МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Релігія і духовність.

04/27/2005 | Михайло
V Международный Конгресс «ЭНИОЛОГИЯ XXI ВЕКА»
16 - 19 сентября 2004, г. Одесса, Украина, E-mail: lasting_unity@te.net.ua, enio@te.net.ua

Безукладова Л.В.1, Грабовой Г.П. 2, Парамешвар Д.3,
Петриченко А.Б.4
1. Президент Международной Академии духовного единения мира
E-mails: seon@transinform.net, academy@ukr.net (Симферополь).
2. Академик, советник Президента РФ, доктор технических наук
E-mail G.Grabovoi@cnt.ru (Москва, Россия).
3. Академик Международной Академии духовного единения мира,
Президент «World Surviving & 21-st Century Problems Centre»,
E-mail: paramesvar.pvs@mail.ru (Киев, Украина).
4. Вице-президент «World Surviving & 21-st Century Problems Centre»,
E-mail: paramesvar.pvs@mail.ru (Киев, Украина).

ДУХОВНОСТЬ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
(К поиску духовной парадигмы)

«В начале было Слово, и Слово было
у Бога, и Слово было Бог». (Ион. 1, 1)

«В этом мире нет ничего более
чистого и возвышенного,
чем духовное знание». (БГ. 4, 38)

