МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Дзен - 禅 - ध्यान - 禪 - 선 (/)

12/27/2008 | stryjko_bojko
Дзэн

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск
Dharma wheel
Буддизм
Культура
История
Люди
Страны
Школы
Храмы
Терминология
Тексты
Хронология
Проект | Портал

Дзэн[1] (от яп. 禅; санскр. ध्यान дхья́на, кит. 禪 чань, кор. 선 сон или сэн) — течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). В более узком смысле дзэн понимается как направление именно японского буддизма, принесённое в Японию из Китая в XII веке. В дальнейшем традиции японского дзена и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты. Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай (кит. Линьцзи), Сото (кит. Цаодун) и Обаку (кит. Хуанбо).
Содержание


* 1 Этимология
* 2 История
* 3 Краткая суть учения
o 3.1 Главное отличие дзэн от других ветвей буддизма
* 4 Практики дзэн
o 4.1 Сатори
* 5 Методы пробуждения
o 5.1 Медитативная практика
o 5.2 Практика дзадзен
o 5.3 Коаны
o 5.4 Ступени состояния ума Дзен
* 6 Дзен боевых искусств и самурайский Дзен
* 7 Этика дзэн
* 8 Эстетика дзэн
* 9 Влияние Дзэн на современный мир
* 10 См. также
* 11 Примечания
* 12 Ссылки

Этимология
Энсо — символ дзэн-буддизма

Из всех названий этого направления буддизма наиболее широкую известность на Западе получило его японское наименование (собственно «дзэн»). Этимология этого слова восходит своими корнями к санскритско-палийскому термину «дхьяна/джхана» (санскр. ध्यान, dhyāna?, от ध्या, dhyā?, «сосредоточенность, размышление»), означающему «(умственное) сосредоточение»[2].

Произношение этого слова претерпело трансформацию в китайском языке в «чань» (ср. вьетн. тхиен; кор. сон или сэн), затем, распространившись в Японии — в «дзэн».

В настоящее время словом дзэн обозначают (1) собственно учение и практику дзен; (2) традицию, в которой передаются эти учение и практика — дзэн-буддизм, школа дзен. Другое (официальное) название дзенской традиции — Сердце Будды (кит. Фо Синь); также можно перевести как Ум Будды.

История

Принято считать, что свое распространение дзэн получил в Китае в V веке н. э. Принесшим это учение Будды в Китай считается индийский буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо или просто Дамо, в японской — Дарума), часто называемый преемником 27 индийских Патриархов буддизма, ставший в последствии первым Патриархом дзэн (чань). Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающимся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма. На протяжении 6—8 веков дзэн распространялся на территории Кореи, а затем и Японии. Впоследствии на протяжении веков учение передавалось от патриарха к патриарху, приобретая все больше приверженцев. В настоящее время получило распространение на Западе (Западная Европа, Северная Америка).


Для улучшения этой статьи желательно?:

* Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей
* Викифицировать статью



Краткая суть учения

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения личного просветления.

(Точнее говоря, нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать. Поэтому дзенские наставники («мастера») чаще говорят не «достичь просветления», а «увидеть собственную природу». (Просветление — это не состояние. Это способ видения.)

Кроме того, путь к видению собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзен нет определённого пути, нет одного определённого входа. Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

Считается, что дзенский наставник должен сам видеть свою природу, потому что тогда он может правильно видеть состояние «ученика» и давать ему подходящие именно для него указания или толчок. На разных этапах практики «ученику» могут давать разные, «противоположные» советы, например:

* «медитируй, чтобы успокоить ум; больше старайся»;
* «не старайся достичь просветления, а просто отпускай всё происходящее»…

По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:

* (1) неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство),
* (2) отвращение (к «неприятному», представление о чём-то как самостоятельном «зле», вообще жёсткие взгляды),
* (3) привязанность (к приятному — неутолимая жажда, цепляние)…

Поэтому пробуждению способствуют: (1) успокоение ума, (2) освобождение от жёстких взглядов и (3) от привязанностей.

Два основных вида регулярной дзенской практики — это сидячая медитация и простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума. Когда прекращаются само-взбалтывания, «муть оседает», неведение и беспокойство уменьшаются. Прояснившийся ум может легче увидеть свою природу.

На определённом этапе, когда практикующий успокоил ум, хороший наставник — видя «препятствие» в уме практикующего: жёсткие взгляды или привязанность — может помочь от него избавиться. (Таким образом, путь дзенского практикующего — это и раскрытие «своей» мудрости, и не закрытие от «чужой». Скорее, это убирание ложного барьера между «моей» мудростью и «чужой».)

Многие дзенские мастера утверждают, что практика может быть «постепенной» или «внезапной», но само пробуждение всегда внезапно — точнее, непостепенно. Это просто отбрасывание лишнего и видение того, что есть. Поскольку это просто отбрасывание, нельзя сказать, что оно как-то достигается. Или что в этом есть «ученики» и «наставники». Наставники могут передавать Дхарму учений — то есть, идеи и методы дзен. Дхарма Ума, то есть сущность просветления, уже присутствует. Она не нуждается ни в каких достижениях.

