МАЙДАН

Наталка Зубар: Шара как феномен массового сознания

Від автора. Ця стаття написана в 1993 році. Суспільство з тих пір подорослішало у відношенні до фінансових афер, однак від політиків, нажаль, все ще сподівається тої самої шари...
 
Явление массового стремления к лёгким, но законным способам обогащения, не связанным с производством товара либо оказанием услуги, известно давно и хорошо описано в художественной литературе. Стремление получить деньги таким способом ("на шару") практически во всех морально-культурных формациях осмеивается, стремление же "нажиться" на этом — осуждается. Серьёзные исследования на эту тему, проводимые по заказу правительств, и реже — рекламных фирм, практически недоступны широкому читателю, хотя их результаты представляют несомненную ценность практически для каждого. А уж кто как ими воспользуется...

  СПРАВКА

Термин "шара" родом из начала 19 века, а точнее времён войны 1812 года. При отступлении из России армии Наполеона голодные и замёрзшие французы заходили в дома просить подаяния и обращались к хозяевам "Cher ami" ("дорогой друг"), за что были прозваны в народе "шерамишники", что быстро трансформировалось в "шаромыжников". Этим словом стали называть человека, желающего получить что-либо задаром, не прикладывая к этому усилий. Это слово сохраняло свою популярность вплоть до революции. В сыскных департаментах "шаромыжниками" называли "интеллигентных" вымогателей — брачных аферистов, воров на доверии и т.п. В кругу этих "специалистов" и возникло производное от "шаромыжника" — "шара" или именно то, чего ищет вышеозначенный тип.

  1. ОГРАНИЧЕНИЯ

Из нашего рассмотрения намеренно исключены такие разновидности "шары", которые хоть в малой степени могут быть отнесены к уголовно наказуемым. Мы не исследовали классические приёмы О.Бендера "Продажа билетов на Провал" и "Сбор денег на Союз Меча и Орала", хотя количество подобных провалов, мечей и оралов растёт лавинообразно.

Вот как выглядит современный "Провал": участок дороги, где обычно паркуются машины (возле крупных учреждений, финансовых организаций, торговых точек), огораживается флажками и здоровенными детинами, которые пытаются брать деньги за стоянку. Ответом на недоумённые вопросы обычно служит: "Это частная стоянка, у нас есть решение горисполкома"). Действует в 7 случаях из 10, с особо упорствующих денег не берут, в условиях большого города такой "стоянке" удаётся простоять 2-4 часа, пока какой-нибудь особо сознательный водитель не привезёт представителей властей, либо средств массовой информации.

И хотя вероятность уголовного наказания за подобные мероприятия, особенно в области "Сбора денег на...", крайне низка, учитывая загруженность правоохранительных органов и обилие гораздо более серьёзных преступлений, такой вид "наживы" к "законным" отнести нельзя.

Мы не рассматривали также азартные игры, как "классического": рулетка, карты, тотализатор на скачках так и "нового" типа: напёрстки, игральные автоматы и т.п. Исследованиями этих феноменов давно и успешно занимаются психиатры и психологи.

Мы также не считаем "шаровым" заработком результаты деятельности "ходячих брокеров" и "челноков", хотя широкие массы экономически пассивного населения придерживается именно такой точки зрения. В случае их деятельности налицо оказание услуги: "своднической"— по знакомству продавца, покупателя и товара, либо торгово-транспортной. По мере дальнейшего вовлечения людей в экономическую деятельность представления о "лёгкости" и "шаровизме" такого труда будет проходить. Даже в условиях старой Украины сваха и чумак, хотя и не были наиболее уважаемыми занятиями, но всё же считались за ремесла, не самые лёгкие, зато хлебные.

Поэтому мы оставили в поле нашего зрения только те виды "лёгкого законного обогащения" (шары), которые для их потребителя являются абсолютно безопасными с точки зрения закона.

  2. КЛАССИФИКАЦИЯ

"Я знаю 400 сравнительно законных способов отъёма денег у населения".
О.Бендер

Обобщив опыт О.Бендера и последующих поколений, мы выделили всего 3 основных приёма "отъёма денег у населения":

1. Лотерея. (Покупка билета, более или менее достоверный розыгрыш, публикация его результатов, получение или неполучение приза).

2. Информационное попрошайничество ("Вышлите 200 рублей и чистый конверт и получите гарантированный способ как заработать миллион за неделю!")

3. Финансовые игры (имени Буратино: "Сегодня деньги нам, завтра — большие деньги вам")

Вне зависимости от добросовестности оказывающего услугу, потребитель её рискует только своими деньгами, но не вступает в конфликт з законом. Приобретение акций "липового" предприятия, посылка денег на а/я № неизвестного жулика и покупка поддельной лотереи есть действия вполне законопослушные и добропорядочные.

Несмотря на кажущиеся различия эти явление взаимосвязаны и обладают массой сходных черт, которые мы и попытаемся продемонстрировать.

