МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

(Р, Д) "Від Cобору до України: погляд з Москви і з Києва" (/)

06/26/2008 | Георгій
От Собора до Украины [ Факти і коментарі ]

25 Червня, 2008 12:30


Архиерейский Собор начался с собрания 197 епископов Московского Патриархата изо всех епархий. Впервые в Соборе принимают участие архиереи Русской Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Иларионом. Последнего буквально накануне, наконец, утвердил Синод РПЦ в должности главы РПЦЗ.

Собор начался вполне традиционно с литургии, зачитывания приветствий от президента и батьки Лукашенко, выступления Патриарха Московского.

Сначала Алексий II охарактеризовал два десятилетия, прошедшие после Собора 1988 года, как «период обретения свободы, сопряженной с огромной ответственностью за просвещение миллионов людей». Затем Патриарх рассказал об участии Русской Православной Церкви в диалоге с Дохалкидонскими Церквами, о юбилее - 1020-летия Крещения Руси, о том, что «информационная деятельность Церкви становится одной из важных форм свидетельства миру об Истине». О том, что «сегодня архипастыри и пастыри могут и должны благовествовать не только с церковных амвонов, но и с помощью всех современных средств коммуникации».

А еще глава Русской Православной Церкви говорил о единстве, подчеркнув, «что ключевая для настоящего Собора тема единства Церкви весьма актуальна и в общеправославном измерении». Патриарх заметил, что «Русская Православная Церковь делает для этого все возможное, заботясь о поддержании братских отношений со всеми Поместными Православными Церквами и проявляя готовность терпеливо, в духе христианской любви разрешать возникающие проблемы».

Пока руководитель Московского Патриархата призывал с трибуны к единству и терпению, у стен Храма Христа Спасителя, где проходит Собор, в битве за чистоту православия сошлись сторонники опального епископа Анадырского и Чукотского Диомида, обвинившего высший епископат в потере этой самой чистоты и православный отряд «Наши» вкупе с Союзом православных граждан и Союзом православных хоругвеносцев. Пока - по признанию обеих сторон - побеждают диомидовцы.

И все же, даже битвы перед главным храмом страны – не основная проблема. За чередой второстепенных, мелких вопросов, обсуждению которых якобы посвящает целую неделю епископат, за громким скандалом у стен Собора, вдруг оказался забытым самая насущная проблема, решение которой, собственно и вынудило архиереев встретиться в Москве. А именно: обсуждение проблем церковного раскола и положения Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

«Безусловно, мы выразим нашу поддержку канонической Украинской Православной Церквии постоянно подвергающейся нападкам. Совершенно недопустимо, чтобы различные общественные и политические силы поддерживали, а порой и провоцировали церковные разделения на Украине», - предваряя деятельность Собора заявил управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент.

Что решит, какие действия предпримет, чем готов поступиться Собор пока непонятно. Но уже сегодня ясно, что даже среди представителей «канонической» Церкви далеко не все довольны тем, как Москва решает их судьбу.

Так, председатель Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви (УПЦ Московского Патриархата) архимандрит Кирилл (Говорун) отметил Стране.Ru пользу Собора в том, что «тема единения, которая является центральной на открывшемся сегодня Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, является очень актуальной как для России, так и за ее пределами. Раскол – это существенная проблема, которая мешает развитию Православной Церкви на Украине. Именно поэтому в целом поднимается вопрос о сохранении единства Православной Церкви на территории всего постсоветского пространства. И, я думаю, что по завершению работы Собора будут приняты соответствующие документы и обращения».

Между тем, говоря о ситуации в Украине, представитель УПЦ МП отметил: «Что касается информации, которая прозвучала на открытии Собора о том, что якобы украинские бизнесмены участвуют в насильственной передаче приходов Украинской Православной Церкви Московского Патриархата церквам, подчиняющимся Киевскому Патриархату, то это не совсем верно. Украинские бизнесмены не имеют к этому никакого отношения, а речь скорее идет о некоей политической тенденции на Украине, когда некоторые силы пытаются политическими методами решать церковные вопросы. Но попыток насильственной передачи имущества от одной Церкви другой пока нет. Другое дело, если община сама приняла решение о переходе из одного патриархата в другой. Есть также случаи, когда спорные церковные объекты передаются по решению суда. Однако, я еще раз подчеркну, что о насилии по отношению к Церкви речь не идет, и надеюсь, что тенденции к этому тоже нет».

