МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Круглий стіл по проблемам освіти в Харківській ОДА. Інновації.

03/31/2005 | Mercury1
Круглий стіл по проблемам освіти в Харківській ОДА.

Впечатления от вчерашнего «круглого стола» по проблемам образования (30.03. 05 в ОДА).
Разговор был интересным, местами острым и, хочется надеяться – продуктивным. Арсен Аваков (Губернатор), Васыль Третецкий (наш Томенко) и Людмила Белова (наш Николаенко) действительно классно поработали. Поверьте мне, старому и битому (но пока не убитому, не скажу “козлу”, но что-то типа того) это реально так. Во-первых, в начале девяностых я уже пытался участвовать в «реформах» и видел тогдашних деятелей, они меня, и таких как я, тоже «видели», как потом оказалось, «боком». Во-вторых, сошлюсь на мнение своих боевых товарищей, тоже битых и недобитых, тоже участников «круглого стола», с которыми мы отрефлексировали КС уже за пивом в «Останній барикаді”. Все сошлись на том, что вышеупомянутая троица знает своё дело. Хотелось бы, чтобы Людмила Белова работала дальше, а Василь Пилипович Третецький – тот вообще по образованию учитель русского языка и литературы, а по призванию – новатор, внедрял на практике идеи школы Марии Монтессори. Губернатор времени зря не терял, всё фиксировал, живо реагировал, когда надо было, быстренько записывал, что выдавало в нём навыки опытного управленца, и ко всем поднимавшимся вопросам высказал своё отношение. Короче, шановна громада, с этими людьми, на мой взгляд, можно делать реальные реформы, а не забалтывать и имитировать, как это происходило в последние тринадцать лет.

Всё вышесказанное запишем в позитив. А каков негатив? Негатива, пожалуй, и не будет. Несколько озадачило пафосно-минорное выступление зама Людмилы Беловой Вадима Ландсмана, (реплика Авакова: «Мажорнее пожалуйста, мажорнее!»). Смутило по двум причинам. Во-первых, попыткой снять проблему начала школьного обучения детей-шестилеток (её поднял Сергей Курганов) ссылкой на финансовую необходимость. Считаю, что никакая финансовая необходимость не может оправдать уход от широкого общественного обсуждения действительно серьёзной проблемы: под угрозой и психическое и физическое развитие миллионов наших детей. Во-вторых, некоторая, мягко говоря, неточность в настойчивом утверждении о том, что, якобы, педагогические инновации государством не финансируются ни в одной стране (?!). Про другие страны Вадиму ответил Сергей Курганов, эксперт Минобра РФ. А что до Украины, то советую Вадиму посмотреть “Положення про порядок здійснення інноваційної освітньої діяльності”(Наказ МОНУ від 07.11.2000 №522, 26 грудня, 945/5167).
Цітую: п.4. Фінансування інноваційної освітньої діяльності.
4.1. Фінансування інноваційної освітньої діяльності здійснюється органами управління освітою, іншими юридичними та фізичними особами.

4.2.: Фінансування інноваційної освітньої діяльності може здійснюватися за рахунок коштів державного та місцевого бюджетів, спеціальних коштів, а також інших джерел, не заборонених чинними законодавством.

У форумчан прошу прощения за длинную цитату, а Вадима (мы с ним знакомы уже сто лет, поэтому обращаюсь по имени; по многим вопросам когда-то были единомышленниками, потом как-то разошлись, что не мешает нам время от времени общаться) приглашаю для дискуссии на форуме, поскольку считаю Вадима человеком разумным и приобретшим за 13 лет работы в «органах» немалый опыт.

Теперь о главном (для меня, во всяком случае). Я со свойственной мне наглостью поставил вопрос о государственной поддержке педагогических инноваций. Почему наглостью? Сам понимаю, что в то время, когда в школах текут крыши, вокруг воют волки, а детей в школах Киевского района кусают летучие мыши (а это действительно так, автор приказа об организации охоты на летучих мышей сидел рядом и рассказывал, что двоих детей еле откачали, так что не до смеха, уважаемые господа нтеллектуалы). Так вот, в эти суровые времена всё же хочется, чтобы педагогическая мысль и практика развивались, а учителя и руководители могли реально увидеть, как одну и ту же проблему можно решать разными способами. Может быть тогда свободно мыслящего учителя, творческого человека, уважающего уникальность своего дела, не удастся использовать в качестве «пушечного мяса» охочим до всяческих фальсификаций политиканам? Для этого в нашем городе необходимо создать Центр педагогических инноваций. У нас для этого есть все основания: в некоторых школах реально работают такие направления, как Школа диалога культур, Развивающее обучение, Вальдорфская педагогика, школа Монтессори, в Политехе профессор химии Галина Зубарь инициировала работу по европейской программе образования взрослых…

Поэтому ставлю для обсуждения на форуме следующие вопросы:

1. Нужен ли в Харькове (или в Вашем городе) Центр педагогических инноваций?
2. Если «да», то:
а) Как должна быть организована работа этого Центра?
б)Если «нет», то в каких формах может происходить и координироваться инновационная работа педагогов Харькова (Вашего города)?

3. По каким критериям может быть оценена эффективность инновационной работы (Центра, или других предложенных форм?).
4. Нужна ли координация таких центров в масштабах Украины? В каких формах она может проходить?
5. Должны ли стать такие центры общественными, государственными, или общественно-государственными структурами?

