МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

История народов закончилась?

02/01/2008 | Mercury
В ЖЖ одного из своих друзей

http://i-i-samovar.livejournal.com

обнаружил интересное письмо. Думаю, что проблема, обсуждаемая в этом письме достойна того, чтобы быть представленной вниманию майдановцев.

Помещаю специально на философском форуме, т.к., думаю, что обсуждаемая проблема скорее носит философско-исторический характер, что, однако, не исключает ее актуальности, особенно в контексте обсуждения, что есть украинская политическая нация, национальная идея и т.д. Жаль, конечно, что ФРД мало посещают те, кто стремится стать выразителями идей национального самосознания, Вот как раз философского поворота в обсуждении этой проблематики им(да и всем нам), как мне кажется, ощутимо не хватает.

Письмо появилось как отклик на статью М. Дорфмана «Вокруг да около» мифов о гетто» : http://lamerkhav.livejournal.com/

Автор письма пишет:

Статью прочитала. Действительно интересно, но что-то мучительно задевает в интонации. Например, такая фраза: "сама Катастрофа стала не символом надежды на справедливость, а очередным доказательством что «весь мир против нас», и еще -
оправданием цинизма и жестокости". Как это, хотела бы я знать, могла Катастрофа стать символом надежды на справедливость? (Если не принять позицию религиозных евреев, но и для них это не символ надежды на справедливость, а очередное испытание). Или аналогичные. Но вообще когда пишешь о таких вещах, очень трудно найти тон, который бы не задевал. У меня есть предположение о том, почему - потому что связное повествование о чем бы то ни было связано с попыткой увидеть какой-то смысл, а значит, какое-то оправдание. Но есть вещи, по поводу которых кажется кощунственным даже предположение, что какой-то смысл может в них быть.

Я сейчас читаю Ветхий Завет, уже, кажется, писала Вам об этом. Священная история полна леденящими душу эпизодами, чудовищными с нашей точки зрения, многие из которых можно было бы сравнить с Холокостом. Бог за грехи Израиля неоднократно отдавал евреев в руки филистимлян, амалкитян и др., и евррев истребляли в огромном количестве. Несколько раз они оказывались на грани полного исчезновения. Евреи, в свою очередь, истребляли другие народы. Например, перечни истребленных народов при завоевании евреями земли обетованной. С указаниями, сколько десятков тысяч были перебиты, не исключая женщин и детей, и со сладострастными подробностями. При взятии города уничтожалось "все дышащее, что находилось в нем". Однажды Бог лично кидал с неба камни на спасающихся бегством людей, и больше погибло от божьего града камней, чем от рук евреев. Абзацы заняты перечнем истребленных народов. В отличие от египтян, они не угнетали евреев, и не удерживали их, и Бог не затруднялся тем, чтобы "ожесточить их сердце", как египетского фараона. Они просто по случаю жили на земле, которую Бог решил отдать евреем, и некоторые (не все) имели наглость защищать ее. Сами евреи (Навин) убивали десятки тысяч своих соплеменников (вместе с их семьями, включая детей) за вероотступничество, это было делом чести, доблести и геройства. Все это может быть описано как имеющее смысл только так, как описано в Ветхом Завете - в контексте истории избранного народа. Иначе никакого смысла увидеть нельзя.

Кажется мне, что история народов, любых, кончилась, давно причем. Сейчас если можно говорить об истории, то или о мировой истории, или об истории отдельных людей. Глобализация, блин. Поэтому все попытки как-то связать Холокост с историей еврейского народа и сделать из этого то, что называется в этом тексте мифом, очень трудно. Миф всегда связан с родовой жизнью, а она кончилась. Остались только отдельные люди. Показательны эпизоды, упомянутые в этом тексте, с религиозными евреями, которые "шли как овцы на бойню". В Агаде куча историй о том, как еврейские праведники шли на смерть с радостными песнями, вознося Богу хвалу - совсем не как овцы, а в полном сознании. Потому что руками, например, римских палачей творилась божья воля и их (праведников) смерть частично искупала грехи их соплеменников и приближала приход Мессии. По виду аналогичные поступки верующих евреев во время Холокоста были, кажется, чем-то другим, актом их личной веры. Потому что никакого рода больше нет, и едва ли будет.
Извините за мысли, как писал Сергей Довлатов.

Відповіді

  • 2008.02.01 | Роксана

    Re: История народов закончилась?

    Mercury-пише

    -Извините за мысли, как писал Сергей Довлатов.-

    Думаю що нема за що вибачатись. Ви написали те, що прочитали і що зрозуміли. Я не раз думаю над Старим Завітом і приходжу до висновку, що це є просто історія Ізраіля. Часом питаюся священиків про це. Більшість із них згідні зі мною. А щодо "вибраного народу" то вони пояснюють мені, що Бог їх вибрав не лиш для того, щоб бути їхнім Богом, а щоб через них люди пізнали Бога і прийдешнього Месію, яким і був Ісус Христос. І так і сталося. Хоч євреї не приняли Христа як Месію, все ж через них ми зрозуміли хто такий Христос. Між іншим, вже досить багато євреїв стають христіянами. Багато є цікавого і поучаючого і в Старому Завіті. Читайте книгу Йова, книгу Псалмів,книгу приповістей Соломонових. Багато мудрості написано тут.
    Просто треба розуміти написане.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2008.02.01 | Тестер

      А ще щось , крім біблії , Роксана читає???

      Тобто співставлення якесь можливе. Чи просто часу не вистачає...
      Світ не без мудрих людей. І мислей...
      Я розумію, що це питання в пустоту...У кожного своє життя і своя правда.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2008.02.01 | Роксана

        Re: А ще щось , крім біблії , Роксана читає???

        Безумовно що читаю. Тількищо скінчила читати "The Passion of the Western Mind" by Richard Tarnas.

        А яку ви книжку прочитали останньо?
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2008.02.01 | Тестер

          Перечитав "Крейцерову сонату"



Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".