МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Клипер поднимает паруса

06/12/2005 | Рюген
Россия построит "Клипер" на европейские деньги
РФ и ЕС проще сообща противостоять гегемонии США в космосе

Европейское космическое агентство (ЕКА) поддерживает российский проект по созданию космического корабля "Клипер". Об этом представители ЕКА заявили в пятницу в Москве по окончании переговоров руководителя Федерального космического агентства Анатолия Перминова с генеральным директором ЕКА Жан-Жаком Дорденом. Макет многоразового пилотируемого космического корабля «Клипер», предназначенного для доставки экипажей и грузов на орбиту, в ближайший понедельник можно будет увидеть на авиашоу под Парижем в Ле Бурже. Корабль имеет много принципиально новых конструктивных особенностей и будет способен совершать путешествия на Марс и Луну.

Как отмечают в «Роскосмосе», придание проекту «Клипер» международного статуса позволит произвести первый полет нового пилотируемого корабля не позднее 2011 года. Ракетно-космическая корпорация «Энергия» уже предоставила для выставки в Ле-Бурже макет корабля немногим менее натуральной величины. В отличие от «Бурана», который крепился к ракете-носителю «Энергия» сбоку, «Клипер» конструктивно будет находиться сверху. Такая конструкция, считают специалисты «Роскосмоса», намного экономичнее. Новый корабль отличается комфортабельностью. Капсула, в которой находятся космонавты, оборудована удобными креслами для шести членов экипажа, как в комфортабельном самолете. Корабль вместителен и сможет садиться на любой аэродром, как простой самолет.

Предполагается, что «Клипер» будет осуществлять пилотируемые полеты с космодромов в России и Гвиане (принадлежит Франции). Часть полетов, в том числе в списке пунктов назначения уже значатся Марс и Луна, может иметь научное значение. Стороны уже заявили о том, что новый корабль может стать ключевым элементом в исследовании и других планет Солнечной системы. Однако во главу угла соавторы проекта ставят коммерческое использование - доставку экипажей и грузов на орбиту к Международной космической станции, а также вывод на орбиту многочисленных спутников хозяйственного назначения.

Анатолий Перминов подчеркнул, что этот совместный проект России и Европы носит долгосрочный характер. Отчасти он служит ответом на конкурентные вызовы со стороны США и Японии. Страна восходящего Солнца тратит даже больше средств на космические программы, чем Евросоюз и Россия вместе взятые, однако ее межпланетные экспедиции до сих пор были провальными, да и общий уровень космических программ, несмотря на применение самых современных технологий, нельзя считать по-настоящему успешным. Поэтому реально речь идет о противостоянии гегемонии Соединенных Штатов в космосе, а значит, в военной сфере и перспективных хозяйственных проектах.

Ведь сегодня на космические программы завязаны не только все масштабные телекоммуникационные достижения, но и даже работа фермеров. Как докладывал на одном из заседаний российского правительства в феврале этого года министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, только за последние два года производство зерновых в США вышло на совершенно новый технологический уровень в связи в автоматическим регулированием сельхозработ по метеоданным со спутников. Современная сельхозтехника принимает все сигналы в автономном режиме применительно к конкретным полям и сама выполняет цикл оптимальных агроработ. Эти технологии за весьма короткий срок успели показать хороший экономический эффект и доказать свою перспективность.

Россия была не в состоянии после 1990 года самостоятельно финансировать масштабные космические программы и даже поддерживать на должном технологическом уровне советские проекты. Например, более половины телекоммуникационных спутников уже полностью изношены, а некоторые из них выработали отведенный ресурс уже 4 раза. Тем не менее, России удалось сохранить и научную школу, и производственные мощности, позволяющие развивать новые технологии и выпускать наиболее передовую космическую технику. Европе проще в союзе с Россией конкурировать с США, поскольку разработка собственных аппаратов и технологий заняла бы слишком много времени и позволила бы Штатам набрать слишком большой отрыв. К тому же европейские программы были далеко не всегда успешны, а российские аппараты до сих пользуются репутацией самых надежных в мире. Российские технологии плюс европейские деньги - вот формула создания новых космических технологий. Хотя европейцы и стараются применять как можно больше своих узлов и технологий, даже если они стоят дороже.

Как объяснил Анатолий Перминов, взаимодействие Евросоюза и России в космосе уже достигло высокого уровня. К настоящему времени стороны заключили на самом высоком уровне все необходимые соглашения, которые снимают юридические препятствия на пути сотрудничества в исследовании и освоении космического пространства. И теперь у нас с ЕС, как никогда, благоприятные условия для партнерства в этой сфере. В частности, мы заявили, что будем участвовать в Единой европейской космической программе. Приоритетными направлениями сотрудничества являются девять глобальных систем: космической связи, координатно-временного обеспечения, экологического мониторинга Земли, исследования Солнца, поиска и спасения, контроля над соблюдением международных договоров и соглашений, мониторинга природных катастроф, мониторинга засорения околоземного пространства, астрофизических и планетарных исследований.