Итак, практика и учение дзен нацелены на: (1) успокоение ума, (2) освобождение от жёстких взглядов, (3) отпускание привязанностей. Это облегчает видение собственной природы, которое само находится вне всякой практики и всяких путей.

В целом, то же верно и для остальных буддийских традиций; данная школа — дзен — нацелена на максимальную простоту и гибкость методов и понятий.)

Дзэн-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний совместно с интуицией верными помощниками.

Главные принципы буддизма, на которых основывается дзэн:

* Четыре Благородные Истины:
* Восьмеричный путь
Главное отличие дзэн от других ветвей буддизма

В Дзен главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям, и сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу.

Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори.

Четыре ключевых отличия дзэн:

1. Особое учение без священных текстов.
2. Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
3. Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.
4. Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.

Цитаты:

1.«Не твори письменных поучений»
2.«Передавай традицию вне наставлений»
3.«Прямо указывай на человеческое сердце»
4.«Смотри в свою природу, и станешь Буддой»


По преданию, начало традиции дзэн положил сам основатель буддизма — Будда Шакьямуни (V в. до н. э.), который один раз поднял перед учениками цветок и улыбнулся («Цветочная проповедь Будды»).

Никто, однако, кроме одного человека — Махакашьяпы не понял смысла этого жеста Будды. Махакашьяпа же ответил Будде, тоже подняв цветок и улыбнувшись. В это мгновение он пережил пробуждение: состояние пробуждения было передано ему Буддой непосредственно, без наставлений в устной или письменной форме.

Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить пробуждению (дхарма), но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он еще не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе». Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. Миг пробуждения Махакашьяпы случился, когда Будда вознес над головой цветок. Монах увидел цветок таким, какой тот есть, и получил «печать сердца», если применить терминологию дзен. Будда передал свое глубокое понимание от сердца к сердцу. Он взял печать своего сердца и сделал ею оттиск на сердце Махакашьяпы. Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию.

Так, согласно дзэн, началась традиция прямой («от сердца к сердцу») передачи пробуждения от учителя к ученику. В Индии вот таким образом пробуждение передавалось в течение двадцати восьми поколений наставников от Махакашьяпы до самого Бодхидхармы — 28-го патриарха буддийской школы созерцания (инд. дхьяна) в Индии и первого патриарха буддийской школы Чань в Китае.

Бодхидхарма сказал: «Будда прямо передал дзэн, который не имеет ничего общего с изучаемыми вами священными писаниями и доктринами». Итак согласно дзэн — истинный смысл буддизма постигается только благодаря усиленному самосозерцанию — «смотри в свою природу и станешь Буддой» (а не вследствие изучения доктринальных и философских текстов), и еще «от сердца к сердцу» — благодаря традиции передачи от учителя к ученику.

Для подчеркивания принципа непосредственности этой передачи и для искоренения у учеников привязанности к букве, образу, символу многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения. Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзен, поскольку ему нельзя научить посредством символов. Дзен переходит непосредственно от мастера к ученику, от «ума к уму», от «сердца к сердцу». Сам дзен есть некая «печать ума (сердца)», которую не найти в священных писаниях, поскольку она «не основана на буквах и словах» — Особая передача пробужденного сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки — передача иным способом того, что не может быть выражено речью,— «прямым указанием», неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению.

Практики дзэн
Сатори

Основная статья: Сатори

Сатори — «Просветление», внезапное пробуждение. Поскольку все люди изначально обладают способностью к просветлению, задача практикующего дзэн состоит в её реализации. Сатори наступает всегда внезапно, как вспышка молнии. Просветление не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно.

Японский глагол «сатору» (яп. 悟る) означает «осознавать», и осознать можно лишь с помощью некого «шестого чувства», которое в чань называют «не-ум» (у-синь,). «Не-ум» — это неактивное сознание, не отделяющееся от окружающего мира. Именно такое сознание практикуется в медитации, поэтому медитация так важна в дзен-буддизме.
Методы пробуждения

Считается, что по сравнению с практическим обучением «от сердца к сердцу» — даже наставления самого Будды играют в дзэн-буддизме второстепенную роль. Для современных учеников — помимо передачи от сердца к сердцу также необходимы слушание, чтение, размышления. Прямые методы указания в дзэн эффективнее чтения книг, но не подразумевают совершенного отказа и от чтения.

Для обучения мастер может использовать любые методы, но наиболее широко распространены практики дзадзэн (сидячая медитация) и коан (притча-загадка, не имеющая логически обоснованного ответа).

В дзэн преобладает мгновенное, внезапное пробуждение, которое иногда возможно вызвать специфическими приемами. Самый знаменитый из них — коан. Это некий парадокс, абсурдный для обыденного рассудка, который, став объектом созерцания, как бы стимулирует пробуждение.

