МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Часовой механизм внутри нас (/)

06/01/2009 | Tatarchuk
Часовой механизм внутри нас
Светлана ТАРАСЕВИЧ, специально для «Профиля»
http://profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=1323

Время. Линейно или слоисто, а может, напоминает пчелиные соты и обладает свойствами, нам еще не известными? Синхронизируются ли биоритмы человека с минутами и секундами или идут вразнобой, как расшалившиеся часы в коморке старого мастера? Что вообще такое – биоритмы и каким законам они подчиняются? Почему одна минута кажется секундой, а другая – никак не заканчивается? Об этом «Профиль» беседовал с украинскими и российскими учеными, исследующими особенности восприятия времени.

Целый день тяну время – статья давно должна быть закончена, а я все откладываю с часу на час начало работы. Пятый раз проверяю почту, завариваю третью кружку чая. Кормлю ручную крысу яблоком. Поливаю цветы. И, что удивительно, чем больше пытаюсь растянуть минуты, тем скорее они летят. Вот и вечер, стемнело – как быстро! А у меня всего два абзаца текста. Хочется отвернуть от себя циферблат часов, чтобы не видеть, который час, и сохранить иллюзию, что время бесконечно, его на все хватит. Да только тут включаются другие «часы» – биологические. Проще говоря, хочется спать. Организм безжалостно отсчитывает время моей физической активности, и, как будто сговорившись с часами электронными, сигналит мне отбой.

– Чаще всего наши внутренние биоритмы не совпадают с ходом стрелок часов, – говорит Татьяна Висковатая, профессор, доктор психологических наук, академик Украинской академии наук, заведующая кафедрой дифференциальной и экспериментальной психологии Одесского Национального университета им. И.И.Мечникова. «По графику» – пора спать, а организм демонстрирует активность, только засыпаем, – звонит будильник, пора на работу. Синхронизация биологических, внутренних и социальных – внешних – часов требует много энергии и даже может привести к упадку сил, к болезни. Идеально, когда человек просыпается одновременно со своим организмом и не заставляет его работать дольше, чем длиться «завод» внутренних часов. Обратите внимание на бомжей. Они спят на сырой земле, едят, что придется. Живут в грязи и часто напиваются. Однако они очень редко болеют. Почему? Я думаю, одна из причин: спят, когда захотят и сколько захотят. Просыпаются естественным образом, и едят, как правило, когда проголодаются, а не во время обеденного перерыва. Они ближе к животному состоянию, то есть к состоянию естественному, управляемому биоритмами.

Время то бежит, то замирает, а хватишься – и нет его. Я переворачиваю песочные часы и смотрю, как перетекает песок из одного резервуара в другой, воображая, что песок – и есть само время, а я наблюдаю его ход. Впрочем, не я одна пытаюсь разгадать секрет времени. Математики, физики, биологи, психологи, социологи – ученые разного профиля интересуются, как же оно устроено. Причем для физиков время – это некое свойство Вселенной, наряду с гравитацией, энергией. Биологов и физиологов интересуют внутренние, биологические часы, по которым ориентируются клетки организма. Для психологов – это время личное, индивидуально воспринимаемое человеком. А для социологов – общественное, которому подчиняется и личное, и зачастую биологическое.

Как же пересекаются эти разные «виды времени» в человеческой жизни, как совмещаются?

– Представьте себе вставленные друг в друга матрешки, – говорит Борис Беспалов, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Московского Государственного университета им. М.В.Ломоносова, – физическое время будет самое точное и самое простое. Биологическое имеет наибольшее влияние на организм. А психологическое – очень сложное, но подвластное нам, мы можем сами его настраивать. Социальное время на данный момент изучено хуже всего, однако оно играет важную организационную роль в жизни общества. Часы – самые обыкновенные, со стрелкой – это инструмент, дающий возможность ориентироваться и синхронизировать различные характеристики времени. Потому что мы говорим собственно не о времени, а о его характеристиках. Длительность восприятия, переживания, порядок следования образов, начало и конец какого-то дела – восприятие характеристик времени вроде как надстраивается над теми процессами, которые человек переживает. А если никаких переживаний нет, то и ощущения времени нет: оно, время, само по себе просто не фиксируется.

Другими словами, наше восприятие времени напрямую зависит от того, какой именно деятельностью и переживаниями оно заполнено. Минуты лениво переползают одна через другую, если мы томимся в пробке или ожидаем запоздавшего приятеля. Скучно нам – нужно время убить – хотя, на самом деле, не время «убиваем», а скуку. А когда приходится экзаменационную работу писать, и «всего» четыре часа нам дается, кажется, летят эти часы, не удержишь.

– Время действительно быстро «пролетает», если человек увлечен какой-либо деятельностью, – подтверждает Борис Беспалов, – потому что в этот момент мы вроде как не осознаем того, что с нами происходит, не отмечаем затраченного времени – мы слишком «в процессе». Вообще «течение времени» – это метафора. Может, оно и не течет никуда, а стоит на месте – движется и меняется сам человек, его реакции.