В числе особо удачных и многообещающих проектов можно назвать также Международную космическую станцию, очередная "командировка" на которую европейского астронавта началась 15 апреля, а также подписанное соглашение о запусках российских ракет-носителей "Союз" с космодрома Куру во Французской Гвиане. Первый старт "Союза-СТ" с космодрома Куру запланирован на 2008 г., отметили в Роскосмосе. Запуски с этого космодрома за счет его близости к экватору позволят выводить на высокие орбиты большую, чем с Байконура, полезную нагрузку. Предполагается, что ракета "Союз" будет способна выводить на геостационарные орбиты высотой 36 тыс км полезную нагрузку массой 3060 кг. По проекту, космодром должен обеспечить не менее 50 пусков ракет-носителей "Союз-СТ" в течение 15 лет. Минимальное количество пусков - два в год, но в перспективе ежегодное количество стартов может быть увеличено до четырех. Общая стоимость проекта составляет 344 млн евро, из которых Россия получит около 130 млн евро.

Еврокомиссия продолжает переговоры с Россией о сотрудничестве по проекту "Галилео". Совет министров транспорта Европейского союза дал в декабре 2004 года согласие на реализацию проекта европейской системы спутниковой навигации "Галилео". Он высказался за начало реализации двух этапов проекта - развертывания и ввода в эксплуатацию, и подтвердил, что ЕС будет участвовать в финансировании обоих этапов.

Одним из наиболее прибыльных направлений сотрудничества являются коммерческие запуски ракет-носителей. В рамках совместных предприятий "Еврокот" и "Старсем" предлагаются услуги по доставке на орбиту полезных грузов с помощью российских ракет "Союз" и "Рокот". В качестве еще одного примера сотрудничества России и Европы в космической области можно назвать совместный проект "Фотон", в рамках которого 31 мая на орбиту выведена научная лаборатория. В течение 16 суток полета на борту этой орбитальной лаборатории прошло несколько десятков российских и зарубежных экспериментов в области физики, химии, космической биотехнологии. В проекте приняли участие национальные космические агентства Франции, Германии и Швеции.

Відповіді

  • 2005.06.20 | Рюген

    Клипер поднимает паруса - Продолжение

    11:38 20-06-2005
    "Солнечный парус" стартует с российской подводной лодки
    http://izv.info/tech/news96332?1148@2
    Уникальный российско-американский космический аппарат "Космос-1" завтра должен быть запущен на орбиту конверсионной баллистической ракетой "Волна" с находящейся в подводном положении в Баренцевом море российской подводной лодки. Как сообщает сегодня газета "Вашингтон пост", экспериментальный аппарат "Космос-1" является первой в мире попыткой реализовать известную идею космического "солнечного паруса" для передвижения за пределами Земли, используя силу "солнечного ветра" - излучения Солнца.

    Аппарат, весящий 112 кг, в случае успешного выхода на орбиту развернет вокруг себя "солнечный парус", состоящий из восьми "лепестков" общей площадью около 650 кв. м, что примерно соответствует площади полутора баскетбольных площадок. Рассчитанный на работу на орбите в течение месяца "Космос-1" призван подтвердить расчеты ученых из США и России и проверить гипотезу о возможности движения в космосе "под парусом", выдвинутую впервые еще в 17 веке немецким астрономом Иоганном Кеплером.

    Проект осуществляется под руководством американского неправительственного "Планетарного общества" и финансируется грантом в размере $4 млн., предоставленным нью-йоркской студией документальных фильмов "Cosmos Studios", возглавляемой Энн Друян - вдовой всемирно известного ученого и популяризатора астрономии Карла Сагана.

    С российской стороны партнерами являются НПО имени Лавочкина, которое разработало космический аппарат, а также Институт космических исследований РАН. Российское правительство предоставляет также подводную лодку, с которой должен быть запущен "Космос-1", сообщает газета. Аналогичный аппарат с "солнечным парусом" сейчас разрабатывается в США в НАСА, но он будет готов к полету не ранее 2010 года, передает РИА "Новости".
  • 2005.08.19 | Рюген

    Re: Клипер поднимает паруса -Продолжение 2

    Главным событием четверга на авиасалоне в Жуковском, бесспорно, стала официальная презентация нового российского многоразового космического корабля "Клипер". Несмотря на то, что ранее глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявлял о том, что "Клипер" "не сможет стать альтернативой шаттлу ни по количеству перевозимых космонавтов, ни по объему грузов", интерес к российскому космическому кораблю был огромен. По словам главы Европейского космического агентства Жан-Жак Дордена, к "Клиперу" "проявляют интерес французские, германские, испанские и итальянские коллеги". Эксперты особенно отмечали, что предположительная стоимость российского варианта шаттла - примерно в десять раз меньше, чем у разрабатываемых в США аналогов. Разработчики "Клипера" заявляют, что первый запуск их детища намечен на 2012 год.