К коанам — близки диалоги (мондо) и самовопрошание (хуатоу):

Некоторые наставники стимулировали пробуждение внезапным криком на ученика или даже ударом палкой по голове. Но основной практикой оставалась сидячая медитация — дзадзэн.

Наряду с традиционной сидячей медитацией во многих направлениях дзэн практиковали медитацию и при ходьбе, и при работе. А все дзэнские монахи обязательно занимались физическим трудом, что было необходимо при интенсивной психической нагрузке в процессе медитации. Хорошо известна и связь чань с традицией боевых искусств (начиная еще с первого чаньского монастыря — Шао-Линя).

Таким образом, дзэн стал системой тренировки сознания (с помощью медитаций), духа (с помощью повседневной практики) и тела (благодаря занятиям кунг-фу и цигун).

Методика обучения дзен — сильное эмоциональное воздействие на ученика, а также переживание всевозможных парадоксов. С европейской точки зрения такой подход порой является просто жестоким. Он может быть понят лишь в рамках буддисткой доктрины безразличного отношения к жизни и смерти как таковым. Методы воспитания учеников в дзэн-буддизме широко заимствованы практически во всех видах боевых искусств Востока и оказали глубокое влияние на развитие самурайской этики Японии (см. Риндзай).
Медитативная практика

Медитация, созерцательность занимает важнейшее место в дзэн-буддизме. Несмотря на различия в подходе к достижению сатори в разных школах дзэн, все они отводят медитации важнейшую роль.

Дзен не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться. По сути каждодневные дела, то что вам нравится делать — могут стать медитацией — но с одним условием: целиком присутствовать в том, что ты делаешь. И ни при каких условиях не отвлекаться от этого — будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда.

Любое увлечение может стать способом постижения своей истинной природы. Это превращает саму жизнь в каждом ее проявлении в произведение искусства. «В каждом человеке изначально живет художник — „художник жизни“ — и этот художник не нуждается ни в каких дополнительных вещах: его руки и ноги являются кистями, а вся вселенная — холстом, на котором он пишет свою жизнь.» Каждый человек — художник своей жизни и у каждого она своя. Ключ — в душе человека.

Мастер письма тушью, достигнув наивысшего медитативного состояния сознания Дзен, состояния Духа, «выливает» его на холст или бумагу. Важен не сам результат или данное занятие, а состояние сознания, отразившееся в результате этого процесса. Любое обычное занятие — есть усилие ради чего-то. Это — своеобразная работа. Дзен же максимально очистил эту работу от ощущения усилий ее свершения, максимально выявил «спонтанность» этих усилий и, можно сказать, обратил ее в конечном итоге в парадокс «усилия-без-усилия».

Настоящее произведение искусства в традиции чань не может быть создано трудом в прямом смысле этого термина. То же касается и традиционной сидячей медитацией дзадзен. Сидячая медитация — отнюдь не является тренировкой терпения или чего-либо другого, а есть по сути своей «сидение просто так».

Вообще понятие «просто так», «таковости» (татхата) действия — одно из основных понятий дзен-буддизма. Одно из наименований Будды в Буддизме: «Так-идущий» (Татхагата) — тот, кто приходит и уходит просто так. (Невольно вспоминаются просветленные мультики советских еще времен, одни герой дарит другому цветы и говорит — «это тебе — просто так»). Дзен — это состояние человека ничего не объясняющего ни себе, ни другому. А действующего — «просто так». Поэтому полного хозяина самому себе.

Практика дзадзен

Основная статья: дзадзэн

Дзадзен — медитация в «позе лотоса» — требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, с другой — умения не задумываться ни над одной конкретной проблемой. «Просто сидеть» и, не обращая внимание ни на одну вещь в отдельности, воспринимать все окружающее в целом, до малейших деталей, зная об их наличии так же, как знаешь о наличии собственных ушей, не видя их.

«Совершенный человек пользуется своим умом словно зеркалом: он ничего не хватает и ничего не отвергает. Воспринимает, но не удерживает»

Вместо попыток очистить или опустошить ум нужно просто дать ему волю, поскольку ум — это не то, чем можно овладеть. Отпустить ум — это то же, что и отпустить поток мыслей и впечатлений, которые приходят и уходят «в ум». Не надо ни подавлять их, ни удерживать, ни вмешиваться в их ход. Именно в медитации дзадзен практикуется действие даосского «у-синь» — «не-ума».

Коаны

Основная статья: Коан

Коаны (кит. 公案, гунъань, яп. 公案, ко:ан) — короткие истории, рассказывающие о конкретных случаях достижения просветления, либо загадки-алогизмы, основной задачей которых является пробуждение ума слушающего. Коаны часто кажутся запутанными и даже парадоксальными. Однако, они широко распространены в практике дзэн-буддизма, совместно с медитацией. Коаны присутствовали во всех школах китайского буддизма таких как Риндзай,
Ступени состояния ума Дзен

Различались несколько ступеней достижения «пустотности» сознания:

* «одноточечное сознание» (и-нянь-синь),
* «сознание, лишенное мыслей» (у-нянь-синь),
* «не-сознание» (у-синь) или «не-я» (у-во).