«Философия, духовно-эзотерическое и религиозное знание» - одна из центральных тем очередного, Пятого Международного Научного Конгресса «Эниология 21 века». Интерес к «духовности» и духовным знаниям не случаен. И ученым, и политикам, и простым смертным сегодня крайне необходимы духовные знания, т.к. именно «духовность» – это основа подлинно человеческого общества.
Духовные знания - одна из самых сокровенных тайн человечества. Как утверждают священные писания всех времен и народов, они пришли к нам из духовного мира еще на заре Творения. В докладе предпринята скромная попытка обозначить круг ключевых аспектов фундаментального понятия «духовность», отражающего углубленные представления безбре-жного духовного опыта всего человечества.
«Духовность» в общественном лексиконе последних лет стала одним из самых употребительных слов, поскольку несет в себе ключевое, фундаментальное, мировоззренческое, универсальное, абсолютное значение. В связи с этим в современном научном мире даже наметилась тенденция придать слову «духовность» строго фиксированный терминологический смысл, включив его в состав философско-этических канонизированных категорий / 1, 2 /. Не будем, однако, забывать, что, в силу своей глубинной абсолютной, глобальной и универсальной природы, такие понятия, как «духовность» и «Бог» - «выше всяких определений». Именно так утверждал еще на заре христианства Августин Блаженный (354 – 430), раннехристианский богослов.
Учитывая актуальность становления «Эниологии» (да и науки вообще) на духовной основе [ 3 - 11 ], отметим, что «духовность» не является сугубо религиозным библейским понятием. По большому счету, если смотреть в корень, «духовность», как фундаментальный феномен здорового общества, охватывает (буквально пронизывает) практически все без исключения жизненно важные процессы в природе и обществе (см. Рис.1 – «Духовность как глобальный феномен», некоторые из 108-ми выделенных нами ключевых слов / 8 /).
Высшая «духовность» (стоит сказать и об этом) - это вполне реали-зуемый идеал. Это не только особое сверхтонкое, высшее трансценден-тное состояние Человека – самореализованной Личности, но и выверенный духовными святыми разных религий мира Путь к всеобщей гармонии вещей, к Ноосфере – к гармонии с Высшим, Абсолютным / 8 - 10 /.
«Духовность» – понятие универсальное, общечеловеческое, вселен-ское. Это генеральный путь и стратегия развития Человека и Человечества. Поэтому такое фундаментальное, концептуально-емкое понятие как «духовность» требует основательного осмысления, постоянного присталь-ного внимания, развития и даже защиты – непрестанного духовного поиска в процессе духовной самореализации.
«Духовность», учитывая нашу истинно духовную природу, должна иметь в науке и в целом в нашей жизни особый статус – статус сверх-парадигмы – на безальтернативной основе [ 5, 6, 11 ]. И в этом отношении западная, христианская и восточная, Ведическая традиции / 8 – 10 / щедро и сполна одаряют нас сегодня своим бесценным духовным опытом, донесенным к нам через тысячелетия – из глубин веков.
Нами проведен достаточно широкий и глубокий духовно-истори-ческий экскурс по исследованию понятийного аппарата, определяющего ключевые представления о различных аспектах «духовности» мировых религий. Приходится признать, что сегодня, на пороге Нового тысячелетия, когда человечество пытается осмыслить и определить дальнейшие пути своего развития, уже не жизнь, но сам глубинный инстинкт д у х о в н о г о выживания бросает «духовный вызов» всему человечеству – политике, науке, медицине, каждому из нас. Похоже, наука, и, прежде всего, «Эниология», претендующая на роль сверхнауки, как никогда близко подошли к необходимости глобального принятия новой культурно-научной парадигмы – богоцентрической сверхпарадиг-мы. Следует признать, наконец, что не человек, а именно Бог является «мерой всех вещей» в мире. Сегодня по-настоящему разумным следует считать лишь то, что, так или иначе, направлено на глубинное, духовное постижение и становление человека.
Ниже, в соответствии с проведенным нами духовно-историческим экскурсом, представлены некоторые из определений понятия «духов-ность», а также выделены некоторые из ключевых аспектов, так или иначе характеризующих это понятие.
«Евангелие от Иоанна» (1, 1): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
«Чайтанья-чаринамрита» (Мадхья-лила, 9.194): «Духовность, духов-ная суть – это то, что лежит за пределами материальных представлений. Таков вечный вердикт Вед и Пуран».
«Шветашватара-упанишада» (7.8.): «О, Верховный Господь, повелевающий могущественными полубогами. Ты – олицетворение высшей духовности. Ты - высочайшая Истина».
«Бхагавад-гита» (4.38): «В этом мире нет ничего более чистого и возвышенного, чем духовное знание».
Шрила Бхактивинода Тхакур: «Духовность – это степень соответствия сознания человека его истинной духовной природе».
А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада: «Если человек под-нимается на духовный уровень, тогда у него появляется реальная возможность добиться единения с другими людьми. Если же он не обладает сознанием Бога, то о духовности не может быть и речи».
«Чайтанья-чаринамрита» (Мадхья-лила, 20.143): «Духо-вность как наш долг и конечная цель жизни заключается в том, чтобы возвыситься до любви к Богу. Поэтому Господь, служение Господу и любовь к Нему суть три самых великих сокровища жиз-ни».
Августин Блаженный: «Мера любви к Богу есть любовь без меры».
