МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

СейЧас - Частное Время

05/07/2005 | tmp
То, что ты давно чувствуешь сердцем:

Частное Время

"Это эпоха отказа от коллективного порабощения времени, эпоха Частного времени, когда частное лицо, отдельный человек защищает смысл и истину, смиряясь с тем, что другой это делает по иному проекту. Человек перестает диктовать времени и вступает в диалог с ним. Поэтому "Частное время" оказывается эпохой и полноценного межчеловеческого диалога - впервые в истории - диалога ответственного и творческого, рождающего особый стиль политики, исповедания веры, культурного творчества"

"Время описывают, как описывают имущество, и грамотное описание времени есть грамота на время. Обозначить эпоху, назвать эпоху, наметить эпоху, - все это действия, подобные обозначению поля или пастбища, возведению стены и построению ворот"

"Самое древнее, самое продолжительное порабощение времени совершалось через представление его в виде круга, в котором все вечно двигается, но двигается вечно в пределах одного цикла. Человек колесован, обречен на бесконечную и дурную повторяемость, но если бы время могло говорить, как бы оно пожаловалось на то, что вера в вечное возвращение сливает друг с другом все три измерения времени, делая каждое прошлое псевдонимом будущего, а будущее псевдонимом прошлого"

"Время есть особое пространство, не четвертое измерение, а три полноценных измерения прошлого, настоящего и будущего, подобные высоте, ширине и глубине. Человек легче справиться с пространством, чем со временем, потому что в пространстве окультуривается плоть, во времени окультуривается человеческий дух"

"Освобождение времени освобождает человека от диктата. Он берет на себя иго личной свободы, которое намного тяжелее любого деспотизма, но которое несется легко, если человек не останавливается на месте, не замыкается в себе"

"Трудно сказать, когда умерла вера в прогресс, но некрологи появились после Второй мировой войны..."

"Имен предлагалось несколько. Популярен был "закат Европы", но очень быстро стало ясно, что речь идет не о закате, напротив - закат прогрессизма есть восход чего-то несравненно более человечного и творческого. Очень популярно оказалось выражение Бердяева "Новое Средневековье"... Но довольно быстро стало ясно, что попытка уйти от социального утопизма в прошлое, к цехам, корпоративизму, есть не столько "новое", сколько "возвратное Средневековье", вполне подобное по своим разрушительным последствиям возврату дурной болезни..."

"Частное Время есть эпоха освобождения времени, всех трех его измерений, от подчинения сверхличным реалиям... Это не означает развода человека и времени, время не отпускается "на волю", но со временем происходит то же, что происходит с экономическими, политическими, нравственными ценностями - оно "приватизируется", становится не общей, а частной собственностью"

"Не запрещено провозглашать какие-то ценности, прямо наоборот: общество не желает иметь общее знамя, зато разрешает каждому своему члену, каждой группе размахивать какими угодно знаменами... Даже гуманистические идеалы становятся частным делом, не запрещено даже быть людоедом, хотя кушать людей все-таки запрещено"

"Идеологическое государство есть явление Нового времени, неизбежное следствие концепции Прогресса"

"Частное Время, упраздняя общеобязательную идеологию и соответствующий идеологический надзор, допускает зато абсолютную свободу идеологии приватной или ее отсутствия. Можно чай пить, можно строить проекты разрушения вселенной, можно пить пиво, - главное, не переходить к реальному разрушению чего бы то ни было"

"Частное Время благоприятнее для филателистов, чем для историков, для коллекционеров самоваров, чем для политиков... Научный дух лишился энтузиазма и широты, который отмечал его до середины ХХ века@

"Никто не мешает вместо коллекционирования марок (или наряду с ним) заниматься и наукой, и политикой, только с условием, что свои идеи человек будет реализовываться не через "точку опоры" в виде какого-нибудь просвещенного деспота, а через сеть - сеть связей, контактов, контрактов с подобными себе, с каждым отдельно договариваясь, с каждым каждый день выстраивая отношения заново"

"Частное Время не из ниоткуда взялось. Оно - ответ на многовековое отсутствие самой главной свободы - свободы движения"

"Из всех конкретных свобод, приходящих на ум, когда мы слышим слово "свобода", свобода движения - не только самая исторически самая древняя, но и самая элементарная"

"Лишь атеистическое сознание отождествляет стабильность с творчеством человека, религиозное знает, что творчество имеет свой исток вне человека. Существование Творца есть гарантия свободы творцов"