Это — этапы «опустошения» сознания и достижения шуньяты или кун (кит.), то есть пустоты, ибо одна из целей чаньского искусства состоит в создании особых условий, когда психика оказывается предоставленной самой себе и работает спонтанно, будучи глобально целостной или трансперсональной (в смысле со-бытия или со-знания с другими людьми и с миром).

Дзен боевых искусств и самурайский Дзен

Совершенно неожиданно способом постижения буддизма стало нечто, что противоречит одному из пяти основополагающих буддийских запретов — «воздерживайся от убийства». Вероятно именно в Китае, где буддизм подвергся освобождающему влиянию даосизма, — Дзен разрушил конвенциально-этические рамки буддизма и как эффективный психотренинг впервые присоединился к воинским дисциплинам. Сегодня Дзен уже применяют к любым областям деятельности, от игры на гитаре до секса.

«Из всех собравшихся только ближайший ученик Будды Махакашьяпа воспринял знак Учителя и едва заметно улыбнулся в ответ уголками глаз.» Именно из этого признанного каноническим эпизода вырастает вся традиция передачи учения чань/дзен с помощью т.наз. «уловок» — любых подручных и, казалось бы, самых неподходящих для этого вещей, светских и других занятий, таких как заваривание чая, театральное представление, игра на флейте, искусство икэбаны, сочинение. То же касается и боевых исскуств.

Впервые боевые исскуства соединились с Дзен в качестве развивающей тело гимнастики, а затем еще и как закаливание духом бесстрашия — в китайском буддийском монастыре Шао-Лине.

С тех пор Дзен — это то, что отличает боевое искусство Востока от западного спорта. Многие выдающиеся мастера кэндо (фехтование), каратэ, дзюдо, айкидо были адептами Дзена. Это связано с тем, что ситуация реальной схватки, схватки, в которой возможны тяжелые увечья и смерть, требует от человека именно тех качеств, которые воспитывает Дзен.

В условиях боевой ситуации у бойца нет времени на рассуждения, обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных, неизбежно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды. Чистое, незамутненное ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно, ненадуманно. Также очень важно во время поединка отсутствие страха, как и любых других эмоций.

Такуан Сохо (1573—1644), мастер Дзен и автор трактатов о древнем японском искусстве владения мечом (ныне сохранившемся в техниках кэндо) называет спокойствие воина, достигшего высшего уровня мастерства, непоколебимой мудростью. «Вы конечно, видите меч, собирающийся поразить вас,» — говорит Такуан. «Но не позволяете своему уму „останавливаться“ на этом. Оставьте намерение контактировать с противником в ответ на его угрожающий выпад, перестаньте строить всякие планы на этот счет. Просто воспринимайте движения противника и не позволяйте своему уму „останавливаться“ на этом.»

Боевые искусства Китая и Японии — это прежде всего именно искусства, способ развития «духовных способностей самурая», осуществление «Пути» («дао» или «до») — пути воина, пути меча, пути стрелы. Бусидо, знаменитый «Путь самурая» — свод правил и норм для «истинного», «идеального» воина разрабатывался в Японии веками и вобрал в себя большинство положений дзен-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти. Самоконтроль и самообладание были возведены в ранг добродетели и считались ценными качествами характера самурая. В непосредственной связи с бусидо стояла также медитация дзадзен, вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смерти.

Этика дзэн

Не относиться к чему либо ни хорошо, ни плохо. Быть просто наблюдателем(свидетелем).
Эстетика дзэн

* Сад камней
* Фехтование
* Стрельба из лука
* Каллиграфия
* Чайная церемония
Влияние Дзэн на современный мир

Отголоски и влияние Дзен можно обнаружить в современной литературе, искусстве, кино — где угодно.

В произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К. Г. Юнга и Э. Фромма. В 60-х гг. «дзенский бум» охватил многие американские университеты и придал определенную окраску движению битников.

Влияние Дзена испытали многие психотерапевтические школы — такие как Гештальт-терапия и сам основатель Фриц Перлс, также известные тренинги, такие как ЭСТ.

Джон Энрайт, который многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом — в своей книге «Гештальт ведущий к просветлению» прямо написал, что считает основой целью гештальт-терапии именно мини-сатори — достижение особого инсайта или катарсиса — после которого большинство старых проблем растворяются.

