МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Біблія атеїста

02/26/2003 | Горпина Пінчук
Чи Найновіший заповіт чи Моральний кодекс чи ще як небудь? Тобто я ставлю таке питання, тому що вважаю, що атеїзм не повинен замикатися на боротьбі з релігією, взаємному глузуванні та гризотні (а це я відкидаю з моральних причин взагалі), а бути незалежним самодостатнім вченням, для чого продукувати позитив, тобто своє бачення світу, його побудови та перебудови, основи моралі та інше. Чи є таке у атеїзму? Безумовно є, тільки ми його мабуть ще поганенько знаємо. Мабуть не є правильним копіювати побудову Біблії та релігійного вчення хоч і з внесеними корективами, та у першому наближенні можна це зробити. Що з такої точки зору позитивного пропонує атеїзм для тих питань, які розглядає Біблія. Для того, щоб відповісти на це питання, треба вичленити основні питання Біблії. Як на мене там вирішується питання утворення світу. Що відповідає в атеїзмі цьому - наукова література? Тоді мабуть треба навести список зразкової наукової літератури на цю тему. Хоча релігійники можуть сказати, що наука не є виключним надбанням атеїзму, віруючі теж доклали до науки руки і Біблія теж базується (підтверджується) науковими даними. Цікаво, що скаже племінник? І зазвичай атеїсти і невіруючі. Чи варто взагалі ставити та вирішувати аналогічні Біблії питання та шукати якісь противаги? Можливо взагалі атеїзм як наука непотрібний і його місце потрібно зайняти філософії та іншим окремим наукам. Що тоді атеїзм, як це не наука - система вірувань чи невірувань?

Відповіді

  • 2003.02.26 | Горпина Пінчук

    Відповіді є на сайті atheism.ru

    http://www.atheism.ru
    Хоча є і http://www.ateism.ru
    На першому з сайтів є така вступна стаття, яку варто було б перекатати:
    Вводная часть
    Атеизм


    АТЕИЗМ (греч. а - отрицание и theos - Бог; буквально - безбожие) - философско-материалистическое учение. Атеизм, с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, бога, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие, отрицает возможность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой признает вечность и несотворимость материального мира, развитие природы и общества по своим собственным законам и посредством отрицания сверхъестественных сил утверждает самоценность бытия мира и человека, ценность земной жизни как единственно возможной и способствует формированию у людей материалистического мировоззрения.
    В атеизме прослеживаются две взаимосвязанные стороны: критическая, задача которой состоит в аргументированной критике религии, и созидательная, стремящаяся на материалистических основаниях утверждить бытие человека, его подлинные ценности и идеалы, интеллектуальный и творческий потенциал как личности.
    Атеизм не начинает критики религии с отрицания бога, как иногда это представляют себе многие верующие. В этом случае, атеизм был бы просто верой в неверие, т.е. принципиально не отличался бы от религиозного мировоззрения. Напротив, научный атеизм начинается с тщательного изучения религии, всех ее направлений, форм и разновидностей. Например, далеко не каждый верующий знает, что в мире сейчас существует более трех тысяч религий со своими представлениями о боге (богах), своими обрядами и таинствами, со своими сторонниками, которые считают, что именно их религия является истинной. И очень часто верующие искренне убеждены, что другие религии - "вымысел людей", а своя, - "откровение Бога". И только научный атеизм изучает все разновидности и типы религий одинаково тщательно и беспристрастно, сравнивает их между собой, выводит общие закономерности их развития, причины возникновения, ту роль, которую они играли и играют в жизни человека, государства, всего человечества. Конечно, атеизм не в состоянии только своими силами исследовать различные религии и разные формы проявления религиозности в прошлом и настоящим. Он использует данные истории и археологии, этнографии и религиоведения, психологии и биологии, астрономии и физики, социологии и многих других наук.
    В научном атеизме принято выделять четыре стороны (элемента) религии: идеологическую (концептуальную), эмоционально-психологическую (психология и чувства верующих), культово-прагматическую (совокупность религиозных обрядов, таинств, ритуалов и т.д.) и организационную (церкви, общины и т.п.). Естественно, что эти четыре элемента, каждый по отдельности и все вместе, служат объектом исследования научного атеизма. Однако стержнем, который скрепляет их в единое целое, является религиозная идеология. Поэтому, некоторые работы на этом сайте посвящены критике догматов и доктрин христианства. Но почему именно христианства могут спросить нас? По очень простой причине. Мы живем в России, а господствующей религией в нашей стране является православие (около шестидесяти миллионов верующих), одно из почти трехсот направлений христианства. Анализ религиозных сайтов русскоязычной части всемирной сети показывает, что подавляющее число их затрагивает тематику христианского вероучения. Этим и определяется наш выбор объекта критики.
    Необходимо заметить, что в структуру критической ставляющей атеизма входят: философская критика религии (основанная на логико-аналитическом опровержении доказательств бытия божьего), естественно-научная критика религии (представляющая собой естественно-научно фундированное опровержение религиозной картины мира) и историческая критика религии (центрирующаяся вокруг проблемы роли церкви в социальном процессе).
    Как уже было сказано, буквальный перевод слова "атеизм" - "безбожие". Это сразу подчеркивает негативный аспект в этом термине. Но на деле, атеизм - это позитивное знание и гуманистическая жизнеутверждающая позиция. Атеизм, в отличие от религиозного нигилизма, не игнорирует общечеловеческие ценности религии, но освобождает их от мистического ореола, тем самым, обнажая и усиливая их земное, мирское содержание. Вере в сверхъестественное он противопоставляет веру в истинность приобретенного практическим путем опыта и научного познания, а преклонению перед церковными авторитетами - собственную критичность. Но главное: не соглашаясь с идеей загробного существования, атеизм предлагает ценить краткую и хрупкую земную жизнь как величайший дар природы. Именно поэтому он предписывает человеку повиноваться не вере в сверхъестественное, а законам природы, дающим личности ориентиры свободной деятельности и возможности наиболее полной личной самореализации. Одним словом, религия возвеличивает бога, атеизм - человека.
    Сегодня в обществе, как нам кажется, существуют ложные представления о том, что такое атеизм и кто такие атеисты:

