую роль в их становлении и пробуждении интереса к своим корням и истории своего народа.

Директор Центра поблагодарил "Джойнт", UJA Federation of New York и другие еврейские организации за поддержку, заместителя председателя Крымского республиканского комитета по охране и использованию памятников истории и культуры Вячеслава Зарубина – за помощь в проведении исследований, а всех участников экспедиций – за стойкость и героический труд, позволившие завершить огромную работу, которая еще недавно казалась невыполнимой.

Семен Чарный

http://education.aen.ru/story-id=542/

Відповіді

  • 2008.02.11 | Клерикал

    Re: Караимов продолжают приписывать к евреям

    Ну и Ягве с ними!
  • 2008.02.11 | Бё!

    И снова о еврейской республике в Крыму

    Поиски выхода из тупика начались еще во время войны. Советское правительство наряду с другими общественными организациями военного времени создало Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), главной, но неафишируемой задачей которого было привлечение средств и влияния зарубежных евреев для помощи воюющему СССР. Но очень скоро советская еврейская общественность стала рассматривать ЕАК как своеобразный госкомитет по делам евреев. Туда жаловались на все беды, у его руководителей просили помощи и защиты. И потому именно в ЕАК возник проект разрешения всех еврейских проблем: нужно было создать союзную республику. Такую же, как Киргизия, Карело-Финская СССР или Латвия.

    Еврейская автономная область, правда, уже существовала. Но, несмотря на все старания и даже помощь из-за рубежа, земля на Дальнем Востоке не стала, как это тогда именовалось, национальным очагом для советских евреев. Собственно, удивляться здесь было нечему. Эту же территорию задолго до евреев советское руководство предлагало армянам, желавшим переселиться в СССР. В Армении не хватало земли, а Советский Союз нуждался в колонизации восточных окраин и усилении границы с Китаем. Однако армянские активисты, ознакомившись с предлагавшимися землями, вежливо отказались и от них, и от идеи переселения вообще.

    Новый национальный очаг собирались создать в Крыму, откуда выселили враждебных советским народам крымских татар. Причем руководители ЕАК достаточно обоснованно надеялись на помощь и поддержку высокопоставленных лиц. Идею создания республики, как казалось председателю ЕАК, руководителю Московского государственного еврейского театра Соломону Михоэлсу, во время беседы с ними поддержал второй человек в стране -- Молотов. А письмо в правительство редактировал замнаркома иностранных дел Соломон Лозовский. Не меньше надежд возлагалось и на влияние на Молотова его жены -- Полины Жемчужиной, урожденной Перл Карповской. Ведь она в 1939 году, когда вопрос о награждении театра Михоэлса и его актеров застрял в правительстве, как говорили, помогла подписанию нужных документов.

    Вера в то, что таким же способом -- переговорив с нужными людьми -- можно решить вопрос о создании новой республики, не могла не поражать своей наивностью. В стране, где все важные вопросы решал один человек, подобные схемы не срабатывали. Но в ЕАК предусмотрели и это. Во время поездки в Соединенные Штаты Михоэлс и сопровождавший его секретарь ЕАК поэт Ицик Фефер переговорили с руководителями еврейских организаций, с тем чтобы они повлияли на американское правительство, с тем чтобы оно повлияло на советское правительство, с тем чтобы в Крыму была создана Еврейская ССР. Ни один человек, имеющий более или менее полное представление о жизни в СССР, не должен был делать ничего подобного. А Михоэлс, как докладывали с Лубянки в Кремль, об этом будто бы еще и рассказывал. Он по секрету рассказал о грядущей помощи американцев другу, а тот -- своему и т. д. В январе 1948 года по приказу Сталина Михоэлса ликвидировали.

    А когда из создания республики ничего не вышло, начались поиски иного исхода. СССР поддержал создание государства Израиль, и потому началось массовое движение за выезд туда. Мало того, некоторые еврейские общины на Украине организовывали нелегальный выезд людей в Палестину. Трюк удавался благодаря советско-польскому договору о репатриации бывших граждан Польши из СССР. Достаточно было подделать документы о том, что имярек до войны имел польское гражданство, и его, хоть и не без проблем, отпускали из Союза.

    http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=850608


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".