См. также

* Чань
* Буддизм в Японии
* 101 история Дзэн
Примечания

1. ↑ С точки зрения логики русского языка и его правил, писать нужно «дзен»: см. «Заимствованные слова со звуком Э после согласной». Другой вариант — «дзэн»; возможно, распространился из-за того, что в японоведении так записывается русскими буквами соответствующий японский иероглиф. Вследствие этого естественно, если японист привык писать «дзэн» или даже считает этот вариант более правильным. Но здесь речь идёт не об иероглифе, а о слове русского языка. Поиск в Интернете даёт сейчас 482 тысячи страниц со словом «дзэн» и 2 миллиона с «дзен».
2. ↑ Sanskrit Heritage Site
Также см. Е. А. Торчинов «Религии мира. Опыт запредельного» (глава «Теоpия татхагатагаpбхи»), где кратко объясняется происхождение и смысл термина дхьяна, в соотношении с другими терминами, относящимися к созерцанию: самадхи, шаматха, випашьяна, самапатти, анусмрити, йога и бхавана. [1]

Відповіді

  • 2008.12.27 | stryjko_bojko

    Вчення Дзен (/)

    Вчення Дзен
    http://www.sunhome.ru/religion/12691/p2

    Начальные строки старинного дзэнского стихотворения гласят:

    Совершенный Путь (Дао) не труден,
    Нужно лишь избегать поиска и выбора.
    Стоит отказаться от приятного и неприятного,
    И все станет ясным. Различие толщиной в волосок —
    И небеса отделяются от земли!
    Если хочешь постичь ясную истину,
    Не заботься об истинном и ложном.
    Конфликт между истинным и ложным —
    Это болезнь ума.


    Конечно, это не означает, что нужно заглушить чувства и культивировать в себе успокаивающее безразличие. Речь идет о том, чтобы подняться над всеобщим заблуждением, согласно которому хорошее и приятное можно отделить от плохого и неприятного. Первый принцип даосизма утверждает, что:

    Когда прекрасное кажется прекрасным всем, в этом уже есть уродство;
    Когда добро всем кажется добрым, в этом уже есть зло.
    “Быть” и “не-быть” — возникают одновременно.
    “Трудно” и “легко” — взаимно осознаются.
    “Длинный” и “короткий” — взаимно противоположны.
    “Высокий” и “низкий” — взаимно утверждают друг друга.
    “До” и “после” — следуют друг за другом*.

    Понять это — означает понять, что добро без зла подобно верху без низа, поэтому стремление к идеалу добра подобно попытке избавиться от “левого”, поворачивая все время “направо”. Но тогда приходится двигаться кругами.**

    Эта логика настолько проста, что легко может показаться слишком упрощенной. И искушение тем сильнее, что она разрушает излюбленную иллюзию человеческого ума, его веру в то, что со временем все можно исправить, улучшить, усовершенствовать. Ведь без этой веры жизнь человека, по всеобщему убеждению, лишилась бы всякого смысла и стимула. И единственной альтернативой к жизни постоянного развития является тусклое
    __________
    *Дао Дэ Цзин (2).
    **Хотите верьте, хотите нет: в Сан-Франциско живет один полтяческий деятель, который настолько ненавидит своих “левых” противников, что при езде на автомобиле делает только правые повороты.

    существование, застойное и мертвое, такое безрадостное и пустое, что впору покончить с собой. Уже само это понятие “единственной альтернативы” свидетельствует о том, как прочно привязан наш ум к дуалистическому образу мышления, насколько трудно нам мыслить категориями, отличными от понятий “добро”, “зло” или их смешения.

    Дзэн является освобождением от такого трафарета мышления. Его отправным пунктом, на первый взгляд довольно мрачным, является осознание абсурдности выбора, абсурдности представления о жизни как о чем-то, что можно существенно улучшить, если все время будешь отбирать “хорошее”. Человек в первую очередь должен ощутить вкус этой относительности и твердо усвоить, что жизнь не является ситуацией, из которой можно что-то извлечь и приобрести, как будто она представляет собой нечто внешнее, такое, например, как пирог или бочка с пивом. Достигнуть чего-то — всегда означает что-то потерять, ведь чем большего ты достиг, тем настоятельней необходимость достичь еще большего. Есть — значит жить для того, чтобы снова проголодаться.

    Иллюзия существенного улучшения возникает в моменты резкой перемены, когда, например, лежа на твердой постели, переворачиваешься на другой бок. Новое положение кажется приятным до тех пор, пока сохраняется ощущение различия, но очень скоро новое положение оказывается' не лучше прежнего. Если купить более мягкую кровать, тогда некоторое время можно спать спокойно. Однако такое решение проблемы образует в сознании какую-то странную пустоту, и она быстренько заполняется. Рождается новое ощущение контраста, который раньше был незаметен, и теперь оно становится столь же безотлагательным и мучительным, как и проблема неудобной постели. Но ощущение пустоты возникает от того, что чувство приятного сохраняется лишь по контрасту с чувством неприятного, подобно тому, как объект становится заметным для глаза лишь благодаря его контрасту с фоном. Добро и зло, приятное и неприятное столь неразличимы, столь тождественны в своем различии, так подобны двум сторонам монеты, что:

    прекрасное — безобразно,
    а безобразное — прекрасно или, говоря словами из Дзэнрин Кушу*

    Встретить беду — значит встретить удачу,
    Встретить согласие — значит встретить сопротивление.


    В другом двустишии это выражено живее:

    В сумерки крик петуха возвещает рассвет,
    В полночь — яркое солнце.