Со своей стороны ситуация прокомментировал и глава Информационно-издательского управления Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата епископ Евстратий:

«К сожалению, никакого позитивного решения церковной проблемы в Украине от открывшегося Собора нам ожидать не приходится.

Вопрос автокефалии Украинской Церкви впервые был поднят еще 90 лет назад. И за это время руководство Русской Православной Церкви так и не смогло, к сожалению, найти адекватного ответа на этот вопрос. И вряд ли нынешнее руководство РПЦ, которое, по нашему мнению, непосредственно выступает за разделение Украинской Церкви ради сохранения своей власти над Украиной, готово к каким-то конструктивным шагам в разрешении этого конфликта.

Поэтому в лучшем случае те решения, которые будут приняты на Соборе, не усложнят ситуацию в Украине. В худшем - они могут сделать ситуацию в Украине еще более напряженной. Вся проблема в том, что нынешнее руководство Московского Патриархата смотрит на украинскую независимость как на временное недоразумение, смешивая единство духовное с единством административным, и подменяя эти два понятия, выдавая единство административное за духовное. Нынешнее руководство РПЦ не готово отказаться от власти, и поэтому решение мы видим через создание единой Поместной Украинской Православной Церкви усилиями украинских Церквей и при содействии Матери-Церкви Константинопольского Патриархата, от которой мы получили крещение».

Остается лишь вспомнить, как пару месяцев назад патриарх Иерусалимский Феофил предупреждал Московский Патриархат о том, что для него «реальная проблема – это Украина».

«Давайте будем честны и искренни - там политика и церковные дела взаимосвязаны, переплетены. А последствия - гораздо более далеко идущие» - сказал тогда глава Иерусалимского Патриархата. Что ж, в самое ближайшее время мы узнаем - прислушались ли к голосу из Иерусалима в Москве.

Глеб БОРИСОВ,

Анастасия ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ,

«Страна.Ru», (Москва)

http://www.uaorthodox.info/ua/catalog/Publikatsiyi/Fakti_i_komentari/Ot_Sobora_do_Ukraini.html

Відповіді

  • 2008.06.27 | Георгій

    Ще на цю тему (л., укр.)

    З БП:

    http://www2.maidan.org.ua/n/about/1214590801
  • 2008.06.27 | Хвізик

    Щось ці борці за канонічність самі поводяться неканонічно (\)

    http://www.svobodanews.ru/Transcript/2008/06/27/20080627190351607.html


    Архиерейский Собор Русской православной церкви в Москве лишил сана епископа Чукотского и Анадырского Диомида

    27.06.08

    Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



    Александр Гостев : Архиерейский Собор Русской православной церкви в Москве лишил сана епископа Чукотского и Анадырского Диомида "за раскольничество и непослушание священноначалию" (такова формулировка).

    Решение Собора не вступит в силу, если Диомид покается. Сторонники опального епископа, накануне подравшиеся с представителями движения «Наши», называют решение Собора «бесчестным и бесчеловечным», а также унижающим Чукотку. Над этой темой сегодня работала корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



    Любовь Чижова : Епископ Чукотский и Анадырский Диомид известен как один из самых яростных критиков Русской православной церкви. Он и его сторонники призывают РПЦ к изоляции и отказу от диалога с властями, протестуют против введения ИНН и паспортов нового образца, а также хотят запретить мобильную связь. Интересно, что большая часть воззваний Диомида распространяется через интернет. Сторонники епископа представляют самую, наверное, консервативную часть православных. Именно они громили выставки в Сахаровском центре, приходили бить участников гей-парада в Москве, а накануне подрались с представителями прокремлевского движения «Наши». Его активисты провели акцию в поддержку священноначалия и Патриарха Алексия II . Диомида приглашали на Собор, но он не приехал, сославшись на болезнь. Тогда решение о лишении сана условно приняли без него. Позицию Архирейского Собора Русской православной церкви, безусловно, разделяет профессор Московской духовной академии, отец Андрей Кураев.



