МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

В поисках нравственности

01/10/2010 | Андрей Деркач, народный депутат Украины
ШЕДЕВР! И этот человек еще не министр Министерства религии и образования! Какой титан мысли! Какие выстраданные высокоморальным жизненным путем перлы!

Как я понимаю, кто бы не победил на предстоящих президентских выборах, мезальянс церкви и школы неизбежен.
Победит ли бело-голубой, бело-сердечный или что почти невероятно оранжевый страстотерпец, десекуляризации образования быть.

http://telegrafua.com/494/politics/10440/

В поисках нравственности
Проблемы развития духовного и светского образования в Украине в ближайшее десятилетие

--------------------------------------------------------------------------------

Андрей Деркач, народный депутат Украины
Проблемы развития системы образования, его светской и духовной составляющих и их взаимосвязи всегда являлись важнейшим аспектом деятельности любого государства. Для Украины же, с ее политической нестабильностью и противоречивой гуманитарной политикой, эти вопросы представляются не просто важными, но определяющими.


--------------------------------------------------------------------------------

Поскольку именно тем детям, юношам и девушкам, которые будут получать образование в нашей стране в течение ближайших десяти лет, предстоит решать массу накопившихся во всех областях общественной жизни проблем.

Следует сразу отметить, что готовые рецепты в столь деликатной сфере человеческой жизни вряд ли найдутся. Речь может идти лишь о каких-то общих принципах, правильность которых подтвердят или опровергнут опыт и время. Для того чтобы попытаться понять сложившуюся сегодня ситуацию и определить хотя бы в общих чертах перспективы развития системы образования, на мой взгляд, необходимо проанализировать несколько моментов.

Во-первых, изучить опыт и подходы, использовавшиеся в прошлом — 100 или даже 200 лет назад. Во-вторых, выделить происшедшие в жизни общества изменения, основные тенденции развития образования, существующие сегодня в нашем светском обществе.
В-третьих, попытаться определить оптимальный уровень взаимоотношений между государством с его потребностями, Церковью и ее миссией и наукой с ее возможностями.

И, само собой разумеется, необходимо пристально изучить потребности непосредственно современной системы образования в целом и ее духовной составляющей в частности. К числу новых факторов в данном случае следует отнести появление новых форм образования (например, дистанционное образование посредством интернета), расширение возможностей за счет новейших информационных технологий, стремление достичь максимального комфорта для студентов и преподавателей при получении образования, движение в Болонский процесс.

Что касается исторических экскурсов, то имеет смысл процитировать книгу "Основания государственного благоустройства", написанную адъюнктом Санкт-Петербургского университета Рождественским и изданную в 1840 году. Скажем, о важности религии для системы образования Рождественский писал следующее: "Введение всеобщей, положительной, откровенной религии и верование в оную весьма важно для народного образования и, следовательно, посредственным образом для государства… Для развития религиозного чувства посредством положительной религии каждое благоустроенное государство, кроме предоставления свободного богослужения всем подданным, оказывает юридическое или экономическое пособие".

Интересным для понимания перспектив развития образования в ближайшие десятилетия является философское восприятие понятий мудрости и знания, рассмотренное в научном докладе ректора МГУ математика Виктора Садовничего. "В моем представлении понятия "знание" и "мудрость", — пишет Садовничий, — не обусловлены друг другом. Вполне возможно рассуждать о том, что такое "знание", и не использовать при этом понятие "мудрость". Понятие "знание" по своей сути больше тяготеет к понятиям рациональным. Оно допускает количественные и качественные оценки. "Мудрость", как мне кажется, ближе к моральным, нравственным, житейским понятиям".

Как-то измерить мудрость, по-моему, невозможно. Развитие интеллекта вряд ли можно свести лишь к "непрерывному накоплению знаний", их сумме. Гераклит говорил: "Многознание уму не научает". Для ректора МГУ ближе трактовка мудрости, принадлежащая Леонардо да Винчи. Он писал: "Мудрость — дочь опыта". В качестве примера заботы о духовном можно привести и совсем недавнее событие: опубликованную 20 мая 2009 года Стратегическую инициативу Российского Союза ректоров "Новое образовательное измерение". Главы высших учебных заведений России призвали консолидировать усилия образовательных систем всех государств мира через общность взглядов на определенные принципы, среди которых, в частности, формирование гуманистического мировоззрения, основанного на уважении к личности, ценности творчества и служении обществу; сохранение религиозных ценностей и духовно-нравственных ориентиров во всем их многообразии.