    Третий день Международного авиационно-космического салона МАКС-2005, проходящего в подмосковном Жуковском, был посвящен теме гражданской авиации. В четверг здесь состоялось несколько конференций и форумов, посвященных таким проблемам, как управление имуществом гражданской авиации, развитие информационных технологий в работе аэропортов и топливное обеспечения авиакомпаний. Особо обсуждался вопрос о перспективах развития Московского авиаузла и, в частности, международного аэропорта "Шереметьево".

    Главным событием дня, бесспорно, стала официальная презентация нового российского многоразового космического корабля "Клипер". Интерес посетителей к этому проекту был огромен: к макету "Клипера" выстроилась очередь гостей и специалистов, желающих посидеть в его кабине. Один из рядовых посетителей, выпускник "космического" ВУЗа страны - Университета имени Баумана заявил в интервью РИА-Новостям, что "о таком космическом корабле раньше не приходилось и мечтать". Сергей Павловский весьма вдохновлен тем, этот корабль, как ему сказали, позволит слетать в космос непрофессионалам, и требования к здоровью будут существенно снижены. "Так что я могу надеяться, что смогу на нем полетать", - радовался собеседник агентства.

    Разработанный в Ракетно-космической корпорации /РКК/ "Энергия" российский "челнок" включен в Федеральную космическую программу на 2006-2015 годы. Конструкторско-компоновочный макет многоразового космического корабля "Клипер", идущий на смену сегодняшним "Союзам", впервые был представлен прессе в конце ноября 2004 года. Макет, выполненный в натуральную величину, представляет собой полую капсулу, разделенную на шестиместную кабину, двигательный и бытовой отсеки. Максимальная длина космического корабля - около 10 метров, диаметр - около 3,5 метра, стартовая масса - 14,5 тонны, то есть в два раза больше, чем у "Союза". Экипаж многоразового космического корабля будет состоять из шести человек - двух пилотов и четырех космонавтов (или пассажиров). Вместе с людьми можно доставлять грузы весом до 700 килограммов.

    По предварительным оценкам, стоимость проекта "Клипер", включая экспериментальную отработку и изготовление первого летного образца, составляет около 10 миллиардов рублей, что примерно в десять раз меньше, чем у разрабатываемых в США аналогов. Первый запуск "Клипера" намечен на 2012 год.

    Новый космический корабль будет использоваться в структуре МКС и проектах, связанных с освоением Луны и Марса. Выведение "Клипера" на орбиту планируется осуществлять с помощью ракеты-носителя "Зенит". Кроме того, прорабатывается вариант выведения корабля новой ракетой "Онега", разработка которой проводится в РКК "Энергия".

    Принять участие в этом проекте уже изъявили европейское и японское космические агентства, а также Украина, Белоруссия и Казахстан. По словам главы Европейского космического агентства Жан-Жак Дордена, к "Клиперу" "проявляют интерес французские, германские, испанские и итальянские коллеги".

    В четверг Роскосмос представил специалистам еще один перспективный проект РКК "Энергия" - коммерческий космический тур, включающий недельное пребывание на Международной космической станции и облет Луны. По словам генерального директора Ракетно-космической корпорации "Энергия" Николая Севастьянова, экспедицию, включающую облет Луны, будущие космические туристы смогут осуществить за 12 суток. "Запуск планируется осуществить на российском пилотируемом корабле "Союз", - заявил Севастьянов на пресс-конференции на авиасалоне "МАКС-2005". - Сначала турист доставляется на МКС и адаптируется на орбите, затем, на шестые сутки, при помощи разгонного блока осуществляется полет к Луне и на седьмые сутки выполняется облет Луны". Он также отметил, что посадку на Землю планируется осуществить на 12-е сутки космического путешествия.

    По его словам, вторым этапом "лунной экспедиции" в перспективе может стать и высадка на Луну. "Технически проект реализуем. Он послужит для отработки технологии для полетов будущего космического корабля "Клипер", - считает Севастьянов. Напомним, что на минувшей неделе Роскосмос подписал меморандум с компанией "Спейс эдвенчурс", которая получила все права на поиск потенциальных космических туристов, желающих приобрести тур.