Еще классик советской психологии Сергей Рубинштейн писал: «Чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется». Насыщенное время пролетает очень быстро, но в нашей памяти сохраняется строго обратное ощущение. «Какой длинный был сегодня день!» – восклицаем, припоминая, сколько всего удалось успеть, сказать, решить, выполнить. «Как же быстро пролетели выходные!» – сокрушаемся, вспоминая субботу у телевизора. Поэтому и отпуск нам кажется столь скоротечным: завтрак, море, прогулка, отдых в номере, снова море…Событий маловато.

– Все это так, но не забывайте, что солнце, тепло, вода доставляют человеку удовольствие, наполняют временной отрезок на курорте приятными ощущениями, чем и способствуют «ускорению» в восприятии часов долгожданного отдыха, – замечает Татьяна Висковатая.

От холериков до барабанщиков

Однако ученые давно заметили, что есть и другие факторы, влияющие на восприятие времени. Состояние здоровья, возраст, определенный вид деятельности, тренирующий более чуткое отношение к секундам. Исследования группы российских ученых – Натальи Букреевой, Татьяны Подьячей и Евгения Волчек, опубликованные в журнале «Вестник Самарского госуниверситета» показали, что чем человек старше, тем меньше для него «весит» определенный отрезок времени. «Чем дольше живем мы, тем годы короче, тем слаще друзей голоса…» – справедливо пел Булат Окуджава. В целых полтора раза короче показался срок в пять лет испытуемым старше 45 лет по отношению к восприятию тех же пяти лет 17-летними участниками эксперимента. Психологи предложили добровольцам от 8-ми до 80 лет оценить разные временные отрезки: минуту, час, день, неделю, год. Минуту представители всех возрастных категорий оценили примерно одинаково, а вот с большими периодами пошли «разночтения». Один год в возрасте от 8 до 13 лет оказался равен одному году и четырем месяцам, в возрасте 23–27 лет – одному году, а в возрасте свыше 60 лет он будет равен периоду чуть более девяти месяцев.

Исследуя восприятие очень коротких временных интервалов, начиная с секунды, ученые заметили, что и секунда у всех разная.

– Когда мы просили испытуемых воспроизвести интервал времени от одной секунды до десяти, мы обнаружили, что некоторые из них перевоспроизводят интервал, то есть «их» секунда длится дольше. Либо «недотягивают», укорачивая интервал. Были среди прочих и «точные показания», – рассказывает Борис Иванович. – Интересно другое: ошибка у каждого человека всегда одна и та же. Если испытуемый воспринимает интервал времени, как более короткий, чем на самом деле, то он «торопит» секунды всегда. И, наоборот, если воспроизводимый интервал больше реального – человек медлит каждый раз.

Это постоянство в восприятии секунд заинтересовало в свое время Бориса Цуканова, доктора психологических наук, профессора Одесского Национального университета им. И.И. Мечникова. Он предложил гипотезу, в которой связывал темперамент человека с его личной, индивидуальной биологической единицей времени t (тау). Так, например, для холериков, по данным Бориса Иосифовича, секунда «звучит» всего 0,7 секунды, показатель 0,8 дают сангвиники, ровно секунду определяют меланхолики и 1,1секунды тянется минимальный интервал у флегматиков.

Где же этот счетчик в организме находится? Откуда именно тикает? Американский нейробиолог Дин Буономано из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе считает, что «внутренние часы» распределены по всему мозгу. Это предположение фактически совпадает с идеей Цуканова:

– Он сравнивал сердце человека с маятником часов, – комментирует Татьяна Висковатая, заставшая при жизни Бориса Иосифовича, – а сами часы – в коре головного мозга. Выходит, мы похожи на большие часы, созвучные ритмам и циклам Вселенной. Работа нашего организма полностью управляется этими часами, и срок жизни, и начало болезни отмеряет неведомый нам внутренний счетчик.

– Мы пробовали повторить эксперимент Цуканова, – рассказывает Борис Беспалов, – но прямой связи темперамента с точным воспроизведением временного интервала не обнаружили. Зато в ходе экспериментов подтвердилась другая гипотеза Бориса Иосифовича – о том, что точность воспроизведения «времени» зависит от музыкальной одаренности. Мы исследовали способности учеников Гнесинского училища и музучилища им. Шопена, а также привлекли детей семи-девяти лет. И, представьте себе, выявилась связь не только с музыкальностью, но даже и со специализацией: самыми точными оказались ударники, за ними пианисты, после – струнники.

Властелин часов

Полки книжных магазинов ломятся от пособий: «Как организовать свое время», «Как научиться управлять временем», а то и вовсе академично: «Тайм-менеджмент. Учебник». Тайм-менеджмент превратился в узкую специализацию, вызывающую широкий интерес у деловых людей, усвоивших, наконец, что «время – деньги».

Время в литературе по тайм-менеджменту рассматривается как «самый дефицитный и важный ресурс», которым можно сознательно управлять.

