МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

К годовщине гибели Номана Челебиджихана

02/22/2008 | Айдын Шемьи-заде

ВЕЛИКИЙ СЫН СВОЕГО НАРОДА НОМАН ЧЕЛЕБИДЖИХАН


Анализируя ход событий в Крыму можно убедиться, что с самого начала революционных действий, инициированных февральскими событиями в Петрограде, у национальных лидеров Крыма было намерение выдвинуть на место знаменосца крымскотатарской революции именно Номана Челебиджихана, уже известного в Крыму своей активной деятельностью среди, обучавшейся в Турции крымскотатарской молодежи, и своими публикациями в «Терджимане».
Учреждая уже вечером 27 февраля (по старому стилю) Мусульманский революционный комитет, 52-летний Али Боданинский и его ближайшие соратники все последующие действия планировали, имея в виду поставить на важнейшие в крымском обществе должности именно обладающего признанными способностями и честностью молодого Номана Челебиджихана, в то время находившегося в рядах действующей армии в Одессе. В целях предотвращения диверсионных актов против личности намеченного лидера национальной революции сам Челебиджихан не был уведомлен об этом плане. Только когда через 25 дней Мусульманский Ревком созвал Всекрымский мусульманский Съезд, на котором присутствовали 1500 избранных по всему Крыму депутатов, была предложена на высший в крымскотатарском обществе пост муфтия кандидатура Челебиджихана, получившего в Турции высокое богословское образование. Подавляющим большинством депутаты, среди которых преобладала прогрессивная молодежь, проголосовали за любимого в этой среде 32-летнего Челебиджихана.
И как только уведомленный об этом неожиданном избрании Челебиджихан прибыл в Симферополь вместе со своим товарищем Джафером Сейдаметом, избранным тоже заочно председателем вакуфной комиссии, специальная комиссии Съезда избрала Крымский Мусульманский Исполнительный Комитет (Мусисполком) в составе 50 человек, председателем которого стал муфтий Номан Челебиджихан.
Все исторические свершения 1917-гогода, ставшие фундаментом возрождающейся национальной политики более столетия находившегося в кабале крымскотатарского народа, происходили под руководством и при непосредственном участии Номана Челебиджихана.
Значимость личности Челебиджихана очень скоро распознали и противники национальной революции. При поддержке возложивших на него свои надежды старых и молодых соратников Челебиджихан преодолевал происки мурз и реакционного духовенства, возмущенных революционной активностью прежде оттесненного властью народа. Именно массовая поддержка народа позволила Челебиджихану освободиться из ареста, которому 23 июля нагло подвергла муфтия и председателя Мусисполкома русская администрация Крыма. Тогда народное возмущение в течение дня собрало в Симферополе 30 тысяч протестующих, прибывших со всех местностей Крыма. 24 июля был срочно созван Чрезвычайный делегатский съезд крымских татар. Съезд потребовал увольнения губернского комиссара Богданова, виновного в лживом обвинении Челебиджихана в государственной измене. Были выведены из членов Мусисполкома несколько крымских татар, подозреваемых в лживом доносе на Челебиджихана.

Под контролем Мусисполкома находились политическая деятельность, культура, религиозные дела, экономика. Мусисполком имел во всех уездных городах свои комитеты, а в деревнях также были маленькие комитеты.
Временное правительство Петрограда признало Мусульманский исполнительный Комитет высшим органом крымских татар.
Почти весь 1917-й год до следующего исторического события – проведения Курултая –Мусисполком оставался главным организующим органом крымскотатарского общества.

