Александра Дворецкая: Право на протест: как его реализовать в Крыму?

Право на свободу мирных собраний, наряду со свободой выражения мнений и свободой объединений, лежит в основе любой демократической системы. Жители полуострова не раз отвоевывали свои права путем проведения массовых мероприятий: останавливали застройку в центре города, вырубку леса, студенты добивались отмены постановлений центральной власти.

Крымский правозащитный центр “Действие” решил узнать о регулировании данного права на всей территории автономной республики. Исследованию подлежали города Крыма, а также районные центры.

Идея возникла не случайно, еще в 2011 году правозащитный центр “Действие” занялся данной проблематикой в Симферополе. Тогда объектом внимания стало решение №250 исполкома, которое существенно ограничивало право на мирные собрания, устанавливая перечень мест для их проведения, а также 10-дневный срок уведомления и возлагало дополнительные обязанности на организатора акции. Тогда по иску главы правления “Действия” Александры Дворецкой и при поддержке Фонда стратегических тяжб УГСПЛ решение симферопольских властей было признано незаконным, Апелляционный административный суд закрепил данную победу, а право на протест вновь стало принадлежать жителям крымской столицы.

Это пилотное дело стало стартом для проверки остальных городов и крупных населенных пунктов Крыма на наличие местных решений, которые противоречат Конституции Украины. “Как реализовать свое право на мирные собрания в Крыму?” – именно этим вопросом задались региональные координаторы Всеукраинской инициативы “За мирный протест!”, спросив у двадцати органов местного самоуправления о регулировке данной сферы общественных отношений.

В итоге властями, которые боятся своих граждан, оказались чиновники из Евпатории, Джанкоя, Красноперекопска, Сак, Судака, Феодосии, Ялты и поселка Черноморского.

Представители органов местного самоуправления здесь решили, что право на проведение мирных собраний может реализовываться только лишь при обязательном заблаговременном 10-дневном уведомлении, иначе данное мероприятие является незаконным. Тут власть на себя взяла не только роль суда – единственной инстанции, которая имеет возможность запрещать мероприятия – но и переплюнула Конституционный Суд Украины, который в своем решении от 19 апреля 2001 года говорит, что сроки уведомления не определены точно.

Запретом проведения массовых мероприятий несовершеннолетними отличились почти все из вышеперечисленных органов местного самоуправления, то есть, чиновники не заглянули не только в Конституцию Украины, но и ратифицированную Украиной Конвенцию по защите прав ребенка (статья 15).

Остановимся подробнее на самых интересных моментах.

Феодосия: приложение №2 к решению местного исполкома от 04.10.2012 г. №750 предлагает целых два места для публичного протеста граждан – парк по ул. Федько и площадку у центрального городского стадиона. Удивительно, но ни одна площадка перед органом власти не вошла в перечень мест, рекомендуемых для проведения массовых акций.

В Джанкое и Евпатории, например, таких мест тоже два, но если место для вашего протеста не предусмотрено решением № 257 от 24.06.2009 г. (Джанкой) и решением №5-43/3 от 21.04.2009 г. (Евпатория), то вы “с легкостью” можете провести его, при условии наличия соответствующего акта Президента Украины либо Кабинета Министров Украины, некоего “акта Автономной Республики Крым”, местного совета или исполкома. Что ж, все очень просто. Местные органы уже приняли соответствующее решение, с автономной республикой сложнее, ну а у Президента и Кабмина вообще всегда легко и просто получить позитивное решение!

Также, при проведении мероприятия в Джанкое или Евпатории, запрещается до получения разрешения от исполкома информировать о его проведении каким-либо образом.

Но если вам таки удалось получить долгожданное “согласование”, не спешите радоваться: для проведения акции прихватите с собой биотуалеты, пожарную и скорую. Само же место проведения должно быть проверено МВД, МЧС и отделом по управлению ЖКХ за три часа до начала акции, а акт проверки предоставлен в горисполком. Уже представляю себе реализацию на практике этих требований, особенно если начало собрания часов в 9 утра или даже в 10.

В Евпатории же к этому перечню добавится еще и согласование управления здравоохранения, физической культуры и спорта, межнациональных отношений, экономики, торговли и предпринимательства.

Еще один город, где осуществление права на свободу собраний находится на грани фантастики – Саки. Решение здешнего исполкома №259 от 22.04.2010 г. имеет ряд совершенно абсурдных, противоречащих Законам Украины и здравому смыслу конструкций. Так, “проведение массовых мероприятий, проводимых по инициативе иногородних жителей, предприятий, учреждений, организаций, органы которых не расположены на территории города Саки, кроме культурно-массовых и спортивных мероприятий, не допускается”. Знайте, иногородние, уведомление можно подавать только о культурно-массовых пикетах и спортивных забегах с вручением петиции!

Более того, “с целью обеспечения нормальной работы государственных органов и органов местного самоуправления (суд, прокуратура, милиция, СБУ, МЧС, СЭС, ОГНИ, ветслужба, РГА, районный совет, Сакский городской совет, исполнительный комитет Сакского городского совета и др.) не допускается проведение массовых мероприятий возле административных зданий указанных органов”. Так что, если вдруг у вас прорвала канализация, или у вас во дворе незаконная стройка, или же вы выступаете в защиту очередной жертвы пыток в милиции – не спешите под государственный орган, дайте людям “нормально” работать.

Власти Ялты в решении №2000 от 28.09.2008 г. определили, что “в проведении мероприятия может быть отказано, если массовое мероприятие намечено в том месте и в то время, которые уже предоставлены для другого мероприятия, или в месте, в котором ограничивается или запрещается проведение массовых мероприятий”. Видимо, об одновременных собраниях, а уж тем более о контрсобраниях в Ялте не слышали. Так ограничить можно любое мероприятие, сказав, что на данном месте уже будет, например, “День любви”. Что ж, проверить ялтинцы и гости южного города это никак не могут.

В Красноперекопске, Черноморском и Судаке все просто – право на мирные собрания реализуется здесь лишь совершеннолетними, уведомившими за 10 дней и обязательно согласовавшими это с властью, что противоречит уведомительному порядку проведения собраний, закрепленному в Конституции Украины.

Теперь Крымский правозащитный центр “Действие” инициирует восемь судебных дел по отмене решений местных властей. А жителям и гостям Крыма напоминаем, что согласно ст. 39 Конституции Украины, ст. 11 Европейской конвенции граждане имеют право на мирные собрания, а ограничения и запреты устанавливает лишь суд. Уведомление о проведении не является просьбой, а просто сообщает органу местного самоуправления о потребности обеспечить должное административное регулирование. Не существует “санкционированных” и “несанкционированных” собраний, так как разрешения и санкции ни от кого не требуется.

Согласно ст. 92 Конституции Украины, права и свободы граждан регулируются исключительно законами, решения местных властей к таковым не относятся. А если такие решения приняты, то, по сути, это противоречит Конституции.

Конкретный срок подачи уведомления не предусмотрен в национальном законодательстве, само уведомление о проведении мероприятия является правом, а не обязанностью.

Джерело