– Управлять временем самим по себе человек не может, – замечает Борис Беспалов. – Поэтому термин «управление временем» достаточно условен. Под ним мы понимаем исключительно управление собственной деятельностью, организацию выполнения задач и распределения ресурсов. Время невозможно «накопить» Но целенаправленно отказаться от одних действий в пользу других, сократив длительность тех или иных занятий, и мы можем «выгадать, выиграть время». Не владея временем, мы, тем не менее, можем делать его «запасы» с помощью одного только планирования. Быть может, в будущем ученые откроют структуру времени, узнают его новые свойства, и мы сможем складывать остатки времени в электронную папку или хранить дома в сейфе. Но пока нам остается корректировать временные характеристики своих профессиональных действий: длительность, локализацию во времени, порядок выполнения и своевременность.

Но, все же, существует какая то несвобода в «организации» времени – блокноты и циферблаты, как жандармы, смотрят с полок, и ты бежишь, бежишь, не успевая. Делаешь, потому что – надо, и живешь по графику, а не по желанию.

– Пожалуй, человека творческого законы тайм-менеджмента в чем то и ограничат, – соглашается Борис Беспалов. – Вдохновение, мысль – их ведь не запрограммируешь. С одной стороны – ресурс, с другой – рамки.

Да и возможно ли всем научиться? Или уже от природы один человек обладает способностью к организации и планированию, а другой – сколько его ни дрессируй с секундомером – живет в своем измерении?

– Можно и нужно! – говорит Татьяна Висковатая. – С тех пор как вопрос времени стал моим научным интересом, я научилась считать секунды. Фиксирую с точностью до секунд, сколько драгоценного и невосполнимого ресурса я трачу на ту или иную деятельность. И, знаете, благодаря такому «учету» мне удалось наполнить свою жизнь большим количеством интересных дел – я стала больше успевать. Жизнь моя стала насыщеннее. И, кажется, длиннее.

Відповіді

  • 2009.06.02 | Георгій

    Ось цe точно!

    Tatarchuk пише:
    > чем человек старше, тем меньше для него «весит» определенный отрезок времени. «Чем дольше живем мы, тем годы короче, тем слаще друзей голоса…» – справедливо пел Булат Окуджава. В целых полтора раза короче показался срок в пять лет испытуемым старше 45 лет по отношению к восприятию тех же пяти лет 17-летними участниками эксперимента.
    (ГП) Cвята правда. Я давно цe помітив на собі. Колись в дитинстві "рік" був такий довгий. І навіть щe відносно нeдавно стільки всього встигало відбутися за рік, два, три, п"ять. А тeпeр, коли мeні за 50, раптом так побігли ті роки...
  • 2009.06.02 | Kohoutek

    Re: Часовой механизм внутри нас

    Я думаю, человеческое время привязано к скорости химических реакций в организме - в частности, в нашем мозге. Известно, что в моменты стресса время может "растягиваться" и человек способен увидеть пулю в полёте или медленно разлетающиеся осколки снаряда; а в заторможенном, сонном состоянии время "сжимается". В последние мгновения перед смертью человек способен прожить по своему ощущению несколько часов (по свидетельствам переживших клиническую смерть), а в летаргическом сне, ощущая окружающее, он не замечает, как проходят годы.

    У Амброза Бирса есть поразительный рассказ на подобную тему - "Случай на мосту через Совиный ручей": http://www.serann.ru/t/t644_0.html
    Очень рекомендую, он совсем короткий.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2009.06.03 | star2009

      Re: Часовой механизм внутри нас

      Действительно, рассказ хорош. Только когда дочитал, вспомнил, что читал его в детстве. Тогда он прошел, как информация, сейчас сопереживание, игры разума - гипоксия, гипервентиляция. Ощущения времени и счастья взаимосвязаны. Видел сам, как человек падал спиной на бетон с нескольких метров и ничего. Время растянулось для него. Иначе неминуемая инвалидность или смерть. Второй подобный случай уже впечатлил меньше - высота была метра полтора. Но, бетон не упруг.
    • 2009.06.04 | +О

      Re: Часовой механизм внутри нас

      пригадався Достоєвський, якого приговорили до рострілу і свої переживання моменту смерті він описав в "Ідіоті"
      http://ilibrary.ru/text/94/p.2/index.html

      Кажуть, що після цього пережиття Достоєвський дуже змінився...
      З повагою
      о.Олег
    • 2009.06.04 | Георгій

      Re: Часовой механизм внутри нас

      Дякую за лінк!

      Щe фільм сучасного амeр. рeжисeра Ceма Мeндeса "Амeриканська красуня" ("American Beauty") тeж має цeй мотив (http://www2.maidan.org.ua/n/culture/1238274298). Там гeрой починає розповідь про своє життя, кажучи, "сьгодні дeнь, коли я вмру." І далі ідe досить довга "пeрeдісторія" його смeрті, а в кінці стає видно, що він цілком рeально побачив вeличeзну кількість подій за ту нібито коротeньку мить пeрeд смeртю. Час розтягнувся, вмістив у сeбe в мільйони разів більшe, ніж він у сeбe "нормально" вміщає.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2009.06.05 | star2009

        Re: Часовой механизм внутри нас

        Очевидно, что значимость события влияет на восприятие, ощущение времени, а ,возможно, и вместимость событий в промежуток вреиени.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".