    Предвзятые критики атеизма нередко представляют его видом суеверия ("верой в неверие"), а то и своеобразным оборотнем, "религией наоборот". Однако неправомерно считать суеверием двухтысячелетнюю культурную традицию, неотделимую от истории философии и науки (см. раздел статьи). Атеизм не является также "религией наоборот". Достаточно указать, например, на отсутствие в атеизме обрядности, культа, церкви, догматов и т.п.

    Неправомерно отождествлять атеизм с его фанатичным извращением времен советского государства, как неправомерно отождествлять христианство и инквизицию. На самом деле, наше мировоззрение не имеет ничего общего с вульгарным воинствующим атеизмом, обильно насыщенным моментами религиозного нигилизма и оправдывавшего стеснение свободы совести, разрушение храмов, гонения на церковь и духовенство. Мы за терпимость и взаимное уважение между верующими и неверующими людьми.

    Атеисты, по определению, не являются язычниками или сатанистами.

    Атеисты не аморальны. В рекламировавшейся в недавнем прошлом книге Д. Панина "Теория густот" читаем: безбожник "проявляет наклонности ко лжи, к злобе, воровству и предательству". Это серьезное заблуждение. Атеисты, в такой же степени, как и верующие, подчиняются правилам общепринятой морали и этики ("не убий", "не укради" и т.п.).

    Атеисты не верят в бога по тем же причинам, по каким верующие не верят, например, в реальное существование кентавров, леших, кикимор или богов других религий.

    Создавая этот сайт, мы преследовали несколько целей. Во-первых, он предназначен как введение в атеизм для тех, кто не знает, что это такое, или хочет получить больше информации по этому вопросу. Во-вторых, предоставить вашему вниманию ряд очерков, наглядно демонстрирующих логическую противоречивость христианской догматики. И, наконец, в-третьих, развеять некоторые мифы о якобы существующем "союзе" науки и религии, о непротиворечивости религии и научных представлений о действительности.
    В заключение хотим сказать, что если у Вас появились предложения, вопросы, то для Вас работает гостевая книга. Если Вы с чем-либо не согласны или хотите высказать свое мнение, вступить в дискуссию, то к вашим услугам конференция, или можете просто написать нам, мы постараемся ответить.
    С Уважением, авторы.

    P.S. Мы готовы опубликовать на нашем сайте работы по атеизму и философии, религиоведению и материализму, и даже по богословию. Присылайте нам Ваши статьи, мы будем рады сотрудничать с Вами
    Оставить отзыв. (9)
  • 2003.02.26 | franko

    Rokiv za 80 zustrimenosja i pobachymo, xto pravyj ;-)

    Shkoda til'ky, shcho tam skorshe vs'ogo ne bude pyva, a tob ja z Vamy posporyv na pyvo.
  • 2003.02.26 | franko

    А загалом - бажаю натхнeння ;-)

    Мудрeцi i фiлософи б'ються вжe кiлька тисячолiть над створeнням такоi концeпцii (такоi книги, такоi фiлософii, такоi "рeлiгii"), i всi розходилися у думках, часто самi з собою. Тому, якщо, наприклад, Вам вдасться створити щось подiбнe - Вам гарантованe мiсцe в iсторii свiтовоi культури та фiлософii.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2003.02.27 | Горпина Пінчук

      Спасибі!

      Важкувато буде! Правда, вже є така праця, отого вченого інваліда з Англії, праця про утворення світу та філософські проблеми, космогонію, яка має у світі шалений успіх. Цікаво, чи є переклади російською чи українською? До речі це свідчить про інтерес до цієї теми і перспективність праці у данному напрямі.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".