В октябре был создан Крымский революционный штаб, руководимый Мусульманским исполкомом во главе с Челебиджиханом. В поддержку штаба было выделено 100 бойцов из 4-го батальона татарского полка.
Военная сила была в руках Крымского революционного штаба.
Для подготовки выборов в Курултай и для проведения его заседаний была создана комиссия из 5 человек. В нее вошли Номан Челебиджихан, Джафер Сейдамет, Али Боданинский, Сеитджелиль Хаттат, Амет Озенбашлы.
Курултай открылся 26-го ноября 1917-го года (по старому стилю) в Бахчисарае в ханском дворце. Председателем парламента был избран Асан Сабри Айвазов. В Президиум национального татарского Парламента вошли Абляким Ильми, Джафер Аблаев, Али Боданинский, Сейтумер Таракчи.
Курултай объявил себя национальным парламентом 1-го созыва.
Парламент выбрал из своей среды Крымскую национальную Директорию, председателем которой был избран Номан Челебиджихан. Директором юстиции был сам Номан Челебиджихан. Директором военных и внешних дел стал Джафер Сейдамет. Директором просвещения – Ибраим Озенбашлы. Директором вакуфов и финансов – Сеит-Джелиль Хаттат. Директором религиозных дел – Амет Шукри
Через несколько дней Директория была переименована в Крымское Национальное правительство.
Так вместо Мусульманского Исполкома в Крыму стали функционировать Парламент (Курултай) – законодательный орган, и Национальное правительство (Директория) – исполнительный орган. Авторитет Номана Челебиджихана как главы Национального правительства в народе еще более возрос.
Но события развивались быстро и не в пользу мудрой позиции Челебиджихана и его сторонников, искавших сильных союзников. Увы, бывает в истории и так, что наивные фантазии привлекают больше сторонников, чем мудрое предвидение, базирующееся на трезвой оценке реальности.
Еще 23 ноября как противовес готовящемуся Курултаю был чиновниками бывших губернских структур создан так называемый Совет народных представителей (СНП) в составе 48-ми членов. В СНП вошли три человека от татар – это была рассчитанная на человеческие слабости приманка, сыгравшая роковую роль.
Когда Джафер Сейдамет, вошедший в СНП, получил в Национальном правительстве должность директора военных дел, то и в СНП ему поспешно дали пост «военного министра». Веривший в свое понимание ближайших исторических перспектив, Сейдамет решил, что, объединившись с царскими офицерами, бежавшими в Крым от революции, ему удастся победить набирающих силу большевиков и создать в Крыму (при помощи тех же офицеров, что ли?) национальное государство. СНП был бессильной и нерешительной организацией, пока не были привлечены к нему татарские эскадроны, в которых по воле Сейдамета становилось все больше русских офицеров.
В начале января 1918 года оказалось, что Курултай потерял реальную власть, которая теперь была в руках офицерских отрядов и штабов, сосредоточившихся под вывеской СНП. И не было уже никакой возможности удалить русских офицеров из татарских эскадронов. Эта новая сила практически подчинялась черносотенному полковнику Макухину – об этом свидетельствуют такие современники событий, как Исмаил Фердеус и В. Елагин.
Чтобы спасти положение Номан Челебиджихан, вступив в переговоры с крымскими большевиками, предложил вместо СНП, где из 48 членов только трое были татарами, и национальные силы не имели права голоса, создать иной всекрымский орган власти, включающий по 10 представителей от СНП, от татар и от большевиков. Этот проект был подписан кроме Челебиджихана еще Хаттатом, Чапчакчи, Боданинскими, Идрисовым, Енилеевым. Большевики приняли предложение Челебиджихана, гарантируя неприкосновенность Курултая, сохранение татарских воинских подразделений, национальную автономию в договорных рамках и пропорциональное представительство на съезде Советов. От курултаевцев большевики хотели нейтралитета в отношении к Советской власти, отказа от сотрудничества с контрреволюцией.
Запугивая большевистской опасностью, Сейдамету удалось склонить на свою сторону большинство Курултая. Так или иначе, но проект Челебиджихана был поддержан на прошедшем 10-го января заседании Курултая только двенадцатью голосами против сорока трех.
«У нас есть краевая власть – Совет Народных Представителей» - заявил Джафер Сейдамет, и муфтий Крыма Челебиджихан ушел из Курултая и с поста председателя Национального правительства.
14 января Симферополь был занят большевиками. Нарушивший соглашение Челебиджихана с крымским комитетом Курултай был разогнан. Несмотря на противодействие большевистского руководства, началось бесчинство севастопольских матросов, которые в военных действиях выступали на стороне большевиков.
Исследователи тех дней пишут, что матросы-анархисты никому не подчинялись. Но, пожалуй, они все же кое-кому подчинялись. В своих мемуарах генерал Врангель вспоминает, что в том же январе к нему в его крымское поместье пришли севастопольские матросы и заявили: «Мы только с татарами воюем. Матушка Екатерина еще Крым к России присоединила, а они теперь отлагаются».
В этой «войне с татарами» матросам помогли отследить хоть и ушедшего со своих постов, но, несомненно, самого перспективного национального деятеля Челебиджихана. Вскоре стало известно, что он арестован севастопольскими матросами. В севастопольскую тюрьму приехал руководитель крымских большевиков Ю. Гавен, но спасти Челебиджихана ему не удалось. 23-го февраля 1918 года муфтий Номан Челебиджихан был зверски убит.

Первый Курултай (Парламент) и Первое крымскотатарское Правительство (Директория) просуществовали в своем начальном составе очень недолго – с 26-го ноября 1917-го года по 10-ое января 1918-го года (по старому стилю), когда Номан Челебиджихан вынужден был уйти из Курултая и с поста председателя Правительства.
С гибелью в феврале 1918-го года Челебиджихана высший этап Курултая надо считать законченным, ибо именно личность Челебиджихана, последовательно избранного в 1917 году муфтием, председателем Мусульманского Исполкома и, наконец, председателем Первого Крымскотатарского правительства, определяла и успехи, и надежды национальной революции. Далее начался неустойчивый и противоречивый период, когда Курултай и Правительство разгоняли то большевики, то кадеты, то монархисты.

Очнувшись от столетнего забвенья,
Мы осознали долг за отчий край.
И вопреки российскому правленью
Вожди созвали первый Курултай.
И знамя единения народа
Над Крымом поднял Челебиджихан.
Но Север бросил на ростки свободы
Убийства, лицемерье и обман.


Однако есть в истории народов события и личности, значение которых определяется не длительностью их бытия на арене истории, а их исторической востребованностью. Курултай и Челебиджихан в ментальности крымских татар неразрывны и являются символами политического и культурного суверенитета крымскотатарской нации.
О Курултае старшее поколение шепотом рассказывало своим детям и внукам, имя Челебиджихана знали в крымскотатарских семьях даже в дальних селениях. В депортации два слова связывали нацию с прошлыми временами – Курултай и Челебиджихан. И когда появилась малейшая возможность, нация созвала в 1991-м году Второй Курултай, и портрет Номана Челебиджихана смотрел в зал, где нация стоя исполняла гимн «Ант эткенмен».


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".