Митрополит Антоний Сурожский: «Я хотел бы сначала определить слово «духовность»… Духовность заключается в том, что в нас совершает действие Святого Духа; «духовность» не есть то, что мы ею обозначаем обычно, а именно эти проявления таинственного действия Духа Святого». (Из доклада «Духовность и духо-вничество» на Второй международной церковной научной конференции «Бого-словие и духовность», Москва, 11-18 мая 1987 г.).
Мать Тереза: «Мы не можем творить великие дела – а только маленькие дела с большой любовью».
Схиигумен Савва: «Наша любовь к Богу в сей жизни несовер-шенна, потому что мало кто из нас истинно духовный. Мало таких людей, которые любовь к Богу предпочитают всему земному и которые чрез Божественную любовь видят духовными очами и чувствуют в себе Бога. Обыкновенно же любят столько, сколько знают. А так как духовно-просвещенных или, как говорят, прозорливых – мало, то все мы спасаемся верою и любим Бога отчасти лишь». (Из книги Схиигумена Саввы «Бисер духовный: воспоминания духовных чад, собрание духовных творений, духовные проповеди и наставления», М.: изд-во «Ковчег», 2004. -929 с.).
Пьер Тейяр-де-Шарден: «Будущее эволюции в слиянии людей, в установлении их интеллектуального и духовного единства». («Феномен человека». М.: «Наука», 1987).
Академик Вячеслав Бронников: «Грядет духовная революция. Человечество стоит на пороге глобального переосмысления духовности». («Начала», № 3, 2002).
Академик Григорий Грабовой: «Я утверждаю, что только духовность, духовный уровень людей может спасти Землю. Другого пути просто нет». (Из цикла лекций «О Боге и человеке»).
«Чтобы человек мог, как Бог, мгновенно разрешать любые ситуации на духовном и физическом уровнях, ему необходимо объединить духовный и физический импульсы. Сделать это в своем восприятии позволяет человеку духовное совмещение его сознания с духовной сферой Бога». (Из цикла лекций «О Боге и человеке»).
Михаил Горбачев: «Теперь, когда мы решаем задачи перестройки, обновления социалистического общества, широкого развития демократии, проблемы духовной культуры встают во многом по-новому. Их новизна определяется нашим нынешним обращением к человеку, поворотом к его реальному облику, потенциалу, потребностям – ибо не хлебом единым жив человек». («Коммунист», 1988, №4, стр.14, 15).
Академик Никита Моисеев: «Первым шагом нашей прог-раммы будет попытка понять, почему «неоантропу» понадобился «духовный мир», какова его связь с развитием интеллекта, как исторически менялась эта связь, как и почему с развитием интеллекта и общественных форм жизни усложнялся и духовный мир человека». ( «Человек и ноосфера», М.: Молодая гвардия, 1990).
Академик Игорь Гундарев (доктор медицинских наук, канди-дат философских наук): «Духовность – это особая деятельность сознания, направленная на поиск смысла жизни и своего места в ней, на определение критериев добра и зла для оценки событий, людей и руководства к действию». (Из книги Фонда национальной и международной безопасности «ПРОБУЖДЕНИЕ: пути преодоления демографической катастрофы в России», Москва, изд. «Беловодье», 2001).
Профессор Геннадий Апанасенко (доктор медицинских наук): «Если ухудшение духовного благополучия сопровождается ростом заболеваемости и смертности, значит, «греховность» предстает в ме-дицинском понимании фактором риска развития заболеваемости и
смертности, что приводит к необходимости «измерения духовности». ( «Третий путь?» в газете «Зеркало недели», № 26, 3 июля 2004).
Сергей Кириенко (полномочный представитель Президента России В.Путина в Приволжском федеральном округе): «Я уверен, что через возрождение духовности мы придем к возрожденной экономике страны». (Из выступления 1-го августа 2004 г. на пресс-конференции в нижегородском селе Дивеево по случаю празднования 250-летия со дня рождения православного святого – преподобного Серафима Саровского).
Президент Украины Леонид Кучма: «Одна из приоритетных задач Украины – рассматривать духовное возрождение каждого как неотъемлемую часть возрождения государства». (Торжественное обращение к нации по поводу инаугурации, Украина, Киев, 10 июля 1999г.)
Премьер-министр Украины Виктор Янукович: «Духовность – это основа становления страны. Я не знаю ни одного примера успешного решения социально-экономических проблем государства без решения вначале насущных духовных аспектов жизни». (Из выступления в предвыборной кампании при выдвижении на пост Президента Украины, см. газ. «ИЗВЕСТИЯ», 18.07.04).
«Философский словарь»: «Духовное есть функция высокоорга-низованной материи, результат материальной, общественно-исторической практики людей; по словам Энгельса, мыслящий дух – «высший цвет» материи (т.20, стр.363)». (М.: Политиздат, М., 1981). Примечание: определение «духовного» по тем временам, когда считалось, что «материя первична, а сознание вторично».
«Словарь по этике»: ««Духовность» – специфически челове-ческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, недоступное ни животному, ни моделирующим действия человека машинам». (М.: Политиздат, 1989 г., -447 с.).
«Словарь Ожегова» («Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений», РАН., Российский фонд культуры; -3-е изд., -М., «АЗЪ», 1995. -928 с.): ««Духовность» - свойство души*, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальный интересов над материальными». ««Душа»* - внутренний, психический мир человека, его сознание; сверхъестественное, нематериальное бессмер-тное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти».