В понимании российских руководителей светских университетов одна из основных задач вузов — помочь молодежи не потратить бесцельно молодые годы и заставить задуматься над смыслом жизни. В решении этой задачи можно и нужно найти много общего между духовным и светским образованием, рассмотрев их нравственные основы.

Если оперировать более общими категориями, то образование — это способ передачи информации от поколения к поколению. Однако может ли такая передача быть эффективной без нравственной, духовной составляющей? На мой взгляд — нет. В течение долгого времени основной проблемой мирового процесса развития системы образования (в полной мере это относилось и к Украине) являлось противопоставление науки и религии. К счастью, в последние годы обе, так сказать, стороны демонстрируют готовность к диалогу и сотрудничеству, отдавая себе отчет в том, что наука и религия — понятия не только не антагонистичные, но вполне способные мирно и эффективно сосуществовать и сотрудничать. Лауреат Нобелевской премии по химии Илья Пригожин писал: "Для древних природа была источником мудрости. Средневековая природа говорила о Боге. В новые времена природа стала настолько безответственной, что Кант счел необходимым полностью разделить науку и мудрость, науку и истину. Этот раскол существует на протяжении двух последних столетий. Настала пора положить ему конец".

Кстати, в этом отношении можно привести положительный пример из украинской жизни: речь идет о сотрудничестве между Национальной Академией наук Украины, возглавляемой академиком Борисом Патоном, и Украинской Православной Церковью в реставрации и переиздании знаменитого Пересопницкого Евангелия, в проведении совместных научных конференций и круглых столов.

Как я уже говорил, в настоящее время происходит попытка отказа от противостояния науки и религии, которая культивировалась в прошлом, поиск форм сотрудничества между церковью и наукой. Безусловно, на этом пути в науках гуманитарных мы сталкиваемся с рисками так называемой конечности всякой действующей власти и ее желанием продлить свое бытие путем канонизации в анналах истории. Как известно, историю пишут победители, но рано или поздно (временно) победители окажутся побежденными. Такую борьбу в гуманитарной сфере проходит Украина, обретая свою государственность, занимаясь поиском национальных идей, систем ценностей, корректируя, иногда бездумно адаптируя к собственным реалиям, чужой или свой, порой отрицательный с точки зрения нравственности, опыт.

Очевидно, что на разных исторических этапах что-то из научного знания используется во вред человеку, а что-то — ему на пользу. В условиях глобализации, построенной на принципах ускорения времени, возможно ли прогнозировать, какое знание может быть использовано в добрых, а какое в безнравственных делах? На мой взгляд, очень сложно, потому что в большей степени применение знаний зависит от воли применяющего, а воля и мотив — суть личности — могут быть как нравственными, так и безнравственными, как это было и в прошедшие столетия, ускоряется лишь время на принятие решений и растут объемы знаний, подлежащих анализу и обработке, а также скорости и способы передачи информации. Так же, как и в прошлые века, знания в государственном понимании могут быть использованы нравственно — с целью развития, гуманизма и защиты, и безнравственно — для превосходства над другими: наказания, угнетения и обогащения.

Изучая документы украинской системы образования, видишь громадную путаницу целей, методов и задач, а главное — стремление чиновников подменить цель и содержание образования формами, методами и названиями. Исходя из сегодняшнего этапа, дискуссии происходят на уровне частностей, например, справедливости или несправедливости процесса принятия абитуриента в вуз. Обсуждаются вопросы перегруженности учеников слабо применимыми знаниями из различных курсов, и, соответственно, сроков обучения — 10—12 лет, самостоятельности и независимости вузов, регламентации избраний и назначений. Все это, безусловно, важно и связано с экономикой образования, включая "бюджет науки та освіти", являющий собой источник зарплат для людей, занятых в сфере образования и фундаментальных наук, но относится опосредованно собственно к целям воспитания и образования.

Такая путаница в понятиях позволяет "групі допущених від освіти" паразитировать на бесконечном движении в сторону Болонского процесса, участвовать в форумах и европейских фуршетах, для действующей власти демонстрировать как цель образования патриотизм ("відродження"). При этом руководители вузов, имеющие замечательные педагогические и научные кадры, вынуждены подыгрывать и не дразнить гусей в Минобразования, двигаться собственным путем, применяя нравственные начала образования на повседневной практике. Такие вузы в Украине есть, и именно с ними должна выстраивать взаимоотношения система духовного образования в Украине.

И еще относительно светского образования. Технический прогресс, коренным образом меняя жизнь человека, совершенно естественно проникает и в систему образования. Как совершенно справедливо отметил польский ученый и политик Кшиштоф Павловский в своей книге "Трансформации высшего образования в XXI веке", прогресс дает возможность ученикам и студентам не только получить доступ к огромному массиву информации, находящемуся во Всемирной сети, но и, более того, изучать выбранные предметы дистанционно, без посещения учебного заведения.