  3. ИГРЫ ДОБРОЙ ВОЛИ

Лотерея в нашем обществе — явление не новое, хорошо прижившееся и десятилетиями используемое родным государством для выкачивания денег у граждан. В последнее время денежно-вещевые лотереи всё более уступают место просто денежным и мгновенным: типа старого доброго "Спринта" или нового шедевра — бестиражной лотереи "Укрсибинкор". Статистические исследования показывают, что 85% взрослого населения нашей страны хотя бы раз покупало лотереи, 50% покупает время от времени, 30% покупает раз в месяц, 15% — раз в неделю. Такие высокие показатели "лотерейной активности" характерны для малоразвитых стран, либо малоимущих групп населения. (Для сравнения: в США эти показатели в 1,5-2 раза ниже).

При этом наибольшего расцвета лотерея в США достигла в годы "Великой депрессии", с тех пор среди беднейших слоёв негритянского населения бытует игра "Номерки", проведение которой длительное время было нелегальным. По форме напоминает "Спортлото", только розыгрыш проводился негласно. Лотерея эта стала настолько глубоким феноменом массового сознания, что нашла своё отражение в чёрной музыке. В Германии лотерейное движение с наибольшей силой развивалось в этом веке после обеих войн.

Наиболее благоприятным для лотерей является период экономического спада, массовой безработицы, обнищания населения. Политический фактор не оказывает существенного влияния на этот процесс и лотереи характерны как для тоталитарных, так и демократических режимов.

Основным "потребителем" лотерей является экономически пассивное население — молодёжь, не успевшая приобрести специальность и профессиональную ориентацию, низкоквалифицированные работники, малооплачиваемые служащие, лица "без определённых занятий", домохозяйки в семьях с низкими доходами. Эти категории составляют 80% покупателей лотерей. Остальные могут быть отнесены к "любопытствующим" и большинство из них именно те, кто покупает лотерею 1 или несколько раз в жизни.

Среди них можно выделить одну категорию — "случайные счастливчики". Это люди, которые неожиданно стали обладателями относительно больших сумм денег: наследство, случайная находка, крупный выигрыш как в лотерею, так и другим способом. Т. е. получившие деньги "на шару". В 65 случаях из ста люди теряются и не способны быстро определить, что с ними делать. И по крайней мере часть этих денег уходит на приобретение лотерей. Это потенциальные покупатели крупных партий лотерейных билетов. Известен случай покупки всего содержимого лотерейного киоска (5 видов лотерейных билетов).

Исследования показывают, что лица, выигравшие в лотерею в 9 случаях из 10 снова покупают билеты этой лотереи. При этом процент "реинвестиции" составляет от 30 до 100 в зависимости от суммы выигрыша. Пропорция здесь обратная — т.е. выигравший рубль чаще всего купит на него ещё один билет (100% реинвестиции), выигравший миллион — купит билетов на 300 тысяч (30% реинвестиции). Этот феномен и составляет надёжную финансовую базу любой лотереи. При любом проценте ликвидности мероприятия (в среднем 20-25% собранных денег возвращаются в виде призов) именно "реинвестиции" — многократные покупки составляют эти 20-25%.

В особенности после "Великой депрессии" в США лотереи стали предметом исследования психологов и математиков. Модель устойчивой лотерейной компании может быть просчитана и спрогнозирована чисто математически. Лотереи имеют свой период зарождения, развития и распада. Средняя продолжительность жизни лотереи 5-7 лет. Это эквивалентно периоду профессионального становления нового поколения. Есть и долгожители, но их меньшинство.

Раздел математики, изучающий лотереи, а также статистические игры (карты, кубики, рулетку) с конечным числом элементов получил название "Теория игр". Интересно, что абсолютное большинство специалистов в этой области в период их профессионального становления обязательно пытается проверить теорию на практике и проходит короткий период бурного увлечения азартными играми и лотереями. Обычно результат их экспериментов оказывается нулевой — сколько проиграл, столько и выиграл.

Хотя лотереи являются самым примитивным способом отъёма денег у населения, при этом они остаются в слаборазвитых странах и самым популярным способом получить "лёгкие, но законные деньги". При этом известна закономерность — чем проще условия лотереи, тем вероятнее она обречена на успех. В нашей стране в своё время это продемонстрировало появления лотереи "Спринт", которая в отличие от "Спортлото" давала результат сразу же и не требовала зачёркивать какие-то цифры, т.е. производить хоть какие-то затраты умственного труда. "Спринт" приносил в среднем в 2 раза больше прибыли, чем "Спортлото".

Данная ситуация может показаться парадоксальной. Розыгрыш "Спортлото" производился гласно, более или менее объективно. Каждый участник мог проверить и сравнить свой результат с призовым и знал призовой фонд. При этом в случае "Спринта" покупатель вообще не имел гарантии, что в мешке есть хотя бы один выигрышный билет.

Кстати, такие сомнения приходили в голову только 25% потребителей лотерей и 85% "не принимавших участие".