    Однако Дзэн далек от того, чтобы считать, что голодному не нужно есть, так как все равно

    ____________
    * Дзэнрин Кушу — это антология, собранная Тойо Эйчо (1429-1504) и включающая около 5000 двустиший. Она служит источником стихов, отдельные строфы которых выражают тему коана, решенного по-новому. Многие учителя, получив правильный ответ на коан, требуют от ученика такое стихотворение. Эти двустишия собраны из многочисленных китайских источников — буддийской и даосской литературы, классической китайской поэзии, народных песен и др.

    помирать. И не так жесток Дзэн, чтобы запрещать человеку почесать то место, где чешется. Разоблачение иллюзорной погони за добром не влечет за собой в качестве альтернативы зло косности. Человеческая ситуация скорее напоминает положение “блох на горячей сковородке”. Здесь не является решением ни одна из альтернатив, ибо та блоха, что падает, через миг подпрыгнет, а та, что подпрыгнула, через миг упадет. Выбирать — абсурдно, ибо выбора нет.

    Дуалистическому мышлению поэтому может казаться,

    -2-
    *
    http://www.newsland.ru

    что Дзэн, как и фатализм, отрицает свободу выбора. Когда Му-чоу спросили: “Мы одеваемся и едим каждый день, как избавиться от необходимости питаться и одеваться?”, он ответил: “Мы одеваемся, мы едим”. “Не понимаю”, — отвечает монах. “Раз не понимаешь, надевай свое платье и ешь свою пищу” [5, 2:6]. Когда его же спросили, как спастись от жары, учитель направил монаха в то место, где нет ни жары, ни холода. В ответ на просьбу пояснить свою мысль он сказал: “Летом мы потеем, зимой — дрожим”. Или, как сказано в стихотворении:

    В холод мы собираемся вокруг очага с пылающими дровами,
    В жару — сидим на берегу горного ручья в бамбуковой роще.
    Поэтому можно Увидеть солнце в потоках дождя,
    Зачерпнуть чистой воды из пламени костра.

    И все же это не фатализм. Здесь нет подчинения необходимости потеть в жару, дрожать от холода: когда голоден — ешь, а когда устал — спи. Ибо подчинение судьбе подразумевает того, кто подчиняется, кто оказывается беспомощной игрушкой обстоятельств, а для Дзэн такая личность не существует. Дуализм субъекта и объекта, познающего и познаваемого так же относителен для Дзэн, так же неразделим и взаимен, как и любой другой. Мы потеем не потому, что жарко. Потение — это и есть жара. Можно сказать, что солнце излучает свет благодаря нашей способности видеть, а можно — что мы видим свет благодаря солнцу. Первый подход кажется необычным, потому что мы твердо привыкли считать, что сначала становится жарко, а потом — в силу причинных связей — тело покрывается потом. А в перевернутом виде это так же неожиданно, как выражение “масло с хлебом” вместо “хлеб с маслом”. В Дзэнрин Кушу, например, сказано:

    Огонь не ждет солнца, чтобы быть горячим,
    И ветер — луны, чтобы быть холодным.

    Такое поразительное и на первый взгляд совершенно нелогичное извращение здравого смысла, возможно, прояснится, если рассмотреть один из самих популярных в Дзэн образов — образ “луны в воде”. Человеческое переживание уподобляется феномену “луна-в-воде”, в котором вода есть субъект, а луна — объект. Если нет воды, нет “луны-в-воде”, как нет его и в отсутствие луны. Но когда восходит луна, вода “не ждет”, чтобы принять ее образ, и как только пролита крошечная капелька воды, луна “не ждет”, чтобы отбросить на нее свое отражение. Ведь луна не стремится отбросить свое отражение и вода не отражает образ луны по своему желанию. Явление в целом обусловлено водой в такой же степени, как и луной, и если вода проявляет яркость луны, то луна проявляет чистоту воды. Стихотворение из Дзэнрин Кушу гласит:

    Деревья являют телесную форму ветра,
    Волны дают жизненную силу Луне.

    Говоря менее поэтическим языком, человеческое переживание определяется природой ума и структурой его чувств в той же мере, в какой оно определяется внешними объектами, присутствие которых этот ум обнаруживает. Люди ощущают себя жертвами или игрушками своего переживания, поскольку отделяют “себя” от своего ума, полагая, что природа их “ума-тела” есть нечто для “них” внешнее, насильственно навязанное. Ведь они не выражали желания родиться, не просили, чтобы им “дали” чувствительный организм, обреченный на мучения от перемены радости и боли. Но Дзэн призывает нас задуматься над тем, кто “имеет” этот ум, кто. не просил, чтобы его родили, еще до того момента, когда был зачат своими родителями. Тут-то и оказывается, что все ощущение субъективной обособленности, представления о себе как о том, кому “дали” ум и с кем происходит переживание, все это — всего лишь иллюзия плохого понимания, — гипнотическое внушение повторяющегося ошибочного мышления. Ибо в действительности нет “меня самого”, отдельного от “ума-тела”, придающего переживанию структуру. Точно так же смешно говорить об уме-теле как о чем-то, чему извне и насильственно была придана определенная структура. Ум-тело и есть эта структура, и до того момента, когда она возникла, самого ума-тела не существовало.