    Андрей Кураев : Дело в том, что уже в течение почти 20 лет предпринимаются довольно систематические усилия по расколу церкви, причем, достаточно тонкие усилия. То есть для того, чтобы спровоцировать массовый раскол в России для этого надо его вести под лозунгами крайне правыми - в попытке реформы. Наблюденчество здесь, скорее, не получает поддержки. Зато, напротив, например, раскол XVII века показывает, что им надо клясться в верности старине, и тогда есть надежда на то, что какая-то народная толща тебя расслышит. Но для того, чтобы так настроенных людей все же настроить на раскол, для этого нужно еще пустить в массы идею о том, что сейчас последние времена и время Антихриста пришло. Вот, я думаю, что последней каплей, которая переполнила меру терпения патриархии, была история с пензенскими закопанцами. Стало понятно, что это не просто уже какие-то внутрицерковные дискуссии, это не просто какие-то странности мировосприятия у тех или иных церковных людей, а эти странности могут ломать реальные человеческие жизни и судьбы. Два трупа, в конце концов.



    Любовь Чижова : Поведение епископа Диомида и его сторонников, как в эту концепцию вписывается?



    Андрей Кураев : Они же, собственно говоря, и были в авангарде тех, кто пугал людей, по сути, выгонял их из городов и загонял в пещеры. Потому что именно они создавали такого рода атмосферу тотального недоверия внутри самой церкви.



    Любовь Чижова : Вы поддерживаете решение Русской православной церкви?



    Андрей Кураев : Конечно. Я был бы рад, если такого рода решения были приняты еще раньше лет на 10. Но тогда и не было еще таких епископов, которые с этих позиций выступали бы.



    Любовь Чижова : Епископа Диомида лишили сана с одной оговоркой, "если он не раскается". Как вы думаете, он раскается?



    Андрей Кураев : Я надеюсь, что - да. Потому что все-таки он хороший человек, любящий церковь, православный. Я думаю, что когда он поймет, что тут выбор между игрой в политиканство и пребывание в его собственной церкви, православной церкви, я надеюсь, что он сможет сделать правильный выбор.



    Любовь Чижова : А то, что это решение было принято в отсутствие епископа Диомида, вас не смущает?



    Андрей Кураев : Он сам не пожелал приехать. Потом опять же - это решение как-то до конца не принято.



    Любовь Чижова : Говорил отец Андрей Кураев. Историк религии, доцент центра сравнительного изучения религии РГГУ Борис Фаликов думает, что лишение сана епископа Диомида, пока условное, не приведет к расколу Русской православной церкви.



    Борис Фаликов : Во всем это деле есть еще один любопытный поворот. Дело в том, что среди всех этих заявлений епископа Диомида, довольно странных и диковинных для светского сознания, например, он призывал отказаться от мобильников, то есть как бы совершенно не принимал современность ни в каких проявлениях, там содержалась и одна довольно здравая идея о необходимости того, чтобы все-таки был создан Поместный собор. Потому что в церкви преобладает, если так можно выразиться, управленческая вертикаль - все решается Архиерейским Собором. Простые клирики и миряне во всем этом участия не принимают, то есть тут он как бы говорил о необходимости такой внутрицерковной демократии. Но мне кажется, что к каким-то серьезным расколам внутри церкви все это не приведет.



    Любовь Чижова : Это было мнение религиоведа Бориса Фаликова. Вот что говорит о лишении сана епископа Диомида мой коллега, ведущий программы «С христианской точки зрения» Яков Кротов.



    Яков Кротов : Лишение сана Архиерейским Собором событие печальное, прежде всего, подтверждающее то, что антиправовое сознание глубоко проникло даже в церковь. Судить епископа без его присутствия запрещено церковными канонами всеми. Архиерейский Собор грубо нарушил каноническое право, которое не отдельное для Русской церкви Московского патриархата, а общее для всей Вселенской православной церкви. Это если по закону.