Основным критерием психологической поддержки для участника лотереи есть уверенность в том, что существуют выигравшие крупные суммы люди. Сведения такого рода обычно передаются в устной форме и весьма сомнительны по части их достоверности. Газетные сообщения "Гражданка Иванова выиграла квартиру" гораздо менее стимулируют желание купить билетик ("газеты всё врут!"), чем рассказ сослуживца о "Валиной соседки сестры племянника", который выиграл миллион. При попытке проверить сообщение и обнаружении, что у соседки отсутствует племянник, а у Вали — соседка, праведный гнев обрушивается не на рассказчика, а на "разоблачителя". Людям очень хочется верить в "счастливый случай". По косвенным оценкам экспертов 65% таких рассказов оказываются перевранными, срабатывает либо принцип "испорченного телефона", либо "улучшения действительности".

Так, по мере прохождения рассказа о вполне реальном выигрыше реальным человеком стиральной машины по учреждению размером в 500 человек персонала, стиральная машина превратилась в автомобиль, а его счастливый обладатель трижды менялся. При этом "счастливчик" всё время оказывался сотрудником данного учреждения.

25% рассказов о "счастливых билетиках" являются плодом индивидуальной или коллективной фантазии и не имеют под собой вообще никакого основания. И только 10% историй оказываются правдивыми.

Роль устных рассказов в решении о приобретении той или иной лотереи является определяющей. Почти наверняка можно предположить, что при любой рекламной компании в средствах массовой информации человек не приобретёт лотерею, про выигрыши в которой он ничего не слышал на работе, в компании, в транспорте и других ситуациях массового сбора людей.

При этом, конечно, реклама играет свою роль. Приёмы тут давно сложились и не изобилуют новшествами, но наиболее эффективным остаётся: "Это просто! Вы покупаете билет — и удача улыбнётся вам!" Фантазия изготовителей рекламы работает, как правило, над изображением этой самой удачи — квартира, машина, путешествия, девочки и т.д.

Рекламные стратегии лотерей редко строятся на показе "вытащивших счастливых билет". Как правило, показ этих людей, кем бы они не были, вызывает раздражение — "они точно блатные, у них там всё куплено!" скорее, чем основной рекламный рефлекс — "А я чем хуже?"

Исключение составляют многочисленные телеигры, которые не вполне попадают в поле нашего зрения, так как чаще всего они строятся не на принципе случайной фильтрации — "счастливого билета", а на принципе викторины: нужно что-то отгадать, сочинить и прислать первым. Подобные мероприятия относятся к предмету рассмотрения лишь постольку, поскольку они сосуществуют в одном информационном пространстве с лотереями и пик их популярности также приходится на периоды нестабильности. Однако основной потребитель и наиболее активный участник телеигр — лица пожилого возраста, либо служащие с низкой степенью экономической активности. "Поле Чудес" и лотерея — не конкуренты, но рыдающая от счастья у рулетки победительница "Суперигры" безусловно стимулирует потенциально способных к покупке лотерей к стремлению повторить её успех менее хлопотным способом.

Существуют не только ярко выраженные возрастные и социальные особенности потребителя лотерей. И хотя именно женщины являются основным источником "правдивой" информации о больших выигрышах, до 80% покупателей лотереи — мужчины. А среди покупателей-женщин абсолютное большинство имеет возраст до 30 лет. (В случае телеигр — соотношение обратное, их предпочитают женщины).

Наиболее яркая и успешная компания одной лотереи была проведена в США в 70-е годы, где герой с ковбойской лихостью мчал по прерии, лез по горам, плыл по бурным рекам, с кем-то дрался — и всё это для того, чтобы купить лотерейный билет. (Слегка напоминает одну современную "лотерейную" рекламу?) Заканчивалась та реклама словами: "Настоящий мужчина не боится рисковать!"

В этом глуповатом лозунге (какой риск в том, чтобы потратить 25 долларов?) сконцентрирован основной психологически мотив участника лотереи, который мы назвали "Безопасный риск". И если желание получить деньги "на шару" есть вполне экономически обосновано и есть единственный законный способ стать богаче для тех, кто не способен эффективно продать свой труд, либо не обладает общественно ценными трудовыми навыками; то фактор "безопасного риска" придаёт этому вполне прозаическому и пресному процессу элемент азарта. Заядлые "лотерейщики" превращают сам процесс выбора билета в ритуальный акт, каким-то образом апеллируя к высшим силам, которые и должны принести удачу. Известны случаи, когда люди ставили свечку святому, чтобы выиграть в лотерею.

И тут мы подходим к почти мистическому фактору. Дело в том, что христианская церковь никогда не приветствовала подобные пути "лёгкого законного обогащения". Ещё совсем недавно в Польше раздавались с амвона проповеди о необходимости запрета разного рода лотерей как богохульных. В качестве типичных аргументов выдвигаются такие: господь велел зарабатывать хлеб насущный в поте лица своего, а не "на шару", вызов силам судьбы, игра с удачей — есть прямое заигрывание с дьяволом; упование на случай есть противопоставление божественному пути, начертанному каждому из нас. Типичный конец такой проповеди: "Чем бросать деньги Дьяволу, лучше употребить их на богоугодное дело: ремонт храма, содержание приюта и т.п." Если бы не такие концовки, пропаганда, возможно имела бы успех.