"Коммунисты не верили в коммунизм, когда строили свою систему на государственном принуждении и насилии. Христиане не верят в Бога, когда возлагают всё упование на Кесаря. Но та же опасность подстерегает и секулярного интеллектуала, который боится шагнуть в свободу окончательно, хочет всё-таки и сохранить "публичность" внешнюю, общеобязательную"

"Частное Время не убивает публичность, но изменяет механизмы поддержания публичности, перенося этот труд с безликого на личность, с объективированных социальных сил на человека и, более того, на то в человеке, что не поддаётся объективации"

"Частное Время подвергается ожесточенной критике за "всеядность", за плюрализм. Поскольку это Время - Частное, постольку его защитники слышны куда слабее его противников, ибо защитники - одиночки, а противники сплочены в религиозные и политические группы. Ни одну другую эпоху человечества его современники не поносили так, как Частное Время"

"Отказ от нормы оборачивается не ненормальностью, а напряженнейшей аскезой в поведении, аскезой такой вежливости, которая и не снилась предшествующим эпохам. Вежливость есть знание, "вежливый" есть "вежественный", ведающий, знающий. Невежливость есть невежество"

"Коллективистское общество в конце концов и сменяется тем, в котором мы живем: индивидуалистическим. Подспудное недовольство коллективизмом, неудовлетворенность им были всегда, только сил восстать против этого не было, и вот в конце концов христианское откровение о человеке и мире дает такие силы даже тем, кто в Христа не верит"

"Этика Частного Времени так же ориентируется не на книжки об этикете, не на устные правила и традиции, а на реального человека"

"Частное Время приватизировало норму. Тем не менее, жить в этом мире не только возможно, но даже и полезнее для здоровья, чем в любом другом. Это оказалось возможным благодаря тому, о чем давно уже говорили христианские богослова: нравственность есть не абстракция, она создается не обществом, она прежде всего рождается в человеческом сердце, но сердца эти в этическом отношении, по крайней мере, не столь уж разнообразны..."

"Именно индивидуалистическое общество открывает глубинное единство этики. В средневековом обществе представления о нравственности были разнообразнее (и опаснее для окружающих), чем в современном. Единство христианской этики существовало в идеале, на практике торжествовала раздробленность сословных, племенных, родовых представлений об этике"

"Чтобы предотвратить убийства, убивали намного больше, чем это сделали бы обычные убийцы. Принудительно предотвращая разврат, предоставляли разврату огромные подвалы общества и личного сознания"

"В этом мире знание есть напряженное состояние диалога с ближним, каждая встреча превращается в эксперимент, помогающий не столько познать ближнего, сколько нащупать способ общения с ним. Теперь вежливый человек не тот, кто соблюдает нормы вежливости вообще, а тот, кто осторожен с конкретным человеком, ему предстоящим. Эта вежливость не отменяет предыдущей, как химия не отменяет алхимии, она переводит вежливость в новое качество"

"Вежливость в атомарном обществе более требует душевных и духовных сил, более требует не автоматического, а ежесекундного внимания, есть более аскеза, чем привычка. Нужно прощать намного больше, потому что война, даже в защиту добра, теперь исключена."

Взятые частные примеры Частного Времени обнаруживают, что оно есть время максимальной свободы, когда человек освободился от обязанности "идти в ногу" со временем, освободив и время от своего доминирования"

"Освобождение прошлого от будущего и освобождение будущего от прошлого ведет к неимоверному повышению нагрузки на человека. Человек не может заслоняться предками или потомками, коллективом, государством, идеей или религией. Отныне он отвечает за все сам и отвечает, что самое тяжелое, прежде всего перед собой"

"История перестает быть повествованием о прошедших событиях, обращенным к тем, кто в этих событиях не участвовал..."

"Еще долго хватательный рефлекс будет затмевать сущность происшедшего освобождения, свободу времени еще придется отстаивать, и жизнь и будет отстаиванием такой свободы, но главное совершилось, совершилось без плана, без пророчества, без боя. Те, кто погиб, гибли не за эту свободу, не за это освобождение. Кто мечтал, мечтал не о такой свободе. Но есть эта свобода, она подлинная, и остается человеку стать достойным своей эпохи"

Продолжние здесь:
http://www.krotov.info/yakov/past/21/chastnoe_vremya.htm


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".