    Сегодня же был подписан ряд соглашений на поставку российских самолетов. В частности, в рамках МАКС-2005 был заключен контракт на поставку в Иорданию двух российских военно-транспортных самолетов Ил-76МФ. В церемонии подписания принял участие король Иордании Абдалла II, который накануне прибыл в Москву с официальным визитом. Сумма контракта пока не раскрывается. Как считают эксперты, российская сторона предложит Иордании гибкую форму оплаты и предоставит специальный кредит на покупку военной техники российского производства. По словам главы Роспрома Бориса Алешина, присутствовавшего на церемонии подписания соглашения, король Иордании не исключает вероятности еще покупки и пяти спортивных самолетов Су-31.

    Что касается уже фактически приобретенных Иорданией военно-транспортных самолетов, то, в отличие от основной серийной модификации, на самолете Ил-76МФ установлены более экономичные и экологичные двигатели, и по уровню шума и вредным выбросам в атмосферу он соответствует международным стандартам. Грузоподъемность лайнера составляет 60 тонн.

    В четверг на встрече с главными редакторами российских СМИ Абдалла II заявил, что хотел бы лично опробовать в воздухе российские самолеты. "Пока я не пилотировал российские самолеты, переговоры о приобретении которых Иорданией шли несколько месяцев. Надеюсь, что такая возможность предоставится в следующий раз", - отметил он. Напомним, что Абдалла II известен как превосходный пилот, способный уверенно управлять как вертолетом, так и истребителем. Монарх окончил английскую Королевскую военную академию в Сандхерсте.

    На экспо была также заключена и весьма важная сделка с кубинской стороной. Авиакомпания "Ильюшин-Финанс" подписала соглашение с авиакомпанией "CUBANA" на поставку трех самолетов Ту-204. Об этом сообщил журналистам генеральный директор ОАО "Ильюшин-Финанс Ко" Александр Рубцов. По его словам, из них - два пассажирских воздушных судна и одно грузовое. "Также мы с кубинской стороной договорились об условиях сделки, которая пройдет в 2006 году по поставкам самолетов Ил-96-300", - добавил Рубцов.

    В рамках сегодняшнего дня "Гражданские самолеты Сухого", "Боинг" и ООО "Прогресстех" подписали соглашение о сотрудничестве в области проектирования гражданских самолетов. Как заявил генеральный директор "Гражданских самолетов Сухого" Виктор Субботин, "соглашение сделает возможным совместное использование инфраструктуры и ресурсов трех компаний для проектирования и производства гражданских бортов марки "Боинг" и "Сухой". В свою очередь, президент "Боинг-Россия/СНГ" Сергей Кравченко выразил мнение, что подписанный документ станет "логическим продолжением многолетнего сотрудничества между компаниями". "Все участники соглашения имеют значительный интеллектуальный потенциал, способный внести существенный вклад в развитие мировой авиационной промышленности", - отметил он. На авиасалоне новый сертификат был выдан российско-украинскому серийному транспортному самолету Ан-124-100 "Руслан". Как сообщили в четверг в пресс-службе группы компаний "Волга-Днепр" (Ульяновск), документ подтверждает возможность эксплуатации самолета со взлетным весом, увеличенным до 402 тонн, и коммерческой нагрузкой, увеличенной со 120 до 150 тонн.

    Что касается показательной части авиасалона, то эту часть программы в небе над Жуковским открыли сегодня Су-25. Сразу три штурмовика под управлением Героев России Анатолия Квочура, Игоря Вотинцева и Юрия Вощюка, исполнили все самые знаменитые фигуры высшего пилотажа. До конца дня, как рассказали в дирекции авиасалона корреспонденту ИТАР-ТАСС, свои качества зрителям продемонстрируют весь модельный ряд самолетов марки "Сухой", в небе выступит пилотажные группа "Русские витязи". Кроме того, в "сетке показательных выступлений" значатся вертолеты Ми-38, Ми-28 и Ми-35, а также американский стратегический бомбардировщик B-1, итальянские асы из "Фречче Треколори" и французские летчики на "Миражах".
    ---------------
    Вообще любое событие интересно наблюдать в развитии.
  • 2005.10.06 | Рюген

    Re: Клипер поднимает паруса - Продолжение 3

    "Клипер" взлетит в Южной Америке
    http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2005/10/06/188999
    Российское космическое агентство рассматривает возможность переноса запусков перспективных пилотируемых космических кораблей «Клипер» на космодром «Куру» во Французской Гвиане.

    Согласно рассматриваемому в настоящее время проекту, новый российский многоразовый космический корабль «Клипер» можно будет запускать с различных космодромов мира.

    «Такой проект прорабатывается. В его основу может быть положен новый российский многоразовый пилотируемый корбаль „Клипер“, который изначально проектируется как международный и запускаться может с различных космодромов мира», — сказал Моисеев.