Польша не одинока, время от времени такие голоса звучат в Италии, Испании, и, особенно, в странах исламского фундаментализма.

Такое отношение к "воле случая" характерно для всех постязыческих религиозно-культурных формаций и это моральное осуждение со стороны наиболее ортодоксальных членов общества как всегда даёт лишь дополнительный рекламный эффект. В обществе, где по древнему представлению "Трудом праведным не наживёшь палат каменных", единственно праведным способом нажить хоть что-то является именно лотерея. И этим самым она создаёт первую ступеньку для развития экономической активности граждан. Эту стадию мы назвали — "детство".

  4. "ДАЙ МИЛЛИОН!"

"Эй вы, господа! Что же вы обещаете работу, а сами даже не отвечаете на письма?! На ком вы наживаетесь? Неужели это пойдёт вам впрок? Эх вы, горько и обидно. Лида».
Крымская газета бесплатных объявлений "Сорока"

Термин "информационное попрошайничество" не является бесспорным и применён нами как компромиссный, так как содержит в себе элемент эмоционального отношения "попрошайка — это стыдно". Мы колебались между этим термином и другим "информационное вымогательство", но предпочли всё же первый, так как вымогательство, это ещё и уголовно наказуемо. На самом деле ничего особо стыдного или уголовно наказуемого в этом нет. Податель объявления типа "Работа за рубежом. 300 руб. в конверте и адреса работодателей — Ваши" не вступает в противоречие с законом, если, конечно, зарегистрировался как предприниматель и исправно платит налоги. В противном случае, он может иметь неприятности с финиспекцией, но как и в случае с новыми "Провалами", почти гарантировано, что до него не дойдут руки.

Явление информационного попрошайничества существует во всех странах с развитыми средствами массовой информации, а значит с относительно высоким уровнем демократии. В странах с цензурой это явление практически отсутствует. Для нашей почвы оно совсем не ново: дореволюционные журналы типа "Нивы" пестрели объявлениями типа: "Патентованный способъ заработать 10 тыс. в год", "Как я увъличила свой бюстъ на 16 сантиметровъ. Унiкальныя данныя всъго за 57 коп." Читая современные газеты бесплатных объявлений, излюбленное "рабочее место" информационных попрошаек, часто приходишь к интересному выводу — за 100 лет не изменился ни способ подачи, ни предлагаемый "товар". В начале века уже можно было встретить и "пчелиный ядъ", и "жёлчныя камни крупнаго рогатаго скота" — излюбленная тема рецептов обогащения, высылаемых в ответ на "300 руб. и конверт с обратным адресом". Существовали и обильные предложения "Работа в Париже", преимущественно липовые.

С развитием цивилизации развивается и этот вид "бизнеса". Сегодня даже в элитарных американских журналах типа "OMNI" можно встретить, правда, далеко не бесплатные объявления на ту же тему. Но в отличие от своих более бедных собратьев американский попрошайка закупает сразу полосу издания и мелким шрифтом забивает её длительными отзывами о своей несравненно методике обогащения. Крупно выделяется только сакраментальная строка. "Как я сделал миллион за год!" Автор выражает готовность поделиться своими знаниями всего за 12$ и более того, по первому требованию прислать их назад, если вы окажетесь недовольны рецептом.

Но это для нас в будущем, хотя и не очень далёком. А пока этот рынок "информационных услуг" находится на дореволюционном уровне.

  Основные виды предложений на нём составляют:

1. "Эликсир жизни" — проверенный рецепт от всех болезней и напастей. (Сюда же входит приворотное зелье). Услуга-ветеран. Пользуется устойчивым спросом. Составляет 10% всех предложений и имеет довольно высокий коэффициент отклика — порядка 25%. Почти стопроцентно "добросовестная" услуга — ответы приходят в 90 случаях из ста. Из них количество "оригинальных" рецептов (собственного сочинения либо переданных по наследству, по знакомству и т.п.) ничтожно мало — не более 5%. 20% переписываются из немассовых изданий, остальные — из журналов типа "Работница", "Здоровье", "ФиС" и многочисленных газет вроде "На грани невозможного", "Голос Вселенной" и т.п. Средняя стоимость одного экземпляра такого издания примерно в 10 раз ниже запрашиваемой цены рецепта.

На этой услуге существенно сказывается мода. Сегодня уже практически прошла мода на продукты пчеловодства, мочу, мумиё и прочие доступные продукты. Особенно распространены предложения "экзотического" типа с рогами единорога, лапками лягушки, мускусом и лепестками лотоса.

2. Советы по садоводству и домашнему хозяйству. Во многом аналогичны предыдущему. Спроса и предложения меньше. В больших городах практически не пользуется спросом. Потенциальные покупатели есть в мелких населённых пунктах, куда плохо доходят центральные газеты, журналы, не охваченных сетью реализации частных издательств, стабильно выпускающих дешёвые брошюрки на эту тему.

