МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

QHA разыскало родного племянника Аблякима Ильмий.

02/27/2008 | Эдебиятчы
День влюбленных: история любви семьи Арифовых длиной в 55 лет (ФОТО)
Сегодня, 14 февраля, почти весь мир отмечает Валентинов день или День влюбленных – день, когда еще раз можно вспомнить о том, что без таких важных чувств, как любовь, верность, преданность, нежность, невозможно простое человеческое счастье.


Информационное агентство QHA посчитало этот день хорошим поводом для того, чтобы поведать своим читателям историю любви одной крымскотатарской семьи, которая счастливо живет в браке уже 55 лет.


Арифов Мидат и Асанова Фера – именно так зовут наших героев. Познакомились они в далеком 1951 году и уже через год после знакомства сыграли свадьбу. Но обо всем по порядку.


Арифов Мидат – сын известного бахчисарайского бея Абдурамана Ариф-огълу, родился 27 ноября 1927 года в деревне Эски-Эль Бахчисарайского района. Его дед Аджи Ариф-эфенди был крупным землевладельцем, а мать Мидат-агъа, Райме, урожденная известного учительского рода Фейзлы Абдурамана, преподававшего в медресе историю и географию.


Когда Мидату исполнилось два года, их семья переехала в Бахчисарай, однако уже через год семье пришлось бежать от «раскулачивания» на Кавказ, в город Гендже. Советская власть посчитала отца Мидата кулаком, потому что его состояние насчитывало около 70 улеев пчел. Семье грозила высылка на Урал, которой подверглись тысячи крымскотатарских семей, и отец Мидата, спасаясь от «красного» беспредела, благоразумно вывез семью на Кавказ.


В это время, 25 марта 1930 года в Бахчисарае рождается Фера – дочь бахчисарайских крестьян Асанна и Зейнеп Асановых, которая через двадцать лет покорит своей красотою сердце молодого Мидата.


В 1932 году семья Арифовых, которая жила неподалеку от семьи Асановых, вернулась в Бахчисарай из Гендже. Жизнь, несмотря на все неурядицы, смену власти и социальные встряски, продолжалась. Дети росли, пришло время учиться в средней школе. Когда Мидат был в 7 классе, а Фера в 5-ом началась оккупация Крыма немецкими войсками. Именно из-за войны дети не смогли продолжить свое обучение… А в 1944 году Асановы и Арифовы, как и весь крымскотатарский народ, были депортированы в Узбекистан.


Семья Мидата попала в Учькурганский район Наманганской области Узбекистана. Мидат, в то время семнадцатилетний подросток, начал работать, устроился на так называемую «тропическую» станцию (местная санитарно-эпидемиологическая станция). В обязанности молодого специалиста входила борьба и профилактика малярии, очень распространенной в этих местах. Заметив талантливого юношу, в 1945 году руководство Наманганского областного отдела здравоохранения направило Мидата учиться на трехлетние курсы Лаборантского отделения Ташкентского мединститута. При этом, обучаясь в институте, Мидату каждые 10 суток вынужден был отмечаться в НКВД.


… Уже сейчас Мидат-агъа вспоминает, что после двух лет учебы его вызвал к себе некий капитан КГБ Раевский и потребовал, чтобы он в течение суток покинул Ташкент (в это время крымским татарам нельзя было проживать в столицах Союзных Республик). Тогда он ответил капитану: «Я приехал сюда учиться, а не гулять. И даже если вы меня посадите, я возьму книжки и в тюрьме продолжу учебу». Удивившись такому ответу, кэгэбешник разрешил Мидату закончить в Ташкенте второй курс, но третий – последний – ему пришлось заканчивать в Самарканде, куда он попал после вынужденного перевода. Нужно отметить, что такую большую любовь к учебе Мидату привил его родной дядя, знаменитый крымскотатарский писатель и ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ Абляким Ильмий.


Судьба Феры сложилась похожим образом. Она, вместе с матерью и еще шестью младшими братьями и сестрами (отец в это время был на фронте) была депортирована в Ургутский район Самаркандской области Узбекистана. Мать смотрела за младшими детьми, а 14-летняя Фера для того, чтобы прокормить семью, пошла работать в колхоз «Зеравшан». Девушка не боялась работы – она была и химизатором, поровшимся с тотальной малярией, и учетчиком трудодней.