    А если по сути, ну тоже. За что лишать сана? У человека свои взгляды, довольно, крайние. Он просто сказал то, что думает. Я уверен, что большинство членов Архиерейского Собора антисемиты, большинство из них монархисты, большинство ненавидит современный мир. Только они молчат и делают карьеру. В этом смысле лишение сана епископа Диомида это вовсе не позитивный знак, не победа каких-то прогрессивных сил над мракобесом, а просто очередной шаг по пути превращения, к сожалению, части русского православия, возглавляемой этими архиереями, в такое православие, конечно, и христианство немножко брежневского типа - то есть думай, что хочешь, только не вылезай. Кончается это трагично не всегда для структуры, но всегда для отдельных носителей такой психологии.

    Это событие на состояние Русской православной церкви Московского патриархата (я напоминаю, что это далеко не вся Русская православная церковь, а только самая богатая ее часть) не отразится никак. Потому что, собственно, там жизни-то нет. Те, кто поддерживает Диомида, они формально не члены Русской православной церкви. Фиксированного членства нет. В любой момент те ростки оппозиции - хоть правой, хоть левой - могут быть снесены, и будут снесены. Тогда, может быть, сейчас какие-то остатки перестроечной свободы, когда были и правые, и левые, а впереди 1933, 1937. Потому что не за то боролись. Надо было бороться за свободу, а не за величие России.



    Любовь Чижова : Сторонники епископа Диомида, не согласные с решение Архиерейского Собора, выразили свой протест. Они организовали так называемые «молитвенные стояния» у Храма Христа Спасителя. В них участвуют, в основном, пожилые женщины. Они стоят с хоругвями и иконами, поют «Царю небесный» и осеняют прохожих крестными знамениями. До этого сторонники Диомида ворвались на пресс-конференцию по итогам работы Собора и кричали, что владыка Диомид - истинный пастырь.
  • 2008.07.01 | 2

    А что известно об этом? (л) (/)

    "Информация о страстях, кипевших на соборе, весьма скудна. Известно, например, что самостоятельно повела себя украинская делегация. Когда патриарх несколько раз покритиковал украинские власти за «поддержку расколов» и дал понять, что изменения в устав Украинской церкви можно регистрировать лишь после его, патриаршего, утверждения, украинские епископы пожаловались в госкомитет Украины по делам религий, и тот издал официальное заявление, указывающее на юридическую неграмотность такой критики. В знак протеста против украинофобских заявлений большая часть украинской делегации покинула собор еще в пятницу."
    http://www.novayagazeta.ru/data/2008/46/16.html
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2008.07.01 | Георгій

      Мабуть, правильно зробили...

      А ось цe чудово, н.м.д., пeрeдає загальну атмосфeру оскажeнілого "фофуд"їзму":

      "Страсти же вокруг собора кипели вполне открыто. Виной тому — неловкая попытка «Наших» влезть в церковные дела, плохо в них разбираясь, но с комсомольским задором. С раннего утра 24 июня ХХС пикетировали сторонники епископа Диомида. Они пели молитвы, обходили храм крестным ходом и скандировали: «Поместный собор!» Ближе к обеду у памятника Энгельсу на Пречистенке собрались человек 50 «Наших». Часть «Наших» получила приказ пойти на сближение с диомидовцами — в результате те порвали один из «нашистских» транспарантов. Прибывший на место событий лидер «Православного корпуса» «Наших» Борис Якеменко интерпретировал происшедшее как драку, а глава «Союза православных граждан», объединяющего всего несколько человек (!!!), Кирилл Фролов начал снабжать прессу все более жуткими подробностями. Сначала «выяснилось», что в «драке» участвовали до 400 человек, потом — что в дело был «вынужден вмешаться» ОМОН, потом — что диомидовцы избили девушку-«нашистку», потом — что и самого Фролова жестоко избила женщина — редактор газеты «Московский вестник»."


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".