Ни в коем случае не следует считать, что все предложения на эту тему подпадают под предмет нашего рассмотрения. Часть садоводов действительно рассылают собственные рецепты и технологии, а не компиляцию из старых журналов "Наука и жизнь". Однако стоит обратить внимание, что большинство из них это делает либо бесплатно, либо на основе натурального обмена.

3. Предложения работы за рубежом. Пик спроса минул в прошлом году. Как правило, в последнее время предоплаты не требуется, оплата по приходу ответа. Сам ответ в 80 случаях из ста представляет собой переписанный из газет и специализированных журналов список фирм и их адреса. Списки на работу в Германию ходят уже два года без заметных изменений. Появилась новинка — работа в ЮАР с адресами алмазных приисков. Очень хорошо оформленный буклетик (цена на начало мая 1250 куп.) с фотографиями рурских рудников из немецкого журнала "Гутен Таг" и списком адресов, в которых приведены почему-то маленькие городки и деревушки Германии. Специалисты по полиграфии утверждают, что это чудо современного "бендеризма" напечатано скорее всего в Туле.

Два-три года назад таким же образом расходились "анкеты на ПМЖ", большинство из которых вообще не имело ничего общего с оригинальными, не говоря уж о том, что почти никакие посольства и не принимали никаких анкет, выданных не ими конкретным лицам.

Реальные предложения работы (около 20%) ограничиваются либо полулегальной сезонной работой (меньшая часть), либо совсем нелегальной работой в сфере проституции и порно-бизнеса. Но это уже не наша сфера.

4. "Как заработать миллион". Наиболее популярная в этом сезоне услуга (Смело можем прогнозировать, что и в следующем). На неё существует спрос на уровне 50%. Отклик составляет 70% в случае предоплаты и 95% в случае оплаты по факту. Именно эта услуга и представляет наибольший интерес при изучении "шаровой" психологии.

Большинство ответных посланий содержат в себе доморощенные, либо "творчески переработанные" рекомендации из области частного предпринимательства. 80% опрошенных нами получателей таких посланий не высказывают к их авторам особенных претензий и не жалеют о потраченных деньгах. Типичный ответ: "Это конечно, не совсем то, что я ожидал, но информация всё же не бесполезная." Это могут быть целые разделы "Справочника биржевой деятельности", чертежи установок для сбора пчелиного яда, производства сахарной ваты, поп-корна, рецепты самогонов и т.д.

Встречаются и случаи абсолютно "добросовестных" ответов. Несколько опрошенных в Крыму получили одинаковые листки ксерокопий с таким текстом: "Если вы действительно хотите стать богатым человеком, начните с того, что научитесь считать деньги. Не тратьте даже малые сумы на сомнительные цели. Не посылайте деньги незнакомым людям по подобным объявлениям, никому не давайте взаймы беспроцентно, даже близким родственникам." (Орфография оригинала).

Разочарование открыто высказывают обычно только вовсе не получившие ответ (см. эпиграф), либо обладатели вышеприведенных "добросовестных" советов. Все их получатели были настолько возмущены, что пытались преследовать своего "благодетеля" по суду. На что последний ответил весьма своеобразно. Он выслал каждому по первоисточнику — переиздание американской книжки 20-х годов, всё содержание которой и может быть сведено к такой аннотации. Однако эта мудрость была изложена в гораздо более наукообразной форме и сдобрена многочисленными примерами a la Карнеги. Исковые заявления были отозваны.

Этот почти анекдотический пример хорошо иллюстрирует мотивацию клиентов "информационных попрошаек". Основным мотивом их обращения к неизвестным "благодетелям" является не только и не столько желание сделать большие деньги, сколько получить умный совет, консультацию, быть "обученным". И процесс такого обучения намного важнее самого результата.

Те, кто учитывает сознательно или интуитивно эту тягу к просвещению достигают наибольших успехов в сборе денег у населения. Один мытищинский предприниматель высылает уже 22 (!) серию рекомендаций "Как начать своё дело без стартового капитала, связей и опыта". Выпуск состоит из ротапринтной брошюрки объёмом в 48 страниц, и представляет собой, по сути, компиляцию "газетно-журнального" опыта эпохи перестройки — статей об удачливых предпринимателях, об истории развития фирм и т.д. При этом он опирается преимущественно на отечественный или польский опыт. За 3 года работы у этого "почтового профессора" образовалась постоянная клиентура и он уже принимает подписку на 3 года вперёд.

Основной потребитель советов "про миллион" — лица старше 30 лет, с ярко выраженным стремлением к самостоятельной экономической активности. При этом уровень их образования составляет, как правило, не выше среднего специального, реже — высшего гуманитарного. Лица с техническим и экономическим образованием чаще оказываются по другую сторону прилавка, т. е. предлагают свои знания по добыче миллиона. Третья и не малая группа "продавцов информации" — подростки от 11 до 15 лет, преимущественно мальчики. Владельцем а/я при этом является обычно бабушка или сосед-пенсионер, родители в тайны бизнеса посвящаются редко. Более того, для этих юных предпринимателей именно родители чаще всего служат моделью клиента. Дети с хорошим образованием и развитыми аналитическими способностями очень рано реально оценивают способность своих родителей "сделать миллион за месяц" с помощью газетных объявлений.