Хорошо это или плохо, сказать однозначно невозможно. По-видимому, здесь все зависит от конкретного человека, его способностей и особенностей. Для кого-то самостоятельные занятия могут стать достаточной основой для получения знаний и навыков, кому-то совершенно необходимо обучаться в коллективе, непосредственно общаясь с преподавателями и соучениками. Опираясь на свой опыт преподавания в духовной академии, приведу пример: для одного студента написание доклада на заданную тему — процесс творческий, стимул для поиска и обобщения информации из того же интернета, за которыми следуют выводы. Для другого — поиск готового текста, написанного ранее кем-то другим, для получения зачетной оценки.

С другой стороны, хорошо разработанные интернет-программы индивидуализируют процесс обучения, поскольку дают студенту возможность выбирать удобное время для обучения и предоставляют возможность контакта с лектором хотя бы в виртуальном измерении, вписываются в возможность унификаций, предусмотренных Болонским процессом стандартизации требований к образованию.

Понимая безусловные преимущества Болонского процесса и движение украинского образования в сторону стандартизации знаний, мы должны осознавать, что поступаемся широтой образования, выбирая прагматичный путь профессионализации, возможно, являющийся верной основой для самореализации личности. Болонский процесс выдвигает новые требования к профессиональной квалификации преподавателя, приближения к потребностям социальной практики.

Кроме того, движение в сторону Болонского процесса предъявляет новые требования к управлению наукой и образованием как на государственном, так и на университетском, региональном уровнях, предусматривает анализ и реформирование системы финансирования науки и образования как инвестиций в будущее. Нам бы хотелось нравственного будущего. Готово ли к таким изменениям государство, общество, научная и педагогическая сферы? С какой скоростью двигаться? Как готовить общественное мнение? Как правильно оценить риски, возникающие в процессе реформ и движения? Кто будет писать программу минимизации рисков и безусловные аксиомы того хорошего, что мы должны сохранить в нашем образовании и воспитании? Как видит в этом процессе государство и Минобразования, в частности, роль Православной Церкви и духовного образования, выполняющего миссию и функцию нравственного воспитания граждан и общества в целом? Возможно ли совместное финансирование и сотрудничество Церкви и государства в образовательных и просветительских проектах, исходя из конституционного положения об отделении Церкви от государства и практики сотрудничества, сложившейся на региональном и отраслевых уровнях?

На все эти вопросы и вызовы мы должны поэтапно давать ответы, изучая отрицательный и положительный опыт, предлагая механизмы решения и сотрудничества. В такой работе важны, прежде всего, реальность поставленных задач на этапе, наличие команды единомышленников, план-график работы, подведение промежуточных итогов пошаговой реализации, привлечение экспертной среды, которая поможет объективно рассмотреть и оценить процесс с разных сторон, во избежание возможных ошибок.

Нашему Министерству образования, стремящемуся "догнать и перегнать", я мог бы дать еще один совет, который в свое время в качестве рекомендации дал сталинскому наркому выдающийся инженер-конструктор Роберто Орос ди Бартини. Устав от требований наркома немедленно догнать и перегнать империалистическую инженерную науку и практику, на одном из совещаний ди Бартини задал ему вопрос: может ли паровоз с КПД 7% догнать и перегнать паровоз с КПД 25%? Возбужденный нарком настороженно поинтересовался: верит ли инженер в преимущество советской власти? Ди Бартини честно сказал, что вопрос исключительно инженерно-технический. Тогда нарком ответил: конечно же, нет! Ди Бартини с улыбкой сказал, что нарком не прав, и паровоз с КПД 7% может обогнать паровоз с КПД 25%, если будет срезать углы. Так и нашей системе образования стоит задуматься над тем, где какие углы срезать...

Главная составляющая духовного образования есть Богопознание через знание и духовный опыт, способность нести в мир правду Божию словом и делом. А формы такого образования, его сочетание с образованием светским могут быть различными. Вероятно, оптимальное их соотношение может быть определено опытным путем, с опорой, однако, на накопленные знания, исходя из каждого конкретного случая и особенностей светского и духовного учебного заведения.

Каким же образом духовное образование может сочетаться со светским? Скажем, один из путей — приглашение в духовные учебные заведения квалифицированных преподавателей из светских вузов. Насколько удачно и эффективно такое соединение? Однозначного ответа на этот вопрос нет. И вновь все зависит от личности преподавателя, его способности адаптировать свои лекции к потребностям данной студенческой среды. Важно также тесное сотрудничество с православным педагогическим обществом, проведение совместных педагогических конференций, выработка предложений на круглых столах и в совместных рабочих группах.