С учетом современных представлений об «эниологии», как о глобальной науке жизни, как известно, в 2002 году было скорректировано и само определение «эниологии» / 11 /: «Э н и о л о г и я» ― новый научный подход к изучению природных явлений на основе естественных законов и концепций энерго-информационного и д у х о в н о г о обмена».
Такое определение, учитывающее представление о «духовности» как глобальном феномене бытия, поможет приблизиться к восприятию новой, духовной парадигмы науки будущего, сполна проникнув в суть духовных явлений, связанных с живой природой.

ЛИТЕРАТУРА:
1. «Словарь Ожегова». Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений» // РАН., Российский фонд культуры; -3-е изд., -М., «АЗЪ», 1995. -928 с.
2. «Словарь по этике». М.: Политиздат, 1989 г., -447 с.).
3. Швебс Г.И. Интеллектуально-духовный путь познания в эниологии. // «Эниология», №3, 2001.
4. Безукладова Л.В., Парамешвар Д., Петриченко А.Б. Опыт духовной трансформации сознания. // Материалы международного научного симпозиума «Биоэктрасенсорика: наука, ненаука, лженаука, вненаука». М., 2002.
5. Петлин В.Н., Безукладова Л.В., Чорновус Т.Н. Безальтернативная духовность. // Материалы IV Международного конгресса «Эниология XXI века». Одесса, 2002.
6. Петлін В.М. Духовність ― як беззаперечна основа еніології // Експериментальна еніологія (екстрасенсний контакт, цілительство, біолокація): Сб.наук. праць № 7. Львів. «Світло». 2002 а. С. 14-17.
7. Тоотс А. К вершинам духа через науку. // Материалы Второй Российской междисциплинарной научной конференции «ЭТИКА И НАУКА БУДУЩЕГО» (На пути к духовно-экологической цивилизации). 15–16 февраля 2002 г., Москва, Россия.
8. Безукладова Л.В., Парамешвар Д., Шинкарчук Г.С. Анонс: «108 аспектов духовности» (презентация международного проекта). //Матер. Межд. Конгресса «Единый Мир –Здоровый Человек», апр., 2004, Ялта, Крым, Украина.
9. Субал Сакха Д., Шри Чайтанйа Д., Парамешвар Д. Веды – Феномен Духовности // Матер. Межд. Конгресса «Наш Дом - Планета Земля», апр., Москва, Россия.
10. Ангира Муни Д., Бхакти Вигьяна Госвами, Парамешвар Д.,
Петриченко А.Б. Веды - Фундаментальный Подход к Познанию Реальности (теория и практика вечных знаний) // Материалы Второй Российской междисциплинарной научной конференции «ЭТИКА И НАУКА БУДУЩЕГО» (На пути к духовно-экологической цивилизации). 15–16 февраля 2002 г., Москва, Россия.
11. Безукладова Л.В., Евстратько А.А., Парамешвар Д., Харская Е.В., Швебс Г.И. Духовный Воин (презентация нового определения «эниологии») // Матер. IV Межд. Конгресса «Эниология 21 века», сент., 2002, Одесса, Украина.

Відповіді

  • 2005.04.27 | Социст

    Релігія та духовність.

    Релігія є віра в те, що символізація абсолютної єдности є реальністю бога.

    Духовність є творчість свідомої особистости на шляху осягнення єдности. Це як творчість пізнання себе та свого шляху до єдности, так і творчість покладання єдности як тотальности всіх своїх стосунків в світі людей. Це – теорія і практика духовного самоосягнення, єдність теорії та практики життя людського духу аж до осягнення абсолютної єдности.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.04.28 | Анатолій

      Социсте, клас! Коротше і не скажеш! Аби тільки зрозуміли!(-)

      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2005.05.20 | Михайло

        Re:Суд за Всевишнім, а не за людським загалом!

        Пан Анатолій пише:

        >Социсте, клас! Коротше і не скажеш! Аби тільки зрозуміли!(-)

        Рівень розуміння предмету визначається Богом, а не людиною! Суд за Всевишнім, а не за людським загалом! Бог дає оцінку кожній людині, а не "філософи" і лжепророки.

        АУМ ТАТ САТ!
        бмв


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".