Интересно, что уровень доходов тех, кто пишет объявления и тех, кто отвечает на них обычно не сильно разнится. Это семьи со средним достатком, многие из них имеют опыт работы в коммерческих структурах, но не в их управлении и не на правах собственника. Помимо поисков мудрости за 200 куп. в газете они стремятся и сами покупать популярную литературу по предпринимательству и стремятся посещать всяческие курсы, обычно за счёт предприятия. У этих людей довольно прочно сформирована установка о необходимости образования, но ещё не успел развиться способ определения реального стоимостного эквивалента получения знаний, т.е. механизм определения, сколько нужно вложить денег в образование, чтобы научиться зарабатывать миллион за месяц.

Как и в случае с лотереей, большая часть потребителей "информационных попрошаек" это мужчины, но их преобладание здесь уже менее значительное (60%). Основной их стимул — желание "научиться на шару", что уже существенно отличает их от лотерейщиков, которые ограничиваются только "заработком на шару". Этих людей характеризует высокая степень доверия к более образованным в сфере бизнеса людям, тем, кто знает, "как сделать миллион". Эти люди способны к систематическому труду, но, как правило, не способны к информационному поиску и творческой работе. Они хорошо размножают чужие идеи, около 20% пытаются распространять полученный по почте опыт далее, причём небезвозмездно.

По косвенным оценкам число потенциальных клиентов "информационных попрошаек" составляет около 10% взрослого населения.

К косвенным оценкам приходится прибегать ввиду практически полной невозможности провести непосредственные. Дело в том, что жертвы даже прямого обмана "информационных попрошаек" предпочитают не распространятся о том, что были обмануты. А некоторые даже рекламируют полученную услугу по принципу: "Я попался, так может я буду не один".

Один московский подросток в возрасте 13 лет ещё в 70-е годы провёл любопытное исследование, обернувшееся неожиданно даже для него самого неплохим заработком. Раскопав на даче старый прибор "Волшебный фонарь", он слегка обновил его, криво намалевал лозунг "Тайны любви. Всего за 5 коп." и вышел со всем этим к ВДНХ. Всего за 5 коп. публика могла посмотреть в глазок и увидеть внутри Волка из "Ну, погоди!" взасос целующего Зайца (кадр из ранних серий). На юного бизнесмена смотрели недоумённо, с подозрением, ещё как-то, но за неделю "стоянки" ни один человек не потребовал назад свои деньги и не поднял шум. Когда выстраивалась очередь, человек отходящий от окошечка всем видом подвигал других к просмотру. Так московский мальчик обнаружил, что со времён О'Генри ничего не изменилось.

Степень доверия малообразованных и не способных к самообучению людей к чужим знаниям действительно не изменилась. По-видимому, это есть своеобразная социально-психологическая константа. Примерно 10% населения способно не только абсолютно некритически воспринимать любую информацию, исходящую из "авторитетного" источника, а ещё и платить за эту информацию. 65% опрошенных получивших буклет "южноафриканских приисков" признались, что им и не приходило в голову изучить карту страны, в которой они собираются найти своё счастье.

Эти люди во всех странах мира составляют основу среднего класса и являются самым любимым объектом для создателей рекламы, среди них чаще всего собирают пожертвования на предвыборные нужды. Эти люди с начальными признаками экономической инициативы, большинство из которых так и останутся на этом уровне.

Общество, создавшее условия для развития феномена "информационного попрошайничества" переходит на следующую, более высокую ступень развития экономической активности. Эту стадию мы назвали: "Отрочество".

  5. НЕ ПРЯЧЬТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ ПО БАНКАМ И УГЛАМ.

"Сколько рыбку макухой не корми, она всё равно червяка просит".

Игра имени Буратино известна всем: сегодня вы зарываете деньги в землю (недвижимость, нефть, торговлю, "наивыгоднейшие инвестиции"), а завтра (через пять лет, год, месяц) без всякого вашего участия из них вырастет золотое дерево. В стабильном экономически развитом обществе эта игра есть не только неотъемлемым элементом функционирования финансовой системы, а и источником основного дохода до 10% населения, а дополнительного — до 85%. Высокий процент занятых на обслуживании "финансовых игр", либо получающих с них дивиденды характерен для постиндустриальной эпохи. "Легким заработком" это можно назвать в той же мере, как и заработок чумака и свахи, поскольку обладание акциями и другими ценными бумагами требует постоянного отслеживания состояния рынка, без чего любой капитал может неожиданно обесцениться. Даже привлечение для этих целей специалистов—брокеров не избавляет от необходимости следить хотя бы за самим брокером.

Но это всё происходит в странах, где 12% учётная ставка — это чуть ли не национальная катастрофа, а 5% инфляции в год могут повалить правительство.

В нашей сегодняшней экономической ситуации, когда Нацбанк ежемесячно поднимает ставку, а курс местной валюты колеблется относительно настроения депутатов двух Верховных Советов, именно финансовые игры и становятся самой доходной и лакомой "шарой".