Еще один немаловажный вопрос — признание дипломов духовных учебных заведений, приравнивание их к дипломам светских вузов и введение в последних элементов духовно-нравственного образования. Здесь тоже возможны несколько подходов: законодательное урегулирование процесса получения дипломов; заключение договоров с ведущими вузами о совместной деятельности для получения диплома по специальности "теология", введение факультативных курсов для преподавателей и студентов.

В то же время, если говорить о признании дипломов, неизбежно возникают вопросы. Например, вопрос контроля со стороны государства качества знаний, получаемых студентами духовных учебных заведений, критерии отбора и оценки этих вузов. Не является ли контроль со стороны державы вмешательством в дела Церкви? Существенна и чисто бытовая сторона вопроса, в частности, студенческие или проездные билеты для студентов духовных семинарий и академий, социальные гарантии…

В принципе, все приведенные выше вопросы и проблемы могли бы быть урегулированы специальными законами и подзаконными актами, договорами о сотрудничестве, определяющими процедуру и создающими специальную комиссию с участием представителей Министерства образования, государственной аккредитационной комиссии, Госкомрелигии и Всеукраинского совета церквей.

Мне никого не хочется обвинять в бездеятельности, в нерешенности данных проблем есть "заслуга" всех участников, но основная функция координатора и модератора Госкомрелигии не выполняется. Хочу задать вопрос — сколько рабочих групп с приглашением специалистов и юристов за последние два года создал Госкомрелигии? Кого из депутатов — представителей Комитета по духовности и образованию привлекали для работы? Сколько вопросов по данным проблемам с предложениями выносили на профильный правительственный комитет Кабинета министров? Какие проекты законодательных и подзаконных актов по данной теме разработаны с участием Госкомрелигии? Какой передовой опыт обобщен и внедрен? Большинство ответов на эти вопросы мы знаем, наверное. Я их задаю только с точки зрения стимулирования к действию и пониманию того, что дорогу осилит идущий.

Мы знаем о попытках нового руководства Госкомрелигии и отдельных представителей Министерства образования упорядочить процесс взаимоотношений и приветствуем подобную работу. Но пока эти попытки носят несистемный характер и не особо результативны. Мы готовы оказать необходимую помощь.

Не менее важным моментом следует считать и возможность преподавания основ христианской этики в украинских средних школах выпускниками духовных учебных заведений и порядок подтверждения такого права преподавания. Безусловно, здесь существуют определенные риски. Скажем, государство не застраховано от неквалифицированных батюшек-преподавателей, а церковь — от излишнего вмешательства государства в процесс аккредитации преподавателей. Но это — решаемая проблема, при наличии желания у государства и церкви. Один из путей ее решения — создание совместных аккредитационных комиссий и регламентирование процесса аккредитации.

На мой взгляд, всестороннее обсуждение проблем и регламентирование переговорного процесса между Министерством образования, отдельными светскими вузами, Церковью и Госкомрелигии с привлечением Министерства юстиции — правильный путь, который позволит, поэтапно двигаясь вперед, выбрать оптимальные варианты решения сложных проблем, предусмотрев все возможные риски.

Еще раз хочу подчеркнуть: вопрос развития духовного и светского образования — этапный и комплексный, основанный на взаимном желании сотрудничества и взаимообогащения нужными для человеческой жизни знаниями для нравственного их применения личностью.

Как менеджер, юрист, управленец я могу называть и предлагать алгоритмы процедур и юридического оформления и не вижу больших проблем с решением этих вопросов. Они могут быть разными для тех или иных светских и духовных образовательных школ.

Важнее, на мой взгляд, вовлечение в процесс дискуссии о нравственных началах образования как можно большего числа сторонников из научной, чиновничьей и педагогической среды, донесение до политической и государственной власти существующих проблем с целью выработки политической воли к их решению.

И в заключение: как мне представляется, исходя из мнения ведущих специалистов в области науки и образования в России, США и Европе, важнейшей задачей образования в государственном понимании будет способность сблизить теоретические знания фундаментальной науки, мудрость и опыт нравственности, даруемые нам Церковью, практику и прагматическое использование знаний в интересах личности, государства и конкурентного рынка. То есть конкурентоспособным и перспективным будет государство, которое может аккумулировать и правильно передать опыт и знания предыдущих поколений и научить нравственно пользоваться знаниями и опытом, имеющимися в глобализированном мире.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".