    Говоря о состоянии строительства в Гвианском космическом центре стартового комплекса для новой российской ракеты-носителя «Союз-2», сообщают «Новости Космонавтики», Моисеев заявил, что работы идут полным ходом. «Начиная с апреля 2005 года, подрядчики за 36 месяцев должны будут построить и сдать в эксплуатацию новую стартовую площадку», — сказал замглавы Роскосмоса.

    Тем временем в Китае полным ходом идет подготовка к полету второго космонавта. Как сообщает SpaceDaily, подготовка к запуску космического корабля «Шэньчжоу-6» вступила в финальную стадию. На его борту двум китайским космонавтам предстоит совершить космический полет продолжительностью 5 суток. В качестве возможной даты старта корабля называется 13 октября. Первый китайский космонавт Ян Ливэй совершил полет в космос на борту космического корабля «Шэньчжоу-5» два года тому назад, 15 октября 2003 года.

    Согласно данным китайской печати, «Шэньчжоу-6» предстоит сыграть важную роль в развитии китайской космической программы. В частности, указывается, что орбитальный отсек корабля после отстыковки спускаемого отсека останется на орбите, став мишенью для будущих операций по стыковке. Будет ли к нему пристыковываться следующий китайский корабль «Шэньчжоу-7» или нет, не сообщается.



    CNews.ru
  • 2005.10.11 | Golub

    Клипер устарел до своего рождения

    Как сообщают, его заказали по случаю какой то юбилейной дате, как обычно это делается, а толку от него, и от остального очень мало
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.10.12 | casesensitive

      Re: Клипер устарел до своего рождения

      ну если так судить, то вся космонавтика устарела, химические ракеты это так старо :) Но толку от клипера никакого - макет из папьемаше. Энергия пытается разжалобить ЕКА на финансирование. Проблема в том, что ЕКА не горит желанием создавать свою пилотируемую программу, а у американцев свои идеи на этот счет.
    • 2005.10.12 | Рюген

      Летайте на вышиванках. Можно даже без штанов.

      http://www.iran.ru/rus/print_news.php?news_id=31569
      Освоение космоса: общими силами или поодиночке? 15.07.05 11:10
      версия для печати

      Питер Н. Споттс (Peter N. Spotts), 15 июля 2005

      Милях в 220 над Землей по орбите вращается многотонная 'лакмусовая бумажка' для проверки на прочность международного сотрудничества в космосе. На ее борту - российско-американский экипаж. Ее компоненты изготовлены на четырех континентах.

      Подобно героине фильма 'Опасные приключения Полины' ('The Perils of Pauline'), она в какой-то момент оказалась на волосок от гибели - проект был бы заморожен, если бы, помимо США, обязательства по его осуществлению не взяли на себя еще 15 стран.

      Однако сегодня, когда космические державы по обе стороны Атлантики намереваются обеспечить возвращение человека на Луне, а затем и высадку на других планетах, модель сотрудничества, позволившая создать международную космическую станцию, возможно, уже исчерпала себя.

      Подготовка полета на Луну, а после него, возможно, и на Марс, скорее всего, будет проходить постепенно, по нарастающей, и займет не одно десятилетие, так что модель 'одного проекта', ставшая отличительной чертой МКС, здесь не подходит. Любые совместные усилия в этой области потребуют нового подхода - прежде всего от США, поскольку возможные партнеры Америки, укрепив собственный потенциал, все меньше удовлетворяются ролью 'субподрядчиков'.

      Да, с 1984 г., когда президент Рейган призвал западных союзников совместными усилиями построить орбитальную станцию в ответ на аналогичную советскую программу, изменилось многое. Холодная война закончилась, что позволило наладить сотрудничество между США и Россией.

      Китай присоединился к 'клубу' держав, отправивших человека в космос, и, как сообщается, в будущем намеревается осуществить пилотируемый полет на Луну. Япония и Индия осуществляют собственные программы по изучению Луны и Марса. Европа, в свою очередь, инициировала проект 'Аврора', связанный с полетами на Луну и другие планеты.

      В результате государства сегодня отличаются куда большей свободой в выборе партнеров, имеющих опыт освоения космоса, чем в годы Холодной войны, когда американское Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА - National Aeronautics and Space Administration) было единственным таким партнером для стран свободного мира. Поскольку их концепции освоения космоса во многом совпадают, эти государства, по мнению специалистов, скорее всего объединят усилия.

      'По сути, это программа планетарного масштаба, - отмечает Лори Гарвер (Lori Garver), в прошлом - заместитель директора НАСА. - Это общечеловеческая мечта'.