Мы исключим из рассмотрения акции промышленных предприятий и банков и остановимся только на ценных и "малоценных" бумагах, выпускаемых разнообразными неспециализированными компаниями, деятельность которых связана с финансовыми или товарными спекуляциями.

Обилие предлагаемых "финансовых игр" характерно для этапа первоначального накопления капитала, структурной реорганизации экономики, гиперинфляции. В ситуации стабильной экономики подобные акционерные компании вымирают, уступая место производственным предприятиям или крупным торговым объединениям. Кроме того, для существования "игр Буратино", как и для "информационных попрошаек" обязательно наличие развитой демократической прессы — для оповещения населения о своей деятельности. Для этого вида "шары" реклама является наиболее важным инструментом работы и основной статьёй затрат.

Основной рекламный лозунг: "Мы позаботимся о ваших деньгах!" чётко отражает потребность экономически необразованного общества в доверенном управляющем свободными денежными ресурсами, быстро съедаемыми инфляцией. Однако сам процесс выбора этого "управляющего" требует некоторых усилий, самое малое — получения информации о финансовой состоятельности компании, который предполагается отдать деньги "на сохранение", оценки реального уровня инфляции и сопоставлении его с предлагаемым процентом. Подобную информацию можно получить, как правило, из открытый источников — газет, телевидения, радио, однако, для её анализа требуется хотя бы способность анализировать данные на уровне здравого смысла.

75% лиц, приобретающих разнообразные "ценные" бумаги никогда об этом не задумывается и не считает необходимым предварительную подготовку к процессу "отдачи денег". Именно поэтому и можно отнести этот вид экономической активности к "лёгкому законному обогащению" или "шаре".

Пока наибольших успехов в отъеме денег у населения удаётся достичь только с помощью рекламы. На территории СНГ есть не более десятка компаний, выпускающих в продажу денежные обязательства, которые приобретаются прежде всего потому, что они подкреплены реальным капиталом. Абсолютное же большинство выпускающих акции, сберегательные чеки, депозитные сертификаты, страховые и пенсионные полисы, контракты, договора и прочая, и прочая оборачивает собранные с населения деньги в сфере оптовой торговли или финансовых спекуляций. При этом около 50% их денежных обязательств не зарегистрированы как ценные бумаги и государство не несёт никакой ответственности по их обязательством (оно и по своим-то обязательствам ничего носить не хочет). Встречаются "ценные бумаги" без печати, напечатанные на почти туалетной бумаге, без всякой защиты. Ни один суд не посчитает их правовым документом.

Но и при этом покупатели находятся. Люди легко "клюют" на любые обещания — и "коттедж за городом", и "телефон вне очереди", и "мы защитим вас от роста цен", и "ваша старость обеспечена". Последнее срабатывает наилучшим образом поскольку большая часть приобретающих подобные обязательства — люди старше 45 лет, преимущественно женщины. Все, кто привык откладывать "на чёрный день", лихорадочно ищут замену привычной сберкнижке. Конечно, любая коммерческая структура предлагает больше, чем Сбербанк, но...

Желание переложить на других проблемы заботы о своих финансах, в принципе, довольно естественно. В периоды стабильности эту роль охотно брало на себя государство. Под конец своего существования СССР успел сдоить своих преданных граждан на миллиардную сумму аванса за дефицитные товары, которые вот уже пару лет, как должны были быть розданы счастливым владельцам. Сейчас у правительств новых государств пострадавшие требуют справедливости. Но почему-то в те еще недалекие от нас времена уже были люди, вытаскивавшие все свои запасы из сбербанка, и скупавшие всё подряд, кроме "липовых" обязательств уже тогда явно разваливавшегося государства?

Крах доверия к государству заставил людей бросится в другую сторону. Охватившая сотни тысяч наших граждан два года назад финансовая игра "Супершанс" и ей подобные сильно смахивали на описанную выше лотерею, как по форме, так и по мотивации участников.

Подобные "почтовые" игры тоже являются предметом изучения теории игр и могут быть довольно точно статистически описаны. Основное их правило: наибольшие шансы имеют первые вступившие в игру. Описание модели "Амстердам-клуба" мы приведем впоследствии.

И хотя эти "Супершансы" и акции какой-нибудь Хрюковской инвестиционной корпорации разделяет пропасть из законов, банков, налоговых инспекций и министерств, основа их функционирования одна — деньги в обороте. И психологическая мотивация и даже поведенческие характеристики участников этих финансовых игр тоже одинаковы. Раздутая парой местных газет и уличным рынком мода на акции никому не известной фирмы и ночные очереди в Москве за дивидендами по акциям гермесовских структур для их участников идентичны.

Нежелание прикладывать интеллектуальные усилия для обеспечения собственного будущего весьма часто приводит к плачевным результатам. Акционерное общество, располагающееся в ветхом подвале жилого дома, выдающее бледные ксерокопии с неразборчивой печатью и обещающее 1000% годовых, скорее всего растворится в пространстве задолго до срока выплаты обещанных дивидендов. Громкая афёра в Санкт-Ленинграде, когда некоему "ЛТД" удалось изъять приватизационные чеки у 100 тысяч граждан под обещания сделать их к 2000 году акционерами новых квартир(?!), и после этого благополучно улизнуть и от правоохранительных органов, и от журналистов,— это только начало надвигающейся волны финансовых "лоходромов".