В этот период, закончив обучение, Мидат был назначен заведующим фельдшерским пунктом Ургутского района Узбекистана. После того, как Мидат проработал на этой должности два года, его пригласили работать помощником районного эпидемиолога. По стечению обстоятельств Феру освобождают от колхозных работ и назначают секретарем в местную школу, где она параллельно продолжает учебу.


Однажды, в начале 1951 года в Ургутскую среднюю школу, в которой работала Фера Асанова, с проверкой посетила инспекция санэпидемстанции, в состав которой входил молодой эпидемиолог Мидат Арифов… Так познакомились будущие муж и жена… Мидат стал проявлять знаки внимания, ухаживать за девушкой, были походы в кино и встречи. Через год молодые люди поженились. И, несмотря на тяжелое время и разруху, были на свадьбе и белое подвенечное платье, которое удалось достать с большим трудом, и дефицитные лакированные туфли, и свадьба с соблюдением всех народных обычаев.


Еще через некоторое время Мидата перевели в областную санэпидемстанцию в Самарканд, куда позднее поступила работать лаборантом и его уже супруга Фера. Работая, будучи главой семьи, специалистом в своей области, Мидат не прекратил учиться. В 1965 году он заочно с высоким проходным балом поступил на биологический факультет Самаркандского госуниверситета, который окончил в 1971 году. После окончания ВУЗа Мидат был повышен в должности и назначен врачом-эпидемиологом. Именно любовь к учебе, к просвещению, к знаниям Мидат-агъа считает залогом своего счастья. Именно ее он старался привить своим детям. «Я очень счастливый человек, и залог моего счастья в детях и внуках! И самое главное, что все они учились или учатся, и получают хорошие профессии и достойно работают», – говорит Мидат-агъа.


Супруги Арифовы прожили долгую жизнь. Интересно, что не расставались они не только дома, но и на работе. Вместе они проработали 42 года, пока в 1992 году уйдя на пенсию, они вернулись на Родину в Крым. Вместе Мидат-агъа и Фера-ханум смогли вырастить, воспитать и выучить троих детей и восьмерых внуков. И, конечно же, в их жизни было все: радость общения с друзьями и родственниками, праздники и свадьбы с одной стророны, минут печали и скорби с другой… А однажды супругов едва не разлучил злой рок. Дело в том, что в 1979 году Мидат-агъа был командирован в Ташкент. Завершив свои дела, он решил долго не задерживаться в Ташкенте и вернуться домой побыстрее. Взяв в одной из городских аэрокасс билет на самолет, он сел на трамвай № 25, который следовал, как он думал, в аэропорт. Но оказалось, что 25-ый трамвай шел только до аэрогородка, а в аэропорт ехал трамвай № 25-А. Почти 3 километра пути, которые Мидату пришлось преодолеть из-за собственного незнания трамвайных маршрутов узбекской столицы пешком, стали спасительными… Слава Всевышнему, в этот день он опоздал на свой самолет. Дело в том, что Мидат-агъа купил билет на тот самый злополучный рейс Ташкент-Гурьев-Донецк-Минск от 11 августа 1979 года (борт 65735), в котором летели 178 человек, в том числе 17 футболистов команды «Пахтакор». Рейс стал трагическим – в результате столкновения белорусского и молдваского лайнеров в воздухе погибли все пассажиры, и в том числе практически вся знаменитая узбекская футбольная команда «Пахтакор». Судьба в тот день оказалась благосклонна к Мидату Арифову, и в прошлом году он отметил свой 80-летний юбилей.


Раскрывая секрет долголетия своей семьи (отметим, что за 55 лет между ними не было серьезных конфликтов), супруги Арифовы в один голос говорят о том, что для долгого семейного счастья необходимо любить и уважать друг друга, а, главное, уметь прощать мелкие обиды и во всем поддерживать взаимные начинания. Именно этого Мидат-агъа и Фера-ханум желают всем молодым семьям, призывая весь крымскотатарский народ влюбляться и приумножаться.


Редакция QHA в свою очередь желает этой нестареющей паре долгих совместных лет жизни и укрепления семейного счастья.


Алла сагълыгъынъызны берсинъ!


Энвер Абибулла


Гаяна Юксель


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".