      Альтернативой может стать новая 'космическая гонка', которую ни одно государство не в состоянии выдержать. По приблизительной оценке, бушевский вариант освоения космоса за весь период осуществления проекта может обойтись аж в 100 миллиардов долларов - хотя точную сумму сегодня никто назвать не может, поскольку проект финансируется поэтапно, а появление новых технологий или непредвиденные осложнения могут радикально повлиять на его стоимость - как в ту, так и в другую сторону.

      Кроме того, как отмечает Джоан Джонсон-Фриз (Joan Johnson-Freese), заведующая отделом изучения проблем национальной безопасности Военно-морского колледжа США (US Naval War College) в Ньюпорте (штат Род-Айленд), помимо конкретных расходов на освоение космоса существуют и проблемы общего порядка - как именно Соединенным Штатам следует добиваться своих стратегических целей: 'Нашей стране необходимо продемонстрировать, что она - лидер, такой лидер, с которым все захотят сотрудничать'. Объединив усилия с другими странами в разработке долгосрочной программы пилотируемых космических полетов, а не просто предлагая им подписаться под проектом, одобренным Вашингтоном, мы, по ее мнению, 'сможем влиять на космонавтику других стран; в противном случае они просто 'сойдут с поезда' и будут делать то, чего бы мы не хотели'.

      Как убедить общественность

      Если сотрудничество приобретет более равноправный характер, добавляет она, это еще и поможет сохранить поддержку долгосрочной программы со стороны общественности: 'Мне часто приходится сотрудничать с чиновниками европейских космических ведомств, и они говорят мне: если вы считаете, что заручиться поддержкой вашей космической программы непросто, попробуйте убедить общественность, что вы играете в ней лишь вспомогательную роль'.

      По мнению аналитиков, на примере Международной космической станции можно выявить преимущества и потенциальные опасности, связанные с сотрудничеством в космосе.

      Международный характер этого проекта, в ходе которого за строительство основных компонентов станции отвечали разные участники, позволили ему успешно пережить сильные финансовые неурядицы, с которыми в разное время сталкивались 16 стран-партнеров. А благодаря подключению России к проекту в 1993 г., отмечает г-жа Гарвер, программу удалось спасти даже после катастрофы 'Колумбии'. Когда Россия только становилась участником проекта, этот шаг вызвал шквал критики и обошелся крайне дорого - ведь он был связан с необходимостью изменить орбиту станции, чтобы ее могли достигать ракеты, запускаемые с космодрома Байконур в Казахстане. Однако, если бы после гибели 'Колумбии' Россия не взяла на себя замену экипажей и снабжение станции, МКС бы просто пустовала.

      'Люди сетуют: нам нужны собственные средства доставки для полетов в космос, чтобы не зависеть от русских', если между окончанием срока службы 'шаттлов' и вступлением в строй нового пилотируемого космического корабля возникнет временной разрыв, отмечает Гарвер. 'Я же радуюсь, что у нас вообще есть возможность летать в космос', - добавляет она.

      Билл Клинтон, который в свое время в одностороннем порядке включил Россию в проект - по стратегическим соображениям и из-за наличия у нее опыта строительства и эксплуатации орбитальных станций - в дальнейшем распорядился уменьшить планируемые габариты станции: это стало одним из многих изменений, внесенных в проект из-за того, что расходы на его осуществление намного превысили первоначальные расчеты.

      Из-за этих изменений, утверждают аналитики, возникли сомнения в готовности Вашингтона выполнять свои обязательства в рамках долгосрочных международных проектов.

      Так, начало выполнения директором НАСА Майклом Гриффином (Michael Griffin) президентского плана в области освоения космоса неизбежно приведет к дальнейшему сокращению габаритов станции. Кроме того, срок службы 'шаттлов' закончится в 2010 г., независимо от того, в какой стадии будет находится монтаж МКС. Одной из потенциальных жертв этих решений является японский лабораторный модуль, предназначенный для биологических экспериментов.

      Партнеры ожидают, что в этом месяце их известят о том, насколько сокращение программы полетов 'шаттлов' повлияет на процесс монтажа станции. Из-за этих изменений график монтажа МКС придется пересматривать второй раз за год. Европа и Япония уже почти 20 лет участвуют в программе, но пока не увидели некогда столь превозносимых выгод, которые должна была им принести МКС.

      Сотрудничество или безопасность?

      Помимо общих вопросов, связанных со стабильным осуществлением международных проектов, существует и озабоченность, которую вызывает проблема передачи технологий, напоминает Рэй Уильямсон (Ray Williamson), профессор-исследователь из Института космической политики (Space Policy Institute) при Университете им. Джорджа Вашингтона (George Washington University) Два документа - так называемые 'Правила регулирования международного оборота оружия' (International Traffic in Arms Regulation - ITAR) и Закон об ограничении доступа Ирана к технологиям оружия массового поражения (Iran Nonproliferation Act - INA) - способны подорвать укрепление международного сотрудничества в космосе.