NOTA BENE: Особливо цікаво було б дізнатися, як працює у Львові Центр освітньої політики. Якщо пан Олег Процак відізветься – буду щиро вдячний! (Читав його статтю у “Віснику програм шкільних обмінів”).

Информация к размышлению:
Інновація (лат. Innovatio – оновлення, зміна) нововведення, зміна, оновлення; новий підхід, створення якісно нового використання відомого в інших цілях.
Інноваційне (лат. Innovatio – оновлення, зміна) навчання – зорієнтована на динамічні зміни в навколишньому світі навчальна та освітня діяльність, яка ґрунтується на розвитку різноманітних форм мислення, творчих здібностей, високих соціально-адаптивних можливостей особистості.
Інноваційні освітні процеси – зумовлені суспільною потребою комплексні процеси створення, впровадження, поширення новацій і зміни освітнього середовища, в якому здійснюється їх життєвий цикл.
(І.М. Дичківська Інноваційні педагогічні технології. – К. Академвидав,: 2004).

Приведенные определения – не истина в последней инстанции, от них можно оттолкнуться, поспорить с ними, предложить свои.

Приглашаю всех желающих принять участие в обсуждении проблемы педагогических инноваций в наших городах и в целом по Украине.
С уважением, Mercury, он же Игорь Соломадин, руководитель Лаборатории «Школа диалога культур», гимназия «ОЧАГ», Харків.

Відповіді

  • 2005.03.31 | Георгій

    "З проблем...", а не "по проблемам" (-)

  • 2005.04.01 | Пані

    Через пару днів буде аудіофайл з КС

    Тоді буде, можливо, цікавіше обговорювати. Особливо, якщо Олег Николаев таки зробить траскрипт, як обіцяв :)
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.04.21 | Пані

      Файл є, але ДУУУЖЕ великий

      256 метрів. Якщо когось цікавить - викладу, а не - то не.
  • 2005.04.03 | avk

    Re: Круглий стіл по проблемам освіти в Харківській ОДА. Інновації.

    Шановні пані та панове, господа:

    Так называемая “сдача сферы образования социалистам” и воспроизводство имитации реформ – это факт, демонстрирующий, что в новой команде у нас пока нет государственых мужей – имеются только политики.
    Строить современное государство и развивать страну невозможно с такой предельно ветхой и полуразрушенной сферой образования.
    Но ведь настоящее развитие сферы образования и обращения знаний в обществе радикально меняют структуру власти и все отношения собственности. Поэтому, хотя дело это стратегическое, первоочередное, но сверх рисковое.
    Такое дело никогда не было подсильно политикам. И не их это задачи.

    До тех пор пока новая команда лидеров, истеблишмент и медиа, поддерживающие её имидж, лигитимность и публичность, не перейдут от “вопросов власти” (удержания, укрепления, пролонгирования) к вопросам развития страны весь круг стратегических вопросов про науку, интеллектуальную независимость и образованность граждан страны будет оставаться уделом “малых инициативных групп” и других маргинальных сообществ.

    Ни усилия по “люстрации”, ни акції "Новій владі - чисті крісла!" ничего стратегически изменить не могут. Ибо нет ориентиров развития и критериев отбора высшего управленческого персонала для этой принципиально и стратегически важной сферы.
    Нам нужны государственные, масштабные проекты стратегического преобразования сферы образования и науки.
    Отбор кадров будет осмыслен и эффективен только при иналичии стратегического контекста – будет что оценивать и относительно чего и за что спрашивать.

    Пока же нам остаётся терпеливо ждать, “заниматься самоподготовкой” и может быть, в случае явного проявления, поддерживать ростки перехода от дележа собственности, власти, доходов, контроля информационного пространства и т.д. к стратегическому государственному мышлению как в новом истеблишменте так и в его медиа оболочке.
    ПРЕДАЛАГАЮ: открыть на майдане специальную конскурсную рубрику - что то вроде “Будуємо нову державу” або “Розвиваємо країну” и т.п. – где освещать ситуации и факты демонстрирующие переход от политических дел и борьбы за власть к постановке стратегических вопросов и государственнх проблем.

    Майдан мог бы стать таким “прожектором”: показывать позитивные примеры попыток обсуждать и ставить государственные вопросы, искать подходы к их стратегическому рассмотрению и разрешению.

    На необходимо практику политической борьбы за власть – сегодня основную в жизни страны, сделать вторичной, а первичными и приоритетными должны стать различные практики развития стратегических сфер страны, практики проектирования институтов и строительства современного государства.

    Без систематического обустройства таких практик институциональный хаос и кризис ключевых сфер будет только воспроизводиться.
  • 2005.04.21 | олег

    Re: Круглий стіл по проблемам освіти в Харківській ОДА. Інновації.

    Пане Ігор,

    Дайте, будь-ласка,свій електронний адрес, я надішлю вам про нам трохи інформації. Можемо порозмірковувати на тему можливої організації роботи центру інновацій, бо працювати виключно у формі громадської організації не надто добре, це тягне за собою свої проблеми, які мені, поки що, розвязати не вдається.

    Якщо чесно, то на форумах мені якось не дуже комфортно, віддаю перевагу персональному спілкуванню.


    З повагою,

    Олег Процак
    oprocak@iatp.org.ua
    згорнути/розгорнути гілку відповідей


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".