МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Думки англійського мислителя Честертона

10/09/2008 | Роксана
Уривок з книги "Кінець Світу". Для тих хто цікавиться глибиною думок про Бога, як Творця Всесвіту, варто прочитати цілу книжку.
------------

-"Я не устану повторять, что многие цивилизации встретились с цивилизацией Средиземноморья, что она уже стала универсальной. Но эта универсальность никому не была нужна. Люди собрали все, что могли, — и этого оказалось мало. И мифологию, и философию язычества в самом прямом смысле слова осушили до дна.

Правда, расцветала магия, а с ней — третья возможность, которую мы назвали поклонением бесам. Но что могла она принести, кроме разрушения? Оставалась четвертая или, точнее, первая — та возможность, которую забыли.

Я говорю о подавляющем, неописуемом ощущении, что у мира есть происхождение и цель, а потому — Творец. Что стало в то время с этой великой истиной в глубине человеческого сознания, очень трудно определить. Несомненно, некоторые стоики видели ее все ясней, по мере того как рассеивались облака мифологии: и, надо сказать, они сделали немало, чтобы заложить основы нравственного единства мира. Евреи все еще ревниво хранили тайну свою за высокой стеной мессианства, но для тех времен в высшей степени характерно, что некоторые модные люди, особенно модные дамы, увлеклись иудаизмом.

А очень многие именно тогда пришли к небывалому отрицанию. Атеизм стал действительно возможен в то ненормальное время; ведь атеизм — ненормален. Он не только противоречит догме. Он противоречит подсознательному чувству — ощущению, что мир что-то да значит и куда-то идет. Лукреций, первый поборник эволюции, заменил эволюцией Бога, открыл глазам людей беспорядочный танец атомов, доказывающий, по его мнению, что Вселенная есть хаос.

Но ни его могучая поэзия, ни его печальная философия не заставили бы людей поверить, что он прав, если бы не то бессилие и отчаяние, с которым люди тщетно угрожали звездам, видя, как лучшие творения человечества медленно и бесповоротно сползают в болото. Нетрудно поверить, что само бытие — падение, когда видишь, как под собственной тяжестью рушатся лучшие творения человека. Люди поняли, что Бога нет; если бы Он был, в этот самый момент Он поддержал бы и спас мир.

А великая цивилизация жила, продолжались ее скучные жестокости и скучные оргии. Наступил конец света, и хуже всего было то, что свет никак не кончался. Между всеми мифами и религиями Империи был достигнут пристойный компромисс: люди могли поклоняться кому угодно, если, конечно, они соглашались покадить заодно и обожествленному, но терпимому Императору. В этом ничего трудного не было; вообще мир надолго потерял способность считать что-либо трудным.

Где-то что-то натворили члены какой-то восточной секты. Это повторилось, потом повторилось опять и стало почему-то вызывать раздражение. Дело было даже не в том, что эти провинциалы говорили, хотя говорили они вещи по меньшей мере странные. Кажется, они утверждали, что умер Бог и что они сами это видели. Это вполне могло оказаться одной из маний, порожденных отчаянием века, хотя они, по всей видимости, не находились в отчаянии. Они почему-то радовались и объясняли свою радость тем, что Бог разрешил им есть Его тело и пить Его кровь.

По другим сведениям, этот Бог, в сущности, не совсем умер; их извращенное воображение измыслило какие-то чудовищные похороны, когда солнце померкло, — и зря, потому что мертвый Бог поднялся из могилы, как солнце на небе. На этот странный рассказ не обращали особого внимания; люди навидались достаточно странных религий, чтобы заполнить ими сумасшедший дом. Однако что-то было в тоне новых сумасшедших.

Это был всякий сброд — варвары, рабы, бедняки — в общем, люди, не стоящие внимания. Но вели они себя как воины. Они держались вместе и совершенно точно знали, что и кто именно входит в их культ; и хотя они говорили безупречно кротко, в их голосе звенело железо. Люди, повидавшие на своем веку немало систем и религий, не могли разгадать их тайну. Оставалось предположить, что они действительно верят в то, что говорят.

Все попытки вразумить их и объяснить, что незачем огород городить из-за статуй Императора, не вели ни к чему, они словно оглохли. Словно упал метеор из невиданного металла, отличающегося на ощупь от всего, что знала Земля. Тому, кто к ним приближался, казалось, что он ударялся о камень.