История с неполученным дефицитом повторяется. Приблизительно три четверти организаций через год действительно выплатят обещанный дивиденд. Но через десять лет... Если уровень инфляции будет превышать тысячи процентов в год, к тому времени не останется ни акций, ни договоров, ни выпустивших их организаций, а новые обкомы сделают "морду чайником" и резонно ответят, как и сегодняшнее правительство: "А мы вам ничего и не обещали". А если уровень инфляции упадёт и экономика стабилизируется, то выплачивать 1000% годовых станет просто нечем. Что будут говорить тогда? Что-то вроде: "Мы же вас предупреждали, жизнь — это риск!"

Риск в случае финансовых игр уже отнюдь не безопасный. И суммы возрастают, и потенциальная прибыль — тоже. Но психологическим стимулом "игрока" является как раз стремление избежать риска, риска обесценивания денег, риска потерять финансовую опору в будущем. Поэтому пока наибольших успехов достигают именно те компании, которым удаётся показать собственную надёжность и непотопляемость. Уверенный тон и безапелляционность рекламы действуют на потребителя гораздо сильнее, чем самые высокие проценты. Известны случаи массовой покупки акций с декларировано невысоким дивидендом только по причине "солидности" рекламы.

Второй принцип успеха финансовой игры — "народность". И продавец, и его реклама должна быть похожа на сам народ. Поэтому так охотно и обильно используются для проталкивания финансового "продукта" приёмы и принципы компропаганды и агитации. Особенно в этом преуспевает официальная реклама российской приватизации. Хрестоматийные старики с чаем и вареньем рассуждающие об акционировании списаны с рекламы "морального кодекса строителя коммунизма" и именно поэтому вызывают такое неприятие у следующих поколений. Но молодое поколение и не нуждается в таком "промывании мозгов". Дети школьного возраста, студенты и просто молодежь не озабочена как правило поисками доверительного управляющего их деньгами, а скорее поисками самих денег.

Период "финансовых игр" проходят все общества при формировании полноценной финансовой системы. При этом складывается общественное осознание как понятия "капитал", так и индивидуального положения каждого члена этого общества в процессе обращения капитала. Для этого периода характерны крайности, ошибки, очарования и разочарования. Как и вообще для юности. Именно так, как вы уже, наверное, догадались, мы назвали эту стадию, которую неизбежно проходит массовое сознание.

  6. СОЗРЕЛИ ВИШНИ В САДУ У ДЯДИ ВАНИ...

Вслед за этим следует, конечно же зрелость, период, когда происходит становление производственных инфраструктур общества. Заканчивается "шара", начинается работа, складывается стоимость труда, рынок трудовых ресурсов. В массовом сознании закрепляются оценки и ориентиры ценности труда в зависимости от общественной значимости производимого продукта.

Но сейчас, когда общество уже не ценит труда ни рабочего, паяющего дефектный телевизор, ни управленца, плохо выполняющего ещё худшие законы, ни крестьянина, дерущего втридорога (т.е. реальную цену) за свою картошку, ни лоточника, просиживающего на жаре и морозе по 16 часов в день, ни учителя, запутавшегося в системах и языках преподавания, ни "чумака", ни "свахи", ни банкира, ни президента, ни своего, ни чужого,— и наступило самое благодатное время для шаромыжников, любителей "лёгкого законного обогащения". И только их "труд" хоть как-то ценит общество.

"Подсуетился и на шару достал..."— всё ещё наивысшая похвала, как когда-то "Победитель социалистического соревнования". Дядя Ваня, вырастивший в саду вишни для части населения всё ещё остаётся куркулём, для остальных — придурком-идеалистом, а какой-нибудь Тимур с его командой, обнёсший втихаря вишнёвый сад (а по-современному: "на шару" купивший оптом партию гнилой вишни) — героем нашего времени.

И как дружно пел счастливый советский народ:
"Когда страна быть прикажет героем, У нас героем становится любой!"

© 1993, Наталия Зубарь

Опубликовано: декабрь 1993 - «Копилка», июль 1994 - региональное приложение к «Аргументам и Фактам» (оба - Харьков)







Поділитися:
http://maidan.org.ua/static/mai/1302061526.html

Увага!!! Сайт "Майдан" надає всім, хто згадується у розділі "Статті", можливість розмістити свій коментар чи спростування, за умови належного підтвердження особи. Будь ласка, пишіть нам на news@maidanua.org і вказуйте гіперлінк (URL) новини, на яку ви посилаєтся.

REDTRAM

Завантаження ...

(Copyleft) maidan.org.ua, 2001-2012
!!! Копілефт передбачає вільне розповсюдження із збереженням автури !!!
сайт розповсюджується згідно з ліцензією GNU для документації - переклад ліцензії українською