      ITAR квалифицирует спутники и их составные элементы как 'военное оборудование', поэтому их экспорт подлежит тщательному контролю.

      В результате, как сообщается, Европа уже ищет других партнеров для проекта 'Mars Rover', который планировалось осуществлять совместно с американцами. В будущем году истекает срок действия российско-американского соглашения о доставке людей и грузов на космическую станцию и обратно: после этого из-за положений INA американские астронавты уже не смогут летать на МКС на российских кораблях. 'ITAR реально препятствует сотрудничеству, и в некоторых отношениях ситуация ухудшается, - утверждает Уилкинсон. - Закон об Иране - тоже играет роль мощного тормоза'.

      В июне госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) и доктор Гриффин направили в Конгресс письмо с просьбой внести поправки в INA, и эта просьба, по мнению экспертов, возможно, будет удовлетворена. Что же касается поправок к ITAR, то здесь ситуация остается неясной.

      США вступают на 'неизведанную землю', однако, по словам некоторых наблюдателей, эта 'целина' богата возможностями для выработки новых форм сотрудничества.

      'Речь идет о программе НИОКР, рассчитанной на 50 лет', - отмечает Чарльз Кеннел (Charles Kennel), соавтор подготовленного в 2004 г. доклада о сотрудничестве в космосе (сегодня он занимает пост директора Скриппсовского института океанографии (Scripps Institution of Oceanography) в городе Ла-Йола [штат Калифорния]). Если сегодня КНР можно считать новичком в области пилотируемых полетов, то 'к тому времени, когда эти планы начнут воплощаться в жизнь, китайцы превратятся в одного из главных игроков на этой арене: Международные инициативы в области пилотируемых космических полетов уже невозможно осуществлять 'сверху''.

      Среди прочего, в упомянутом докладе содержатся такие рекомендации: все космические державы, желающие участвовать в осуществлении общих целей по освоению космоса, должны образовать группу для координации усилий в этой области. Члены этой группы встречались бы раз в году для обсуждения национальных программ, их взаимного согласования, выработки способов обмена ресурсами или разработки совместных проектов. 'В научном мире мы постоянно так поступаем; пора принять эту систему на вооружение и в сфере пилотируемой космонавтики', - полагает доктор Кеннел. Примером такого сотрудничества, пусть и не слишком масштабного, являются совместные программы НАСА и Европейского космического агентства (ЕКА) по изучению комет, отмечает он. Если НАСА на прошлой неделе осуществило взрыв на поверхности кометы, то миссия 'Розетта', осуществляемая ЕКА, позволит сделать следующий шаг: она предусматривает посадку космического аппарата на поверхность ядра кометы. Оба ведомства сотрудничали и в осуществлении миссии 'Кассини-Гюйгенс', в ходе которой в этом году разработанный ЕКА зонд сел на поверхности Титана - одной из лун Сатурна.

      Другим примером в этой области может служить деятельность Комитета по спутникам наблюдения за Землей (Committee on Earth Observing Satellites) - всемирного координационного органа, в состав которого Кеннел входил, когда занимал пост заместителя директора НАСА и возглавлял программу 'Миссия: планета Земля'. Комитет состоит из представителей 18-20 стран, имеющих программы спутникового наблюдения за Землей. Они собираются для разработки соглашений, не носящих обязывающего характера, но способствующих координации программ, установления единых стандартов обработки данных и обмена информацией о будущих проектах.

      Подобный путь в развитии космонавтики позволит отдельным странам пользоваться более широким 'ассортиментом' методов сотрудничества - от воплощения программ по доставке человека в космос (например, российского проекта корабля многоразового использования 'Клиппер', который вызывает интерес как в Европе, так и у Японии), до методики, напоминающей ту, что использовалась при создании МКС, когда вклад каждого из участников зависит от успеха других. Целесообразность некоторого 'запаса прочности' наглядно проявляется сейчас, когда Россия взяла на себя доставку экипажей и грузов на космическую станцию.

      'Если человечество поставит перед собой такую цель, если это станет целью всемирного масштаба, и вы согласитесь с указанными основополагающими принципами, будете вносить и наращивать свой вклад в общее дело, то вы сможете стать членом клуба' и пользоваться преимуществами от такого участия, считает доктор Кеннел.

      Основные участники освоения космоса

      США: план президента Буша предусматривает возвращение человека на Луну к 2020 г., а в конечном итоге, вероятно, и полет на Марс.