    Наша проблема состоит в том, что сила мысли позволяет нам создавать символы вещей вне самих вещей. Так возникает символ меня самого, символ чего-то, отличного от меня. И поскольку намного легче познать символ, чем реальность, поскольку символ гораздо устойчивей, чем факт, мы постепенно начинаем отождествлять себя с собственным представлением о себе самом. Так возникает субъективное ощущение “я”, “обладающего” умом, внутренне обособленного субъекта, на который накатываются переживания. Дзэн, с присущим ему акцентированием конкретного, указывает, что наше драгоценное “я” — это не более чем идея, полезная и разумная пока мы относимся к ней как к идее. Но эта идея становится губительной, если мы отождествляем ее со своей истинной природой. Так возникает неестественная скованность определенного вида самосознания, когда мы осознаем несоответствие или

    -3-
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2008.12.28 | stryjko_bojko

      Історія гештальт-терапії(/)

      История гештальт-терапии
      Ярош
      Loose your head, come to your senses
      Ф. Перлз
      http://www.gestalt.in.ua/gestalt_history.php

      Я могу сказать лишь несколько слов об истории гештальт-терапии, опираясь на ряд авторитетных изданий, в которых Вы сможете более подробно ознакомиться с историей развития гештальт-терапии и её представителями, внесшими значительный вклад в разработку инструментов и понятий этого направления [1, 8, 9].
      "Гештальт" (Gestalt ) - немецкое слово, означающее целое или конфигурацию. Gestalten - означает "облечь в форму", придать значимую структуру. Это понятие было предложено гештальтпсихологией в начале ХХ века. Суть этого понятия - восприятие некоего целого не может быть сведено к простой сумме его частей. Вот почему понятие "норма" противоречит духу гештальта, высоко ценящего право человека быть непохожим на других людей.
      Основой гештальт-подхода стали интуитивные догадки и предположения Ф. Перлза. Гений Ф. Перлза и его сотрудников (в частности Лоры Перлз и Пола Гудмена) проявился в разработке экзистенциальной философии или "искусство жить", включающей в себя несколько философских, методологических и терапевтических направлений европейского, американского и восточного происхождения.
      Гештальт-подход расположен на пересечении:
      • психоанализа (Фрейд, Ференчи, Гроддек, Ранк, Адлер, Юнг, Райх, Хорни);
      • гештальт-теории (фон Эренфельц, Вертхаймер, Коффка, Келер, Голдштейе, Левин, Зейгарник);
      • психо-телесных видов терапии райхианского толка;
      • психодрамы Морено;
      • направлений, работающих с воображением и сновидениями, в том числе и фантазиями;
      • феноменологического и экзистенциального подходов (Кьеркегор, Бретано, Гуссерль, Хайдеггер, Шелер, Ясперс, Бубер, Тиллих, Бинсвангер, Минковский, Марсель, Сартр, Мерло-Понти);
      • восточной философии дзен-буддизма.
      Основателем гештальт-терапии считается Фридрих Соломон Перлз. Впервые этот термин был применен им в названии книги "Гештальт-терапия" (Perls, Hefferline, Goodman. Gestalt therapy. Excitment and growth in the human personality.- New York, Julian Press, 1951).
      Ф. Перлз родился в 1893 г. в квартале еврейского гетто Берлина. Жил он в сложной семейной обстановке. С самого раннего детства он стал очень строптивым. В 13 лет его выгнали из школы. Он записался в свободную школу, полностью отдавая себя участию в театральной группе. Учеба была прервана Первой мировой войной. На фронте он получил ранение и перенес отравление газами. После войны он заканчивает диссертацию по медицине и специализируется на нейропсихиатрии.
      В 1926 году он начинает свой психоанализ с Карен Хорни. Далее по ее рекомендации переезжает во Франкфурт и работает врачом-ассистентом в лаборатории К. Голдштейна по исследованию нарушений восприятия у солдат с черепными ранениями. Там он встречает свою будущую жену Лору Познер. Вторым аналитиком Ф. Перлза была К. Хаппель.
      В 1928 году в Берлине Ф. Перлз устраивается в качестве психоаналитика и начинает свой психоанализ с Э. Харником.
      В 1930 году он начинает свой последний психоанализ с В. Райхом.
      В 1934 году он переезжает в Южную Африку, и здесь он организовывает Южно-африканский институт психоанализа. Он создает себе обширную клиентуру, становится богатым и знаменитым.
      В 1942 году он издает книгу - "Эго, Голод и Агрессия", в которой излагаются основные принципы, из которых в дальнейшем сформировалась гештальт-терапия. В первом издании её подзаголовок назывался "Пересмотр теории Фрейда и его метода", что указывает на возникшую дистанцию по отношению к традиционному психоанализу.
      В 1946 г. он переезжает в Америку. Здесь он продолжает вести богемный образ жизни.