Со странной быстротой сновидений менялись на глазах соотношения вещей. Раньше, чем люди поняли, что случилось, эти безумцы кишели повсюду, от них нельзя было просто отмахнуться. О них перестали говорить, старались избегать их. Но вот мы видим новую сцену: мир содрал с них одежды и они, как прокаженные, стоят одни посреди большого пространства.

И снова меняется сцена, и со всех сторон нависли тучи свидетелей, ибо странные вещи творятся с ними. Для безумцев, принесших благую весть, выдуманы новые пытки. Пресыщенное общество словно исследует, почему же мир так взбесился из-за людей на арене; амфитеатр буйствует вокруг них, но они стоят неестественно прямо и спокойно. И тогда, в этот темный час, падает на них впервые ослепительный свет, белый огонь, который они пронесли сквозь сумерки истории.

Этим светом, как ударом молнии, язычники отделили их от себя и увенчали навеки. Враги восславили их и сделали еще необъяснимей. Ореол ненависти окружил Церковь Христову.

http://www.chesterton.ru/everlasting-man/part-1chapter-8.asp

Відповіді

  • 2008.10.09 | Георгій

    Мeні дужe сподобалося ось цe

    Роксана пише:
    >великая цивилизация жила, продолжались ее скучные жестокости и скучные оргии. Наступил конец света, и хуже всего было то, что свет никак не кончался. Между всеми мифами и религиями Империи был достигнут пристойный компромисс: люди могли поклоняться кому угодно, если, конечно, они соглашались покадить заодно и обожествленному, но терпимому Императору. В этом ничего трудного не было; вообще мир надолго потерял способность считать что-либо трудным.
    (ГП) Як цe схожe на тe, що робиться сьогодні. Тільки слово "імпeратор" трeба замінити на якeсь іншe: "людський розум," "свобода," "дeмократія," "Правда," "науковий мeтод," "осягнeння єдності," і т.д. і т.п. (кожний вільний вибрати будь-що з цього списку чи продовжити його). А "нудні жорстокості і нудні оргії" продовжуються, продовжуються, продовжуються...
  • 2008.10.09 | Роксана

    Re: Думки англійського мислителя Честертона

    незнаю чому не відкривається сайт. Спочатку не перевірила. Може просто треба відкрити -Гилберт Кийт Честертонє Зараз спробую.

    В російській мові подано-

    Гилберт Кийт Честертон / Gilbert Keith Chesterton
    --------------------------------------------------------------------------------

    Оглавление Вечный Человек Часть I, глава 8: Конец света
    Часть I, глава 8: Конец света
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2008.10.09 | Роксана

      Re: Думки англійського мислителя Честертона

      Так, таким способом можна зайти на сайти про Честертона. Цікаво що колись його вивчали у школах, сьогодні багато про нього забули. Напевно тому, що всі його думки випливали з католицького підходу думання. Але ось декілька цінних його думок-
      ----------------------------2


      Добродетель ВСЕГДА требует Воли



      Святой [по определению] никогда не может быть доволен собой



      Человек — не воздушный шар, возносящийся к небу, и не крот, роющий землю, а скорее дерево, чьи корни питаются из земли, а вершина стремится к звездам.



      Интересно, почему наши ученые так удивляются, что Бог создал все из ничего? Им почему-то понятней считать, что все родилось из ничего собственными силами.



      Прежде чем стать святым, каждый бывает просто человеком



      Святой исцеляет, ибо он — противоядие. Обычно он возвращает миру здоровье, преувеличивая то, о чем мир забыл, в каждом веке — разное. Каждое поколение ищет своего святого и, ведомое чутьем, находит не того, кого хотело бы, а того, кто нужен.



      Парадокс истории в том, что каждое поколение людей спасает святой, ничуть на них не похожий.



      Соль предохраняет мясо от порчи не потому, что на него похожа, а потому, что она — совсем иная



      В чересчур благодушный мир XIX века христианство вернулось в образе бродяги (святого Франциска Ассизского); в мир ХХ века, сходивший с ума, оно вернулось в образе учителя логики (Фомы Аквинского)



      Фома Аквинский ["Аквинат"] был скромен, как настоящий ученый, ведь он был смиренен, как настоящий святой.



      Научные данные, которые считали в XIX веке несовместимыми с христианской верой, почти все оказались в XX веке ненаучными.



      Может случиться, что король очень захочет быть святым, но святой никогда не захочет быть королем



      Хороший человек не захочет править, но Церковь, в своей снисходительности, разрешает хорошему человеку быть правителем.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".