      Россия: после реорганизации Российского космического агентства страна делает основной упор не столько на пилотируемые полеты, сколько на запуск автоматических аппаратов.

      Европа: в рамках программы 'Аврора' планируются пилотируемые и беспилотные полеты с конечной целью высадки человека на Марсе в 2030 г.

      Китай: После запуска пилотируемого корабля 'Шэньчжоу-5' в 2003 г. Китай присоединился двум другим державам (США и России), которым удалось доставить человека в космос. Сообщается о планах Китая осуществить новые пилотируемые полеты, возможном создании орбитальной станции и полетах беспилотных аппаратов на Луну.

      Япония и Индия: Их космические программы предусматривают только полеты беспилотных аппаратов.


      "Christian Science Monitor"
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2005.10.13 | Golub

        Про частников забыли, первый Б Рутан...

        Доказывать бесполезно, государство не может ничего делать толково, это чистая бюрократия, космос открыли Королев, фон Браун и их соратники, после них все идет по инерции. Только частные фирмы реально могут осваивать космические богатства, государство даже собственных богатств освоить не в состоянии, и никому не дает это делать, как собака на сене...
        Найду деньги, и тогда мы полетаем...
        По моим сведениям с европейцами вроде договорились, и уже вроде строят
  • 2005.12.08 | Рюген

    Good news: I just saved a bunch of money by switching to

    the Ukraine

    ЕКА отказалось от совместной с Россией постройки "Клипера"

    Европейское космическое агентство получило 97% от требуемой суммы финансирования для осуществления своих программ. Об этом договорились представители стран участников ЕКА на встрече в Берлине. ЕКА запрашивало 8.4 млрд. евро от 18 стран участниц съезда, включая Канаду, на период с 2006 по 2010 годы. Во вторник министры этих стран решили выделить 8.1 млрд. евро для поддержки основных программ ЕКА.

    Единственной сокращенной статьей бюджета оказалось финансирование российского проекта по созданию пилотируемого корабля многоразового использования "Клипер". ЕКА намеревалось вкладывать в предварительную проектировку "Клипера" более 50 млн. евро в течение двух лет, но некоторые крупные страны, входящие в ЕКА, Германия, Италия и Франция, отказались поддерживать программу, вычеркнув ее из бюджета. Между тем космический корабль должен был обеспечить Европу независимым доступом в космос, и получал позитивные голоса в поддержку.

    В то же время представитель ЕКА Франко Боначина, отметил, что на следующем собрании министров стран входящих в ЕКА в 2008 "Клипер" снова может получить финансирование. При этом Боначина сказал, что для большинства других программ финансирование получено в полном объеме. Так научный бюджет получил обеспечение в необходимом объеме в 2.1 млрд. евро. Это означает, что другие важные программы по разработке космических кораблей, таких как миссия BepiColombo к Меркурию, запланированная в 2012 году, не будут сокращены.

    При этом поддержка МКС, включающая обслуживание станции и научные эксперименты также была сокращена. Министры стран ЕКА проголосовали за выделение на эту программу 700 млн. евро, что на 100 млн. евро меньше требуемого. Однако, по словам Боначины, ЕКА продолжает верить в МКС, и в настоящее время осуществляет подготовку к запуску научного модуля Columbus.

    Некоторые программы получили большую поддержку, чем запрашивалось, это, например, миссия ExoMars, включающая отправку нового марсохода к красной планете в 2011 году для осуществления поисков следов жизни. Программа ЕС под названием Глобальный мониторинг окружающей среды и безопасности (GMES - Global Monitoring for Environment and Security) получил 253 млн. евро, что на 53 млн. евро больше запрашиваемой суммы. Эта программа призвана обеспечить совмещение данных от существующих спутников наблюдения Земли и запуск серии новых спутников для этих целей.

    Участники встречи также подписали резолюцию о предпочтении использования только Европейских ракетоносителей для коммерческих и научных миссий ракетам из России или других стран, даже если запуск на них будет обходиться дешевле. Это означает, что ЕКА будет отдавать приоритет ракетоносителям Ariane 5 и ее уменьшенной версии Vega, которая совершит свой первый полет в конце 2007 года. Об этом сообщает КомпьюЛента со ссылкой на New Scientist.

    Получается, что финансировать постройку Клипера будет Украина.
    Yes, baby!
    Я так понимаю, что прижимистые европейцы посчитали, что у России и без них достаточно денег на финансирование постройки Клипера. Разумное решение. Вот только что важнее: паршивых 50 млн евров или возможность участия в серьезном проекте, в котором Россия во всяком случае не пасет задних? Евроминистры решили, что 50 млн важнее. Им видней.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2006.01.02 | Голубь

      Финансировать Клиппер будет Украина газом...

      ...


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".