      В 1951 году появляется его труд "Гештальт-терапия", а с 1952 года он вместе с П. Гудмэном, И. Фромом и своей женой начинает преподавать свой метод в институтах Нью-Йорка и Кливленда. Вокруг них собираются единомышленники, так называемая "Группа семерых". Вскоре они создают в Нью-Йорке первый Институт гештальт-терапии.
      В 1956 году Ф. Перлз уединяется. Он подавлен, болен, устал. В эти годы его возвращает к жизни поздняя любовь к Марти Фром.
      С 1959 по 1963 год он путешествует по всему миру (Америка, Израиль, Япония). Посещает коммуну "битников" в Израиле и монастырь дзен в Японии.
      В 1964 году Ф. Перлз обосновывается в Исалене. Здесь он устраивает гештальт-семинары и демонстрационные сеансы.
      В 1968 году в 75 лет получил признание как основатель гештальт-терапии.
      В 1969 году публикует книги "Гештальт-терапия дословно", "Внутри и вне помойного ведра".
      В 1970 году Ф. Перлз умер в возрасте 77 лет.
      После его смерти Л. Перлз, И. Фром и другие члены группы "вышли из тени, в которую их погрузило Калифорнийское солнце Перлза" [8], и дали возможность большей части сообщества гештальтистов вновь обрести смысл этого подхода. Особый вклад в гештальт-терапию внес П. Гудмен, придав стройность, последовательность и глубину интуитивным перлзовским находкам.
      Сегодня гештальт-терапия переживает значительный подъем, особенно в Европе, т.к. здесь она смогла найти множество культурных корней. Здесь наблюдается как прямой рост (увеличение числа и компетентности практиков, а также пациентов, которые находят новые пути своего личностного роста), так и косвенный, т.к. происходит постепенная ассимиляция другими современными направлениями психотерапии множества понятий, выработанных гештальт-терапией. Все больше психологов, преподавателей, врачей используют элементы гештальт-терапии в своей работе.
      Гештальт-терапия получила самые разные названия: теория "здесь и теперь", или терапия контакта, экзистенциальный анализ, интегративная терапия, психодрама воображения.
      Но более всего мне близко "терапия контактом" (С. Гингер), в результате которой человек при взаимодействии с терапевтом не учится понять или научиться, а экспериментирует с целью расширения жизненного пространства и свободы выбора.
      Гештальт-терапия сочетает в себе множество вербальных и невербальных техник: пробуждение сенсорики, работа с заблокированной энергией, дыханием, телом и голосом, выражение эмоций, работа со сновидениями и воображением, креативность (рисунок, музыка, танец и т.д.).
      Перечислю техники, которые гештальт-терапевты используют в своей работе: осознавание, пустой стул (hot seat), проигрывание пережитых или воображаемых ситуаций, монодрама - проигрывание ролей, возникающих в результате работы, работа с полярностями и ассимиляция, прямое обращение, работа с метафорами, со снами…
      Гештальт непрерывно развивается.
      По всему миру растет количество институтов, которые занимаются практикой и преподаванием гештальт-терапии. Этот процесс коснулся и России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, где созданы филиалы Московского Гештальт Института и другие школы гештальт-терапии. Каждый, кто соприкасается с этим направлением, вносит в него свой неповторимый вклад.
      Я желаю Вам плодотворного путешествия в мир Гештальта и гештальт-терапии.
    • 2008.12.29 | Y.u.r

      "Различие толщиной в волосок — И небеса отделяются от земли!"

      Цікава притча http://klein.zen.ru/pravda/001/dzen.html
      ______________________________________________________________________

      «101 ДЗЕНСКАЯ ИСТОРИЯ»: Притча

      В сутре Будда рассказал притчу:
      Человек пересекал поле, на котором жил тигр. Он бежал со всех ног. Тигр за ним. Подбежав к обрыву, он стал карабкаться по склону, уцепившись за корень дикой лозы, И повис на нем. Тигр фыркал на него сверху. Дрожа, человек смотрел вниз, где, немного ниже другой тигр поджидал его, чтобы съесть.
      Только лоза удерживала его.
      Две мышки, одна белая, другая черная, понемногу стали подгрызать лозу.
      Человек увидел возле себя ароматную землянику. Уцепившись одной рукой за лозу, другой он стал рвать землянику. Какая же она была сладкая!


      Надеюсь, эта притча понятна. А если нет – вот зацепка:
      Как вести себя в этой жизни, находясь между «пастью появления из небытия» и «пастью ухода в небытие»? Как вести себя, когда лозу времени жизни неустанно подгрызают мышка-день и мышка-ночь? Что нужно делать? К чему стремиться? С какой целью?
      ______________________________________________________________________

      Залишається розвинути думку, -- зосередившись на солодкій ягоді і її вартості ..


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".